РП Дополнительная образовательная программа "Музейное дело"

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная
программа «Музейное дело»
составлена для детей МАОУ «Школа №5 им. И. О. Родобольского» и
имеет социально-педагогическую направленность. Программа разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, ООП школы и программы Смирнова Д.В. «Юные
музееведы» под редакцией В.А. Горского.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и
умений обучающиеся проводят большую работу по накоплению
краеведческого материала о прошлом и настоящем своей школы, города и
области. Темы занятий взаимосвязаны между собой, предусматривают
знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в
общественной жизни школы и города.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами
1. Федеральный закон от 29.12.20012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам».
4. О деятельности музеев образовательных учреждений». Письмо
Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16, //Вестник
образования России, № 11, 2003.
Актуальность программы
Особое место в современных образовательных учреждениях России
отводится школьным музеям, которые призваны, комплексно решать
вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на
основе собранных и хранящихся экспонатов, средствами экскурсионной и
музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические
умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают
уважение и бережное отношение к историческому прошлому, реликвиям,
формируются чувства патриотизма и потребности сохранять исторические,
природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Образовательная программа «Музейное дело» предполагает организацию
деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов

к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному
исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ
музейной работы.
Цель
Создание
оптимальных условий
для развития творческой
деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению
истории родной школы, города и региона через различные формы поисковой и
музейной работы.
Задачи
активизировать
познавательную
и
исследовательскую
деятельность обучающихся;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям
народов России;
- прививать чувства любви к родному краю;
- воспитывать у обучающихся гражданственность и патриотизм;
- привлекать
внимание обучающихся к проблемам сохранения
истории и культуры родного края;
- формировать
и пополнять музейные коллекции, обеспечивать
сохранность экспонатов, учёт фонда школьного музея.
Возраст обучающихся от 11 до 15 лет.
Категория детей обучающихся по ДОП «Музейное дело»:
- дети, осваивающие образовательные программы основного общего
образования;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по
адаптированным образовательным программам.
Обоснование уровней освоения программы
Программа реализуется на ознакомительном и базовом уровнях. На
каждом этапе обучения уровень освоения программы заключается в учёте
степени сложности и объёме содержательного компонента программы. Это:
общекультурный
(ознакомительный)
уровень:
предполагает
удовлетворение познавательных интересов обучающихся, расширение
информированности в данной образовательной области, формирование
интереса, а также приобретение первоначальных умений и навыков.
общекультурный (базовый) уровень:
направлен на освоение
определённого вида творческой деятельности. Этот уровень предполагает
развитие
компетентности
в
данной
образовательной
области,
сформированности навыков на уровне практического применения.
Разделение уровней
освоения программы позволяет привести
планируемые результаты программы в соответствие с возможностями

обучающихся, создать оптимальные условия для обучения и способствовать
систематическому росту ребёнка, переходу его с одного уровня на другой.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 34 часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут для групповых и
индивидуальных занятий.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Количество обучающихся в группе: 9 -15 человек
Формы организации учебных занятий
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая,
индивидуальная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с
элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,
презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла,
участниками СВО, ветеранами педагогического труда и краеведами.
По дидактической цели: вводные и итоговые занятия, комбинированные
формы занятий, практические занятия.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская,
творческая.
Учебный план
№
1
2

Название разделов, тем

Количество часов
Всего всего теор
прак
1
1
2
2

3

Введение
Роль музеев в жизни
человека
Музеи России

4

Фонды музея

2

5

Музейная экспозиция

2

1

1

6

Духовно-нравственная
деятельность музеев

2

1

1

3

2

1
2

Форы аттестации
Устный опрос
Кроссворд
Устный опрос
Презентация
Работа в фонде
школьного музея
Работа по
созданию
экспозиции в
школьном музее
Устный опрос,
практическая

2

работа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Экскурсия

7

Военно-патриотическая
деятельность музеев

2

1

1

8

Культурнообразовательная
деятельность музеев
Краеведческая
деятельность музеев

2

1

1

2

1

1

Экспонаты школьного
музея
История школы и
школьного музея
Семейные реликвии.
Родословная
Мой дом. Мой город
Викторина «Проверь себя»
Наш музей. Подведение
итогов учебного года
Всего

