МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
для обучающихся 6-9 классов
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
г. Ирбит, 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География» для 6 -9 классов составлена на основе
нормативно – правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.2 ст.28
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
(ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599
от 22.12.2014 г.
- Приказ от 24 ноября 2022 г. N 1026 « Об утверждении ФАООП обучающихся
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
-Линейка учебников по географии для обучающихся 6-9 классов обучающихся по
АООП УО (вариант 1), авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва
«Просвещение», 2022г.
Программа составлена с учетом психофизических
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
особенностей
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и
естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса
географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными,
экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся
осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы
и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов
и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Содержание учебного предмета «География»
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать широкий
спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и
личностных результатов, которые применительно к изучению географии
представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий.
Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и
правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины,
холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец.
Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы
нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты.
Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте
полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на
Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа
тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы
России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и
азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова.
Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования.
Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование.
Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение.
Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей
России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона.
Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический
океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное
значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства.
Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная
Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная
Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф.
Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера,
каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей
местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции,
национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация
сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и
культурные памятники нашего края.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. Учебный
материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс — «Начальный курс физической географии» (68 часов),
7 класс — «География России» (68 часов),
8 класс — «География материков и океанов» (68 часов),
9 класс — «География материков и океанов. География Евразии» (54 часа);
«Ваш край» (14 часов).
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Класс
Количество
часов в неделю
Итого в год
6класс
2 часа
7 класс
2 часа
8 класс
2 часа
9 класс
2 часа
68 часов
68 часов
68 часов
68 часов
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана
географическая номенклатура, а также сформулированы основные предметные и
личностные результаты по годам обучения. Для осуществления индивидуального
и дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальными
нарушениями задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе
проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания.
Планируемые результаты
Минимальный уровень:
- представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
- владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты;
определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба;
умение описывать географический объект по карте;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Планируемые результаты освоения учебного предмета 6 класс
Личностные результаты
• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
страну, осознания себя гражданином России;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии
с задачей, поставленной учителем;
• развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе
проведения географических экскурсий;
• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание
навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)
учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности,
некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
• при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение
к пресной, питьевой воде;
• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране
водоемов от загрязнения
Предметные результаты
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
• названия основных сторон горизонта;
• основные формы земной
поверхности;
• названия водоемов;
• основные правила безопасного
поведения в природе;
• условные цвета и наиболее
распространенные условные знаки
географической карты;
• названия материков и океанов;
• значение Солнца для жизни на Земле;
• название нашей страны, ее столицы;
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• основные направления на плане, географической
карте;
• условные цвета и основные знаки географической
карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и
карте полушарий;
Учащиеся должны уметь:
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его
• делать простые схематические
значение для жизни на Земле;
зарисовки;
• кругосветные путешествия, доказывающие
• составлять рассказы об изучаемых
шарообразность Земли;
геогра-фических объектах из
• значение запусков в космос искусственных
предложенных учителем предложений; спутников Земли и полетов людей в космос;
• показывать на географической
формирование навыков самостоятельной работы с
карте объекты, заранее выделенные
учебными пособиями (учебник, приложение
учителем
к учебнику, тетрадь на печатной
основе, глобус, настенная карта,
компас, и др.);
• совершенствование умения понимать причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
• развитие умения фиксировать результаты
самостоятельной
деятельности
(наблюдений,
опытов);
• развитие навыков взаимодействия при работе в
паре при изготовлении моделей или макета форм
рельефа местности;
• различия в нагревании и освещении земной
поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей страны на
физической карте России и карте полушарий;
• названия географических объектов, обозначенных
в программе по теме «Карта России».
Учащиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по
Солнцу, компасу и местным признакам
природы;
• выявлять на местности особенности рельефа,
водоемов;
• делать схематические зарисовки изучаемых форм
земной поверхности;
• ориентироваться на географической карте и
глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и
основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой
на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в
программе, обозначать их при помощи учителя на
контурной карте
Дифференцированный уровень
учащихся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности
по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (напримеррастения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем
взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя
Тематическое планирование
«География»
6класс Начальный курс физической географии (68 ч)
Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его
хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и
погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер,
атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры
предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны
горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение
основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным
объектам.
Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы.
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о
землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в
природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и
равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение
рыб, птиц.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и
их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической
деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки
плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте.
Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической
карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России.
Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля —
планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус —
модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения
суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши
на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте
полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем
земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте
полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..
Карта России (19 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей
страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на
западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря
Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и
полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной
руд, природного газа).
