АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Математика»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
г. Ирбит2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка...................................................................................3
2. Общая характеристика курса.........................................................................8
3. Место курса в учебном плане........................................................................14
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика».......................14
5. Результаты изучения учебного предмета......................................................15
6. Учебно - тематическое планирование............................................................17
7. Содержание курса............................................................................................21
8. Планируемые результаты..............................................................................23
9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета...................34
Источники............................................................................................................35
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа начального общего образования
МАОУ «Школа №5 им. И.О.Родобольского» по учебной дисциплине
«Математика» разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.2 и требованиями адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования (АООП НОО) МАОУ «Школа №5
им. И.О.Родобольского», Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России и авторской программы
«Математика» М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,
для 1-4 классов «Просвещение», 2011г.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана
для детей с (ЗПР) (вариант 7.2), так как данные дети получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в пролонгированные сроки и нуждающиеся в создании
охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, использования
методов, приемов, средств и технологий коррекционно- педагогического
воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития.
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность
специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей к изучению
предмета раскрывается в соответствующих разделахпояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в
календарно-тематическом планировании.
Объем учебного материала, изучаемого детьми данной категории в 1
классе, разбит на два года. Соответственно, на первый год отводится меньший
объем
учебного
материала,
предполагая
довольно
длительный
пропедевтический период.
В ходе обучения в 1 классе младший школьник с ЗПР (вариант 7.1)
получает первоначальные математические знания о числах, мерах, величинах
и геометрических фигурах; упражняется выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами в пределах 10, решать текстовые задачи,
распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры. При
усвоении программного материала по учебному предмету «Математика»
обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся
ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания,
рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что способствует
совершенствованию произвольной регуляции деятельности.
Овладение учебным предметом «Математика» представляет большую
сложность для учащихся с ЗПР (вариант 7.2). Это связано с
3
недостаточностью у обучающихся с ЗПР в определенной степенизамещающей
функции мышления (способность к знаковому опосредствованию
совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в
составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с
предварительным обучением их выполнению (составление рисунков,
наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памятокподсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую
способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
Соответственно, уровень готовности осваивать образовательные программы
у обучающихся класса может оказаться очень разным, поэтому содержание
программы предполагает повторение учебного материала, изученного в 1
классе, фактически всю первую четверть.
Предмет «Математика» является ведущим, обеспечивающим
формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР; играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном
развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование уменияпроизводить
арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в
соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли. Математика является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
Изучение математики в начальных классах — первоначальный этап
системы базовых знаний о числе, величинах, мерах, геометрических фигурах
и автоматизированных навыков вычисления, обеспечивающие готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Основными целями изучения предмета «Математика» в начальной школе
являются:
обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с
образовательными стандартами начального общего образования по
математики на доступном для них материале;
развитие связной устной речи через формирование учебного
высказывания с использованием математической терминологии;
формирование базовых математических знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу
основного общего образования, решать адекватные возрасту практические
задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР (вариант
7.2) обозначенные задачи в данной программе конкретизируются и
4
планируется решать через:
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения
знаний, умений и навыков обучающимся с ЗПР с учетом темпа учебнойработы
«пошаговом» предъявлении материала, опору на все модальности: (слуховую,
зрительную, кинестетическую)
изучать цифры с опорой на все (пишем цифры в воздухе, на спине
одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек,
персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик,
ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);
отводить значительное время практическим действиям: работе с
предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.;
использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные
схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема
«решение задачи»).
- использование дозированной помощи взрослого, специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для обучающегося с ЗПР;
- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной
дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и
динамики его психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
- развитие и отработку средств коммуникации, приемов
конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого
поведения;
5
- педагогическую поддержку, направленную на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
- использование современных педагогических технологий: игровой
технологии, технологии сотрудничества, педагогической поддержки,
деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционно развивающего обучения.
Повышение мотивации и интереса обучающихся к основному
образовательному предмету «Математика» планируется достигать за счет
обеспечения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.2)
необходимой им ситуации успешности, введение стимулирующей
(подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи
на разных этапах урока. Успех ребенка может быть обеспечен так же и при
совместном выполнении задания, дозированной помощи учителя инаводящих
вопросов. Реализация программного материала будет носить поэтапный и
наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых
знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой
в развивающейся среде ребенка.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического
процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования
сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов
образования.