2

9
10
11
12
13
14
15

4

2

2

Экскурсия

4

2

2

Сообщение

4
1
1

2

2
1
1

Презентация
Кроссворд
Обзор, экскурсия

34

16

18

Содержание учебного плана
1. Введение (1 час)
Предмет и задачи кружка. Понятия - музей, музееведение, выставка,
фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция и др. Причины и условия
возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества.
Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения.
Структура кружка, цели и задачи музейного дела в школе. Назначение музеев в
обществе как хранителей предметов прошлого и центров научноисследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев и их
особенности.
Практическая часть: ознакомление с основными понятиями и терминами
музейного дела, работа со словарём и Интернет ресурсами.
2. Роль музеев в жизни человека (2 часа)
Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление
музеев, их роль в жизни человека. Школьный музей на современном этапе
развития. Структура и деятельность краеведческого школьного музея.

Практическая часть: обсуждение прав и распределение функциональных
обязанностей юных музееведов.
3. Музеи России (3 часа)
Древнерусские собрания в храмах и монастырях. Появление первых музеев
в России. Оружейная палата Московского кремля – древнейший русский
музей. Московский кремль. Третьяковская галерея. Кунсткамера.
Государственный Эрмитаж и т.д.
Практическая часть: виртуальные видео-экскурсии по музеям России,
презентация об одном из известных отечественных музеев. Посещение
городского музея.
4. Фонды музея (2 часа)
Раскрытие понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов»,
«музейный предмет». Формирование представления о музейной
профессии «хранитель». Структура фондов. Рассказ о важности работы
хранителя в музее.
Практическая часть: работа в фонде школьного музея
5. Музейная экспозиция (2 часа)
Общая
характеристика
музейной
экспозиции,
разновидности
экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные,
тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы,
копии, тексты, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль»,
его компоненты и особенности творческой работы по его созданию.
Экспозиционно-выставочная деятельность.
Практическая часть: работа по созданию стендов.
6. Духовно-нравственная деятельность музеев (2 часа)
Организация духовно-нравственной работы. Музей как источник «живой»
культуры, которая представлена различными предметами старины,
коллекциями, историческими документами и т.д. Погружаясь в прошлое,
обучающиеся понимают важность преемственности поколений, знакомятся с
традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством.
Практическая часть: виртуальные экскурсии по основным религиозным
центрам мира.
7. Военно-патриотическая деятельность музеев (2 часа)

Организация военно-патриотической работы. Пропаганда героических
подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Учителя –
ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Школа и
город в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы (города) –
защитники Отечества, участниками СВО. Земляки – герои Великой
Отечественной войны и труда.
Практическая часть: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы
после военных лет, ветеранами Великой Отечественной войны, запись их
воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка временных
выставок, рефератов. Встречи с участниками СВО.
8. Культурно-образовательная деятельность музея (2 часа)
Организация культурно-образовательной работы. Музейная экскурсия.
Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии.
Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения
в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических
событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных
хроник). Правила поведения экскурсовода.
Практическая часть: работа в группах по написанию текста обзорной
экскурсии к экспонатам школьного музея.
9. Краеведческая деятельность музеев (2 часа)
Организация
краеведческой
работы.
Обсуждение
понятий
«краеведение», «краевед». Сформирование начальных навыков в
работе по индивидуальным краеведческим заданиям.
Практическая часть: посещение краеведческого музея г. Ирбита.
10. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и
архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном
использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практическая часть: описание по схеме музейного экспоната, составление
тематической музейной выставки.
11. История школы и школьного музея (4 часа)
Изучение истории школы. История создания школьного музея. Профиль
музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и
экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея,

исследовательская деятельность. Основные события в жизни школы. История
деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции
школьного музея. Учителя и выпускники школы. Гордость школы. Юбилеи и
традиции.
Практическая часть: поиск и обработка старых школьных фотографий и
документов. Экскурсия по школе. Рисуем школу мечты.
12. Семейные реликвии. Родословная (4 часа)
Знакомим детей с понятием «реликвия», «архив», «музейный архив».
Что такое родословная? Правила составления ближайшей родословной
моей семьи.
Практическая часть: выполнение самостоятельной творческой работы
по индивидуальным краеведческим заданиям. Обсуждение творческих
работ.
13. Мой дом. Мой город (4 часа)
Мой дом. Предметы, которые нас окружают. Как меняется предметная
сторона быта людей. Мой город (область) и его история. Знаменитые
люди города (области).
Практическая часть: творческая работа об истории города. Обзорная
экскурсия по городу - любимые с детства места.
14. Викторина «Проверь себя» (1час)
Викторина «Проверь себя».
15. Наш музей. Подведение итогов учебного года (1 час)
Наш музей. Анализ работы по сбор материала и экспонатов для музея.
Презентация юных экскурсоводов.
Проведение дополнительных
экскурсий, праздников, викторин. Подведение итогов учебного года.
Практическая часть: представление выставки в школе, награждение
активистов школьного музея.
Планируемые результаты
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента обучающиеся получат
возможность:
- развивать устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи,
труду, традициям, культуре, семье, школе, родному городу, области,
России как основополагающим ценностям;
- формировать потребность в самовыражении и самореализации через
общественно значимую деятельность.