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии (2 ч)
Планируемые результаты освоения учебного предмета 7 класс
Предметные результаты
Личностные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны знать: Формирование основ россий• название своего государства, • положение России на физиче- ской гражданской идентичности,
его столицы;
ской карте, карте полушарий и чувства гордости за свою
• названия природных зон Рос- глобусе;
страну, свой народ
сии;
• пояса освещенности, в
• воспитание патриотизма, ува
• типичных представителей рас- которых расположена наша
жения к Отечеству, ценностям
тительного и животного мира в страна;
многонационального российприродной зоне, где проживает ♦ природные зоны России;
ского общества;
обучающийся;
• природные условия и богат- • воспитание интернациональ• основные занятия населения ства России, возможности
ных чувств, толерантного
природной зоны, в которой про- использования их человеком; отношения к людям других
живает обучающийся;
• типичных представителей рас- национальностей.
тительного и животного мира в • формирование осознанного,
каждой природной зоне;
уважительного и доброжела• хозяйство, основное населе- тельного отношения к другому
ние, его занятия и крупные
человеку и его мнению;
города в каждой природной
• формирование ценности
зоне,
здорового и безопасного образа
• экологические проблемы и
жизни, знание и соблюдение
основные мероприятия по
правил безопасного поведения в
охране природы в России.
чрезвычайных ситуациях,
• правила поведения в природе: (наводнения, лавина, сель,
• названия географических
шторм, ураган и т. п.);
объектов на территории России, • совершенствование умения
указанные в программе.
планировать, контролировать и
Учащиеся должны уметь:
оценивать учебные действия в
• показывать границы России соответствии с задачей
на глобусе, карте полушарий, поставленной учителем;
физической карте и карте
•формирование правильного от
природных зон России, давать ношения к окружающей
элементарное описание
(природной) среде; знать и
природы по зонам, пользуясь использовать
картинами и картами;
на практике правила поведения в
• показывать по картам (физи- природе, ее сохранения ;
ческой и природных зон Рос- • формирование уважительного
сии)географические объекты, отношения к труду, развитие
указанные в программе;
опыта участия в социально
• выполнять задания в «Рабо- значимом руде;
чей тетради по географии Рос- •при знакомстве с достоприсии» для 7 класса специальной мечательностями городов
коррекционной школы (количе- европейской и азиатской частей
ство заданий и время заполне- России воспитывать
ния определяет учитель с
эстетические чувства и
учетом индивидуальных
понимание необходимости
возможностей учащихся
сохранения исторических и
культурных памятников
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического
состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (напримеррастения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем
взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя
7класс География России (68 ч)
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (56 ч)
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России (2 ч).
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические
проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород,
Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара,Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь,
Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (7 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (3 ч)
Положение на карте
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты Сочи,
Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Города южного берега Крыма
(Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель).
Высотная поясность в горах (5 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности
природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России (1ч)
Планируемые результаты освоений учебного предмета в 8 классе
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Личностные результаты
Обучающиеся должны знать:
• названия океанов земного
Обучающиеся должны знать:
Формирование целостного, сошара, их значение;
• Атлантический, Северный Ле- циально
ориентированного
• названия материков земного довитый, Тихий, Индийский взгляда на мир в его органичном
шара;
океаны. Географическое поло- единстве и разнообразии при• знать, на каком материке рас- жение и их хозяйственное роды, народов культур и
положена Россия, в
значение;
религий;
европейской
• особенности географического • формирование уважительного
или азиатской частях России
положения, очертания берегов и отношения к истории и культуре
расположена местность, в
природные условия каждого других народов;
которой
материка, население и особен- • учить уважать культуру и быт
живет обучающийся.
ности размещения;
населения Европы и Азии,
Учащиеся должны уметь:
• названия изученных географи- традиции и обычаи.
• показывать на географической ческих объектов.
• толерантно относиться к людям
карте океаны земного шара;
афроамериканской внешности
• показывать на географической Учащиеся должны уметь:
• формировать эстетические покарте материки земного шара • показывать на географической требности, ценности и чувства
карте океаны, давать им при изучении достопримечапростую характеристику;
тельностей различных стран
• определять на карте полуша- мира;
рий географическое положение • развитие этических чувств,
и очертания берегов каждого доброжелательности
и
материка;
эмоционально-нравственной
• давать элементарное описа- отзывчивости, понимания и
ние природных условий всех сопереживания чувствам других
материков, опираясь на карту и людей;
картины;
• формирование мотивации к
• выполнять
задания
в труду, работе на результат,
«Рабочей тетради по географии бережному
отношению
к
материков и океанов» (1 часть) материальным
и
духовным
для 8 класса. Количество ценностям
заданий и время заполнения
определяет учитель
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического
состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (напримеррастения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем
взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя
8класс
География материков и океанов (68 ч)
Введение (1ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на
глобусе и карте.
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Материки и части света Африка (12 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население и государства. (Государства по выбору учителя: Египет, Эфиопия,
Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, ЮжноАфриканская республика (ЮАР) или другие.).