Способствовать усвоению программы обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (вариант 7.2) будет выполнение ряда условий,
удовлетворяющих специфическим образовательным потребностям:
- преподнесение нового материала развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания: например, при
установлении взаимно однозначного соответствия между предметными
множествами: пересчитать предметы, положить столько же фишек, сколько
предметов в первом множестве, положить столько же фишек, сколько
предметов во втором множестве, попарно соотнести выбранное количество
фишек. Прийти к аргументированному выводу: в каком множестве предметов
больше и почему);
- изучение цифр с опорой на все модальности: слуховую, зрительную,
кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим
из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия
элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка,
хвостик);
- отводить значительное время практическим действиям: работе с
предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.;
6
- использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы,
шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение
задачи»).
- систематическое повторение изученного материала для его закрепления
и усвоения нового;
- обучение умению соотносить достигнутый результат с эталонным
(сверка самостоятельного решения задания с коллективным, с помощью
учителя);
- проговаривания
обучающимися
совершаемых
действия
с
использованием громкой речи: «Записываю решение…», «Записываю
ответ…» и т. п.;
- понятное объяснение и периодические вопросы обучающимся о цели
выполняемых действий: для чего мы подчеркнули главные слова в задаче?
т.п.;
- постоянное напоминание-проговаривание способа последовательности
написания цифры, решения задачи, наглядно демонстрировал, создавал и
поддерживал положительный эмоциональный настрой.
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и
предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном
учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов
по разделам курса и Планируемые результаты оканчивающих начальную
школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса
Адаптированная рабочая программа начального общего образования
МАОУ «Школа №5 им. И.О.Родобольского» по учебной дисциплине
«Математика» направлена на формирование умения производить
арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в
соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей начального математического образования:
7
формирование
элементов
самостоятельной
интеллектуальной
деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие
основ
логического,
знаково-символического
и
алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной
грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умения аргументировано обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических
действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном
программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических
фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а
также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и
вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические
средства путем усвоения математической символики и обучения составлению
различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для
овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения,
противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного
высказывания с использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с
ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
8
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и
речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы
жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать
достижению
личностных,
метапредметных
и
предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной
компетенции.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей
действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную
заинтересованность в расширении математических знаний. Начальный курс
математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание
обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические
величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал,
который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с
другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней
педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в
начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном
числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение
и деление). На уроках математики у младших школьников будут
сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах
образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми
неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между
собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить
неизвестный компонент арифметического действия по известному
компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и
вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки
выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с
калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых
вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий
с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина,
площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицамиизмерения
однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов
алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение).
Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном
курсе математики позволяет повысить уровень формируемых
9
обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между
компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу
для восприятия функциональной зависимости между величинами,
обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему
освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования
занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою
специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности
введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия
для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или
ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком
подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи,
устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать
правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на
моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием ряда общих умений:
осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что
неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для
ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию;
видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее
рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого
арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в
дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления;
устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её
решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами способствует развитию у детей
воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь
обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения
математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и
усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач,
связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране,
городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей
действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и
воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему
миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в
различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый
образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание
основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и
закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию
смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию
10
взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному
использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений
между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и
геометрическими величинами. Школьники научатся распознавать и
изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную,
многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы
с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный
угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими
геометрическими
телами:
шаром,
кубом,
пирамидой.
Изучение
геометрического материала создаёт условия для развития пространственного
воображения детей и закладывает фундамент успешно- 7 го изучения
систематического курса геометрии в основной школе.
Программой
предусмотрено
целенаправленное
формирование
совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как
на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и
кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с
поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием
информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые
информационные объекты создаются в основном в рамках проектной
деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и
углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого
развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести
поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное
формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие
логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения
и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений
сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные
величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные
признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию,
анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации,
отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и
взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения,
переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей
между различными объектами (соотношение целого и части,
пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в
пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную
область приложений выступают как средство познания закономерностей,
происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие
11
познавательного интереса школьников, стремление к постоянному
расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического
мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование
умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять
план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач,
осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу,
делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного
овладения компьютерной грамотностью.
