Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О.Родобольского»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Я - Кадет»
Военно-патриотическая направленность
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 5 лет
форма обучения очная
Составитель:
Хорошилова Вера Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Ирбит, 2025 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Я - Кадет» военно-патриотической
направленности разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», Концепции патриотического воспитания граждан РФ, а также с учетом требований
ФГОС основного общего образования.
1. Актуальность программы
В современных условиях социально-экономических и геополитических изменений в обществе
как никогда остро стоит задача воспитания подрастающего поколения, способного взять на себя
ответственность за будущее страны. Формирование у молодежи высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины является приоритетным направлением
государственной политики.
Программа «Я – кадет» призвана дать ответ на вызовы времени, предлагая системный подход
к военно-патриотическому воспитанию. Она направлена не только на физическое развитие и
получение начальных военных знаний, но и на становление личности, для которой понятия «честь»,
«долг», «дисциплина», «Отечество» являются основополагающими. Через погружение в кадетскую
среду у обучающихся формируется уважение к историческому и культурному наследию России, ее
Армии и Флоту, развиваются лидерские качества, умение работать в команде и действовать в
экстремальных ситуациях.
Программа интегрирует в себе несколько аспектов: духовно-нравственный, исторический,
физический и прикладной, что обеспечивает разностороннее развитие личности кадета и
способствует его успешной социализации.
2. Цель программы:
Целенаправленное формирование всесторонне развитой, социально активной личности
патриота и гражданина России, обладающей
чувством
собственного достоинства,
дисциплинированностью, готовой к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
3. Задачи программы:
Образовательные задачи (связаны с усвоением знаний и понятий)
- Сформировать систему знаний об основных этапах и ключевых событиях военной истории России.
- Раскрыть сущность и значение основных государственных символов России (герб, флаг, гимн), их
историческую преемственность.
- Ознакомить с основными положениями Конституции РФ, касающиеся прав, свобод и обязанностей
гражданина, а также основы конституционного строя.
- Дать системные знания об основных положениях общевоинских уставов ВС РФ (Устава внутренней
службы, Устава гарнизонной и караульной служб).
- Сформировать теоретическую базу по основам безопасности военной службы и безопасного
поведения.
- Обучить алгоритмам действий и теоретическим основам оказания первой доврачебной помощи.
- Изучить теоретические основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ),
включая классификацию и поражающие факторы ОМП.
- Изучить основы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных
конфликтов.
- Раскрыть сущность и социальную опасность экстремизма и терроризма, а также основы
противодействия им.
Развивающие задачи (связаны с развитием мышления и интеллектуальных способностей)
- Сформировать навыки работы с различными источниками информации (историческими
документами, картами, специализированной литературой) для самостоятельного приобретения
знаний.
- Развивать критическое и аналитическое мышление через изучение исторических событий, анализ
тактических ситуаций и правовых казусов.
- Заложить основы для ведения исследовательской и проектной деятельности по темам, связанным с
военной историей, краеведением, безопасностью жизнедеятельности.
- Развивать понятийный аппарат и логическое мышление в сфере морально-психологических и
правовых основ военной службы.
Воспитательные задачи (связаны с формированием ценностей и личностных качеств)
- Воспитывать уважение к военной истории России и чувство гордости за славные традиции русского
и российского воинства.
- Формировать ценностное отношение к государственной символике и основному закону страны —
Конституции РФ.
- Воспитывать правосознание и гражданскую ответственность через усвоение конституционных
обязанностей и положений воинского долга.
- Сформировать внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения уставных правил как
основы воинской дисциплины и коллективного взаимодействия.
- Воспитывать нравственные принципы (честь, достоинство, долг) через освоение моральнопсихологических основ военной службы.
- Формировать нетерпимое отношение к идеям экстремизма и терроризма, воспитывая толерантность
и уважение к закону.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы «Я-Кадет»
Комплексный характер: Программа интегрирует в себе несколько взаимосвязанных
компонентов: военно-патриотический, историко-краеведческий, спортивно-оздоровительный и
социально-гуманитарный, что обеспечивает целостное воздействие на личность обучающегося.
Преемственность и ступенчатость: Программа реализуется в течение 5 лет, с постепенным
усложнением материала и практических задач от ознакомительного уровня в 5 классе до
продвинутого в 9 классе. Каждый год обучения является логическим продолжением предыдущего.
Практико-ориентированная направленность: Теоретические знания находят применение
на практике: в строевой подготовке, тактических играх, стрельбах, походах, участии в вахтах памяти
и военно-спортивных соревнованиях.
Система традиций и ритуалов: Программа предусматривает формирование кадетских
традиций (посвящение в кадеты, торжественное принятие клятвы Кадет, ритуалы, ношение
форменной одежды), что усиливает воспитательный эффект и чувство принадлежности к особому
сообществу.
Социальное партнерство: Реализация программы предполагает активное взаимодействие с
ветеранскими организациями, музеями.
Категория и возраст детей
Программа разработана для обучающихся 11–16 лет (5–9 классы общеобразовательных школ).
Данный возрастной период является наиболее сензитивным для активного формирования
гражданского самосознания, нравственных идеалов, системы ценностей и физического развития, что
полностью соответствует целям и задачам программы.
Обоснование уровней освоения программы
В связи с 5-летним сроком реализации и возрастными особенностями обучающихся
программа реализуется на трех последовательных уровнях сложности:
5-6 классы (1-2 год обучения) – Ознакомительный уровень.
Обоснование: Обучающиеся 11-12 лет адаптируются к новой социальной роли «кадета».
Акцент делается на интересе, мотивации и усвоении простейших норм и правил.
Содержание: Изучение основ истории в интерактивной форме, начальная строевая и
физическая подготовка, основы безопасности, участие в коллективных творческих и патриотических
мероприятиях. Формирование первичных представлений о долге, чести и коллективе.
7-8 классы (3-4 год обучения) – Базовый уровень.
Обоснование: Подростковый возраст (13-14 лет) характеризуется стремлением к
самоутверждению, развитием абстрактного мышления, потребностью в более глубоких знаниях.
Содержание: Системное и углубленное изучение теоретических дисциплин (уставы, история
ВС РФ, тактика). Освоение сложных строевых приемов, основ стрелковой подготовки, тактики
малых групп. Развитие лидерских качеств, ответственности за порученное дело. Активная проектная
и исследовательская деятельность.
9 класс (5 год обучения) – Продвинутый уровень.
Обоснование: Обучающиеся 15-16 лет стоят перед выбором будущей профессии. Программа
помогает осознанно подойти к выбору военной или гражданской службы.
Содержание: Закрепление и совершенствование всех полученных знаний и навыков.
Углубленное изучение вопросов обществознания, права и основ военной службы. Выполнение
индивидуальных исследовательских проектов. Профориентационная работа. Ожидается, что
выпускник программы выступает в роли наставника для младших кадет.
Сроки и продолжительность реализации программы
Срок реализации: 5 лет.
Общее количество часов: 414 часов.
