ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности изостудии «Фантазеры» составлена
в соответствии с ФГОС ООО, ФООП ООО и на основе Примерной программы
художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами
художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского.
Москва,
«Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения).
Актуальность Актуальность программы внеурочной деятельности
«Фантазеры» обусловлена её важной ролью в гармоничном развитии личности.
В современном мире, где востребованы креативность и инновационное
мышление, занятия изобразительным искусством становятся ценным
инструментом для формирования у детей и подростков необходимых навыков и
компетенций.
Программа предоставляет уникальную возможность для развития
творческого потенциала. Через знакомство с различными художественными
материалами, техниками и жанрами, участники раскрывают свои способности к
самовыражению, развивают воображение, фантазию и умение мыслить
нестандартно. Искусство становится для них способом исследования мира и
передачи своего видения.
Важным аспектом является развитие эмоционального интеллекта. Занятия
создают благоприятную атмосферу для выражения чувств и эмоций, помогают
осознать и принять свои переживания, а также учат понимать эмоциональное
состояние других людей. Это способствует формированию эмпатии, умению
строить
гармоничные
отношения
и
адаптироваться
в
социуме.
Программа способствует развитию когнитивных способностей, таких как
внимание, память, мышление и воображение. Процесс создания художественных
работ требует концентрации, анализа информации, планирования и принятия
решений. Эти навыки необходимы не только для успешной деятельности в
искусстве, но и в учебе, работе и повседневной жизни. Не стоит забывать и о
развитии мелкой моторики и координации движений, которые улучшаются в
процессе работы с различными инструментами и материалами. Это важно для
общего физического развития и подготовки к различным видам деятельности.
Таким образом, программа представляет собой актуальный и востребованный
вид дополнительного образования, который способствует всестороннему
развитию личности, формированию творческого потенциала, развитию
эмоционального интеллекта, когнитивных способностей и формированию
культурного кругозора. Это важный инструмент для подготовки детей и
подростков к успешной жизни в современном мире.
Цель. Создание условий для развития творческих способностей,
эстетического восприятия и художественных навыков через занятия
изобразительным искусством, формирование основ художественной культуры и
развитие эмоционального интеллекта.
Задачи.
Образовательные:
• Познакомить с основными видами изобразительного искусства: живописью,
графикой, скульптурой, аппликацией, бумажной пластикой и работой с
природными материалами.
• Сформировать первоначальные знания об основных художественных
материалах и инструментах, а также приемах работы с ними.
• Обучить основам цветоведения, композиции и перспективы на доступном
для данного возраста уровне.
• Сформировать знания о простых и понятных для возраста 1-2 классов
элементах истории искусств, через ознакомление с произведениями и
техниками.
Развивающие:
• Развивать творческое мышление, воображение и фантазию.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук и глазомер.
• Развивать наблюдательность, зрительную память и образное мышление.
• Развивать умение выражать свои мысли и чувства через изобразительное
искусство.
• Развивать пространственное мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность, трудолюбие и усидчивость.
• Формировать умение работать в коллективе, уважать мнение других.
• Воспитывать интерес к изучению изобразительного искусства и культуры.
• Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.
• Формировать позитивную самооценку и уверенность в своих творческих
способностях.
Личностные:
• Стимулировать интерес к познанию и творчеству.
• Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
• Развивать навыки самооценки и рефлексии.
• Способствовать формированию культурной идентичности.
Метапредметные:
• Развивать навыки планирования и организации творческой деятельности.
• Формировать умение работать с информацией и различными источниками.
• Развивать навыки сотрудничества и работы в команде.
• Формировать умение представлять результаты своей работы.
Отличительные особенности
Акцент на разнообразие техник и материалов: Программа
предусматривает знакомство с широким спектром художественных материалов
и техник, включая живопись, графику, скульптуру, аппликацию, бумажную
пластику и работу с природными материалами. Это позволяет детям попробовать
себя в разных видах творчества и выбрать наиболее интересные для себя
направления. Это также способствует развитию сенсорного опыта и мелкой
моторики.