В процессе усвоения программного материала младшие школьники
знакомятся с языком математики, усваивают некоторые математические
термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с
использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по
ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных
действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои
достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения
действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать
результат являются основой для формирования умений рассуждать,
обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или
опровергать
истинность
высказанного
предположения.
Усвоение
математического содержания создаёт условия для повышения логической
культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для
развития умений работать в паре или группе. Формированию умений
распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои
действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и
действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует
содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать
полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения
задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и
в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира
и познания законов его развития. Именно эти знания и представления
необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы,
многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной
программы способствует развитию и совершенствованию основных
познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и
речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи
математическими способами, но и описывать на языке математики
12
выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и
оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения,
доказывать их правильность. Усвоение курса обеспечивает развитие
творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и
потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся
начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее
последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет
соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного
материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний,
отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности(при
усвоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов),
для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения
учебного материала, которая обеспечивает не только формирование
осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма
навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение
учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в
основе изучаемых математических фактов, осознание связей между
рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных
между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять,
сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и
различия в рассматриваемых фактах.
Таким образом, в обучении детей с задержкой психического развития)
следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед
школой. А также постоянно иметь ввиду специфические задачи:
- проговаривания
обучающимися
совершаемых
действия
с
использованием громкой речи: «Записываю решение…», «Записываю
ответ…» и т. п.;
- понятное объяснение и периодические вопросы обучающимся о цели
выполняемых действий: для чего мы подчеркнули главные слова в задаче?
т.п.;
- постоянное напоминание-проговаривание способа последовательности
написания цифры, решения задачи, наглядно демонстрировал, создавал и
поддерживал положительный эмоциональный настрой.
Рабочая программа направлена на формирование умения производить
арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в
соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли. Математика является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
Содержание программы является основой для овладения учащимися
приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым
13
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий,
дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что,
несомненно, способствует умственному развитию и логическому мышлению.
На этой основе развивается потребность в постижении математических
знаний, выработке осмысленного целостного восприятия объектов.
3. Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится
по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 672 ч: в 1 классе и 1 дополнительном классе
- 132 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах - по 136 ч (34 учебные недели в
каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
Изложение содержания курса выстраивается на основе универсальности
математических способов познания закономерностей окружающего мира
(выявления количественных и пространственных отношений, взаимосвязей и
взаимозависимостей фактов, процессов и явлений), что позволяет
формировать у учащихся основы целостноговосприятия мира и использовать
математические способы познания при изучении других учебных дисциплин.
Математические знания и способы их получения, усваиваемые
учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как
содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах,
геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент
знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной
жизни), при изучении других учебных дисциплин и обеспечиваетвозможность
продолжения образования.
Курс математики обладает большой ценностью и с точки зрения
интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности
для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления,
выявления и развития творческих способностей детей на основе решения задач
повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению
математики.
Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть
математическим языком описания (математической символикой, схемами,
алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих
событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности,
что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том
числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника,
полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую
цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру
мышления и общения.
14
5. Результаты изучения учебного предмета
В ходе освоения программы «Математика» обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты могут проявляться:
- в принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании
и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
- в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе
работы в парах);
- в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
(одноклассников);
- в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
- в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
- в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом,
составления и решения задач из житейских ситуаций).
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
15
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать и аргументировать своё мнение.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета
«Математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы) записи и выполнения
алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия счислами
и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать
текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной
теме, распечатывать её на принтере).
16
6.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
672 ч
Содержание
Счёт предметов. Чтение и
запись чисел от ну
ля до миллиона. Классы и
разряды.
Представление
многозначных чисел виде
суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Измерение
величин;
сравнение и упорядочение
величин. Единицы массы
(грамм, килограмм, центнер,
тонна), вместимости (литр),
времени (секунда, минута,
час). Соотношения между
единицами
измерения
однородных величин. Доля
величины (половина, треть,
четверть,
десятая,
сотая,
тысячная).
Сложение,
вычитание,
умножение
и
деление.
Названия
компонентов
арифметических
действий,
знаки действий. Таблица
сложения.
Таблица
умножения. Связь между
сложением и вычитанием,
умножением и делением.
Нахождение
неизвестного
компонента арифметического
действия. деление с остатком.
Числовое
выражение.
Установление порядка
выполнения
действий
в
числовых выражениях со
скобками и без скобок.
Нахождение
значения
числового выражения.