Продолжительность по годам обучения:
5-8 классы: 34 учебные недели в году, 1 час в неделю. Итого: 4 года х 34 часа = 136 часов.
9 класс: 34 учебные недели в году, 0,5 часа (1 академический час) в неделю. Итого: 1 год х 17
часов = 17 часов.
Общий объем: 136 ч. + 17 ч. = 153 часа аудиторной нагрузки.
Примечание: Программа может быть дополнена практическими выездными занятиями,
полевыми выходами и сборами, которые увеличат общий объем часов.
Количество обучающихся в группе
Минимальное количество обучающихся в группе: 12 человек.
Обоснование: Меньшее количество делает нецелесообразным проведение групповых занятий,
строевой подготовки, тактических игр и создает экономическую неэффективность.
Максимальное количество обучающихся в группе: 24 человека.
Обоснование: Большее количество затрудняет реализацию индивидуально-личностного
подхода, снижает безопасность при проведении практических занятий (строевая подготовка, основы
стрельбы) и ухудшает качество усвоения материала.
Формы и режим занятий
Основная форма организации образовательного процесса: групповая.
Режим занятий:
5-8 классы: 1 занятие в неделю продолжительностью 1 академический час (40 минут).
9 класс: 1 занятие в неделю продолжительностью 0,5 академического часа (40 минут в первое
полугодие учебного года для обеспечения целостности учебного процесса).
Формы проведения занятий:
Теоретические: беседа, лекция, семинар, конференция, просмотр и обсуждение видеофильмов.
Практические: отработка навыков строевой и физической подготовки, тактические игры и
упражнения, стрельбы, туристическая практика, тренировки по оказанию первой помощи.
Внеаудиторные: экскурсии, походы, участие в церемониях, вахтах памяти, соревнованиях,
полевые выходы.
Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной программы
«Я – кадет»
План представлен для каждого года обучения (модуля).
5-8 классы: общий объем — 34 часа в год (1 час в неделю).
9 класс: общий объем — 17 часов в год (0.5 часа в неделю).
Модуль 1: «Юный кадет» (5 класс) – Ознакомительный уровень
№ п/п
Название раздела, темы
1.
Вводный блок. Знакомство с
кадетством
Что значит быть кадетом?
Кодекс чести кадета.
1.1.
1.2.
2
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
Количество часов
Всего
4
Теория
2
Практика
2
2
1
1
История кадетского движения в
России. Символика и форма.
Строевая подготовка
Строевая стойка, повороты на
месте.
Строевой шаг, повороты в
движении.
Выполнение воинского
приветствия.
Основы военной истории
России
2
1
1
8
2
2
0.5
6
1.5
4
0.5
3.5
2
1
1
8
6
2
Богатыри – защитники Земли
2
1.5
0.5
Формы
аттестации/контроля
Устный опрос
Творческая
презентация «Я –
кадет»
Викторина «Знаток
кадетских традиций»
Практический показ
приемов
Строевой смотр в
составе отделения
Практикум «Отдание
чести»
Командная викторина
по основным
сражениям
Выставка рисунков
3.2.
Русской.
Великие полководцы: А.
Невский, Д. Донской.
Отечественная война 1812 года.
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
Главные сражения Великой
Отечественной войны.
Физическая подготовка
Общеукрепляющая физическая
зарядка.
2
1.5
0.5
6
2
1
1
5
1
4.2.
Основы самостраховки и
акробатики.
4
1
3
5.
Символика Российской
Федерации
Герб, Флаг, Гимн: история и
значение.
6
4
2
3
3
-
5.2.
Ритуал подъема
Государственного флага.
3
1
2
6.
Итоговое занятие
2
0
2
2
0
2
34
15
19
3.3.
3.4.
4.
4.1.
5.1.
Строевой смотр и викторина
«Юный патриот».
ИТОГО за 5 класс:
6.1.
«Богатырская застава»
Подготовка рассказа об
одном из полководцев
Подготовка сообщения
о ключевом событии
войны
Брейн-ринг «Великая
Отечественная война»
Зачет по нормативам
Выполнение
изученного комплекса
упражнений в полном
объеме под команду.
Выполнение
контрольного
комплекса: 2 кувырка
вперед, 1 кувырок
назад, «мостик».
Тестирование
Устный опрос на
знание значения
символов, устное
исполнение первой
куплета и припева
гимна.
Тренировочное
проведение ритуала в
составе учебной
знаменной группы.
Строевой смотр и
викторина «Юный
патриот».
Модуль 2: «Кадет-спортсмен» (6 класс) – Ознакомительный уровень
№
п/п
Название раздела, темы
1.
Основы безопасности и
защиты Родины (ОБЗР)
ЧС природного и техногенного
характера.
1.1.
Количество часов
Всего
6
Теория
3
Практика
3
2
1.5
0.5
1.2.
Правила поведения в
чрезвычайных ситуациях.
2
1
1
1.3.
Основы пожарной
безопасности.
Строевая подготовка
(повторение и усложнение)
Строевые приемы в составе
отделения.
2
0.5
1.5
6
1
5
4
0.5
3.5
2.
2.1.
Формы
аттестации/контроля
Устный опрос
Устный опрос с
использованием
карточки-задания
Решение ситуационных
задач «Алгоритм
действий»
Деловая игра «Служба
спасения»
Зачет
Строевой смотр
отделения с
выполнением всех
изученных команд и
перестроений.
Выполнение приема в
составе отделения во
время итогового
занятия.
Тестирование
2.2.
Выполнение воинского
приветствия в строю.
2
0.5
1.5
3.
История Вооруженных Сил
России
Создание регулярной армии
Петром I.
8
6
2
2
1.5
0.5
3.2.
Русская армия в XVIII-XIX
веках.
2
1.5
0.5
3.3.
Армия Советского Союза.
2
1.5
0.5
3.4.
Современные Вооруженные
Силы РФ.
Физическая подготовка
(развитие)
Силовая подготовка
(отжимания, подтягивания).
2
1.5
0.5
6
2
6
3
1
2
Сдача контрольных
нормативов: отжимания на
количество раз за 1 минуту,
подтягивания на максимальное
количество раз (для
мальчиков), сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на
гимнастической скамье (для
девочек).
4.2.
Бег на короткие и средние
дистанции.
3
1
2
5.
Основы оказания первой
помощи
Виды кровотечений и способы
их остановки.
6
2
4
Сдача контрольного
норматива в беге на
1000 метров на время.
Зачет
3
1
2
5.2.
Правила наложения повязок.
3
1
2
6.
Итоговое занятие
2
0
2
2
34
0
14
2
20
3.1.
4.
4.1.
5.1.
6.1.
Военно-спортивная эстафета.
ИТОГО за 6 класс:
Устный опрос по
ключевым датам и
событиям.
Защита
подготовленных
сообщений
Викторина «Оружие
Победы».
Устный опрос по видам
и родам войск ВС РФ
Зачет по выполнению
нормативов
Решение ситуационной
задачи с практическим
показом
Практический
зачет:
наложение
одной
из
изученных
повязок
по
заданию преподавателя.
