МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«Мы вместе»
(«Психологическая коррекция»)
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Составитель:
педагог-психолог
Асмус Е.О.
Ирбит, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Мы вместе»
(«Психологическая коррекция») разработана в соответствии с:
• Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1599);
• учебного плана МАОУ «Школа № 5 им. И.О.Родобольского»
Цель программы – развитие познавательных процессов (памяти,
внимания, восприятия, мышления) обучающихся с интеллектуальными
нарушениями с целью коррекции отклонений в их развитии и/или ослабление
недостатков в психическом и физическом развитии, а также гармонизация
личности и межличностных отношений учащихся и формирование навыков
адекватного поведения.
Данные занятия способствуют развитию познавательных психических
процессов ребёнка. Выработке коммуникативных навыков, необходимых для
успешной социализации.
Основные задачи реализации коррекционно-развивающего курса «Мы
вместе» («Психологическая коррекция»):
•
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
•
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
•
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
«Мы вместе» («Психологическая коррекция»)
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) коррекционно-развивающий курс «Мы
вместе» («Психологическая коррекция») в школе является важным звеном в
общей системе коррекционной работы. В программе предусмотрен специальный
набор игр и упражнений, направленный на развитие познавательной сферы
обучающихся, набор этюдов и игр, направленный на развитие эмоциональноличностной и коммуникативной сфер воспитанников. Таким образом в ходе
реализации программы происходит комплексное воздействие на личность
обучающихся, что создает предпосылки для лучшей социализации обучающихся.
Рабочая программа коррекционного курса состоит из следующих разделов:
•
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия.
•
Коррекция когнитивных процессов.
•
Развитие эмоционально-личностной сферы.
•
Развитие эмоционально-волевой сферы.
•
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.
•
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая
себя и других".
•
Коррекция
и
развитие
эмоционально-личностной
сферы
"Профессиональное самоопределение».
•
Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть
собой».
Место коррекционно-развивающего курса «Мы вместе»
(«Психологическая коррекция») в учебном плане
Коррекционно-развивающий курс «Мы вместе» («Психологическая
коррекция») входит в образовательную область: «коррекционно-развивающие
занятия».
Сроки реализации программы: 5лет (5-9 класс);
Кол-во часов на изучение предмета в неделю: 1 час
5 - 9 класс - 34 часов в год (1 часа в неделю) 34 учебные недели;
Продолжительность занятий – 40 мин.
Планируемые личностные и предметные результаты освоения
коррекционно-развивающего курса
«Мы вместе» («Психологическая коррекция»)
Оценка
эффективности
коррекционно-развивающей
программы
осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения.
Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы,
промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе:
в познавательной сфере:
•
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
•
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
•
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
•
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
•
читать; писать; выполнять арифметические действия;
•
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
•
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
в коммуникативной сфере:
•
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
•
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
•
обращаться за помощью и принимать помощь;
•
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
•
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими;
•
ориентироваться в спектре профессий;
•
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям:
в эмоционально-волевой сфере:
•
•
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого
себя;
•
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
•
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Содержание коррекционно-развивающего курса
«Мы вместе» («Психологическая коррекция»)
Программа состоит из шести взаимосвязанных этапов:
•
Диагностика познавательной сферы и эмоционального
восприятия.
Включает в себя диагностику интеллектуального и психоэмоционального
развития, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), уровень включенности в общегрупповую деятельность.
•
Коррекция когнитивных процессов.
Развитие внимания, памяти, мышления. Приобретение знаний об
окружающей действительности, способствующих улучшению социальных
навыков. Формирование умения правильно и последовательно излагать свои
мысли, соблюдая правила построения сообщения. Становление понятийного
аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и
обобщения. Расширение словарного запаса. Развитие внутреннего плана
действий. Развитие пространственного восприятия и воображения.
•
Развитие эмоционально-личностной сферы.
Приёмы психической саморегуляции. Обучение основам саморегуляции.
Ориентировка в эмоциональных состояниях. Идентификация чувств.
Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные
состояния. Воспитание чувства ответственности и долга. Знакомство с понятием
«стресс», «вредные привычки». Воспитание навыков культурного поведения.
•
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Формирование понятия о том, что все люди разные и имеют свой характер.
Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социальноприемлемых норм поведения. Формирование умения определять личностные
черты других людей.
•
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.
Формирование осознания самого себя и определения своего внутреннего
мира. Формирование умения определить личностные черты других людей.
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения. Знакомство с
принципами хорошего слушания. Расширение представлений о способах
самоанализа. Отстаивание своей точки зрения и аргументации.
•
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы
"Профессиональное самоопределение».
Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию.
Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Учет медицинских
противопоказаний при выборе профессии. Личностные особенности и выбор
профессии. Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию.
Актуализация знаний о способах и путях получения профессии. Формирование и
развитие навыков самопознания. Обобщение знаний о профессиональном
самоопределении.
Критерии и нормы оценки достижений
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего
коррекционно-педагогического процесса.
Оценка эффективности психокоррекционных воздействий определяется
при повторном обследовании детей в конце года с помощью следующих
диагностических методик:
Диагностика
познавательной
и
эмоционально-волевой
сферы.
Используемые методики:
• «Тревожность» (Экспресс – методика выявления тревожности у
пятиклассников в период адаптации);
• «Агрессия» (проективная методика «Кактус»).
