ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
дополнительная
образовательная
программа
имеет
художественную направленность и ориентирована на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов, предусмотренных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
(ФГОС НОО) и Федеральной образовательной программой начального общего
образования (ФООП НОО). Программа способствует формированию
эстетического вкуса, развитию творческих способностей, художественной
культуры и освоению основ изобразительного искусства, необходимых для
успешной социализации и самореализации учащихся 3-4 классов.
Программа
внеурочной
деятельности
изостудии
«Мастерская
«Творчество»» составлена в соответствии с ФГОС ООО, ФООП ООО и на основе
Примерной программы внеурочной деятельности по курсу «Волшебный
карандаш» Л. П. Уткиной.
Актуальность. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО и
ФООП НОО в части формирования универсальных учебных действий (УУД), а
также развития эстетического восприятия мира и способности к творческому
самовыражению. В условиях современной информационно-насыщенной среды
программа способствует развитию визуальной грамотности, критического
мышления и умения ориентироваться в мире искусства.
Педагогическая целесообразность. Программа разработана с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей учащихся 3-4 классов, их
образовательных потребностей и интересов. Содержание программы
обеспечивает преемственность с начальным общим образованием и создает
условия для успешного перехода к освоению предметной области "Искусство"
в основной школе. Программа ориентирована на создание благоприятной
образовательной среды, способствующей развитию индивидуальных
способностей каждого ребенка, формированию его позитивной самооценки и
уверенности в себе.
Цель. Формирование у учащихся 3-4 классов основ художественной
культуры, развитие творческих способностей и эстетического вкуса в
соответствии с требованиями.
Задачи:
Личностные:
● Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
● Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
процессе творческой деятельности.
● Формирование позитивной самооценки и уверенности в своих творческих
способностях.
Метапредметные:
● Развитие познавательных УУД (умение наблюдать, анализировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи).
● Развитие регулятивных УУД (умение планировать свою деятельность,
контролировать и оценивать свои результаты, вносить коррективы в
процесс работы).
● Развитие коммуникативных УУД (умение выражать свои мысли и
чувства в устной и письменной форме, слушать и понимать других,
участвовать в дискуссиях).
Предметные:
● Ознакомление с основными видами и жанрами изобразительного
искусства.
● Освоение основ изобразительной грамоты (линия, тон, цвет, композиция,
перспектива).
● Формирование навыков работы с различными художественными
материалами и техниками.
● Развитие навыков рисования с натуры, по памяти и по воображению.
● Ознакомление с элементами декоративно-прикладного искусства.
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год
Режим занятий: по 40 минут два дня в неделю
Форма обучения: очная
Форма подведения итогов: итоговая оценка результатов освоения
дополнительной образовательной программы осуществляется в форме
творческой аттестационной работы и выставки рисунков, которые позволяют
оценить уровень сформированности личностных, метапредметных и
предметных
результатов,
предусмотренных
программой.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
3-4 класс
№ п/п
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
Теория
Практик
а
Формы
аттестации/контроля
Раздел 1: Вводные 6
занятия и
основые
1
Вводное занятие.
Знакомство, игры
на знакомство.
1
Устный опрос
2
Безопасность и
материалы
1
Устный опрос
3-4
Орнамент.
Композиция на
плоскости
1
1
Устный
опрос/Практическая
работа
5-6
Тон и объем.
Гризайль.
1
1
Практическая работа
1
1
Практическая работа
Раздел 2.
Наблюдение и
рисование с
натуры
13
7-8
Зарисовка осенних
листьев
9
Листья и веточки
1
Практическая работа
10-11
Деревья (пленэр)
2
Практическая работа
12-13
Растения в цвете
(акварель)
2
Практическая работа
14-15
Натюрморт из 3
предметов
(карандаш)
1
Практическая работа
16-17
Осенний
2
Практическая работа
1
натюрморт
18-19
Натюрморт
(гризайль)
Раздел 3:Цвет и
эмоции
2
Практическая работа
19
20-21
Холодные цвета.
Стихия – вода
2
Практическая работа
22-23
Теплые цвета.