Участие в военноспортивной эстафете
Модуль 3: «Кадет-знаменосец» (7 класс) – Базовый уровень
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Название раздела, темы
Количество часов
Общевоинские уставы ВС РФ
Устав внутренней службы:
права и обязанности
военнослужащего.
Дисциплинарный устав:
поощрения и взыскания.
8
2
6
1.5
2
0.5
2
1.5
0.5
Устав гарнизонной и
караульной служб.
Строевой устав.
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
Формы
аттестации / контроля
Тестирование
Решение ситуационных
задач "Правовой
практикум"
Деловая игра
"Командирское
решение"
Письменный тест
"Несение службы"
Практический зачет
"Строевая подготовка"
Строевая подготовка с
оружием
Строевые приемы с макетами
автоматов.
Выполнение обязанностей
знаменной группы.
Тактическая подготовка
Основы ориентирования на
местности.
8
2
6
Зачет
6
1
5
Зачет
2
1
1
Зачет
6
2
2
1
4
1
3.2.
Передвижение на поле боя.
Выбор укрытий.
4
1
3
4.
Огневая подготовка
6
3
3
4.1
2
1.5
0.5
2
1
1
2
0.5
1.5
Зачет
5.
5.1.
Материальная часть АК-74.
ТТХ.
Правила стрельбы. Меры
безопасности.
Стрельба из пневматической
винтовки.
Военная топография
Условные тактические знаки.
Устный опрос
определение азимута
на 3 заданных объекта
и прохождение по
одному азимуту на
дистанцию 50 метров.
выполнение комплекса
приемов
«передвижение на поле
боя» (перебежка +
переползание + выбор
укрытия и изготовка к
стрельбе) на время.
Выполнение
норматива
Норматив по неполной
разборке-сборке
Тестирование
4
2
2
1
2
1
Тестирование
5.2.
Чтение карты. Азимут.
2
1
1
Итоговое занятие
Зачет по строевой подготовке и
тактике.
ИТОГО за 7 класс
2
2
0
0
2
2
34
15
19
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
4.2
4.3
6.
6.1.
Модуль 4: «Кадет-инструктор» (8 класс) – Базовый уровень
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
1.
Основы военной службы
8
6
2
(углубленно)
1.1.
Воинская обязанность и
2
1.5
0.5
военная служба по призыву и
контракту.
1.2.
Военно-учетные специальности 3
2
1
1.3.
Порядок поступления в
военные училища
2
1.5
0.5
1.4.
Военная присяга – клятва
1
1
0
Графический диктант:
нанесение на планшет
условных знаков по
словесному описанию
преподавателя.
определение по карте
азимутов между двумя
точками и расстояния
между ними с последующей
проверкой на местности
(если возможно).
Зачет
Формы
аттестации/контроля
Тестирование
Сравнительная таблица
с последующей
защитой
Защита мини-доклада
или устный опрос по
классификации ВУС.
Презентация-рассказ об
одном из военных
училищах России
Торжественная
воина.
2.
Современное вооружение и
экипировка Вооруженных
Сил РФ
8
5
3
2.1.
Стрелковое оружие: автомат
Калашникова (АК-12),
пулеметы, снайперские
винтовки.
Средства ближнего боя: ручные
гранаты, гранатометы (РПГ-7).
Бронетехника и артиллерия:
танки (Т-14 «Армата»), БМП,
БТР, САУ.
Современная экипировка
военнослужащего: комплект
«Ратник».
2
1
1
2
1
1
2
2
0
2
1
1
Радиационная, химическая и
биологическая защита (РХБЗ)
Средства индивидуальной
защиты (противогаз, ОЗК).
Приборы радиационной и
химической разведки.
Основы медицинской
подготовки
Первая помощь при переломах,
ожогах, обморожениях.
6
3
3
4
2
2
2
1
1
6
2
4
4
1
3
Транспортировка
пострадавшего.
2
1
1
4
3
1
2
1.5
0.5
2
1,5
0,5
2
2
0
0
2
2
34
19
15
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
Общественногосударственная подготовка
5.1.
Международное гуманитарное
право.
5.2.
Противодействие экстремизму
и терроризму.
6.
Итоговое занятие
6.1.
Защита проекта/доклада по
современным образцам
вооружения.
ИТОГО за 8 класс:
5.
реконструкция ритуала
присяги
Подготовка краткого
доклада или
презентации об одном
из образцов техники.
Тактико-технический
диктант
Практикум по мерам
безопасности
Защита проекта
«Современная военная
техника»
Круглый стол на тему
«Как экипировка
меняет современный
бой».
Тестирование
Практический
норматив
Практическая работа с
учебными приборами
Зачет
Решение ситуационных
задач с практическим
показом алгоритма
помощи
Сдача норматива по
организации
транспортировки
«пострадавшего» в
составе расчета.
Устный опрос
Письменный анализ
кейса
Создание социального
плаката.
Защита проекта
Модуль 5: «Староста кадетского взвода» (9 класс) – Продвинутый уровень
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Правовые основы военной
4
3
1
Устный опрос
службы
1.1.
Статус военнослужащего.
2
1.5
0.5
Деловая игра
Военное право.
«Правовой
консультант»
1.2.
Альтернативная гражданская
служба.
2
1.5
0.5
2.
2.1.
Военная администрация
Структура органов
государственной власти,
руководящих ВС РФ.
4
2
3
1.5
1
0.5
2.2.
Военно-промышленный
комплекс России.
2
1.5
0.5
Командирская подготовка
Основы управления малым
коллективом (отделением).
3.2.
Планирование и организация
занятий с младшими кадетами.
4.
Проектная и
исследовательская
деятельность
4.1.
Подготовка индивидуального
или группового проекта.
ИТОГО за 9 класс:
5
3
2
1
3
2
2
1
1
4
2
2
4
2
2
17
10
7
3.
3.1.
Деловая игра
«Юридическая
консультация».
Тестирование
Разработка подробной
схемы органов
управления
Вооруженными Силами
Презентацияисследование «ВПК:
достижения и
перспективы»
Зачет
Решение тактических
задач
Составление плана
занятий
Защита проекта
Публичная защита
проекта
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль 1: «Юный кадет» (5 класс)
Раздел 1. Вводный блок. Знакомство с кадетством
Тема 1.1. Что значит быть кадетом? Кодекс чести кадета.
Теория: Понятие «кадет», базовые ценности кадета: честь, верность, дисциплина, товарищество.
Беседа о долге и ответственности.
Практика: Разыгрывание ситуаций, демонстрирующих применение кодекса чести в школе и
повседневной жизни.
Форма контроля: Устный опрос, участие в обсуждении.
Тема 1.2. История кадетского движения в России. Символика и форма.
Теория: Зарождение кадетских корпусов при Петре I, известные выпускники. Значение и правила
ношения форменной одежды.
Практика: Изучение элементов формы, тренировка по правильному их надеванию.
Форма контроля: Краткая викторина по истории кадетства.