Использование
свойств
арифметических действий в
вычислениях (перестановка
группировка слагаемых в
сумме,
Тематическое планирование
Числа и величины (162 ч)
Числа
Счёт предметов. Порядок следования
чисел при счёте. Число «нуль». Классы
и разряды. Образование многозначных
чисел. Запись и чтение чисел от 1 до
1 000000. Представление числа в виде
суммы
разрядных
слагаемых.
Отношения (<равно>), «больше»,
«меньше» для чисел, знаки сравнения.
Сравнение чисел (с опорой на порядок
следования чисел при счёте, с по
мощью действий вычитания, деления).
Сравнение
многозначных
чисел.
Группировка чисел. Упорядочение
чисел.
Составление
числовых
последовательностей.
Величины
Различные способы измерения величин.
Сравнение и упорядочение предметов
(событий) по разным при знакам: массе,
вместимости,
времени,
стоимости.
Единицы массы: грамм, килограмм,
центнер, тонна. Единица вместимости:
литр. Единицы времени: секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год,
век. Стоимость. Единицы стоимости:
копейка, рубль. Соотношения между
единицами измерения однородных
величин. Упорядочение величин. доля
величины. Нахождение доли величины
Арифметические действия (230 ч)
Сложение и вычитание
Сложение. Слагаемые, сумма. Знак
сложения. Таблица сложения.Сложение
с нулём. Перестановка слагаемых в
сумме двух чисел. Перестановка и
группировка слагаемых в сумме
нескольких чисел.
Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое,
разность. Знак вычитания. Вычитание
нуля.
Связь между сложением и вычитанием.
Нахождение неизвестного компонента
сложения, вычитания. Устное сложение
и вычитание чисел в пределах ста (и в
случаях, сводимых к выполнению
действий в пределах ста, в том числе с 0
и 1).
Отношения «больше На...», «меньше
на...». Нахождение числа, которое на
несколько единиц (единиц разряда)
больше или меньше данного.
Алгоритмы письменного сложения и
вычитания многозначных чисел.
Характеристика деятельности
учащихся
Выбирать
способ
сравнения
объектов, проводить сравнение.
Сравнивать числа по классам и
разрядам.
Моделировать
ситуации,
требующие перехода от одних
единиц измерения к другим.
Группировать числа позаданному
или
самостоятельно
установленному
правилу.
Наблюдать
закономерность
числовой
последовательности,
составлять (дополнять) числовую
последовательность по заданному
или самостоятельно составленному
правилу.
Оценивать
правильность
составления
числовой
последовательности.
Исследовать
ситуации,
требующие сравнения чисел и
величин, их упорядочения.
Характеризовать
явления
и
события
с
использованием
величин.
Сравнивать
разные
способы
вычислений, выбирать удобный.
Моделировать
ситуации,
иллюстрирующие арифметическое
действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую
терминологию при записи и
выполнении
арифметического
действия (сложения, вычитания,
умножения, деления).
Моделировать
изученные
арифметические зависимости.
Составлять инструкцию, план
решения, алгоритм выполнения
задания (при записи числового
выражения, нахождении значения
числового выражения и т.д.).
Прогнозировать
результат
вычисления.
Контролировать и осуществлять
пошаговый контроль правильности
и полноты выполнения алгоритма
17
множителей в произведении,
умножение суммы и разности
на число).
Алгоритмы
письменного
сложения,
вычитания,
умножения
и
деления
многозначных
чисел.
Способы
проверки
правильности
вычислений
(алгоритм, обратное действие,
оценка прикидка результата,
вычисление на калькуляторе).
Решение текстовых задач
арифметическим
способом.
Планирование хода решения
задачи. Представление текста
Умножение и деление
Умножение. Множители, произведение.
Знак умножения. Таблица умножения.
Перестановка
множителей
в
произведении двух чисел. Перестановка
и
группировка
множителей
в
произведении
нескольких
чисел.
Внетабличное умножение в пределах
ста. Умножение на нуль, умножение
нуля.
Деление. делимое, делитель, частное.
Знак деления. деление в пределах
таблицы умножения. Внетабличное
деление в пределах ста. деление нуля.
деление
с
остатком,
проверка
правильности выполнения действия.
Связь между умножением и делением.
Нахождение неизвестного компонента
умножения,
деления.
Устное
умножение и деление в пределах ста (и
в случаях, сводимых к выполнению
действий в пределах ста). Умножение и
деление суммы на число.