Стихия – огонь
2
Практическая работа
24-25
Основные и
дополнительные
цвета
1
Практическая работа
26-27
Небо в искусстве
2
Практическая работа
28-29
«Дворец Снежной
королевы»
2
Практическая работа
30-31
Портрет мамы
2
Практическая работа
32-33
Цветы зимы
1
Практическая работа
34-35
Мир вокруг нас
2
Практическая работа
36-37
Рисование по
методу ассоциаций
1
Практическая работа
38
Гармония теплых и
холодных цветов
1
Практическая работа
1
1
1
Раздел 4: Графика 13
и композиция
39-40
Линия, штрих, тон,
точка.
1
1
Практическая работа
41-42
Трансформация
плоскости в объем
1
1
Практическая работа
43-44
Природная форма
– лист
1
1
Практическая работа
45-46
Осенние листья
2
Практическая работа
47-48
Село родное
2
Практическая работа
49
Терема
1
Практическая работа
50-51
«Прогулка по
зимнему саду»
2
Практическая работа
Раздел 5:
Творческие
техники и
проекты
10
52
Волшебные нитки
1
Практическая работа
53
Кляксография и
выдувание
1
Практическая работа
54-55
Монотипия
1
Практическая работа
56-57
Открытка –
поздравление
«Защитникам
Отечества»
2
Практическая работа
58-59
Открытка –
поздравление «8
марта –мамин
праздник»
2
Практическая работа
60-61
Здравствуй,
праздник Новый
год!»
2
Практическая работа
Раздел 6:
Организация и
обсуждение
выставки детских
работ
1
5
62-64
Творческая
аттестационная
работа
3
Практическая работа
65
Выставка рисунков
(оформление)
1
Практическая работа
66
Выставка
рисунков.
Подведение итогов
1
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Учебный план разработан для формирования у учащихся основ
изобразительной грамотности, развития художественного вкуса и раскрытия
творческого потенциала. Он обеспечивает изучение разнообразных техник и
материалов, а также способствует развитию наблюдательности, воображения и
умения выражать свои мысли и чувства через искусство. Содержание учебного
(тематического) плана включает в себя следующие разделы и темы:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
3-4 класс
Раздел 1: Вводные занятия и основы
Теория: Знакомство с миром изобразительного искусства. Основные
понятия: линия, тон, цвет, форма, композиция. Правила безопасной работы с
художественными материалами.
Практика: Выполнение упражнений на освоение основных элементов
изобразительной грамоты (линии, штрихи, тоновая растяжка). Создание простых
орнаментов и композиций.
Раздел 2: Наблюдение и рисование с натуры
Теория: Что такое натура. Значение наблюдения в изобразительном
искусстве. Передача формы, пропорций, цвета и фактуры предметов при
рисовании с натуры.
Практика: Изображение с натуры осенних листьев, веток, деревьев,
растений и натюрмортов с использованием различных графических и
живописных материалов.
Раздел 3: Цвет и эмоции
Теория: Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.
Цветовой круг. Использование цвета для передачи настроения и эмоций.
Практика: Выполнение упражнений на смешивание цветов. Создание
живописных работ с использованием различных цветовых гамм для передачи
настроения и эмоций.
Раздел 4: Графика и композиция
Теория: Что такое графика. Виды графических материалов. Композиция и
ее основные принципы (ритм, равновесие, контраст). Перспектива (упрощенно).
Практика: Создание графических работ (натюрморты, пейзажи) с
использованием различных графических материалов и техник.
Раздел 5: Творческие техники и проекты
Теория: Знакомство с различными нетрадиционными техниками
рисования (кляксография, выдувание, рисование нитью, монотипия). Основные
этапы создания творческого проекта.
Практика: Создание работ с использованием нетрадиционных техник
рисования. Разработка и реализация индивидуальных творческих проектов
(открытки, композиции на свободную тему).
Раздел 6: Организация и обсуждение выставки детских работ
Теория: Организация выставки детских работ как кульминации
творческого процесса
Практика: Педагог выполняет аттестационную работу, проводит занятия,
отбирает работы, оформляет выставку и подводит итоги, стимулируя
дальнейшее творчество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
●
●
●
●
●
●
Личностные результаты:
эмоционально-ценностное отношение к миру искусства, осознание его
роли в жизни человека и общества;
активное проявление интереса к различным видам изобразительного
искусства и художественным техникам;
проявление инициативы и самостоятельности в творческой деятельности,
умение находить оригинальные решения и выражать свою
индивидуальность;
формирование позитивной самооценки и уверенности в своих творческих
способностях;
умение сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками в процессе
творческой деятельности, проявлять уважение к чужому мнению;
развитие чувства прекрасного, умения видеть и ценить красоту в
окружающем мире и произведениях искусства.