Раздел 2. Строевая подготовка
Тема 2.1. Строевая стойка, повороты на месте.
Теория: Объяснение значения строевой выучки. Показ и объяснение техники выполнения.
Практика: Отработка строевой стойки, поворотов направо, налево, кругом на месте.
Форма контроля: Построение и выполнение одиночных строевых приемов.
Тема 2.2. Строевой шаг, повороты в движении.
Теория: Понятие «строевой шаг», координация движений рук и ног.
Практика: Отработка строевого шага, поворотов в движении.
Форма контроля: Строевой проход по одному и в составе группы.
Раздел 3. Основы военной истории России
Теория: Рассказ о ключевых битвах и героях с использованием карт, репродукций, видеофрагментов.
Практика: Изготовление макетов орденов, рисование тематических плакатов, посещение
виртуального музея.
Форма контроля: Викторина «Славные страницы истории».
Тема 4.1. Общеукрепляющая физическая зарядка.
Теория: Значение утренней физической зарядки для здоровья, дисциплины и укрепления организма.
Основные правила проведения: последовательность упражнений (от разминки к основному
комплексу), контроль дыхания, регулярность.
Практика: Разучивание и ежедневное выполнение комплекса общеразвивающих упражнений для
всех групп мышц (приседания, отжимания от пола, упражнения на пресс, махи руками и ногами,
прыжки).
Форма контроля: Выполнение изученного комплекса упражнений в полном объеме под команду.
Тема 4.2. Основы самостраховки и акробатики.
Теория: Понятие самостраховки. Значение умения безопасно падать для предотвращения травм в
быту и на занятиях. Техника безопасности при выполнении акробатических элементов.
Практика: Отработка приемов самостраховки: кувырки вперед и назад, группировка при падении на
бок и вперед. Разучивание простейших акробатических элементов: «ласточка», «мостик», стойка на
лопатках («березка»).
Форма контроля: Выполнение контрольного комплекса: 2 кувырка вперед, 1 кувырок назад,
«мостик».
Раздел 5. Символика Российской Федерации
Тема 5.1. Герб, Флаг, Гимн: история и значение.
Теория: Изучение государственных символов России. История возникновения и изменения
двуглавого орла, российского триколора, текста и музыки гимна. Смысловое значение цветов флага,
элементов герба, слов гимна.
Практика: Работа с изображениями герба и флага разных исторических периодов. Разучивание
текста Государственного гимна РФ. Прослушивание гимна.
Форма контроля: Устный опрос на знание значения символов, устное исполнение первой куплета и
припева гимна.
Тема 5.2. Ритуал подъема Государственного флага.
Теория: Значение ритуала подъема Флага как проявления уважения к государству. Изучение порядка
проведения церемонии, обязанностей знаменной группы.
Практика: Отработка элементов церемонии в учебном классе: выход знаменной группы, крепление
флага, движение строевым шагом. Разучивание команд.
Форма контроля: Тренировочное проведение ритуала в составе учебной знаменной группы.
Раздел 6. Итоговое занятие
Тема 6.1. Строевой смотр и викторина «Юный патриот».
Теория: Повторение изученного теоретического материала за год в формате подготовки к викторине.
Практика:
Строевой смотр: Построение, доклад, выполнение одиночных строевых приемов (повороты на
месте, строевая стойка, воинское приветствие).
Викторина «Юный патриот»: Командные соревнования на знание истории кадетства,
государственной символики, основных исторических личностей и событий, изученных в течение
года.
Форма контроля: Комплексная оценка строевой выучки и теоретических знаний. Награждение
лучших учащихся по итогам года.
Модуль 2: «Кадет-спортсмен» (6 класс)
Раздел 1. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Тема 1.1. ЧС природного и техногенного характера.
Теория: Классификация ЧС, характерных для региона. Основные причины и последствия.
Практика: Составление памятки «Действия при ЧС».
Форма контроля: Решение ситуационных задач.
Тема 1.2. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Теория: Изучение алгоритмов эвакуации, правил поведения при пожаре, наводнении.
Практика: Тренировочная эвакуация из учебного кабинета.
Форма контроля: Устный зачет по правилам поведения.
Раздел 2. Строевая подготовка (повторение и усложнение)
Тема 2.1. Строевые приемы в составе отделения.
Теория: Понятие «строй», «отделение». Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
Команды для управления строем отделения: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Запевай». Расчет отделения на «первый-второй».
Практика: Построение в одну шеренгу, равнение, выполнение команд. Перестроение отделения из
одной шеренги в две и обратно. Слаженное выполнение поворотов на месте всем отделением.
Движение строевым шагом в составе отделения.
Форма контроля: Строевой смотр отделения с выполнением всех изученных команд и перестроений.
Тема 2.2. Выполнение воинского приветствия в строю.
Теория: Правила выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении. Действия
военнослужащих при нахождении в строю при выполнении воинского приветствия.
Практика: Отработка выполнения воинского приветствия в строю на месте (голову поворачивает
только тот, кто подает команду). Отработка воинского приветствия в движении в составе отделения
(голову поворачивают только направляющие).
Форма контроля: Выполнение приема в составе отделения во время итогового занятия.
Раздел 3. История Вооруженных Сил России
Тема 3.1. Создание регулярной армии Петром I.
Теория: Предпосылки военных реформ Петра I. Создание регулярной армии на основе рекрутской
повинности. Введение единой формы, уставов, системы обучения. Рождение Российского флота.
Значение победы в Северной войне.
Практика: Работа с репродукциями, изображающими солдат и офицеров петровской армии.
Просмотр и обсуждение тематических видеофрагментов.
Форма контроля: Устный опрос по ключевым датам и событиям.
Тема 3.2. Русская армия в XVIII-XIX веках.
Теория: Знакомство с великими полководцами (П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф.
Ушаков) и их вкладом в развитие военного искусства. Суворовская «Наука побеждать».
Отечественная война 1812 года.
Практика: Подготовка кратких сообщений или презентаций об одном из полководцев. Изучение
карт знаменитых сражений (например, штурм Измаила, Бородинская битва).
Форма контроля: Защита подготовленных сообщений.
Тема 3.3. Армия Советского Союза.
Теория: Создание Красной Армии. Роль армии в Великой Отечественной войне. Основные виды
войск того периода, легендарное оружие Победы (танк Т-34, штурмовик Ил-2, «Катюша»).
Практика: Изучение орденов и медалей СССР. Работа с картой основных сражений Великой
Отечественной войны.
Форма контроля: Викторина «Оружие Победы».
Тема 3.4. Современные Вооруженные Силы РФ.
Теория: Структура ВС РФ: виды (Сухопутные войска, ВКС, ВМФ) и рода войск. Их назначение и
основные задачи. Знакомство с руководством Министерства обороны.
Практика: Создание схемы-плаката «Структура ВС РФ». Работа с изображениями современной
военной техники.
Форма контроля: Устный опрос по видам и родам войск ВС РФ.
Раздел 4. Физическая подготовка (развитие)
Тема 4.1. Силовая подготовка (отжимания, подтягивания).
