Методические приёмы урока
14.07.2025
1. Начало урока: мотивация
- «Нестандартный вход в урок»
Учитель начинает урок с факта, который трудно объяснить. Например, до начала урока физики можно поставить на подоконник графин с водой, чтобы один его бок нагрелся на солнце, а перед приходом ребят — развернуть. Затем попросить детей потрогать графин и объяснить, почему сторона, повёрнутая к солнцу, холодная, а противоположная — тёплая.
-«Заставка-интрига»
На слайде к началу урока располагается намёк на тему: смешная картинка, визуальная загадка или что-то подобное. Задача учеников — попробовать угадать тему урока.
2. Актуализация знаний
-«Ложная альтернатива»
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их различить и дать верные ответы. Вопросы нужно подобрать исходя из темы урока, например:
— Кто воевал с Наполеоном: Александр I или Александр II? (нет подвоха)
— Самая знаменитая битва Отечественной войны 1812 года: Невская или Куликовская? (ложная альтернатива)
-«Корзина идей»
Учитель называет тему урока и предлагает ученикам перечислить всё, что они знают или предполагают по этому вопросу. Идеи, термины, имена, ключевые мысли записываются на доске. К ним удобно обращаться в течение урока, чтобы оставить актуальное и стереть ошибочное.
3. Изучение нового материала
- «Инсерт»
Приём используется в три этапа. Сначала в процессе чтения ученики маркируют текст значками («V» — уже знал; «+» — новое; «–» — думал иначе; «?» — есть вопросы). Затем ребята составляют таблицу из четырёх граф и вносят в неё отмеченные фрагменты текста. После этого школьники обсуждают получившиеся таблицы.
- «Фишбоун»
Учитель показывает детям схематичный рыбий скелет с головой, костями и хвостом. На голове записывают основной вопрос или проблему. На костях в зависимости от темы могут быть причины проблемы, факты, ключевые понятия и т.п. Главное, чтобы эти элементы помогали проложить путь к хвосту, на котором в конце занятия нужно записать решение проблемы или вывод.
4. Закрепление и обобщение материала
- «Синквейн»
Синквейн напоминает стихотворение из пяти строк:
Первая строка — одно ключевое слово.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья строка — три глагола, которые относятся к понятию.
Четвёртая строка — короткое предложение с сутью темы.
Пятая строка — одно слово, которое помогает подвести итог или сделать вывод.
После изучения темы ученикам можно предложить составить синквейн по ней, но, конечно, сначала надо показать пример, как это сделать.
«Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ. «Толстый» вопрос — развёрнутый ответ. Для закрепления материала учитель предлагает школьникам сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса и задать их друг другу.
5. Контроль знаний
- «Щадящий опрос»
Учитель задаёт вопрос. Каждый школьник даёт ответ своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает педагог. Ребята, которые слушали ответ соседа, сравнивают его с ответом учителя и выставляют оценку. На следующий вопрос педагога ученики меняются ролями.
- «Лови ошибку»
Учитель предлагает ребятам текст с неизвестным количеством ошибок. Ученики в группе или индивидуально ищут их. Далее кто-то из учеников перечисляет найденные ошибки, и класс вместе с учителем обсуждает результаты.
6. Рефлексия
- «Рюкзак»
В конце урока учитель предлагает собрать «рюкзак» — назвать по очереди конкретные результаты (например, «Я понял, чем причастие отличается от деепричастия» и т.п.). Ребята отвечают по цепочке. По желанию можно пропустить свой ход.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.07.2025
Дата обновления: 14.07.2025
Дата публикации: 14.07.2025