Отношения «больше в ... раза»,
(<меньше в ... раза». Нахождение числа,
которое в несколько раз больше или
меньше данного.
Алгоритмы письменного умножения и
деления многозначного числа на
однозначное, двузначное, трёхзначное
число.
арифметического действия.
Использовать различные приёмы
проверки
правильности
вычисления результата действия,
нахождения значения числового
выражения
Числовые выражения
Чтение и запись числового выражения.
Скобки. Порядок выполнения действий
в числовых выражениях. Нахождение
значений числовых выражений со
скобками и без скобок. Проверка
правильности нахождения значения
числового выражения (с опорой на
правила
установления
порядка
действий,
алгоритмы
выполнения
арифметических действий, прикидку
результата).
Свойства арифметических действий:
переместительное свойство сложения и
умножения, сочетательное свойство
сложения и умножения, распределительное
свойство
умножения
относительно сложения, относительно
вычитания. Использование свойств
арифметических действий для удобства
вычислений.
Способы
проверки
правильности вычислений (алгоритм,
обратное
действие,
оценка
достоверности, прикидка результата,
вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами (110 ч)
Задача
Выполнять
краткую
запись
Условие и вопрос задачи. Установление разными способами, в том числе с
зависимости
между
величинами, помощью геометрических образов
представленными
в
задаче. (отрезок, прямоугольник и др.).
18
задачи
(таблица,
схема,
диаграмма и другие модели).
Задачи,
содержащие
отношения «больше (меньше)
на...», "больше (меньше) в...».
Зависимости
между
величинами,
характеризующими процессы:
движения, работы, куплипродажи и др. Скорость,
время, путь; объём работы,
время, производительность,
количество товара, его цена и
стоимость и др.
Задачи на нахождение доли
целого и целого по его доле
Представление
текста
задачи
с
помощью таблицы, схемы, диаграммы,
краткой записи или другой модели.
Планирование хода решения задачи.
Запись решения и ответа на вопрос
задачи. Арифметические действия с
величинами при решении задач.
Планировать решение задачи.
Выбирать
наиболее
целесообразный способ решения
текстовой задачи.
Объяснять выбор арифметических
действий для решения.
Действовать по заданному и
самостоятельно
составленному
плану решения задачи.
Презентовать различные способы
рассуждения (по вопросам, с
комментированием, составлением
выражения).
Выбирать самостоятельно способ
решения задачи.
Использовать
геометрические
образы в ходе решения задачи.
Контролировать: обнаруживать
и устранять ошибки логического
(в
ходе
решения)
и
арифметического (в вычислении)
характера.
Наблюдать за изменениемрешения
задачи при изменении её условия
(вопроса).
Решение
текстовых
задач
арифметическим способом
Задачи,
при
решении
которых
используются: смысл арифметического
действия
(сложение,
вычитание,
умножение, деление); понятия
«увеличить на (в) ...», «уменьшить на
(в) ...»; сравнение величин.
Задачи, содержащие зависимость между
величинами,
характеризующими
процессы: движения (скорость, время,
путь), работы (производительность
труда, время, объём работы), куплипродажи (цена товара, количество
товара, стоимость).
Задачи на время (начало, конец,
продолжительность события).
Примеры задач, решаемых разными
способами.
Задачи, содержащие долю (половина,
треть, четверть, пятая часть и т. п.);
задачи на нахождение доли целого и
целого по его доле.
Знакомство с задачами логического
характера и способами их решения.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50 ч)
Взаимное
расположение Пространственные отношения
Моделировать
разнообразные
предметов в пространстве и Описание местоположения предмета в
ситуации расположения объектов в
на плоскости (выше — ниже, пространстве и на плоскости. Взаимное пространстве и на плоскости.
слева — справа, сверху — расположение
предметов
в Изготавливать (конструировать)
снизу, ближе — дальше, пространстве и на плоскости: выше — модели геометрических фигур,
между и пр.).
ниже, слева — справа, сверху — снизу, пре- образовывать модели.
Распознавание и изображение ближе — дальше, между и др.
Исследовать
предметы
геометрических фигур: точка,
окружающего мира: сопоставлять
линия
(кривая,
прямая), Геометрические фигуры
их с геометрическими формами.
и
называние Характеризовать
отрезок,
ломаная,
угол, Распознавание
свойства
многоугольник, треугольник, геометрической фигуры: точка, линия
геометрических фигур.
прямоугольник,
квадрат, (кривая, прямая), отрезок, ломаная Сравнивать
геометрические
окружность,
круг. (замкнутая и незамкнутая), угол фигуры по форме.