Метапредметные результаты:
● развитие навыков планирования, организации и контроля
деятельности в процессе создания художественных работ;
своей
● умение самостоятельно находить, анализировать и использовать
информацию из различных источников для реализации творческих
замыслов;
● приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности, умение
разрабатывать и реализовывать собственные творческие проекты;
● развитие критического мышления и способности к рефлексии, умение
оценивать результаты своей работы и работы других учащихся;
● формирование умения эффективно общаться и сотрудничать в группе,
представлять и защищать свои идеи;
● умение использовать полученные знания и навыки в различных
жизненных ситуациях.
●
●
●
●
●
●
●
Предметные результаты:
различать основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет,
натюрморт) и понимать их особенности;
использовать различные художественные материалы и техники (графика,
живопись, аппликация, коллаж) для создания выразительных образов;
знать и применять основные правила композиции, перспективы и
цветоведения в своей творческой деятельности;
уметь передавать объем и фактуру предметов с помощью светотени и
различных техник штриховки и растушевки;
использовать цвет для создания настроения и передачи эмоций в своих
работах;
создавать оригинальные творческие работы на основе собственных
замыслов и наблюдений за окружающим миром;
уметь организовывать выставки и презентации своих работ, представлять
и защищать свои творческие проекты.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Аттестация в изостудии для 3-4 класса ориентирована на оценку
практических навыков и творческого развития учащихся, полученных в ходе
освоения программы. Учитывается не только техническое исполнение, но и
проявление индивидуальности, фантазии и умение выражать свои мысли и
чувства через искусство.
Текущий контроль:
Форма: Практическая работа по итогам каждого занятия, темы или блока.
Цель: Выявление уровня освоения материала, понимания основных
понятий и техник, а также развитие творческих способностей.
●
●
●
●
●
Критерии оценки:
Понимание и применение изученных теоретических знаний.
Техническое качество исполнения работы (аккуратность, владение
материалами).
Выразительность и оригинальность созданного образа.
Самостоятельность в выполнении задания.
Активность и заинтересованность в процессе работы.
Промежуточный контроль (по итогам полугодия/года):
Форма: Выставка детских работ и итоговый творческий проект.
Цель: Оценка общего уровня развития художественных навыков,
творческих способностей и умения применять полученные знания на практике.
●
●
●
●
●
●
Критерии оценки:
Качество и разнообразие представленных работ;
Уровень владения различными техниками и материалами;
Оригинальность и выразительность созданных образов;
Понимание и применение основных принципов композиции и
цветоведения;
Самостоятельность и инициативность в выборе темы и материалов для
творческого проекта;
Умение представлять и защищать свою работу.
Описание: В конце каждого полугодия/года организуется выставка
лучших работ учащихся, отобранных педагогом совместно с детьми. Каждый
учащийся представляет на выставку несколько работ, демонстрирующих его
достижения за прошедший период. В конце года учащиеся выполняют итоговый
творческий проект на свободную тему, позволяющий им проявить свою
индивидуальность и применить все полученные знания и навыки.
Оценка личностных результатов:
Оценка личностных результатов осуществляется в процессе наблюдения
за активностью учащихся на занятиях, их отношением к искусству,
взаимодействием с другими детьми и самостоятельностью в выполнении
заданий.
Критерии оценки:
● проявление интереса к занятиям и творческой деятельности;
●
●
●
●
●
активное участие в обсуждениях и выполнении заданий;
соблюдение правил поведения и норм общения в группе;
уважительное отношение к работам других учащихся;
самостоятельность и ответственность в выполнении заданий;
инициативность и творческий подход к решению задач.
Методы оценки:
● наблюдение за поведением и активностью учащихся на занятиях;
● анализ творческих работ учащихся.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка освоения программы изостудии для 3-4 класса осуществляется с
использованием следующих оценочных материалов:
1. Оценка текущих работ (по итогам занятия/темы):
●
●
●
●
●
●
Форма: Анализ выполненных практических работ.