Теория: Значение силовой подготовки для военнослужащего. Техника безопасности при выполнении
силовых упражнений. Влияние на развитие мышц рук, груди, спины.
Практика: Отработка правильной техники отжиманий от пола (для мальчиков и девочек – с учетом
физиологических особенностей). Обучение технике подтягивания на перекладине (хват, фазы
движения). Выполнение упражнений в подходах.
Форма контроля: Сдача контрольных нормативов: отжимания на количество раз за 1 минуту,
подтягивания на максимальное количество раз (для мальчиков), сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на гимнастической скамье (для девочек).
Тема 4.2. Бег на короткие и средние дистанции.
Теория: Основы техники бега: положение корпуса, работа рук и ног, дыхание. Тактика бега на разные
дистанции. Значение бега для развития выносливости и скоростных качеств.
Практика: Тренировка на стадионе или в спортивном зале. Высокий старт. Беговые упражнения (бег
с высоким подниманием бедра, с захлестом голени). Равномерный бег на дистанции 500 м, 1000 м.
Форма контроля: Сдача контрольного норматива в беге на 1000 метров на время.
Раздел 5. Основы оказания первой помощи
Тема 5.1. Виды кровотечений и способы их остановки.
Теория: Классификация кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное. Их отличительные
признаки и первая помощь. Правила наложения жгута и давящей повязки. Понятие о максимальном
времени наложения жгута.
Практика: Отработка наложения жгута (или его имитации) на верхнюю и нижнюю конечность.
Отработка наложения давящей повязки. Использование подручных средств.
Форма контроля: Решение ситуационной задачи с практическим показом (например, «Остановить
условное артериальное кровотечение из бедра»).
Тема 5.2. Правила наложения повязок.
Теория: Назначение повязок. Виды перевязочного материала. Основные типы повязок: круговая,
спиральная, черепашья, на голову («шапочка Гиппократа»).
Практика: Отработка навыков наложения различных повязок на разные части тела: на кисть, на
локтевой и коленный суставы (черепашья), на голову.
Форма контроля: Практический зачет: наложение одной из изученных повязок по заданию
преподавателя.
Модуль 3: «Кадет-знаменосец» (7 класс)
Раздел 1. Общевоинские уставы ВС РФ
Тема 1.1. Устав внутренней службы: права и обязанности военнослужащего.
Теория: Изучение основных статей Устава, определяющих повседневную жизнь военнослужащего.
Практика: Работа с текстом Устава, решение ситуационных задач на применение знаний.
Форма контроля: Письменный опрос или тест.
Раздел 2. Строевая подготовка с оружием
Тема 2.1. Строевые приемы с макетами автоматов.
Теория: Изучение команд для строевых приемов с оружием. Меры безопасности.
Практика: Отработка выполнения приемов «на ремень», «на грудь», «за спину».
Форма контроля: Строевой смотр с оружием.
Раздел 3. Тактическая подготовка
Тема 3.1. Основы ориентирования на местности.
Теория: Понятие об ориентировании. Способы определения сторон горизонта: по компасу, солнцу,
часам, природным признакам. Понятие об азимуте. Определение азимута на предмет с помощью
компаса.
Практика: Работа с компасом. Упражнения по определению сторон горизонта в помещении и на
местности. Определение азимута на заданные объекты (дерево, здание). Движение по азимуту на
небольшое расстояние (например, по школьному стадиону).
Форма контроля: Практический зачет: определение азимута на 3 заданных объекта и прохождение
по одному азимуту на дистанцию 50 метров.
Тема 3.2. Передвижение на поле боя. Выбор укрытий.
Теория: Основные способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом, бегом, перебежками и
переползанием (по-пластунски, на получетвереньках, на боку). Их применение в зависимости от
интенсивности огня противника и характера местности. Выбор укрытий (естественных: складки
местности, воронки, пни; искусственных: окопы, траншеи).
Практика: Отработка техники переползания различными способами на дистанцию 20-30 метров.
Отработка перебежки от укрытия к укрытию (условным укрытиям на местности) с изготовкой к
стрельбе. Упражнения на визуальное обнаружение и выбор наилучшего укрытия на учебном
полигоне.
Форма контроля: Тактико-строевое занятие: выполнение комплекса приемов «передвижение на поле
боя» (перебежка + переползание + выбор укрытия и изготовка к стрельбе) на время.
Раздел 4. Огневая подготовка
Тема 4.1. Материальная часть АК-74. ТТХ.
Теория: Основные части и механизмы АК-74:
Ствол: Назначение - придание пуле направленного движения. Имеет нарезы для стабилизации
полета.
Затворная рама с газовым поршнем: Работает под воздействием пороховых газов, приводит в
действие затвор и возвратный механизм.
Затвор: Запирает канал ствола перед выстрелом.
Возвратный механизм: Возвращает затворную раму в переднее положение после выстрела.
Ударно-спусковой механизм (УСМ): Обеспечивает спуск курка, ведение одиночного и
автоматического огня.
Цевье и приклад: Обеспечивают удобство удержания автомата.
Прицельные приспособления: Мушека и целик с регулировкой по дальности.
Магазин: Коробчатый, емкостью 30 патронов.
Дульный тормоз-компенсатор (ДТК): Снижает отдачу и подброс ствола при стрельбе.
Тактико-технические характеристики (ТТХ):
Калибр: 5,45 мм
Патрон: 5,45×39 мм
Длина общая: 940 мм
Длина со сложенным прикладом (АКС-74): 700 мм
Длина ствола: 415 мм
Масса без патронов: 3,3 кг
Масса со снаряженным магазином: 3,6 кг
Темп стрельбы: 600 выстр./мин
Боевая скорострельность:
Одиночными: до 40 выстр./мин
Очередями: до 100 выстр./мин
Начальная скорость пули: 900 м/с
Прицельная дальность: 1000 м
Дальность прямого выстрела: по грудной фигуре - 440 м
Емкость магазина: 30 патронов
Практика: Неполная разборка и сборка макета АК-74.
Форма контроля: Норматив по неполной разборке-сборке.
Раздел 5. Военная топография
Тема 5.1. Условные тактические знаки.
Теория: Назначение и роль условных тактических знаков для управления войсками на карте.
Изучение основных условных знаков: свои войска (мотострелковое отделение, танковый взвод,
артиллерийская батарея), войска противника, инженерные заграждения (минные поля, проволочные
заграждения), пункты управления (КП, НП).
Практика: Работа с альбомом условных тактических знаков. Упражнения на чтение и нанесение
знаков на кальку или планшет. Составление схемы расположения подразделений с использованием 57 условных знаков.
Форма контроля: Графический диктант: нанесение на планшет условных знаков по словесному
описанию преподавателя.
Тема 5.2. Чтение карты. Азимут.
Теория: Понятие о топографической карте. Масштаб. Основные элементы карты: координатная сетка,
условные знаки местности (дороги, населенные пункты, гидрография, растительность). Определение
азимута по карте с помощью транспортира.