острый,
тупой),
Использование
чертёжных (прямой,
треугольник,
инструментов
для многоугольник,
выполнения
построений. прямоугольник, квадрат, окружность,
Геометрические формы в круг. Выделение фигур на чертеже.
фигуры
от
руки.
окружающем
мире. Изображение
Распознавание и называние: Построение отрезка заданной длины,
с
определёнными
куб, шар, параллелепипед, прямоугольника
длинами сторон с помощью чертёжных
пирамида, цилиндр, конус.
инструментов (линейки, чертёжного
угольника) на бумаге в клетку.
Геометрические величины (40 ч)
Длина отрезка. Периметр
Геометрические величины и
Анализировать
житейские
их измерение. Измерение Измерение длины отрезка.
ситуации, требующие
умения
длины отрезка. Единицы Единицы длины: миллиметр, сантиметр, находить
геометрические
длины
(миллиметр, дециметр, метр, километр; соотношения величины (планировка, разметка).
19
сантиметр, дециметр, метр,
километр).
Периметр.
Вычисление
периметра многоугольника.
Площадь
геометрической
фигуры. Единицы.
площади
(квадратный
сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр).
Точное
и
приближённое
измерения
площади
геометрической
фигуры.
Вычисление
площади
прямоугольника.
Сбор
и
представление
информации, связанной со
счётом, измерением величин;
фиксирование результатов.
Чтение и заполнение таблицы.
Интерпретация
данных
таблицы.
Чтение
столбчатой
диаграммы.
между ними. Переход от одних единиц
длины к другим.
длина ломаной. Периметр. Измерение и
вычисление периметра прямоугольника,
квадрата треугольника, произвольного
многоугольника.
Площадь
Представление
о
площади
геометрической фигуры.
Единицы
площади:
квадратный
сантиметр,
квадратный
дециметр,
квадратный
метр,
квадратный
километр; соотношения между ними.
Точное и приближённое измерение
площади геометрической фигуры (в том
числе с помощью палетки). Вычисление
площади прямоугольника квадрата.
Выбор
единицы
измерения
для
нахождения
длины,
периметра,
площади геометрической фигуры.
Оценка
размеров
геометрических
объектов, расстояний приближённо (на
глаз).
Работа с информацией (40 ч)
Формулирование проблемы для поиска
информации, составление простейшего
алгоритма (или плана) поиска, отбор
источников информации, выборспособа
представления результатов.
Сбор информации. Поиск информации
в математических текстах, содержащих
рисунки, таблицы, схемы. Описание
предметов, объектов, событий на основе
полученной информации.
Логические выражения, содержащие
связки
«...и...»,
«если...,
то...’>,
«верно/неверно, что...», «каждый»,
«все», «некоторые», «не»: чтение,
понимание, составление. Проверка
истинности утверждения.
Упорядочение
математических
объектов.
Составление
конечной
последовательности
(цепочки)
предметов, чисел,
геометрических
фигур и др.
Таблица. Чтение и заполнение строк,
столбцов несложной готовой таблицы.
Таблица
как
средство
описания
предметов,
объектов,
событий.
Выявление
соотношений
между
значениями величин в таблице.
Заполнение таблицы по тексту, текста
по таблице.
диаграмма.
Чтение
столбчатой
диаграммы.
Представление
информации в таблице, на диаграмме.
Резерв (40 ч)
Сравнивать
геометрические
фигуры по величине (размеру).
Классифицировать
(объединять
в
группы)
геометрические фигуры.
Находить
геометрическую
величину разными способами.
Использовать
различные
инструменты
и
технические
средства для поведения измерений.
Работать
с
информацией:
находить, обобщать и представлять
данные (с помощью учителя др. и
самостоятельно);
использовать
справочную
литературу
для
уточнения поиска информации;
интерпретировать
информацию
(объяснять, сравнивать и обобщать
данные, формулировать выводы и
прогнозы).
Понимать
информацию,
представленную
разными
способами (текст, таблица, схема,
диаграмма и др.).
Использовать информацию для
установления количественных и
пространственных
отношений,
причинно-следственных
связей.
Строить и объяснять простейшие
логические выражения.
Находить общее свойство группы
предметов, чисел, геометрических
фигур, числовых выражений и пр.;
проверять его выполнение для
каждого объекта группы.
Сравнивать
и
обобщать
информацию, представленную в
строках, столбцах таблицы.
