АООП РП ИЗО Вариант 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Рисование»
для обучающихся 5 класса
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

г. Ирбит, 2025г.

1. Пояснительная записка.
Адаптированная
рабочая
программа
по учебному предмету
«Изобразительное
искусство»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 и
адресована
обучающимся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1, с учетом реализации особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной
области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы,
величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;

воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать
в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в изображаемом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции ручной моторики;
улучшения зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
Согласно учебному плану школы на изучение изобразительного искусства
в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
2. Содержание
Содержание программы отражено в пяти разделах:
1. «Подготовительный период обучения»;
2. «Обучение композиционной деятельности»;
3. «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»;
4. «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи»;
5. «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
- рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему, декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и

клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного искусства.
2.1. Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;
правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые
в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша
и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления
движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного
восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на
плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным
рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без
фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
- приемы работы ножницами;

- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно
друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху,
над, под, справа от ..., слева от ..., посередине;
- приемы соединения деталей аппликации с изобразительной
поверхностью с помощью пластилина;
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную
поверхность с помощью клея.
Приемы
рисования
твердыми
материалами
(карандашом,
фломастером, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по
заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
- рисование дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого
контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих
линий (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением
силы нажима на карандаш.
Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм
(по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в
виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя
руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов
несложных форм, букв, цифр.
2.2. Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости
и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение
связи
изображения
и
изобразительной
поверхности.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение

изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально
или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных
отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше,
загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст
(темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
2.3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма",
"фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
"конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных
предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных
предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов:
- лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина;
- составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги;
- вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной
линии;
- рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора.
Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический.
Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике
(повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.

2.4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные).
Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами
цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима),
послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
2.5. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед: "Изобразительное искусство в повседневной
жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных
промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И.
Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А. Саврасов,
И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан,
И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя,
бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка
скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В.
Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы

используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись).
3. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования – введения обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
2. Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1)
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
3. Предметные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1)
образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты освоения ФАООП обучающихся с легкой
умственной отсталостью разных нозологических групп (глухих, слабослышащих
и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС) могут
дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной, речевой,
двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
ФАООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения
этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) образовательная организация может
перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП
(вариант 2).
3.1. Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического
работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
3.2. Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур",
"пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание
способов
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям педагогического
работника или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с информацией (понимать изображение, текст).

4. Тематическое планирование
№
п/п
1.

2.
3.
4.

5.
6.

7.

Наименование разделов
Признаки уходящего лета, наступающей осени.
Листья разной формы в окраске уходящего лета и
наступающей осени.
Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Художники пейзажисты и их картины.
Развитие восприятия картин в жанре натюрморта.
Красота вещей вокруг нас.
Расширение знаний о портрете.
Закрепление умений наблюдать,
рассматривать натуру и изображать её.
Как построена книга?
Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?
Развитие умения рассматривать сюжетные картины,
понимать их содержание, обращать внимание на
некоторые художественные выразительные средства,
используемые художником
Расширение знаний о скульптуре как виде
изобразительного искусства, о работе скульптора и

Количество
часов
6

8
10
10

7
3

11

8.
9.
10.
11.

художника-анималиста. Животные
Красная книга.
Народное искусство
Плакат. Зачем он нужен? Открытка.
Ее сходство с плакатом и различия.
Музеи мира
Итоговый урок

в

скульптуре.
8
4
2
1

5. Календарно-тематическое планирование
5 класс.
2 ч в неделю * 34 недели = 68 ч
№
п/п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13

14

15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тематическое планирование

Колво
часов

Дата
По
плану

По
факту

Приме
чание
для д/з

1. Признаки уходящего лета, наступающей осени.
Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени (6 ч.)
Беседа по картине А. «Зелёный шум».
1
с.4
Рисование с натуры ветки дуба с желудями цветными
1
с.5
карандашами.
Беседа по картине И. Остроухова «Золотая осень».
1
с.6
Рисование с натуры осенней ветки дуба акварельными
1
с.8
красками по сырой бумаге.
Рисование с натуры осеннего листка клёна акварельными
1
с.10
красками способом работы «по сырому».
Рисование с натуры осенних листьев красками.
1
2. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Художники пейзажисты и их картины (8 ч.)
Беседа «Пейзаж как изобразительного искусства жанр»
1
с.12
Беседа «Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина
1
с.16
«Грачи прилетели».
Беседа «Русский художник – пейзажист Иван Иванович
1
с.17
Шишкин».
Рисование пейзажа гуашью «Береза».
1
с.20
Рисование пейзажа красками «Ель».
1
с.20
Рисование пейзажа красками «Сосна».
1
с.20
Рисование по представлению, акварельными красками
1
с.21
способом работы «по сырому»: «Осеннее небо без
облаков», «Осеннее небо с облаками».
Рисование по представлению акварельными красками
1
с.21
способом работы по сырому «Река», «Море».
3. Развитие восприятия картин в жанре натюрморта.
Красота вещей вокруг нас (10 ч.)
Беседа «Что такое натюрморт?».
1
с.22
Беседа «В. Серов и его картина «Девочка с персиками».
1
с.23
Беседа «Портрет. Сюжет. Натюрморт».
1
с.24
Беседа «З. Серебрякова и её картины».
Рисование натюрморта с натуры красками
1
с.26
«Кринка и стакан».
Рисование натюрморта с натуры красками
1
с.26
«Букет в вазе и оранжевый апельсин».
Рисование натюрморта с натуры красками
1
с.26
«Кувшин, яблоко, сливы».
Рисование сценки из жизни по придуманному сюжету.
1
с.28
Беседа «Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки
1
с.32
(керамика, фарфор, стекло, металл)».
Изготовление из бумаги фигур двух кувшинов, кринки и
1
с.36
бутылки.
Создание аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины,
бутылка».