Критерии оценки:
Понимание и применение изученных знаний: Умение применять
теоретические знания на практике, правильное использование
терминологии (например, знание основных и дополнительных цветов,
принципов композиции).
Техническое мастерство: Аккуратность и точность исполнения, владение
материалами и инструментами, умение применять различные техники
рисования.
Выразительность и оригинальность: Создание интересного и
выразительного образа, проявление индивидуальности и творческого
подхода.
Самостоятельность: Умение самостоятельно выполнять задание, находить
решения проблем и преодолевать трудности.
Композиция: Умение грамотно располагать элементы на листе, создавать
гармоничную и сбалансированную композицию.
Цветовое решение: Умение подбирать и смешивать цвета, создавать
гармоничные цветовые сочетания, передавать настроение и эмоции с
помощью цвета.
2. Оценка итоговых работ (по итогам полугодия/года):
●
●
●
●
●
●
●
Форма: Выставка творческих работ.
Критерии отбора работ для выставки:
Соответствие теме: Понимание и раскрытие заданной темы, умение
выразить ее через изобразительные средства.
Качество исполнения: Аккуратность, точность, владение материалами и
техниками.
Оригинальность и творческий подход: Нестандартное решение задачи,
проявление индивидуальности и фантазии.
Композиционное и цветовое решение: Гармоничное расположение
элементов, умелое использование цвета для создания настроения и
выразительности.
Эстетическое впечатление: Общее впечатление от работы, ее
привлекательность и выразительность.
Дополнительная форма: Защита творческого проекта (в конце года)
Ученик рассказывает о замысле, этапах работы, используемых материалах
и техниках. Отвечает на вопросы.
3. Уровни освоения программы (качественная оценка):
● Высокий уровень: Полное освоение теоретических знаний и практических
навыков, умение самостоятельно применять их в творческой деятельности,
проявление оригинальности и креативности. Работа выполнена аккуратно,
выразительно и с пониманием основных принципов изобразительного
искусства.
● Средний уровень: Освоение основных теоретических знаний и
практических навыков, умение применять их в творческой деятельности с
небольшой помощью педагога, проявление самостоятельности и интереса
к предмету. Работа выполнена достаточно аккуратно, но может содержать
незначительные ошибки или недочеты.
● Низкий уровень: Частичное освоение теоретических знаний и
практических навыков, трудности в применении их в творческой
деятельности, необходимость постоянной помощи педагога. Работа
выполнена небрежно, содержит много ошибок и недочетов, не
соответствует требованиям программы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные методы обучения в изостудии (3-4 класс):
● Словесные: Объяснение, беседа, инструктаж (для теории и заданий).
● Наглядные: Демонстрация, показ образцов, работа с натурой (для
визуального восприятия).
● Практические: Упражнения, работы, эксперименты, проекты (для
освоения техник и самовыражения).
● Игровые: Игры и творческие задания (для повышения интереса).
●
●
●
●
●
Содержательный раздел:
Общие принципы:
Принцип наглядности: Использование иллюстраций, репродукций,
образцов работ, демонстраций техник.
Принцип доступности: Учет возрастных особенностей обучающихся,
постепенное усложнение заданий.
Принцип активности: Стимулирование самостоятельности, инициативы и
творчества обучающихся.
Принцип индивидуализации: Учет индивидуальных особенностей и
потребностей каждого ребенка, создание условий для реализации его
творческого потенциала.
Принцип связи с жизнью: Использование тем и сюжетов, близких и
понятных детям, связанных с их жизненным опытом.
Описание содержания по разделам:
Раздел 1 (Вводные занятия и основы): Освоение базовых понятий (линия,
тон, орнамент), выполнение простых упражнений на развитие моторики и
координации движений руки. Акцент на создание комфортной атмосферы и
формирование положительного отношения к занятиям ИЗО.
Раздел 2 (Наблюдение и рисование с натуры): Развитие наблюдательности,
умения анализировать форму и структуру объектов, передавать их в рисунке.
Акцент на использование простых материалов (карандаш, бумага) и постепенное
усложнение заданий.