Практика: Упражнения по определению масштаба, чтению условных знаков на учебных
топографических картах. Определение азимутов на объекты по карте. Решение простейших задач:
определение расстояний между объектами, описание участка местности по карте.
Форма контроля: Практическая работа: определение по карте азимутов между двумя точками и
расстояния между ними с последующей проверкой на местности (если возможно).
Модуль 4: «Кадет-инструктор» (8 класс)
Раздел 1. Основы военной службы (углубленно)
Тема 1.1. Воинская обязанность и военная служба по призыву и контракту.
Теория: Понятие воинской обязанности граждан РФ в соответствии с Федеральным законом.
Основные этапы: воинский учет, обязательная подготовка, призыв, прохождение военной службы,
пребывание в запасе. Отличия службы по призыву от службы по контракту: правовые основы, сроки,
права и обязанности, материальное довольствие.
Практика: Работа с текстом Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Решение ситуационных задач (например, «Определить, подлежит ли гражданин призыву»).
Составление сравнительной таблицы «Служба по призыву и по контракту».
Форма контроля: Письменный тест по основным положениям закона.
Тема 1.2. Военно-учетные специальности (ВУС).
Теория: Понятие ВУС. Классификация военно-учетных специальностей: командные, операторские,
водительские, технические и т.д. Знакомство с перечнем наиболее востребованных и перспективных
ВУС в современных видах и родах войск. Требования к уровню образования, физической и
психологической подготовке.
Практика: Работа с каталогом ВУС. Проведение профориентационного тестирования для
определения склонностей к тому или иному роду деятельности. Подготовка мини-доклада о
выбранной ВУС.
Форма контроля: Защита мини-доклада или устный опрос по классификации ВУС.
Тема 1.3. Порядок поступления в военные училища.
Теория: Обзор военных образовательных организаций (суворовские училища, военные институты,
академии). Основные требования к кандидатам: возраст, образование, состояние здоровья, уровень
физической подготовки. Этапы и сроки подачи документов. Перечень вступительных испытаний
(профессиональный отбор, физические нормативы).
Практика: Поиск информации о выбранном военном училище на официальном сайте. Изучение
правил приема. Составление индивидуального плана подготовки к поступлению.
Форма контроля: Презентация-рассказ об одном из военных училищах России.
Тема 1.4. Военная присяга – клятва воина.
Теория: Исторический экскурс: традиция принятия военной присяги в русской и российской армии.
Текст современной Военной присяги, его смысл и значение. Правовые последствия принятия
присяги. Ритуал приведения к Военной присяге.
Практика: Разучивание текста Военной присяги. Отработка элементов ритуала (выход из строя,
чтение текста, возвращение в строй).
Форма контроля: Торжественное построение с прочтением текста Военной присяги.
Раздел 2. Современное вооружение и экипировка Вооруженных Сил РФ
Тема 2.1. Стрелковое оружие: автомат Калашникова (АК-12), пулеметы, снайперские
винтовки.
Теория: Изучение новейших моделей стрелкового оружия, их отличий от предыдущих поколений,
ТТХ, преимуществ.
Практика: Сравнительный анализ АК-74 и АК-12 по плакатам и учебным макетам. Отработка
приемов с макетом АК-12.
Форма контроля: Составление сравнительной таблицы или устный опрос с демонстрацией знаний
ТТХ.
Тема 2.2. Средства ближнего боя: ручные гранаты, гранатометы (РПГ-7).
Теория: Назначение, классификация, устройство (на учебных макетах), принцип действия.
Практика: Изучение мер безопасности при обращении. Отработка имитации метания учебной
гранаты.
Форма контроля: Тест по мерам безопасности и назначению средств ближнего боя.
Тема 2.3. Бронетехника и артиллерия: танки (Т-14 «Армата»), БМП, БТР, САУ.
Теория: Знакомство с основными образцами современной российской бронетехники и артиллерии.
Их тактическое назначение и роль на поле боя.
Практика: Просмотр и обсуждение видеообзоров техники. Работа с альбомами тактических знаков.
Форма контроля: Подготовка краткого доклада или презентации об одном из образцов техники.
Тема 2.4. Современная экипировка военнослужащего: комплект «Ратник».
Теория: Изучение состава экипировки «солдата будущего»: средства связи, навигации, защиты,
жизнеобеспечения, оружие.
Практика: Демонстрация элементов экипировки (вертуально). Изучение тактических возможностей,
которые дает экипировка.
Форма контроля: Круглый стол на тему «Как экипировка меняет современный бой».
Раздел 3. Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ)
Тема 3.1. Средства индивидуальной защиты (противогаз, ОЗК).
Теория: Назначение, устройство и принцип действия фильтрующего противогаза и общевойскового
защитного комплекта (ОЗК).
Практика: Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.
Форма контроля: Сдача норматива на время.
Раздел 4. Основы медицинской подготовки
Тема 4.1. Первая помощь при переломах, ожогах, обморожениях.
Теория: Классификация переломов (открытые, закрытые), ожогов (по степеням), обморожений.
Клинические признаки. Основные правила и последовательность оказания первой помощи. Ошибки,
которых следует избегать.
Практика: Отработка навыков наложения шин из подручных средств при переломах конечностей.
Наложение повязок при ожогах разной степени. Отработка приемов согревания при обморожениях.
Работа с тренировочными манекенами.
Форма контроля: Решение ситуационных задач с практическим показом алгоритма помощи
(например, «Оказать помощь условному пострадавшему с закрытым переломом голени»).
Тема 4.2. Транспортировка пострадавшего.
Теория: Цели и правила транспортировки. Способы переноски пострадавших в зависимости от
характера травмы и количества спасателей.
Практика: Отработка основных способов транспортировки: на руках, волоком, с использованием
плащ-палатки, изготовление носилок из подручных средств. Переноска «пострадавшего» на
расстояние.
Форма контроля: Сдача норматива по организации транспортировки «пострадавшего» в составе
расчета.
Раздел 5. Общественно-государственная подготовка
Тема 5.1. Международное гуманитарное право (МГП).
Теория: Понятие МГП (право войны). Основные цели: защита лиц, не принимающих участия в
боевых действиях, и ограничение средств и методов ведения войны. Женевские конвенции. Понятие
военного преступления.
Практика: Анализ исторических и гипотетических ситуаций с точки зрения соблюдения норм МГП
(обращение с военнопленными, защита мирного населения, использование запрещенных символов).
Форма контроля: Деловая игра «Суд над военным преступником» или письменный анализ кейса.
Тема 5.2. Противодействие экстремизму и терроризму.
Теория: Понятия «экстремизм» и «терроризм», их общественная опасность. Виды экстремистской
деятельности. Уголовная ответственность за данные преступления. Роль армии и общества в
противодействии идеологии терроризма и экстремизма.
Практика: Анализ признаков вербовки в социальных сетях. Разработка памятки «Как не стать
жертвой манипуляций экстремистов». Обсуждение примеров проявления гражданской бдительности.
Форма контроля: Круглый стол на тему «Мой вклад в безопасность страны» или создание
социального плаката.