- укреплять нравственный потенциал и потребность приумножать
лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- развивать любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за
свою страну;
- проявлять более осознанное отношение к истории, культурным и
историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой
родины.
- формировать уважение к личности и её достоинству,
доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение
к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и
труда.
- проявлять осознанное отношение к ценностям семьи, её истории,
реликвиям, традициям.
Предметные результаты:
- расширять кругозор и познавательные интересы в области
музееведения;
- формировать представление о музееведение как о науке;
- реализовывать отдельные навыки проектно-исследовательской
деятельности;
- развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета;
- развивать память, внимание, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление;
- формировать отдельные навыки оформления документов,
художественного компьютерного оформления экспозиций.
Метапредметные результаты:
- уметь работать в группе, устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- вести экскурсии, проводить анкетирование и интервьюирование.
Оценочные материалы
Формы контроля – проекты, эссе, конкурсы, сообщения, экскурсии,
викторины в игровой форме, внешкольные и школьные мероприятия,
музейные уроки, творческие работы.
Формы представления результатов: участие в выставках, конкурсах,
фестивалях, конференциях, разработка экскурсий.

Оценка полученных знаний производится после
теоретического блока в виде практических заданий.

прохождения

Методическое обеспечение
Основными видами работы по реализации программы являются:
экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в
музее, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений,
полученных в музее; встречи с музейными специалистами, оформление
детских выставок и экспозиций, тематические конкурсы, подготовка
сообщений и т.д.
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию
образовательной программы, используются:
- технология проектного обучения;
- технология коррекционно-развивающегося обучения;
- технологии сотрудничества;
- технологии воспитания;
- ИКТ технологии;
- групповые технологии.
Формы занятий: групповые и индивидуальные.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы занятия проходят в школьном музее,
оборудованном компьютером с выходом в Интернет, мультимедийным
проектором, экраном, аудиоколонками. С использованием музейных
материалов:
- архивный материал;
- статистические данные;
- фрагменты источников и документов;
- анкеты, опросники, презентации, фотографии, видео и аудиозаписи.
- дидактические игры и упражнения.
Список литературы
Список литературы для обучающихся:
1. Пантелеева Л.В. Музей и дети - М: Изд. Дом «Карапуз», 2000. - 265 с.
2. Сто великих музеев мира // авт. - сост. И.А. Ионина - М: - Вече, 2002. 520 с.
Список литературы для педагогов:
1. Авторская программа Д.В. Смирнова «Юные музееведы» из сборника
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под редакцией В.А. Горского. - М. «Просвещение», 2011
год.

2. Музееведение /Под ред. проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.:
Высшая школа,1998.
3. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Концепция,
структура, содержание/ Столяров Б.А, Бойко А.Г., Сечин А.Г. – СПб.,
2008.
4. Некрасова-Каратаева О.Л. «Детское творчество в музее» Учебное
пособие. М., 2005.
5. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий /Под
ред. Н.М. Ланковой.
М.: Гуман .изд. центр,2001.
6. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Протопопов Ю.Н. Воспитание искусством
детей и молодёжи в системе «музей – учреждение образования»
Концепция. СПб., 2007
7. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе шк. музеев:
Книга для учителя – М.: Просвещение, 2000
Интернет - ресурсы
1.http://www.museumstudy.ru– Российское музееведение. Информационнообразовательный портал
2.http://www.shpl.ru/index.phtml«Государственная
Публичная
Историческая Библиотека»; электронно-библиотечные системы (ЭБС),
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
3.http://www.rubricon.com/ – Крупнейший энциклопедический ресурс
Интернета
4. http://www.dic.academic.ru– Словари и энциклопедии на Академике
5.http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека
6.http://www.museum.ru– Российская музейная энциклопедия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.