Обобщающий урок.
Практические работы
Австралия (8 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок.
Антарктида (6 ч)
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современные
исследования Антарктиды.
Обобщающий урок.
Америка (22 ч)
Открытие Америки (1 ч).
Северная Америка (9 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба (по выбору учителя)
Обобщающий урок.
Южная Америка (12 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир
саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору
учителя.
Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Евразия (13 ч)
Географическое положение
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического
океанов. Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы и Азии.
Обобщающий урок. Евразия.
Обобщающий урок. География материков и океанов.8 класс (1ч)
Планируемые результаты освоений учебного предмета
по итогам обучения в 9 классе
Предметные результаты
Личностные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны знать:
• развитие самостоятельности и
• Наиболее крупные
• Географическое положение,
личной ответственности за свои
государства Евразии;
столицы и характерные
поступки на основе
• символику России;
особенности изучаемых
представлений о нравственных
• название своей местности, государств Евразии;
нормах, социальной
типичных представителей
• Границы, государственный
справедливости;
растительного и животного
строй и символику России;
• совершенствование навыков
мира, правила поведения в
• Особенности
сотрудничества со взрослыми и
природе;
географического положения
сверстниками в разных
• медицинские учреждения и своей местности, типичных
социальных ситуациях, умения
отделы социальной защиты
представителей растительного
не создавать конфликтов и
своей местности;
и животного мира, основные
находить выходы из спорных
Обучающиеся должны уметь: мероприятия
ситуаций;
• Показывать границы России по охране природы в своей
• совершенствование умения
на физической карте России;
области, правила поведения в
слушать собеседника и вести
•
находить свою местность природе, меры безопасности
диалог, готовности признавать
на физической карте России;
при стихийных бедствиях;
возможность существования
• составлять небольшой рассказ • медицинские учреждения и
различных точек зрения и права
о своей местности;
отделы социальной защиты
каждого иметь свою; излагать
• правильно вести себя в
своей местности.
свое мнение и пытаться
природе
Обучающиеся должны уметь:
аргументировать свою точку
• находить на политической
зрения и давать оценку событий;
карте Евразии изучаемые
• формирование ответственного
государства и их столицы;
отношения к выбору и
• показывать Россию на
построению дальнейшей
политических картах мира и
индивидуальной траектории
Евразии;
образования на базе
• находить свою местность на
ориентировки в мире профессий
карте России (политикои профессиональных
административной, физической
предпочтений;
и карте природных зон);
• овладение навыками
давать несложную
адаптации в динамично
характеристику природных
изменяющемся и
условий и хозяйственных
развивающемся мире;
ресурсов своей местности,
• формирование основ
давать краткую историческую
экологической культуры;
справку о прошлом своего края;
совершенствование осознания
• называть и показывать на
своей этнической
иллюстрациях изученные
принадлежности, обобщение
культурные и исторические
знаний о культуре народов
памятники своей области;
родного края.
• правильно вести себя в
• формировать представление о
природе;
богатстве водных ресурсов
• выполнять задания в
планеты, воспитывать бережное
«Рабочей тетради по географии
материков и океанов» (2 часть)
для 9 класса специальной
(коррекционной)
общеобразовательной школы
отношение к водным ресурсам и
полезным ископаемым.
• при изучении своей области,
района, города воспитывать
патриотические чувства, чувства
уважения к земле, природе,
окружающим людям, желание
оставаться работать в своей
местности, участвовать в
мероприятиях экологического
характера
• в повседневной жизни
выполнять правила поведения в
природе
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического
состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем
взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя
9класс. География материков и океанов (Часть 2) (68 ч)
Государства Евразии (51 ч)
Политическая карта Евразии (1 ч).
Европа (24 ч)
Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной
Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия
(Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия и Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Республика Беларусь.
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Азия (21 ч)
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркменистан.
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика
Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору
учителя.
Россия (повторение) (5 ч)
Границы России.
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Свой край (15 ч)
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана
растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь
зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут
работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство,
бахчеводство и т. п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (поселок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Обобщающий урок по курсу «География» (1ч)
Варианты объединения уроков могут быть разными. Количество часов для
изучения каждого государства внутри раздела учитель определяет
самостоятельно.
Система оценки предметных результатов
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
по географии обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы
балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим
основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и надежность
усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как "верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных
причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По
критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные,
частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий
оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание
выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных
видов помощи.
Результаты овладения содержанием Географии выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как "удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной
системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых
предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Учебно-методическое сопровождение
- АООП для детей с нарушением интеллекта (вариант 1)
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, учебник для ОО, реализующих АООП,
География, 9 класс, Москва «Просвещение», 2024г..
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, приложение к учебнику География 9 класс,