20
7. Содержание курса
В соответствии с выделенными в АООП направлениями изучение
предмета «Математика» в 1 классе включает следующие разделы:
Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до
10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин
(см).
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия
компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Алгоритмы письменного сложения.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач
арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше
(меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста
задачи (схема, рисунок).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева
– справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок,
ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение.
Измерение длины отрезка. Единицы длины (см).
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной
со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов.
Составление
конечной
последовательности
(цепочки)
предметов,
геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание
простейшей информационной модели (схема).
Систематический курс
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000.
Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел,
знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр); времени (секунда, минута,
час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицамиизмерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля
величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия
компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения.
Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и
21
вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство
умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без
скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в
числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания
многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки
правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и
результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на
калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной
переменной вида a ±28, 8 ⋅ b, c : 2; с двумя переменными вида a + b, а - b, a ⋅
b, c : d (d ≠ 0); вычисление их значений при заданных значениях входящих в
них букв. Использование буквенных выражений при формировании
обобщений, при рассмотрении умножения с 1 и 0 (1 ⋅ а = а, 0 ⋅ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на
основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между
компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий
(сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие
отношения больше на (в)…, меньше на (в)… . Текстовые задачи,содержащие
величины, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный
путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара),
расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет,
количество предметов, общий рас- ход) и др. Задачи на определение начала,
конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и
целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости
(выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе
— дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линия
(прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник: треугольник,
22
четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Виды углов:
прямой, острый, тупой.
Свойство сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон:
разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и
называние геометрических тел (куб, пирамида, шар).
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между
единицами длины. Перевод одних единиц 15 длины в другие. Измерение
длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление
периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника
(квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади
(квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью
палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной
со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление
информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и
заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел,
числовых выражений, геометрических фигур и т. д. по заданному правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска
информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью
логических связок и слов (верно/неверно, что…; если…, то…; все; каждый и
др.).
8. Планируемые результаты
В результате изучения курса математики обучающиеся при освоении
начального общего образования научатся производить арифметические
действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с
алгоритмом, излагать свои мысли. Математика является для младших
школьников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
23
В результате изучения курса математики у выпускников МБОУ
«Школа 5», освоивших образовательную программу начального общего
образования, будет сформирован познавательный интерес к учебному
материалу, что заложит основы успешной учебной деятельности при
продолжении изучения курса математики.
Предметные результаты –
1 класс
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки,
движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того
или иного предмета при указанном порядке счёта;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<»,
«=», термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в
пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;
объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и
нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1,18 − 1, 10 + 6,
12 − 10, 14 − 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному
правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная
последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на
несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно
установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные
единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и
соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
- вести счёт десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда
- чисел на числа, большие 20.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание,
отражать это на схемах и в математических записях с использованием
знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления
(вычитания) по частям; выполнять сложение с применением
переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух
слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах
10);
24
- объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через
разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в
пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в
записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического
содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических
терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи,
вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче,
и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять
арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям
решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и
объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её
условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.),описывающих
положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать
инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в
пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже;
перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие
форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок,
луч).
Учащийся получит возможность научиться:
25
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество
отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку
(две точки), не совпадающие с его концами)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка),
используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и
соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
- соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке
убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к
конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их
недостающими элементами;
- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между
объектами и формулируя выводы.
2 класс
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
- сравнивать числа и записывать результат сравнения;
- упорядочивать заданные числа;
- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
- выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в
ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные
единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и
соотношения между ними: 1 м = 100 см;
- 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
26
- читать и записывать значение величины время, используя изученные
единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между
ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
- записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р.
= 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
- группировать объекты по разным признакам;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как
длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
- воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и
использовать её при выполнении действий сложение и вычитание;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких
случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
- выполнять проверку сложения и вычитания;
- называть и обозначать действия умножение и деление;
- использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
- заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение
— суммой одинаковых слагаемых;
- умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
- читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих
сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
- применять переместительное и сочетательное свойства сложения при
вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
- вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву
при заданном её значении;
- решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
- моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием
предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
- раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
- применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
- называть компоненты и результаты умножения и деления;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом
умножения;
- выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное
сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный
смысл действий умножение и деление;
- выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
27
- составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой
записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник,
четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников
прямоугольник (квадрат);
- выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами
сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
- соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника,
прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
- изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной
- бумаге с использованием линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- читать и записывать значение величины длина, используя изученные
единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр);
- вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр
многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
- вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
- заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило
составления таблиц;
- проводить логические рассуждения и делать выводы;
- понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…,
то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность:
- самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между
величинами: цена, количество, стоимость;
- для
формирования
общих
представлений
о
построении
последовательности логических рассуждений.