Интегрированный подход к изучению основ изобразительного искусства:
Программа не сосредотачивается на углубленном изучении одного вида
искусства, а предлагает обзор основных техник и приемов. Это дает детям общее
представление об изобразительном искусстве и формирует базу для дальнейшего
развития в выбранном направлении.
Простота и доступность: Программа разработана с учетом возрастных
особенностей детей 1-2 классов и предполагает использование простых и
доступных материалов, что делает ее реализацию возможной в различных
условиях. Упор делается на получение удовольствия от процесса творчества, а
не на достижении профессиональных результатов.
Практическая
направленность:
Программа
ориентирована
на
практическую деятельность и предполагает выполнение большого количества
практических работ, что способствует закреплению полученных знаний и
формированию устойчивых навыков. Каждая тема завершается созданием
конкретного художественного произведения.
Развитие творческих навыков через игру: Программа активно использует
игровые формы обучения, что делает процесс обучения более интересным и
увлекательным для детей. Игры и упражнения направлены на развитие
воображения, фантазии и умения находить нестандартные решения.
Возраст учащихся: 7-8 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год
Режим занятий: по 40 минут в неделю два раза
Форма обучения: очная
Форма подведения итогов: организация и обсуждение выставки детских
работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои
работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения
учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить,
чем они им нравятся.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ФАНТАЗЕРЫ»
1-2 класс
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Раздел 1: Введение
Теория
Формы
аттестации/контроля
Практика
2
1
Правила техники
безопасности в
изостудии
1
Устный опрос
2
Что такое искусство?
Виды искусств
1
Устный опрос
Раздел 2. Живопись
14
3-4
Основные цвета
1
1
Практическая работа
5-6
Теплые и холодные
цвета
1
1
Практическая работа
7-8
Цветовое пятно
1
1
Практическая работа
9
Рисуем осенние
листья
1
Практическая работа
10
Рисуем воду
1
Практическая работа
11
Цветовое пятно.
Рыбки
1
Практическая работа
12
Цветовое
пятно.Рисуем пейзаж
1
Практическая работа
13
Насыщение
цветового пятна
белым цветом.Рисуем
небо
1
Практическая работа
14
Рисование кистью.
Простые предметы
1
Практическая работа
1516
Изображение
животных, птиц
1
1
Практическая работа
1718
Летний луг в точках
1
1
Практическая работа
1
1
Практическая работа
Раздел 3: Графика
19-
Знакомство с
12
20
графикой. Линия и
штрих
21
Техника «Цветные
карандаши» штрихи,
упражнения
1
Практическая работа
22
Техника
«Фломастеры» узоры
1
Практическая работа
23
Техника «Чёрный
фломастер» зимнее
дерево
1
Практическая работа
24
Техника «Восковой
мелок и акварель»
снежинки
1
Практическая работа
25
Линия, штрих, пятно
«Сказочный замок»
1
Практическая работа
26
Создание простых
орнаментов
1
Практическая работа
2728
Графический рисунок
с натуры простых
предметов
2
Практическая работа
2930
Техника «Граттаж»
Сказочный замок
1
Практическая работа
Раздел 4: Лепка
1
9
31
Скульптура - что это
такое
32
Лепка из пластилина.
Знакомство с
материалом
1
Практическая работа
33
Симметрия,
пропорции.
Насекомые
(пластилин)
1
Практическая работа
34
Лепка из жгутиков
(пластилин) улитка
1
Практическая работа
3537
Рельеф (тесто из
газет), рыбка
3
Практическая работа
3839
Лепим сказочных
персонажей
2
Практическая работа
1
Практическая работа
Раздел 5:
Аппликация
40
Аппликация из
Устный опрос
1
12
бумаги. Основные
приемы
4142
Обрывная
аппликация из
бумаги «Жук на
листочке»
2
Практическая работа
4344
Аппликация
«Осенний ковёр»
2
Практическая работа
4546
Объёмная
аппликация «Зимний
пейзаж»
2
Практическая работа
47
Аппликация из
природных
материалов
1
Практическая работа
4849
Ёлка на снегу.
