РП Дополнительная образовательная программа "Школьный театр"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности школьного театра «Театральная
мастерская» составлена в соответствии с ФГОС ООО, ФООП ООО и на основе
Примерной программы курса внеурочной деятельности «Театральное
искусство» для учащихся 5-9 классов с учетом учебнометодические пособия:
В.Г.Григорьева, П.В.Степанова методический конструктор «Внеурочная
деятельность школьников» пособие для учителей, А.П.Ершова «Театральная
педагогика», А.П.Ершова, В.М.Букатов «Театральные подмостки школьной
дидактики», Р.Ганелин Программа обучения детей основам сценического
искусства Школьный театр.
Актуальность. Данная программа направлена на создание условий для
развития творческой личности и создание условий для её самореализации.
Занятия театральной деятельностью не только развивают психические функции
личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую
универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в
любой области. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры
дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально
положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут
практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной
проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация) способствует
внешней и внутренней социализации ребенка, т.е. помогает ему легко входить в
коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю,
целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного
взаимодействия с социальной средой:
• пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием
и более осмысленно;
• активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности
ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального
оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой
атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка
внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где
каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и

тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого
ребёнка. Этим и объясняется разработка программы внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью программы является деятельностный
подход к воспитанию, образованию, развитию ребёнка средствами театра, т.е.
ребёнок на всех уровнях – от первого года обучения к пятому – становится
вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с
одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой
(на более высоких ступенях) – художника, композитора, режиссёра, автора
спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль
художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности,
выявления своего собственного отношения, а значит, внутренней свободы
открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей
всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью
лежит на плечах педагога режиссёра, который на всех его этапах является
соавтором, сотворцом ребёнка.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие
личности, включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс
программы включены занятия по сценическому движению, пантомиме.
Программа предполагает изучение истории мирового театра.
В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе
создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого
навыка.
Цель: Создание условий для гармоничного развития ребенка,
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского
творчества, сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и
самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.
●
●
●
●
●
●

Задачи:
формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и
малыми социальными группами;
развитие эмоциональной сферы ребенка,
воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и
дальнего окружения;
формирование интереса к театру как средству познания жизни, •
духовному обогащению;
развитие творческих способностей.
создание
благоприятной
эмоциональной
атмосферы
общения
обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти
себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость

ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуре.

●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

●
●
●
●
●
●

Планируемы результаты освоения программы.
Личностные результаты освоения курса:
идентифицируют себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различают основные нравственно-этические понятия;
соотносят поступок с моральной нормой;
оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил
правильно и др.);
оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивируют свои действия;
выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с
правилами поведения;
проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность, сопереживание, сочувствие, помощь и др;
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют
внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения;
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки
зрения;
считаются с мнением другого человека;
проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие
к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность
необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(«убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом
возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной
(неуспешной) деятельности;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

● оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечая
на вопрос «что я не знаю и не умею?»), находят ошибки, устанавливают их
причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
● пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
● понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
● проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах,
чтении по ролям.
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями
речевого этикета;
составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику
повествования, приводят убедительные доказательства;
уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий
проект, импровизировать; работать в группе, в коллективе; выступать
перед публикой, зрителями.

Предметные.
Учащиеся будут знать:
● правила поведения зрителя, этикету в театре до, во время и после
спектакля;
● виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,
трагедия; и т.д.);
● чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

● наизусть стихотворения русских авторов.
●
●
●
●
●
●
●

Учащиеся будут уметь:
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных
позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную
тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между
сказочными героями.
Возраст учащихся: 11-15.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Режим занятий: по 40 минут один раз в неделю.
Форма обучения: очная.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
5-9 класс
Количество часов

№ п/п Название раздела,
темы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие

1

-

1

Устный опрос

2

Театр как вид
искусства

3

2

1

Практическая работа

3

Актерская грамота,
Сценическое
искусство

5

1

4

Практическая работа

4

Художественное
чтение.

3

1

2

Практическая работа

5

Сценическое
движение

3

3

Практическая работа

6

Театральная игра

2

-

2

Практическая работа

7

Поход в театр

1

-

1

Практическая работа

8

Работа над пьесой

3

1

2

Практическая работа

9

Репетиционный
период (постановка
мини-спектаклей)