Раздел Блок 3 (Цвет и эмоции): Знакомство с основными и
дополнительными цветами, теплыми и холодными оттенками, их воздействием
на настроение. Акцент на эксперименты с цветом, использование различных
живописных техник.
Раздел 4 (Графика и композиция): Освоение основ графики, композиции,
перспективы и пропорций человеческой фигуры. Акцент на создание
выразительных графических работ, развитие умения планировать и
организовывать пространство рисунка.
Раздел 5 (Творческие техники и проекты): Знакомство с различными
нетрадиционными техниками рисования, развитие воображения и фантазии,
создание индивидуальных и групповых творческих проектов. Акцент на свободу
выбора, экспериментирование и самовыражение.
Раздел 6 (Итоговая выставка и анализ): Обобщение полученных знаний и
умений, формирование навыков самооценки и анализа работ, организация и
проведение выставки детских рисунков. Акцент на создание праздничной
атмосферы и поощрение всех участников.
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
Организационный раздел (Общий для всей программы):
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная работа (выполнение упражнений, создание рисунков и
проектов).
Парная работа (обсуждение работ, помощь друг другу).
Групповая работа (создание коллективных проектов, участие в играх и
конкурсах).
Коллективная работа (оформление выставки, организация вернисажа).
Методы обучения:
Словесные методы (беседы, объяснения, рассказы).
Наглядные методы (демонстрации, иллюстрации, репродукции).
Практические методы (упражнения, эксперименты, творческие задания).
Игровые методы (игры на развитие воображения, внимания и памяти).
Метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов,
требующих поиска нестандартных решений).
Средства обучения (общий список):
Бумага различных форматов и плотности.
Карандаши графитные и цветные.
Краски акварельные и гуашевые.
Кисти различных размеров.
Фломастеры, гелевые ручки, линеры.
Баночки для воды.
Шаблоны, трафареты.
Природные материалы (листья, ветки, семена).
● Клей, ножницы.
● Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер) - по
возможности.
Оценивание достижений планируемых результатов (общие подходы):
● Текущий контроль: Оценка выполненных работ на каждом занятии с
учетом критериев (соответствие заданию, оригинальность, аккуратность,
выразительность). Акцент на положительную обратную связь и
поддержку.
● Промежуточная аттестация: Участие в выставках и конкурсах, защита
творческих проектов. Акцент на демонстрацию достижений и развитие
уверенности в себе.
● Итоговая аттестация: Оценка портфолио, содержащего лучшие работы
обучающихся за год. Акцент на выявление динамики развития и
индивидуальных особенностей.
Формы оценивания: Наблюдение, беседа, анализ работ, самооценка,
взаимооценка.
Критерии оценивания (примеры, могут варьироваться):
● Соответствие работы теме и заданию.
● Оригинальность и творческий подход.
● Аккуратность и качество исполнения.
● Выразительность и эмоциональность.
● Использование художественных техник и материалов.
● Композиция и цветовое решение.
● Самостоятельность и инициативность.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Кабинет имеет постоянно действующую выставку работ педагога и
обучающихся.
2. Методическая и учебная литература (см. список литературы).
3. Материально-техническое обеспечение (основные средства):
доска; стол учительский, стул учительский; столы и стулья ученические; шкаф
с
наглядными
пособиями;
персональный
компьютер
(ноутбук); мультимедийный проектор.
4. В работе используется материал (средства обучения):
листы
бумаги
форматов
А4
и
А3,
цветная бумага,
краски акварель и гуашь,
цветные карандаши,
баночки-непроливайки для воды.
5. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству.
Репродукции картин.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
10
сентября
Дата
окончания
обучения
26 мая
Количеств
о учебных
недель
33
Количеств
о учебных
дней
66
Количеств Режим
о учебных занятий
часов
66
2 раза в
неделю по
1 часу
(40 мин.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.,1985г.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания. – М.,1987г.
6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве. – М.,1983г.
8. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
9. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост.
В.С.Кузин.
10.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
11.Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
12.Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
13.Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
14.Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
15.Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
16.Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
17.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи».
18.«Белый город». 2006г. Журнал «Начальная школа»
19.«Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»
20.В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл.
«Дрофа».2004г.