Модуль 5: «Староста кадетского взвода» (9 класс)
Раздел 1. Правовые основы военной службы
Тема 1.1. Статус военнослужащего. Военное право.
Теория: Изучение Федерального закона «О статусе военнослужащих». Права, обязанности, льготы,
социальные гарантии.
Практика: Анализ правовых казусов, связанных с прохождением военной службы.
Форма контроля: Деловая игра «Юридическая консультация».
Раздел 3. Командирская подготовка
Тема 3.1. Основы управления малым коллективом (отделением).
Теория: Функции командира отделения, стили руководства, основы разрешения конфликтов.
Практика: Проведение строевой зарядки с младшими кадетами под наблюдением педагога.
Форма контроля: Наблюдение и анализ эффективности действий обучающегося в роли командира.
Раздел 4. Проектная и исследовательская деятельность
Тема 4.1. Подготовка индивидуального или группового проекта.
Теория: Правила выбора темы, постановки целей и задач, поиска информации, оформления работы.
Практика: Самостоятельная работа над проектом по выбранной теме (например, «Эволюция
российского танкостроения», «Сравнительный анализ экипировки «Ратник» и зарубежных аналогов»
и другие).
Форма контроля: Публичная защита проекта перед кадетским собранием.
Детализация разделов, тем модуля 5: «Староста кадетского взвода» (9 класс)
Раздел 1. Правовые основы военной службы
Тема 1.1. Статус военнослужащего. Военное право.
Это занятие заложит правовой фундамент для осознанного выбора будущей профессии.
Теория: Понятие статуса: Разбор определения из ст. 1 Федерального закона "О статусе
военнослужащих": статус как совокупность прав, свобод, обязанностей, гарантий и ответственности .
Правовая основа: Изучение ст. 4 того же закона. Акцент на том, что этот статус основан
на Конституции РФ и обеспечен государственными гарантиями, которые не могут быть произвольно
отменены .
Ключевые права и социальные гарантии:
Денежное довольствие: Структура (оклад по должности, окладу по званию, дополнительные
выплаты). Жилищное обеспечение: Гарантии на получение жилья как во время службы, так и после
увольнения, включая изменения 2025 года в порядке предоставления . Медицинское
обслуживание: Право на бесплатную медпомощь для военнослужащего и его семьи.
Образование: Право на обучение в гражданских вузах.
Обязанности и ограничения:
Главная обязанность — беспрекословное выполнение задач в любых условиях, в том числе с риском
для жизни .
Установленные законом ограничения: запрет на участие в забастовках, политических объединениях,
занятие предпринимательской деятельностью .
Ответственность: Дисциплинарная, административная, уголовная (с учетом специфики военной
службы).
Практика ("Анализ правовых казусов"):
Казус 1: "Жилье для сержанта И." Сержант И., прослуживший 5 лет по контракту, подал рапорт на
предоставление жилья. Ему было отказано на том основании, что он ранее был прописан в квартире
своих родителей. Кадеты, опираясь на закон и Постановление КС РФ № 7-П от 12.02.2025, должны
проанализировать правомерность отказа .
Казус 2: "Совместительство солдата К." Солдат К., проходящий службу по призыву, в увольнении
подрабатывал курьером. Правомерны ли действия командира, применившего к нему дисциплинарное
взыскание? Анализ направлен на закрепление знаний об ограничениях.
Казус 3: "Соцгарантии для семьи" Жена военнослужащего-контрактника нуждается в сложной
операции. Имеет ли она право на бесплатное медицинское обслуживание в военном госпитале?
Кадеты ищут ответ в законе.
Форма контроля: Деловая игра «Юридическая консультация»:
Подготовка: Группа делится на "юристов-консультантов" (2-3 чел.) и "военнослужащих с вопросами"
(остальные). Каждый "военнослужащий" получает описанный казус.
Проведение: "Военнослужащие" по очереди обращаются за консультацией. "Юристы" должны дать
четкий, аргументированный ответ со ссылками на статьи закона.
Критерии оценки: Глубина знания нормативной базы, логика и убедительность аргументации,
корректность формулировок.
Раздел 3. Командирская подготовка (Детализация)
Тема 3.1. Основы управления малым коллективом (отделением)
Эта тема направлена на формирование первичных командных и лидерских качеств.
Теория: Функции командира отделения:
Организаторская: Поддержание внутреннего порядка, организация быта, распределение
обязанностей.
Обучающая: Проведение занятий по строевой, огневой, тактической подготовке с личным составом.
Воспитательная: Формирование морально-психологического климата в коллективе, индивидуальная
работа с подчиненными.
Контролирующая: Проверка знаний, выполнения нормативов и приказов.
Стили руководства:
Авторитарный: Жесткое единоличное принятие решений. Эффективен в экстремальных условиях, но
подавляет инициативу.
Демократический: Коллегиальное обсуждение задач, решение принимается командиром с учетом
мнения подчиненных. Способствует сплоченности.
Либеральный (Попустительский): Минимальное участие командира в управлении. Веду к
разобщенности и низким результатам.
Вывод: Идеальный командир — гибко использующий все стили в зависимости от ситуации.
Основы разрешения конфликтов:
Этапы: Выявление → Анализ причин → Выбор стратегии (соперничество, компромисс,
сотрудничество, приспособление, уклонение) → Реализация → Контроль.
Правило "трех П": Выслушать Все стороны, Разобраться в Сути, Принять Справедливое решение.
Практика ("Проведение строевой зарядки"):
Подготовка: Каждый обучающийся получает задание составить и отрепетировать 10-минутный
комплекс строевых приемов для младших кадетов (например: повороты на месте, строевой шаг,
отдание воинской чести).
Проведение: Обучающийся в роли командира отделения:
Подает команду на построение.
Проводит краткий инструктаж.
Пошагово показывает и разучивает приемы с отделением.
Контролирует исполнение, корректирует ошибки.
Подводит итоги.
Роль педагога: Наблюдает, фиксирует сильные и слабые стороны, вмешивается только в случае
грубых ошибок.
Форма контроля: "Наблюдение и анализ эффективности":
Критерии оценки:
Командирская выдержка и внешний вид.
Четкость, громкость и правильность подачи команд.
Умение показать и объяснить прием.
Корректность и тактичность при исправлении ошибок.
Способность поддерживать дисциплину и внимание в отделении.
Обратная связь: После занятия проводится совместный разбор, где педагог и другие кадеты дают
конструктивные комментарии.
Раздел 4. Проектная и исследовательская деятельность
Тема 4.1. Подготовка индивидуального или группового проекта
Этот раздел развивает навыки самостоятельной работы, критического мышления и публичных
выступлений.
Теория ("Правила выбора темы..."):
Выбор темы: Тема должна быть актуальной, конкретной, соответствовать возможностям и интересам
кадета. Примеры: "Эволюция экипировки российского солдата: от мундира до комплекта 'Ратник'",
"Сравнительный анализ тактико-технических характеристик Т-14 'Армата' и основных зарубежных
аналогов", "Роль беспилотной авиации в современной тактике", "История и традиции
мотострелковых войск РФ".