Использование
разных техник и
материалов
2
Практическая работа
5051
Создание объёмного
пейзажа.
Совмещение техник и
материалов
2
Практическая работа
1
Устный опрос
Раздел 6: Бумажная
пластика
8
5253
Бумажная пластика что это
54
Солнышко и полянка
на плоскости
1
Практическая работа
55
Колокольчик из
конуса
1
Практическая работа
56
Персонаж из конуса
1
Практическая работа
57
Сминание бумаги с
последующим
нахождением в ней
нового
художественного
образа
1
Практическая работа
5859
Оригами. Базовые
формы
1
Практическая работа
Раздел 7. Работа с
природными
материалами
1
1
6
6061
Аппликации из
листьев "Животные
из листьев"
2
Практическая работа
6263
Панно из семян и
круп "Узоры"
2
Практическая работа
6465
Панно из природных
материалов “Времена
года”
2
Практическая работа
2
Выставка
Раздел 8.
Организация и
обсуждение
выставки детских
работ
6667
Выставка работ
(оформление)
68
Обсуждение
итоговой выставки
детских работ
3
1
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Учебный план обеспечивает последовательное и систематическое развитие
навыковизобразительного искусства, от базовых принципов до более сложных
проектов, а также способствует развитию творческого мышления и проектной
деятельности учащихся. Содержание учебного (тематического) плана включает
себя следующие разделы и темы:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1-2 класс
Раздел 1: Введение.
Теория. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях;
материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Раздел 2. Живопись.
Теория. Основы живописи, цветовое пятно, основные, теплые и холодные
цвета, контраст и эмоциональное изменение цвета.
Практика. Освоение приемов, изображение пейзажей, животных,
растений.
Раздел 3: Графика.
Теория. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового
искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного
нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте
темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике;
ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практика. изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта,
насекомых, тканей.
Раздел 4: Скульптура
Теория.Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала
для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как
трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое
можно обойти со всех сторон.
Практика.лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Раздел 5: Аппликация
Теория. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с
различными материалами, используемыми в данном виде прикладного
искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой
большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной
величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами,
например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию
художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности
фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых
составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем
более сложные тематические композиции.
Практика.изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с
засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Раздел 6: Бумажная пластика
Теория. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы,
при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный
белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление
представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практика. изображение природных объектов (деревьев, кустов),
отдельных фигурок.
Раздел 7. Работа с природными материалами
Теория. В качестве природных материалов используются выразительные
корни, шишки, семена, камни, мох, крупы, листья и т.д. Работа заключается в
создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы
выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве
дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы,
полученные из бумаги
Практика. изображение уголков природы, узоры, животные.
Раздел 8. Организация и обсуждение выставки детских работ
Теория. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят
свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения
учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить,
чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети
вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
эмоционально - ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними
общего языка и общих интересов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения,
принятие и освоение социальной роли обучающего.
Метапредметные результаты:
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий;
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать
полученные знания в жизни;
умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в
информационном пространстве;
формирование социально адекватных способов поведения;
формирование умения работать с информацией.
Предметные результаты:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме
пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
В программу заложены требования, предъявляемые к знаниям
дополнительной общеобразовательной программы, умениям и навыкам,
которым дети должны научиться в течение всего курса обучения.
Текущий контроль (по итогам занятия, темы, блока) – проверка изученного
материала. Осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом
объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность,
активность, уровень физической нагрузки. Формы контроля: тестирование,
опрос, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль (по итогам 1 полугодия) проводится с целью
выявления уровня освоения обучающимися программы обучения и определения
уровня развития творческих способностей за данный период обучения.
