1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физической культуре модуль «Лапта» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания школы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОДУЛЬ «ЛАПТА» Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовойдеятельности и организации активного отдыха. Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно- спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой. В настоящее время обновление содержания учебного предмета «Физическая культура» включает развитие и внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том числе лапты. Лапта – это двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде два очка. Цель другой команды не дать соперникам сделать перебежки посредством осаливания мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей занимающихся. Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач по формированию двигательных навыков и развитию определенных интеллектуальных, морально- волевых, эстетических качеств личности учащихся и организацию условий для их лучшего решения. Занятия лаптой способствуют развитию у обучающихся основных физических качеств. Важнейшим качеством для игры в лапту является скорость. Она зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития морально-волевых качеств. Силовые качества в лапте находят свое выражение в выполнении удара по мячу, в прыжковой деятельности, в скорости бега и т.д. Для развития этого качества на уроках применяются упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, приседания с отягощением, метания мячей на дальность. В процессе игры воспитываются и такие физические качества как ловкость, гибкость, скорость, выносливость и их сочетания, которые необходимы для всестороннего развития школьника. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Цель рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Лапта») программы начального образования (далее – Модуль) является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта лапта. Задачи Модуля: - всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности; - укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение безопасности на занятиях по лапте; - освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития лапты в частности; - формирование общих представлений о лапте, о ее возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся; - формирование образовательного базиса, основанного как на знаниях и умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем культурном уровне развития личности обучающегося, создающем необходимыепредпосылки для его самореализации; - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами вида спорта «Лапта»; - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества; -развитие положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; - выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта. Преимущество Модуля заключается в том, что технологии вида спорта «Лапта» позволяют успешно решать весь комплекс вышеперечисленных задач, являясь действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в школе, подготовки обучающихся к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) и подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формируют навыки собственной безопасности икультуры поведения при занятиях физической культурой и спортом. В Модуле специфика лапты удачно сочетается практически со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в школе (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры), предполагая доступность освоения учебного материала всем возрастным категориям обучающихся независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей. Модуль расширяет принцип интеграции уроков физической культуры с такими формами, как внеурочная деятельность, школьные спортивные клубы, занятия в дополнительном образовании физкультурно-спортивной направленности,участие в соревнованиях. СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ Реализация воспитательного потенциала уроков ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ предполагает следующее: - установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФООП НОО физическая культура модуль «Лапта» является вариативной частью на уровне начального общего образования. Срок освоения рабочей программы: 1-4 классы, 4 года Количество часов в учебном плане на изучение предмета (1 кл. – 33 учебные недели, 2-4 кл. – 34 учебные недели) Класс 1 класс 2 класс 3 класс Всего Количество часов в неделю 1 1 1 Количество часов в год 33 34 34 101 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Раздел 1. Знания о лапте. История зарождения лапты. Известные отечественные игроки в лапту и тренеры. Современное состояние лапты в РФ. Место лапты в Единой всероссийской спортивной классификации. Статус спортивных соревнований. Понятие спортивных федераций по лапте, как общественных организаций. Сильнейшие спортсмены и тренеры в современной лапте. Официальные правила соревнований по лапте. Регионы РФ, развивающие лапту, команды победители всероссийских соревнований. Влияние занятий лаптой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, сознательности, выдержки, решительности, настойчивости, этических норм поведения). Разновидности лапты. Словарь терминов и определений по лапте. Состав команды. Амплуа полевых игроков при игре лапта. Роль капитана команды. Лапта как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физическихкачеств. Правила безопасного поведения во время занятий лаптой. Характерные травмы игроки в лапту и мероприятия по их предупреждению Режим дня при занятиях лаптой. Правила личной гигиены во время занятий лаптой. Правила подбора физических упражнений для развития физических качеств игроки в лапту. Понятия и характеристика технических и тактических элементов лапты, их название и методика выполнения. Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности. Подвижные игры и правила их проведения. Организация и проведение игр специальной направленности с элементами лапты. Классификация физических общеразвивающие, специальные и корригирующие. упражнений: подготовительные, Составление комплексов различной направленности: утренней гигиенической гимнастики, корригирующей гимнастики с элементами лапты; дыхательной гимнастики, упражнений для глаз, упражнений формирования осанки и профилактики плоскостопия, упражнений для развития физических качеств; упражнений для укрепления голеностопных суставов. Организация и проведение самостоятельных занятий по лапте. Составление планов и самостоятельное проведение занятий по лапте. Способы самостоятельного освоения двигательных действий, подбор подводящих, подготовительных и специальных упражнений. Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности. Дневник самонаблюдения за показателями развития физических качеств и состояния здоровья. Правила безопасного, правомерного поведения во время соревнований по лапте в качестве зрителя, болельщика (фаната). Средства восстановлен организма после физической нагрузки. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и обуви для занятий лаптой. Правила ухода за спортивным инвентарем и оборудованием. Правильное сбалансированное питание игроки в лапту. Причины возникновения ошибок при выполнении технических приёмов и способы их устранения. Основы анализа собственной игры, игры своей команды и игры команды соперников. Контрольно-тестовые упражнения по общей и специальной физической подготовке. Оценка уровня технической и тактической подготовленности игроков в лапту. Способы и методы профилактики пагубных привычек, асоциального и созависимого поведения. Антидопинговое поведение. Раздел 3. Физическое совершенствование. Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений на развитие основных физических качеств, в том числе входящих в программу ВФСК ГТО. Упражнения на развитие физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и скоростных способностей). Комплексы упражнений, формирующие двигательные умения и навыки технических и тактических действий игроки в лапту: общеподготовительных и специально-подготовительных. Комплексыкорригирующей гимнастики с использованием специальных упражнений из лапты. Разминка и её роль на занятиях по лапте. Комплексы специальной разминки перед соревнованиями по лапте. Подвижные игры с предметами и без, эстафеты с элементами лапты на развитие физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстротыи скоростных способностей). Техника нападения. Стойки бьющего: для удара сверху, снизу, сбоку. Стойкиперебежчика: высокий старт, низкий старт. Передвижения: ходьба, бег, прыжки, остановки и падения, приемы, позволяющие избежать осаливания и самоосаливания, навыки переосаливания (ответное осаливание). Удары битой по мячу способом сверху, сбоку, «свечей», обманные удары. Подача мяча. Техника защиты. Стойки. Передвижения: ходьба, бег, прыжки. Ловля мяча: высоко, низколетящего, катящегося. Передачи мяча: сверху, сбоку, снизу, от себя. Осаливание: с близкого расстояния, с дальнего расстояния. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор удара в зависимости от игровой ситуации: сверху, сбоку, «свечой»; выбор направления удара (влево, вправо и по центру); действия перебежчика, которого осаливает противник, в случае, когда партнеры приносят своей команде очки; действия нападающего при выносе мяча защитником за линию дома; выбор места для перебежки; действия нападающего при ошибках защитников (неточная подача мяча, мяч выходит из поля зрения защитников); действия нападающего находящегося: за линией дома, за линией кона; действия нападающего при осаливании, самоосаливании, переосаливании; методика обучения. Групповые действия: взаимодействия двух, трех и более перебежчиков сперемещением от линии дома до линии кона и наоборот; виды групповых перебежек; групповые перебежки после удара сверху («свечой») за линию дома; групповые перебежки команды, имеющей в ходе встречи меньшее количество очков; взаимодействия бьющего ударом сверху и перебежчика (или нескольких, находящихся в пригороде); взаимодействие нападающего, бьющих ударом сбоку и перебежчиков, находящихся за линией кона; Командные действия: система игры в нападении; расстановка игроков в порядке очередности пробития ударов; учебные игры с применением системы игрыв нападении: 2-2-2; 1-32; 3-2-1; принципы системы нападения и расстановка игроков по игровым функциям: бьющие ударом сверху, бегунки, бьющие ударом сбоку; командные действия при игре в нападении: преимущественное использование игроками ударов сверху; преимущественное использование нападающими ударов сверху и «свечой»; преимущественное использование игроками дальних боковых ударов; действия команды, проигрывающей в конце встречи от 1 до 12 очков; действия команды, выигрывающей в ходе встречи: с небольшим преимуществом, с большим преимуществом; действия команды в случае, когда есть только один игрок, имеющий право на удар; взаимодействия перебежчиков, находящихся за линией дома и за линией кона при последнем бьющем игроке; методика обучения. Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для ловли мяча при ударах (сверху, сбоку, «свечой»); действия защитника при: пропуске мяча, летящего в его сторону; страховке своих партнеров при ударе сверху; выборе места для того, чтобы осалитьперебежчика; выборе места для получения мяча от партнера; переосаливании (обратном осаливании); расположении нападающих в пригороде и за линией кона; перебежках нападающих; действия подающего при выносе мяча за линию дома; методика обучения. Групповые действия: взаимодействие двух, трех и более игроков при розыгрыше мяча после удара соперника; действия группы защитников передней линии (правый ближний, левый ближний, центральный) при ударах сверху (вправо и влево); действия игроков задней линии (правый дальний, левый дальний) при ударах сбоку (вправо и влево); взаимодействия подающего, центрального и правого (левого) дальнего защитника при выполнении перебежки с линии дома; взаимодействие левого (правого) дальнего защитника, центрального, подающего при выполнении перебежки с линии кона; действия группы защитников (правая сторона, левая сторона) при пропуске мяча за боковую линию; взаимодействие игроков передней и задней линии при ударе «свечой»; взаимодействие игроков задней линии при осаливании перебежчиков; методика обучения. Командные действия: система игры в защите; учебные игры с применением системы игры 12-1-2; 1-3-2; 1-2-2-1; принципы системы защиты и расположение игроков защиты на площадке; действия команды защиты при: ударе сверху (в правую, левую зоны и по центру); ударе сбоку и «свечой»; проигрывающей по ходу игры; случае, когда у нападающих остался один игрок, имеющий право на удар; одиночных перебежках соперника; групповых перебежках соперника; ударе, после которого мяч улетает за боковую линию; самоосаливание соперника; переосаливание соперника; взаимодействие подающего с игроками передней линии, центрального и игроками задней линии; тактические комбинации и отдельные моменты игры (стандартные положения); методика обучения. I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЛАПТА» Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся Раздел 1. Знания о лапте 1-4 класс (6 часов) (в процессе практических занятий) История развития возникновения лапты и мини-лапты и Знать и пересказывать историю лапты и мини-лапты в в России. России. Лапта как средство физического воспитания. Характеризовать лапту, ее отличие от других видов спорта. Взаимосвязь русской лапты с другими средствами физического воспитания. Приводить примеры взаимосвязи лапты другими средствами физического воспитания. Занятия лаптой как средство укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма и развития физических качеств. Знать и различать роль занятий по лапте в профилактике заболеваний и укреплению здоровья; Раскрывать роль занятий лаптой для укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств. Правила подбора физических упражнений игрока в лапту. Комплексы упражнений для развития физических качеств игрока в лапту. Знать, понимать, применять комплексы упражнений для развития физических качествигрока в лапту; Характеризовать отличительные признаки с упражнений по воздействию на развитие основных физических качеств. Требования безопасности организации занятий лаптой, в том числе самостоятельных. при Уметь действовать в ситуациях, требующих применения правил предупреждения травматизма Гигиена и самоконтроль занятиях лаптой. при Знать гигиенические самоконтроля требования и формы Основные правила соревнований игры Излагать общие правила игры в лапту лапта. Характеризовать первые правила игры лапта, выявлять сходство и различия с современными правилами игры в лапту Словарь терминов и Знать, понимать, применять термины и определений по лапте Размеры допустимые определения в образовательной, тренировочной, игровой деятельности по лапте площадки, размеры; ее Знать размеры площадки, ее допустимые инвентарь и размеры; инвентарь и оборудование для занятийлаптой оборудование для игры в лапту Состав команды. Функции игроков в Знать численный состав команды. Знать и команде нападающий, защитник. Роль характеризовать функции игроков в команде капитана команды. нападающий, защитник. Объяснять отличия индивидуальных игровых амплуа в лапте. Обосновывать роль капитана команды. Правила безопасного поведения во время занятий лаптой. Знать, рассказывать и соблюдать правила техники безопасности во время занятий лаптой. Режим дня при занятиях лаптой. Знать и соблюдать режим дня, правила личной гигиены при занятиях лаптой. Правила личной гигиены вовремя занятий лаптой. Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 1-4 класс (24 часа) Первые внешние признаки утомления. Знать и определять внешние Способы утомления. самоконтроля за физической нагрузкой. Измерять ее разными способами и регулировать. соблюдать инвентарем, признаки уметь правила ухода оборудованием ее Уход за спортивным инвентарем и оборудованием по лапте. Знать и спортивным лапте. за по Соблюдение личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви для занятий лаптой Знать и соблюдать правила личной гигиены при занятиях лаптой. Подвижные игры и правила их Организовывать и проводить подвижные игры. проведения. Выполнять игровые задания с битой и мячом. Организация и проведение игр Подготавливать площадки для проведения специальной направленности с подвижных игр. элементами лапты. Проявлять самостоятельность в организации подвижных игр, в том числе специальной направленности с элементами лапты. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Проявлять коммуникативные качества, демонстрировать стремление к победе, уважительно относиться к соперникам. Соблюдать правила подвижных игр. Основы самостоятельных сверстниками организации занятий лаптой со Знать и составлять (совместно с учителем) плана самостоятельных занятий лаптой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленностью. Готовить места для проведения учебных занятий. Применять знания в самостоятельном выборе места для игр досуговой деятельности с элементами лапты. Причины возникновения ошибок при Понимать сущность возникновения ошибок в выполнении технических приёмов и двигательной (технической) деятельности при способы их устранения. выполнении технических элементов лапты. Анализировать выполненное техническое действие (прием) и находить способы устранения ошибок. Составление комплексов различной направленности: утренней гигиенической гимнастики, корригирующей гимнастики с элементами лапты; дыхательной гимнастики, упражнений дляглаз, упражнений формирования осанки и профилактики плоскостопия, упражнений для развития физических качеств; упражнений для укрепления голеностопных суставов Контрольно-тестовые по специальной подготовке Знать, составлять и осваивать самостоятельно упражнения и комплексы утренней гигиенической гимнастики, комплексы дыхательной гимнастики, упражнений для глаз, комплексы для формирования осанки, укрепления голеностопных суставов; профилактики плоскостопия, развития физических качеств упражнения Характеризовать показатели физической подготовки общей и (общей и специальной). физической Знать и выполнять контрольно-тестовыеупражнения по общей и специальной физической подготовке. Проявлять физические качества. Оценивать подготовленности. показатели физической приёмов устранения. и способы их выполнении технических элементов лапты. Анализировать выполненное техническое действие (прием) и находить способы устранения ошибок. Основы анализа игры, игры своей собственной команды и игры команды соперников. Понимать игровой составляющие успеха/ неуспеха (соревновательной) деятельности. Проводить анализ (с помощью учителя) собственной игры, игры своей команды и игры команды соперников. Выделять слабые и сильные стороны игры, делать выводы. Раздел 3. Физическое совершенствование 1-4 класс (106 часов) Комплексы упражнений общеразвивающих без предметов и с предметами на развитие основных физических качеств, в том Демонстрировать общеразвивающих предметов числе входящих в программу ВФСК ГТО. и комплексы упражнений без с предметами на развитие основных физических качеств, в том числе входящих в программу ВФСК ГТО. Демонстрировать правильное выполнение общеразвивающих предметов и упражнений с предметами без на развитие основных физических качеств в том числе входящих в программу ВФСК ГТО. Отбирать, составлять комплексы и применять общеразвивающих корригирующих упражнений занятий в лаптой, том и во числе время во время досуговой деятельности и самостоятельных занятий Организующие команды и приемы, строевые упражнения: Физические Знать организующие команды и приемы строевых упражнений; двигательные упражнения и действия из различных видов спорта. действия общеразвивающего двигательные Составлять и демонстрировать характера, в том числе из базовых организующие команды и приемы строевых видов спорта. упражнений; правильно выполнять двигательные действия из различных видов спорта. Демонстрировать строевые упражнения. Применять строевые упражнения практической деятельности Подвижные игры и различные Знать и соблюдать правила и условия в выполнении технических упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владения ловлей и передачей мяча. Подвижные игры в спортзале и открытой площадки: «Автомобили», «Водяной», «Горелки», «Верёвочка под ногами», «Вызов», «Кто дальше прыгнет?», «Кузнечики», «Крути быстрее!», «Попрыгаем вместе», «Мяч в стенку», «Быстро по кругу» «Метко в цель» «Мяч соседу», «Прокати мяч», «Охотники иутки», проведения подвижных игр. Демонстрировать взаимодействие в парах и группах при участии в подвижных играх. Общаться и взаимодействовать в команде в игровой деятельности. Излагать правила и условия подвижных игр. Организовывать, проводить и принимать участие в подвижных играх. Проявлять самостоятельность в организации подвижных игр. Проявлять бойцовский характер, добиваться поставленной цели, демонстрировать нестандартное мышление, оперативное мышление, умение брать ответственность на себя, проявлять лидерские качества. Упражнения физических качеств Характеризовать и определять направленность упражнений на развитие физических качеств. Демонстрировать упражнения на развитие физических качеств. Применять упражнения на развитие физических качеств во время досуговой деятельности и самостоятельных занятий лаптой. на развитие Тестирование уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с возрастом, гендерной принадлежностью обучающихся. Правила безопасности во занятий лаптой (мини-лаптой) Составлять и принимать тесты по общей и специальной физической подготовленности. Уметь выполнять тестовые упражнения по общей физической и специальной физической подготовке. время Знать требования правил безопасности во время занятий лаптой (мини-лаптой); правила поведения учащихся во время занятий; при передвижении к месту соревнований и обратно; причины, приводящие к травматизму. Разминка, ее роль, назначение, средства. Комплексы специальной разминки перед соревнованиями по лапте. Определять роль и назначение разминки, Различать виды разминки перед занятием, перед соревнованиями. Характеризовать сходства и различия упражнений, подбирать упражнения и применять их перед занятиями физической культурой и занятиями лаптой. Понимать особенности разминки перед соревнованиями игроков в лапту. Отбирать упражнения, составлять комплекс, осваивать и выполнять разминку из специальных упражнений перед соревновательной деятельностью. Внешние признаки утомления. Средства Определять по внешним признакам утомление восстановления организма после организма под воздействием физической нагрузки. физической нагрузки. Знать и применять средства восстановления организма после физической нагрузки. Оценивать свое состояние после средств восстановления. Способы индивидуального Осваивать универсальные умения регулировать регулирования физической нагрузки с величину нагрузки по частоте сердечных учетом уровня физического развития и сокращений при выполнении физических функционального состояния организма упражнений различнойинтенсивности. Измерять показатели физического развития. Измерять показатели развития физических качеств. Измерять частоту сердечных сокращений. Анализировать личные показатели и корректировать нагрузку. Технические элементы лапты Техника выполнения элементов из базовой подготовки игроков в лапту (мини-лапту). Основная стойка игрока в нападении и защите. Техника выполнения элементов из базовой подготовки игроков в лапту (мини- Знать технику выполнения базовых элементов лапты. Уметь выполнять простые элементы техники защиты и нападения; Взаимодействоватьсо сверстниками во время проведения различных форм обучающих занятий (групповых, игровых, фронтальных). лапту): Основные способы передвижения игрока в лапту: бег; ходьба; прыжки; повороты; остановки. Ловля и передача мяча на месте; Удары битой по мячу способом сверху. Основы техники хвата биты при игре в мини-лапту (лапту) и простейшие приёмы владения ими. Основы техники игры в защите подводящие упражнения и элементарные формы техники игры в защите: передача, ловля,осаливание, осаливание неподвижной цели. Применять навыки технического исполнения элементов и действий в игровой и соревновательной деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических приемов лапты, уметь анализировать причины их возникновения, исправлять их. Соблюдать дисциплину и правила безопасного поведения во время занятий лаптой. Проявлять заинтересованность и познавательный интерес к освоению технических элементов и действий в лапте. Тактические элементы лапты Игровые упражнения с элементами лапты. Подводящие игры с элементами лапты (мини-лапты). Тактические комбинации и различные взаимодействия в парах, тройках, группах; тактические действия с учетом игровых амплуа вкоманде; быстрые переключения в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению. Игра в мини-лапту малыми составами (игра 3х3, 4х4). Игра в лапту большими составами (игра 7х7, 8х8,9х9). Организация школьных соревнований по мини-лапте зимой и лапте летом. Знать тактические элементы лапты и мини- лапты; игровые упражнения и простые подводящие игры с элементами мини-лапты; состав команды для игры в лапту; функции игроков в команде (нападающий и защитник); капитан команды; Уметь применять в играх освоенные простые тактические элементы. Демонстрировать во время учебной и игровой деятельности простейшие тактические действия в парах, в тройках, во время игр с уменьшенным составом. Осваивать тактические действия с учетом игровых амплуа в команде. Взаимодействовать в парах, группах при выполнении тактических действий в лапте. Самостоятельно организовывать игры со сверстниками с элементами лапты в досуговой деятельности (во дворе, парке). Участие деятельности. Участвовать в соревновательной деятельности внутри школьных этапов различных соревнований, фестивалей, конкурсов по лапте. в соревновательной Демонстрировать полученные навыки и умения для игры в лапту. Показывать результаты не ниже среднего уровня, при выполнении нормативных требований ВФСК «Готов к труду иобороне» (ГТО). Приобщаться к регулярным занятиям физической культурой и лаптой, в частности, вести здоровый образ жизни. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Освоение учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе: - проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через знание истории и современного состояния развития лапты, включая региональный, всероссийский уровни; уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли традиций и развития лапты в современном обществе; - умение ориентироваться на основные нормы морали, духовно-нравственной культуры и ценностного отношения к физической культуре, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры средствами лапты; -готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию через ценности, традиции и идеалы главных организаций регионального, всероссийского уровней по лапте, мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами лапты профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта, в том числе в рамках деятельности школьныхспортивных клубов; -сформированность толерантного сознания и поведения, способность вести диалог с другими людьми (сверстниками, взрослыми, педагогами, взрослыми), достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в учебной, тренировочной, досуговой, игровой и соревновательной деятельности, судейской практики на принципах доброжелательности и взаимопомощи; -реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; умение оказывать первую помощь; -проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по виду спорта «лапта»; -готовность соблюдать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях; -готовность к осознанному выбору будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов средствами лапты как условие успешной профессиональной, спортивной и общественной деятельности; -проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами лапты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной, тренировочной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами лапты и составлять планы в рамках физкультурно-спортивной деятельности; выбирать успешную стратегию и тактику в различных ситуациях; осуществляя контролировать и корректировать учебную, тренировочную, игровую и соревновательную деятельность по виду спорта «лапта»; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности их решения; -умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию и тактику поведения в учебной, тренировочной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, судейской практике с учётом гражданских и нравственных ценностей; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; работать индивидуально, в парах и в группе, эффективно взаимодействовать и разрешать конфликты в процессе учебной, тренировочной, игровой и соревновательной деятельности, судейской практики, учитывать позиции других участников деятельности; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот; схемы для тактических, игровых задач; -способность самостоятельно применять различные методы, инструменты и запросы в информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - формирование представлений о значении занятий лаптой как средством укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств человека; - формирование знаний по истории возникновения игры лапта, мини-лапта в мире и в Российской Феде рации; - формирование представлений об игре лапта и основных правилах игры; терминологии; составе команды, роль капитана команды и функциях игроков в команде нападающий, защитник. - формирование навыков безопасного поведения во время занятий лаптой; правил личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю для занятий лаптой; - формирование основ организации самостоятельных занятий лаптой сосверстниками; организация и проведение со сверстниками подвижных игр специальной направленности с элементами лапты; - способность выполнять различные виды передвижений: бег, прыжки, остановки, повороты с изменением скорости, темпа и дистанции в учебной, игровой и соревновательной деятельности; - способность выполнять технические элементы (приемы). Ловля и передача мяча на месте; Броски мяча в стену в цель с последующей ловлей, расстояние 3 метра. Метание теннисного мяча на дальность. Удары битой по мячу способом сверху. Бег с высокого старта. Бег лицом вперед, боком. Прыжки и способы их выполнения. Техника обучения остановкам во время игры. Основы техники хвата биты при игре в мини-лапту (лапту) и простейшие приёмы владения ими. Основы техники игры в защите - подводящие упражнения и элементарные формы техники игры в защите. Понятия: «стойка» и «передвижение» пр. Упражнения, направленные на обучение технике владения мячом во время игры в мини-лапту - передача, ловля, осаливание, прочие упражнения. Ловля теннисного мяча и передача партнеру. Осаливание неподвижной цели; - способность выполнять элементарные тактические комбинации: в парах, в тройках; тактические действия с учетом игровых амплуа в команде; подводящие игры с элементами лапты (мини-лапты); основные правила игры в мини-лапту; игра в мини-лапту малыми составами (игра 3х3, 4х4); игра в лапту большими составами (игра 7х7, 8х8,9х9); организация школьных соревнований по мини-лаптезимой и лапте летом; - участие в учебных играх в уменьшенных составах, на уменьшенной площадке, по упрощенным правилам; - выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке и умение определять уровень физической подготовленности; - проявление уважительного отношения к одноклассникам, проявление культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях лаптой. Источники: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (с дополнениями и изменениями). 2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. N 1598 4. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312». 5. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе. Практические советы преподавателям / С.Г. Арзуманов, Феникс. - Москва, 2009. – 443 с. 6. Архипова Л.А. Методика преподавания физической культуры вначальной школе: учебное пособие / Л.А. Архипова – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2013. –264 с. 7. Баженова Н.А. Гимнастика, строевые упражнения с методикой преподавания / Н.А. Баженова, Е.О. Седалищева. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – 123с. 8. Бегун И.С. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования / И.С. Бегун, М.А. Грибачева. – М.: Центр. Школьная книга, 2007. – 89 с. 9. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник /А.А. Бишаева. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 304 с. 10. Валиахметов Р.М. Играйте в русскую лапту: практ. материал для преподавателей физ. культуры по обучению детей 4-5 классов народной игре – лапта / Р.М. Валиахметов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 36 с. 11. Валиахметов Р.М. Народная игра лапта (учебное пособие) / Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев, А.Ю. Костарев, В.И. Щемелинин. Отдел Инновационных Средств Обучения - Центр информационных технологий. – Уфа, 2007. - 176 с. 12. Василевская Е. С. Физкультурно-оздоровительная работа в режимеучебного дня начальной школы / Е.С. Василевская. – 5-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 54 с 14. Винер И.А. Программа дополнительного образования. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики / И. А.Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова – Москва: Просвещение, 2011. – 24 с 15 .Готовцев Е. В. Методика обучения предмету «Физическая культура» школьный спорт Лапта: учебное пособие для СПО / Е. В. Готовцев, Г. Н. 16. Германов, И. В. Машошина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2022. – 402 с. – (Профессиональное образование). 17. Готовцев Е. В. Национальные виды спорта и игры. Лапта: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов,И. В. Машошина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 402 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-0