Из века в век библиотека являлась для человека священным хранилищем знаний, которые были собраны в книгах. Доступ к этим хранилищам был открыт не для всех. Сейчас, с развитием информационных технологий и возникновению глобальной сети Интернет, появилась возможность иметь доступ к мировым информационным ресурсам, а библиотеки стали не просто хранителями книг, а информационными системами, которые создают определённые информационно-библиотечные ресурсы, такие как: текстовые документы (энциклопедии, справочники, учебная и художественная литература); электронные материалы (каталоги, базы данных, электронные энциклопедии, справочники, списки и др.). В связи с этим в школе возникла потребность в преобразовании школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр (далее - БИЦ).
Сегодня БИЦ функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки. Компьютеризация позволила раздвинуть рамки источников информации на различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. БИЦ – это тот вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время доступен и необходим каждому образовательному учреждению. Он является важнейшим информационным и культурно-образовательным центром школьного социума, так как от уровня библиотечно-информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования.
Основные функции БИЦ
1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции развития школы, сетевого сообщества.
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся всех школ, входящих в сетевое сообщество.
Основными направлениями деятельности БИЦ являются:
1. обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
2. привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
3. привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
4. привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников;
5. внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий;
6. расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий.