Десять правил психического здоровья ребенка

17.07.2025

10 правил психического здоровья ребенка: взгляд нейропсихолога

Наш мозг – удивительная и сложная система. Каждый нейрон (нервная клетка) в процессе развития стремится установить как можно больше связей (синапсов) с другими нейронами. Это похоже на то, как дерево пускает корни: чем больше корней, тем оно крепче. Если нейрон не находит "соседей", с которыми можно "подружиться", он, к сожалению, погибает.

Но установить связь – это только полдела. Важно, чтобы эта связь хотя бы раз «сработала», то есть по ней прошел нервный импульс. Это как включить новый электроприбор: если он хоть раз заработал, то даже после долгого простоя, скорее всего, включится снова. Такие «активированные» связи – наш резерв. Они могут "проснуться" и взять на себя функции поврежденных связей, например, после травмы или в старости.

И самое интересное: новые связи образуются, когда мозг активно работает, решает задачи, ищет выход из ситуаций. Это называется когнитивной деятельностью.

А теперь простыми словами, что же делать родителям?

1. Больше разнообразной активности! Чем раньше вы начнете вовлекать ребенка в разные дела, тем лучше. Пусть это будет лепка, рисование, конструирование, помощь по дому, игры на свежем воздухе – все, что угодно! Главное – чтобы ребенку было интересно и весело. Чем больше таких "радостей", тем здоровее и благополучнее будет ребенок, и тем яснее будет его ум в будущем. Пример: вместо того, чтобы просто дать ребенку игрушку, предложите ему построить гараж для машинки из подручных материалов.

2. Исследуйте мир вместе! Гуляйте, наблюдайте за природой, обсуждайте, почему идет дождь, откуда берется радуга, как летают птицы. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его думать и искать ответы. Пример: во время прогулки в парке спросите ребенка, какие деревья он знает, чем они отличаются, какие птицы живут в парке.

3. Общение – ключ к развитию! Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Помогайте ему понимать себя, свое место в обществе, находить свое призвание. Пример: организуйте совместные игры с другими детьми, обсуждайте с ребенком его отношения с друзьями, помогайте ему разрешать конфликты.

4. Книги, театр, кино – пища для ума. Читайте вместе с ребенком, ходите в театр и кино, а потом обязательно обсуждайте прочитанное и увиденное. Это развивает мышление, воображение, речь. Пример: после просмотра мультфильма спросите ребенка, кто из героев ему понравился, почему, как бы он поступил на месте героя.

5. Творчество – это не только красиво, но и полезно! Пусть ребенок не только играет в развивающие игры, но и помогает вам в реальных делах: мастерит что-то, ремонтирует, готовит. Важно, чтобы ребенок видел результат своего труда и понимал, что он приносит пользу. Пример: предложите ребенку вместе с вами сделать кормушку для птиц или украсить дом к празднику.Хочу такой сайт

6. Движение – жизнь! Подберите для ребенка подходящие физические упражнения, развивайте ловкость и координацию. Это могут быть танцы, спортивные секции, игры на свежем воздухе. Пример: устройте дома полосу препятствий из подушек и одеял, поиграйте в мяч, попрыгайте на скакалке.

7. Время для «ничегонеделания». Да, ребенку нужно время, чтобы просто побездельничать! Это помогает ему снять напряжение, «переварить» полученную информацию, разобраться в своих желаниях. Пример: не стоит заполнять все свободное время ребенка кружками и занятиями, оставьте ему время для игр и фантазий.

8. Не бойтесь мнимых опасностей! Перестаньте чрезмерно опекать ребенка, ограждая его от выдуманных угроз. «Не бегай – упадешь!», «Не трогай – испачкаешься!» – такие фразы ограничивают развитие ребенка и формируют у него тревожность. Помните, что вы оберегаете не ребенка, а свой собственный покой.

9. Баланс ума и тела. Не перегружайте ребенка «развивашками», особенно в раннем возрасте. Обязательно сочетайте умственную деятельность с физической активностью.

10. Реальные опасности – под контроль! Следите за питанием ребенка, ограничивайте доступ к вредной информации, соблюдайте режим дня, боритесь с вредными привычками.

Эти правила кажутся простыми, но с точки зрения нейропсихологии, они имеют глубокий смысл. Понимание того, как работает мозг, помогает нам увидеть связь между повседневными действиями и будущим здоровьем и благополучием ребенка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.07.2025

Дата обновления: 17.07.2025

Дата публикации: 17.07.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».