Рисование натюрморта красками по аппликации
1
с.37
«Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».
4. Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать,
рассматривать натуру и изображать ее (10 ч.)
25 Беседа «Портрет как жанр изобразительного искусства».
1
с.38
26 Рисование портрета человека в профиль простым
1
с.41
карандашом.
27 Рисование портрета человека в профиль по трафарету.
1
с.41
28 Изготовление модели фигуры человека из картона и
1
с.42
мягкой проволоки.
29 Рисование фигуры человека с подвижной модели
1
с.45
простым карандашом.
30 Беседа «Зимние развлечения в деревне, в городе».
1
31 Сюжетное рисование «Дети катаются с горки, сидя на
1
с.46
санках и стоя на ногах».
32 Сюжетное рисование «Ребята строят снежную
1
крепость».
33 Сюжетное рисование «Дети лепят снежную бабу».
1
с.46
34 Сюжетное рисование «Дети катаются на лыжах (на
1
с.47
коньках)».
5. Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга? (7 ч.)
35 Беседа «Как построена книга?»
1
с.48
36 Рисование обложки книги к сказке.
1
с.49
37 Беседа «Иллюстрации в книге».
1
с.50
38 Беседа о художниках иллюстраторах детских книг.
1
с.52
39 Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
1
с.54
40 Определение
размера
(величины)
изображений.
1
с.55
Рисование елок разной величины.
41 Рисование яблок и груш разного размера.
1
с.56
6. Развитие умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание,
обращать внимание на некоторые художественные выразительные средства,
используемые художником (3 ч.)
42 Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка».
1
с.58
43 Составление рассказа описания по картине
1
с.60
Ф. Решетникова «Переэкзаменовка».
44 Составление рассказа описания по картине
1
с.61
К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
7. Расширение знаний о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе
скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга (11 ч.)
45 Беседа «Скульптура как вид изобразительного
1
с.62
искусства».
46 Беседа «Животные в скульптуре».
1
с.68
47 Лепка из пластилина памятника животному.
1
с.69
48 Беседа «Красная книга. Зачем она была создана?»
1
с.70
49 Беседа «Художники и скульпторы, изображающие
1
с.73
животных».
50 Беседа «Животные, изображенные в скульптурах и на
1
с.75
рисунках известных художников».
Предметное рисование животного на выбор.
51 Лепка животного из Красной книги. Белый медведь.
1
с.76
Создание коллективного панно «На Северном полюсе».
24

Рисование красками белого медведя и северного сияния.
1
с.77
Лепка животного из Красной книги. Белый журавль
1
с.78
(стерх). Зарисовка цветными карандашами по
вылепленному образцу.
54 Беседа по картинам С. Виноградова «Весна» и
1
с.80
А. Саврасова «Ранняя весна».
55 Лепка на картоне картинки пластилином
1
с.81
«Посадка дерева».
8. Народное искусство (6 ч.)
56 Беседа «Богородские игрушки».
1
с.82
57 Беседа «Хохломские изделия».
1
с.84
58 Рисование узоров из элементов узоров «золотой
1
с.86
хохломы» (карандаш)
59 Рисование узоров из элементов узоров «золотой
1
с.87
хохломы» (красками)
60 Раскрашивание
посуды
орнаментами
«золотой
1
с.88
хохломы» (вазочка, кружка)
61 Раскрашивание
посуды
орнаментами
«золотой
1
с.89
хохломы» (ложка, тарелочка)
9. Плакат. Зачем он нужен? Открытка.
Ее сходство с плакатом и различия (4 ч.)
62 Беседа «Плакат. Как художник работает над плакатом?»
1
с.90
63 Рисование плаката по замыслу «Охраняй природу».
1
с.91
64 Беседа «Открытка. Сходство и различия плаката и
1
с.92
открытки».
65 Изготовление открытки с использованием акварельных
1
с.93
красок и техники работы «пятном» и «по сырому».
10. Музеи мира (2 ч.)
66 Беседа «Музеи России».
1
с.94
67 Итоговый рисунок.
1
11. Итоговый урок (1ч)
68 Беседа «Музеи мира».
1
с.98
Характеристика основных видов деятельности ученика:
Сравнивает осенние листья по форме и цвету.
Использует свой опыт в изображении осеннего листопада при работе с акварельными
красками, а также в аппликации и лепке.
Формирует навыки восприятия и оценки деятельности известных художников.
Выражает в картине настроение, состояние души.
Развивает наблюдательность и фантазию.
Развивает способность целостного обобщенного видения. Линия, точка, пятно.
Умеет готовить рабочее место. Умеет правильно удерживать карандаш в руке.
Развивает навыки работы с красками, цветом.
Умеет работать по трафарету. Конструирует и рисует человека с разными пропорциями.
Передаёт ощущение праздника художественными средствами.
Умеет изображать человека и его одежду.
Развивает художественные навыки при создании рисунка на основе знаний простых
форм.
52
53

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем
выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как "удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие"
(отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35%
до 50% заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы
отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их
наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов
следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы
учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – 2-е изд., стер. – Москва : Просвещение,
2022. – 112 с. : ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».