• «10 слов» (исследование памяти);
• «Исключение лишнего» (исследование мышления);
• «Методика Пьерона-Рузера» (исследование внимания);
• «Мотивация учения» методика Н.Г. Лускановой;
• «Самооценка» (Методика Демо-Рубинштейна);
• Дифференциально - диагностический опросник. Методика предназначена
для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией
типов профессий Е. А. Климова. (для 8 – 9 классов)
Тематическое планирование 5 класс
1 час в неделю, всего – 34 часов
№п/п
1
2
3
4
Тема урока
Диагностика познавательной сферы и эмоционального
восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие
произвольности психических процессов.
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций.
Развитие внутреннего плана действий"
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания"
"Коррекция и развитие восприятия и воображения".
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
"Учимся видеть друг друга"
"Этот странный взрослый мир"
"Фантазия характеров"
"Умение владеть собой"
«Культура общения»
Повторное тестирование
Итого
Кол-во
часов
3
12
3
3
3
3
16
3
3
3
3
4
3
34
Тематическое планирование 6 класс
1 час в неделю, всего – 34 часов
№ п/п
Тема урока
1
Диагностика познавательной сферы и эмоционального
восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций.
Развитие внутреннего плана действий"
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".
"Коррекция и развитие восприятия и воображения".
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
"Палитра характеров".
"Что такое воля"
"Умение владеть собой "
«Что такое общение. Культура общения.»
«Умение сотрудничать»
Повторная диагностика познавательной сферы и
эмоционального восприятия
Итого
2
3
4
Тематическое планирование 7 класс
Кол-во
часов
3
12
3
3
3
3
16
3
3
3
3
4
3
34
1 час в неделю, всего – 34 часов
№ п/п
Тема урока
1
Диагностика познавательной сферы и эмоционального
восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности
психических процессов".
"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие
внутреннего плана действий"
"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".
"Коррекция восприятия".
"Релаксация - напряжение"
"Развитие рефлексивных навыков"
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных
умений
Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой
я и какие другие"
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
Расширение представлений о способах самоанализа "Какое
решение верно"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"
"Стили общения"
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра
"Путешествие на воздушном шаре".
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков
неконфликтного поведения.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
"Умение владеть собой "
«Что такое общение. Культура общения.»
«Умение сотрудничать»
Повторное тестирование
Итого
2
3
4
5
Кол-во
часов
3
13
2
2
2
2
3
2
9
1
1
1
1
1
1
1
2
6
2
2
2
3
34
Тематическое планирование 8 класс
1 час в неделю, всего – 34 часов
№ п/п
1
2
Тема урока
Диагностика познавательной сферы и эмоционального
восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
"Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций.
Развитие внутреннего плана действий"
Кол-во
часов
3
8
2
2
3
4
5
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".
"Коррекция и развитие восприятия".
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения
"Познавая себя и других"
"Я - это я! Знаю ли я себя"
"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои
дела?
"Я и Ты. Чем мы похожи".
"Кто твой настоящий друг"
" Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции
"Поведение и культура"
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных
умений
Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой
я и какие другие"
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"
Устранение барьеров общения "Я + Ты"
"Стили общения"
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков
неконфликтного поведения.
Повторная диагностика
Итого
2
2
12
2
2
2
2
2
2
8
2
1
1
1
1
1
1
3
34
Тематическое планирование 9 класс
1 час в неделю, всего – 34 часов
№ п/п
1
2
Тема урока
Диагностика профессионального самоопределения и
эмоциональной сферы
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных
умений
Структура общения и его виды
Вербальное и невербальное общение.
Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
Колво
часов
3
10
2
2
2
3
4
5
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"
Конфликты в общении и пути их разрешения.
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы
"Профессиональное самоопределение»
Волшебный мир профессий. Классификация профессий.
Ошибки в выборе профессий
Мои профессиональные интересы и склонности. Учет
медицинских противопоказаний при выборе профессии.
Пути получении профессии
Портрет подходящей профессии
Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь
владеть собой»
Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях
Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля
кинезиологическими методами.
Как подготовиться к итоговой контрольной работе или
экзамену.
Отработка навыков неконфликтного поведения.
Обобщающее занятие. «Карта моей будущей жизни»
Повторная диагностика
Итого
2
2
15
3
3
3
3
3
5
1
1
1
1
1
1
34
Материально – техническое обеспечение
коррекционно-развивающего курса
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных
связей требуется специально организованная предметно-пространственная
развивающая среда:
•
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития
сенсорно-моторных функций (балансиры, сенсорные мячики);
•
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный
инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и
гладкие);
•
оборудование для музыкального сопровождения занятий (для
релаксации и для физминуток, сборники медитаций);
•
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные
игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные
листы формата А 4, акварельные краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки
для воды, пластилин, восковые карандаши, фольга);
•
иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания
ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;
•
мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в
соответствии с тематикой занятий;
•
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки
цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
•
комплекты раздаточных
сюжетных картинок, фотографий.
пособий,
дидактических
Интернет - ресурсы:
1.
Инфоурок. Ы1р5://|п^оигок.ги/
2.
Учи.ру Ы1р5://исЫ.ги/
3.
Интерактивное учебное пособие по ФГОС(диски)
4.
Мерсибо ИПр5://тег5|Ьо.ги/
5.
Российская электронная школа РЭШ Ы1р5://ге5И.еди.ги
6.
1еагшпдАрр8.огд Ы1р5://1еагпт§арр5.ог§/
природы,
материалов,