5

-

5

Практическая работа

10

Театральный
калейдоскоп

5

-

5

Практическая работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Понимание целей и задач кружка, знание правил поведения,
осознание важности командной работы.
Практика: Активное участие в играх на знакомство, обсуждение ожиданий,
выполнение упражнений на внимание и воображение.
Раздел 2. Театр как вид искусства.
Теория: Понимание определения театра, основных этапов истории,
жанров, профессий.
Практика: Просмотр видеофрагментов, обсуждение, работа с
иллюстрациями, викторины на знание терминов и истории.
Раздел 3. Актерская грамота, Сценическое искусство.
Теория: Понимание важности развития внимания, воображения, памяти
для актера. Знание основных элементов сценической речи. Понимание
принципов сценического движения. Знание основ работы над этюдом.
Практика: Регулярное выполнение упражнений на развитие внимания,
воображения, памяти, речи, пластики. Постановка и импровизация этюдов.
Раздел 4. Художественное чтение.
Теория: Понимание важности правильного дыхания, знание правил
артикуляции, понимание роли интонации, умение анализировать текст.
Практика: Выполнение упражнений на развитие дыхания, артикуляции.
Чтение стихотворений, прозы, пьес с акцентом на интонации. Чтение по ролям
Раздел 5. Сценическое движение.
Теория: Знание основных положений тела, принципов перемещения, жестов,
роли пластики.
Практика: Выполнение упражнений на разогрев, растяжку, отработку
положений и перемещений. Этюды на передачу эмоций движением.
Импровизация под музыку.
Раздел 6. Театральная игра.
Теория: Понимание важности коммуникации, спонтанности, знание
правил импровизации.
Практика: Активное участие в играх на внимание, воображение,
коммуникацию. Импровизация на заданные темы.
Раздел 7. Поход в театр.
Теория: Знание правил поведения в театре. Понимание элементов
спектакля. Умение анализировать спектакль.
Практика: Посещение спектакля, активное наблюдение, участие в
обсуждении. Написание рецензий (по желанию).

Раздел 8. Работа над пьесой.
Теория: Умение читать и анализировать пьесу, понимать ее элементы.
Умение выявлять задачи персонажей.
Практика: Чтение пьесы по ролям, обсуждение, анализ, распределение
ролей, работа над текстом.
Раздел 9. Репетиционный период (постановка мини-спектаклей).
Теория: Понимание процесса создания спектакля, ролей участников
постановочной группы, принципов создания образа.
Практика: Регулярные репетиции, работа над характером, участие в
создании мизансцен, работа с реквизитом, участие в технических репетициях,
показ спектакля зрителям.
Раздел 10. Театральный калейдоскоп.
Теория: разнообразие заданий на занятии, как бы "перемешивание"
элементов актерского мастерства, речи, движения, импровизации.
Практика: Включение в занятие коротких блоков упражнений из разных
дисциплин (например, разминка-игра, затем скороговорки, затем этюд на
эмоцию, затем работа с текстом), быстрая смена задач, поощрение импровизации
и обсуждение в конце.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
●
●
●
●
●

Формы занятий:
Практические занятия: Основная форма, направленная на отработку
конкретных навыков.
Игры и тренинги: Для развития внимания, воображения, памяти,
коммуникативных навыков.
Этюды: Небольшие сценки для отработки актерской техники и
взаимодействия.
Дискуссии и обсуждения: Для анализа и осмысления теоретических
понятий и практического опыта.
Мастер-классы: Приглашение профессиональных актеров или режиссеров
(при возможности).

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса,
дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Приемы:
● Показ и объяснение: Демонстрация правильного выполнения упражнений
и объяснение теоретических понятий.
● Имитация: Повторение упражнений и этюдов за руководителем.
● Самостоятельная работа: Выполнение упражнений и этюдов в парах или
группах.
● Обратная связь: Комментирование и анализ выступлений участников,
указание на ошибки и сильные стороны.
● Поощрение: Поддержка и похвала за успехи.
●
●
●
●

Методы:
Игровой метод: Использование игр для разминки, развития внимания,
воображения и коммуникативных навыков.
Метод этюдов: Создание и отработка небольших сценок для развития
актерской техники.
Метод анализа: Разбор выступлений участников, выявление сильных и
слабых сторон, поиск путей улучшения.
Метод проблемного обучения: Постановка перед участниками творческих
задач, требующих самостоятельного решения.

Дидактический материал:
● Карточки с заданиями для этюдов.
● Тексты пьес и инсценировок.

● Аудио- и видеоматериалы с примерами актерской игры.
Техническое оснащение:
● Музыкальный центр/компьютер с колонками (для музыкального
сопровождения упражнений и этюдов).
● Зеркала (для занятий по сценическому движению).
● Реквизит (различные предметы, которые могут понадобиться для этюдов).
●
●
●
●
●

Формы подведения итогов:
Показ этюдов: Демонстрация результатов работы над этюдами перед
другими участниками кружка.
Самоанализ: Оценка участниками своих успехов и неудач в процессе
работы над упражнениями и этюдами.
Взаимооценка: Оценка участниками работы друг друга с целью обмена
опытом и выявления сильных и слабых сторон.
Тестирование (необязательно): Проведение небольшого теста для
проверки усвоения теоретических знаний (например, знание основных
понятий актерского мастерства).
Открытое занятие: Проведение открытого занятия для родителей или
других зрителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ганелин, Р. Программа обучения детей основам сценического искусства
[Электронный ресурс] / Р. Ганелин // Школьный театр. – URL:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
2. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы / И.А.
Генералов // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных, А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства» [Электронный ресурс] / А.А. Похмельных. – URL:
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. Григорьева, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор [Электронный ресурс]: пособие для учителей / Д.В.
Григорьева,
П.В.
Степанова.
–
URL:
https://studfiles.net/download.php?id=1622320&code=7183c36b615847f22c9c
f865281083d8
5. Ершова, А.П. Театральные подмостки школьной дидактики / А.П. Ершова,
В.М. Букатов // История социоигровой педагогики, драмогерменевтика. –
(Информацию о месте издания и издательстве необходимо уточнить).
6. Ершова, А.П. Театральная педагогика [Электронный ресурс] / А.П.
Ершова. – URL: izumzum.ru›health…ershovateatralenaya-pedagogika…
7. Театральная педагогика [Электронный ресурс] // Театральная библиотека:
пьесы, книги. – URL: biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское
мастерство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».