Постановка цели и задач:
Цель — это главный итог проекта (например: "Систематизировать и представить историю
развития...", "Сравнить и выявить преимущества и недостатки...").
Задачи — это шаги для достижения цели (например: "1. Собрать информацию о... 2.
Проанализировать ТТХ... 3. Сделать выводы...").
Поиск информации: Работа с официальными сайтами Минобороны РФ, законодательными базами
(consultant.ru, garant.ru), мемуарной и исторической литературой, учебными фильмами. Критическая
оценка достоверности источников.
Оформление работы: Требования к структуре (титульный лист, оглавление, введение, основная часть,
заключение, список источников). Правила оформления текста, ссылок, иллюстраций.
Практика ("Самостоятельная работа над проектом"):
Этапы работы:
Подготовительный: Выбор темы, составление плана, согласование с руководителем.
Исследовательский: Сбор и систематизация материала.
Аналитический: Обработка информации, формулировка выводов.
Заключительный: Оформление презентации и текста доклада, подготовка к защите.
Роль педагога: Консультант и наставник, который помогает преодолеть трудности, но не выполняет
работу за кадета.
Форма контроля: "Публичная защита проекта":
Регламент: Доклад — 5-7 минут, ответы на вопросы — 3-5 минут.
Критерии оценки:
Содержание: Актуальность, глубина раскрытия темы, личный вклад.
Оформление: Качество презентации, наглядность.
Презентация: Логичность изложения, ораторское мастерство, культура речи.
Дискуссия: Умение аргументированно и уверенно отвечать на вопросы.
Календарный учебный план
Год
обучени
я
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Количество
учебных
недель
Количеств
о учебных
дней
Количеств
о учебных
часов
Режим занятий
1 год
1
сентября
1
сентября
1
сентября
1
сентября
1
сентября
24 мая
34
34
34
Одно занятие в неделю,
продолжительность 40 минут
24 мая
34
34
34
Одно занятие в неделю,
продолжительность 40 минут
24 мая
34
34
34
Одно занятие в неделю,
продолжительность 40 минут
24 мая
34
34
34
Одно занятие в неделю,
продолжительность 40 минут
24 мая
34
34
17
Одно занятие в неделю,
продолжительность 40 минут в первом
полугодии учебного года
2 год
3 год
4 год
5 год
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение
Учебные помещения:
Специализированный кабинет ОБЗР.
Спортивный зал
Открытая площадка для строевой подготовки
Полоса препятствий
Оборудование и технические средства:
Макеты автомата Калашникова (АК-74, АК-12)
Учебные гранаты, противогазы, ОЗК
Тренажеры для оказания первой помощи
Компасы, топографические карты
Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор)
Компьютерный класс с доступом в интернет
Специальное оснащение:
Форменное обмундирование для кадетов
Стенды с государственной и военной символикой
Учебные видеофильмы и презентации
Библиотечный фонд специализированной литературы
2. Информационное обеспечение
Учебно-методические материалы:
Общевоинские уставы ВС РФ
Карты и схемы основных сражений
Альбомы по военной технике и вооружению
Методические разработки занятий
Цифровые ресурсы:
Электронные базы данных нормативных документов
Виртуальные экскурсии по военным музеям
Обучающие программы и симуляторы
3. Кадровое обеспечение
Педагогический состав:
Педагог дополнительного образования
Преподаватель-организатор ОБЗР
Инструкторы по спортивной и строевой подготовке
Квалификационные требования:
Высшее педагогическое образование
Опыт работы с детьми подросткового возраста
Знание современных образовательных технологий
Систематическое повышение квалификации
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Текущий контроль
Формы проведения:
Устный опрос
Практические задания
Решение ситуационных задач
Тренировочные нормативы
Тестирование
Наблюдение за деятельностью
Оценочные материалы:
Карточки-задания для индивидуального опроса
Тесты различных форматов (открытые, закрытые)
Чек-листы для оценки практических навыков
Дневники наблюдения за личностным ростом
2. Промежуточная аттестация
Формы проведения:
Зачеты по отдельным разделам
Сдача нормативов
Защита проектов
Комплексные практические работы
Оценочные материалы:
Банк зачетных заданий
Нормативные таблицы
Критерии оценки проектов
Карты практических умений
3. Итоговая аттестация
Формы проведения:
Строевой смотр
Военно-спортивная эстафета
Защита итогового проекта
Оценочные материалы:
Протоколы оценки практических навыков
Критерии защиты проектов
Итоговые оценочные ведомости
4. Критерии оценки
Теоретическая подготовка:
Отлично - полные, осознанные знания, умение анализировать
Хорошо - твердые знания, незначительные ошибки
Удовлетворительно - основные знания при помощи преподавателя
Практическая подготовка:
Отлично - уверенное выполнение, правильная техника
Хорошо - выполнение с minor ошибками
Удовлетворительно - выполнение основных элементов
Личностные результаты:
Мотивация к службе
Дисциплинированность
Командный дух
Гражданская позиция
5. Учет результатов
Документы учета:
Журнал учета занятий
Индивидуальные карты достижений
Портфолио кадета
Протоколы аттестаций
Система мониторинга:
Диагностика входных знаний
Промежуточные срезы
Итоговая аттестация
Анализ динамики развития
Все оценочные материалы разрабатываются в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и обеспечивают объективную оценку достижения планируемых результатов
программы.
Список литературы
Нормативные документы
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" .
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" .
Приказ Министра обороны РФ от 21.06.2014 № 515 (с изм. от 09.10.2015) об организации
образовательной деятельности в президентских кадетских, суворовских и нахимовских училищах .
Учебники и учебные пособия
Название и автор
Микрюков В.Ю. "Основы начальной военной
подготовки (для кадетских, суворовских,
нахимовских и военно-музыкальных училищ): 56 класс"
Микрюков В.Ю. "Основы начальной военной
подготовки (для кадетских, суворовских,
нахимовских и военно-музыкальных училищ):
10-11 класс"
"Основы военной подготовки" / Под ред. В.В.
Кулакова, В.И. Качалова
Ефремов О.Ю. "Военная педагогика"
Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Соколов Д.И.
"Основы военной подготовки"
Литвин Ю.И. (под общ. ред.) "Основы военной
подготовки"
Ключевые темы / Назначение
Учебник специально для 5-6 классов кадетских
образовательных учреждений
Учебник для старших классов (10-11) кадетских
училищ.
Общевоинские уставы, строевая, огневая,
тактическая подготовка, военная топография,
РХБЗ. Для углубленной работы.
Вопросы обучения и воспитания
военнослужащих. Для методической поддержки
педагога.
Универсальный учебник по военной подготовке.
Универсальный учебник по военной подготовке.
Методические материалы и конспекты занятий
Готовые планы-конспекты занятий на портале nsportal.ru содержат практические разработки по
темам "История Российской армии", "Строевая подготовка" и "Военно-учебные заведения России".