Оценивается: знание теоретических и практических основ. Форма контроля –
практическая работа.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность,
реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит
сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие
два основных блока:
1. сформированность основ художественной идентичности личности;
2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовность к выбору художественного
образования;
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка
сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном
учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и
ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей
образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного
образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей
ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых
средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Выставочная деятельность
Для понимания усвоения данной программы учащимися неоднократно
проводятся выставки в течение года, на которых виден уровень усвоения
полученных знаний и навыков.
2. Контрольный срез освоения программы
Характеристика уровней:
5 уровень – очень высокий – освоение методов и техник, безошибочное
применение их на практике. Умение грамотно прочувствовать и
проиллюстрировать суть литературного произведения.
4 уровень – высокий – освоение методов и техник, применение их на
практике. Умение прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного
произведения.
3 уровень – средний - освоение методов и техник, применение их на
практике. Умение прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного
произведения с подсказками преподавателя.
2 уровень – низкий – частичное освоение методов и техник, применение их
на практике. Выполняет под руководством преподавателя.
1 уровень - очень низкий – неполное освоение методов и техник,
применение их на практике. Работает только под руководством преподавателя.
Анализ творческих работ проводится по следующим критериям:
поэтапное выполнение работы;
сюжетная взаимосвязь литературы и изобразительного искусства;
правильная компоновка на листе бумаги;
цветовое видение различных оттенков;
техническое исполнение;
художественная оригинальность;
интересные, самобытные техники исполнения работ.
Выставка творческих работ по итогам темы, по итогам года
На выставку выбираются качественно выполненные работы и наиболее
интересные, соответствующие вышеприведенным критериям.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные методы, используемые в работе:
• словесные;
• наглядные;
• практические.
В зависимости от возраста детей и уровня развития зависит и место
каждого метода обучения.
Например, словесный метод, может быть использован при:
• изложении нового материала (теории);
• инструктаже, пояснениях и консультировании обучающихся в момент
выполнения задания.
Важным методом является и наглядный метод.
С помощью практического метода отрабатываются все знания и умения
детей, происходит закрепление знаний и умений, формируется и
совершенствуется мелкая моторика, формируются мыслительные операции.
Методическое обеспечение программы “Фантазеры” разработано для
создания стимулирующей и познавательной среды, в которой каждый ребенок
сможет раскрыть свой творческий потенциал и приобрести базовые навыки в
различных видах изобразительного искусства. Занятия построены на принципе
сочетания теории и практики, а также индивидуального подхода к каждому
ученику.
Основными формами занятий являются беседы, практические занятия,
работа с различными материалами и инструментами. Особое внимание уделяется
созданию дружественной и творческой атмосферы, где каждый ребенок
чувствует себя комфортно и уверенно.
На первом этапе, во вводном разделе, дети знакомятся с правилами
техники безопасности в изостудии. Это проходит в форме беседы с
использованием наглядных материалов и игровой викторины. Цель - обеспечить
безопасную и организованную среду для творчества. Также вводный раздел
включает знакомство с понятием "искусство" и основными видами
изобразительного искусства. Это реализуется через просмотр репродукций,
обсуждение и викторину.
В разделе “Живопись”дети осваивают основные цвета, учатся смешивать
краски для получения новых оттенков, изучают теплые и холодные цвета и
создают композиции с их использованием. Они узнают о понятии цветового
пятна и осваивают приемы его получения кистью, губкой и пальцем.
Практические занятия включают рисование осенних листьев, воды, пейзажей и
неба с использованием различных живописных техник. Завершается раздел
рисованием простых изображений животных и птиц с использованием цветовых
пятен.
В разделе “Графика" дети знакомятся с линией и штрихом как основными
элементами графики, осваивают технику работы с цветными карандашами
(штриховка и растушевка) и фломастерами, создают узоры и орнаменты. Они
учатся рисовать зимнее дерево черным фломастером и снежинки с
использованием восковых мелков и акварели. Кульминацией раздела является
создание изображения сказочного замка с использованием различных
графических элементов и рисование с натуры простых предметов.