3 класс
28
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения,
упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой
разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и
наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади,
используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения
между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы
площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя
изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и
соотношение между ними: 1 кг = 1000 г;
- переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных
случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как
площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять
умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с
остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и
деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и
деление на однозначное число в пределах 1000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия
(со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства
вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях
входящих в него букв;
29
- решать уравнения на основе связи между компонентами и
результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных
видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическомчертеже;
- составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и
следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход
материала на все указанные предметы и др.; задачи наувеличение/уменьшение
числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между
объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать
их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в
заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам
его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя
соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
30
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной
ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения
заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять
таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно
оформлять
в таблице зависимости между
пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …;
если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно
приведённое высказывание о числах, результатах действиях,
геометрических фигурах.
4 класс
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать,
называть,
читать,
записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
- заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу,
время, скорость), используя основные единицы измерения величин
(километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный
километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный
сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм;
сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и
соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных
случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как
площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
31
Учащийся научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в
пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения
чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе
деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление
однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия инаходить
его значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащегося 2–3
арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с
помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия,
на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
- использовать свойства арифметических действий для удобства
вычислений;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- находить значение буквенного выражения при заданных значениях
входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- устанавливать зависимости между объектами и величинами,
представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать
и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления,
оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
- решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению
её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала,
продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс
одновременного встречного движения двух объектов и движения в
противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными
пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса
одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов
и др.;
- решать задачи в 3–4 действия;
32
- находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в
пространстве;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числетреугольник,
прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата,
площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо
(на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать,
различать
и
называть геометрические
тела:
прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
- находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники
(квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и
слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все;
некоторые; не).
9. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
33
Для характеристики количественных показателей используются
следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6
человек).
Наименование объектов и средств
Количество
Примечание
материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
К
Предметная линия учебников для 1 – 4 классов,
Библиотечный
фонд
утвержденных надзорными органами в области
комплектуется
на
основе
образования
федерального перечня учебников,
рекомендованных Минобрнауки
РФ
Печатные пособия
Многоразового использования
Наборы основных геометрических фигур и тел.
Д
Счетный материал (предметный, картинный).
Д
Фишки-заместители.
П
Муляжи монет перечисленного номинла
П
Индивидуальные наборы счетных палочек.
К
Для работы в тетради рекомендовано
К
использовать тетради в крупную клетку, линейки,
Ф
карандаши (простой и цветные).
Таблицы сложения
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийный проектор (при наличии).
П
При наличии необходимых
Мультимедийные образовательные ресурсы
технических условий
(презентации),
соответствующие
тематике
программы по математике.
Цифровые информационные инструменты и
источники (по основным темам программы):
электронные справочные и учебные пособия.
Технические средства обучения
Д
Классная магнитная доска с набором
Размер не менее 150×150 см
приспособлений для крепления картинок.
С диагональю не менее 72 см.
Д
Классная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц.
Д
Магнитная доска.
При наличии необходимых
Д
Экспозиционный экран.
средств
Д
Видеомагнитофон.
Д/П
Телевизор.
Д
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Сканер,
принтер
лазерный
(струйный,
Д
струйный цветной), цифровая фотокамера,
цифровая видеокамера со штативом.
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи. Математический диктант.
Д
При наличии технических
Видеофильмы,
соответствующие
средств
содержанию обучения (по возможности).
Д
Слайды (диапозитивы), соответствующие
содержанию
обучения
(по
возможности).
Д
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Д
(по возможности)
Источники:
34
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции
приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
5.
Примерные адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с задержкой психического развития
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ
по разработке рабочих программ.
7.
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию
в образовательном процессе в общеобразовательныхучреждениях, на текущий
учебный год.
8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и
оценке результатов обучения в 1- 4 классах.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
и
воспитания
в
общеобразовательных
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
11. Локальные акты образовательного учреждения.
35