Раздел "Скульптура" знакомит детей с этим видом искусства, материалами
и инструментами скульптора. Дети лепят простые формы (шар, куб, цилиндр) и
несложные предметы (овощи, фрукты) из пластилина или глины.
В дополнение к предыдущим разделам, программа "Фантазеры" включает
разделы "Аппликация", "Бумажная пластика" и “Работа с природными
материалами” направленные на развитие мелкой моторики, пространственного
мышления и творческого воображения детей.
В разделе "Аппликация" дети знакомятся с этим видом декоративноприкладного искусства, осваивают основные приемы: вырезание и наклеивание.
Практические занятия включают создание обрывной аппликации "Жук на
листочке", аппликации "Осенний ковёр" с использованием различных форм и
цветов бумаги, а также объемной аппликации "Зимний пейзаж" с
использованием разнообразных материалов, таких как бумага, вата и блестки.
Эти занятия способствуют развитию аккуратности, точности движений и умения
создавать композиции из отдельных элементов. Оценка происходит по
критериям аккуратности исполнения, оригинальности композиции и
использования различных материалов.
Раздел "Бумажная пластика" знакомит детей с возможностями работы с
бумагой как художественным материалом. Они изучают основные приемы:
сгибание, складывание и скручивание. В практической части дети создают
объемное изображение солнышка и полянки на плоскости, колокольчик из
конуса бумаги и используют технику сминания бумаги для создания необычных
текстур и форм, развивая воображение и умение видеть художественный образ в
неожиданных материалах. Результаты оцениваются по критериям освоения
техник работы с бумагой, оригинальности и выразительности созданных
образов.
Раздел "Работа с природными материалами" направлен на развитие у детей
экологического сознания, наблюдательности и творческой фантазии. Занятия в
этом разделе расширяют представления о красоте окружающего мира и учат
видеть художественные возможности в простых, доступных материалах. В
процессе работы над проектами дети учатся собирать, сушить и подготавливать
природные материалы к использованию, а также осваивают различные техники
крепления и комбинирования материалов.
На занятиях используются разнообразные материалы и инструменты:
кисти, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, бумага, вода, листья,
крупы и т.д. В качестве дидактического материала применяются репродукции
картин, иллюстрации, схемы и таблицы.
Итоговая оценка в программе включает активность на занятиях, уровень
освоения теории, качество практических работ, самостоятельность и творческий
подход, а также аккуратность.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Кабинет имеет постоянно действующую выставку работ педагога и
обучающихся.
2. Методическая и учебная литература (см. список литературы).
3. Материально-техническое обеспечение (основные средства):
доска; стол учительский, стул учительский; столы и стулья ученические; шкаф с
наглядными пособиями; персональный компьютер (ноутбук); мультимедийный
проектор.
4. В работе используется материал (средства обучения):
листы бумаги форматов А4 и А3,
краски акварель и гуашь,
цветные карандаши,
баночки-непроливайки для воды.
5. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству.
Репродукции картин.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
10
сентября
Дата
окончания
обучения
26 мая
Количество
учебных
недель
33
Количество
учебных
дней
66
Количество Режим
учебных
занятий
часов
66
2 раза в
неделю по
1 часу
(40 мин.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. - Классическое пособие по методике преподавания ИЗО в начальной
школе.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 1998. - Рассматривает различные методические
подходы к обучению ИЗО.
Унковский А.А. Живопись. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. - Основы живописи
и цветоведения.
Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986. - Теория и практика
композиции в изобразительном искусстве.
Кузин B.C. Изобразительное искусство. 1-2 класс, 3-4 класс. – М.: Дрофа,
2000-е годы - Учебники и методические пособия для начальной школы.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. 1-4 класс. – М.:
Просвещение, 2000-е годы.
Иттен И. Искусство цвета. – М.: Издатель Д. Аронов, 2001. - Классический
труд по теории цвета.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. - Теория и практика
цветоведения в живописи.