МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика»
для обучающихся 7-9 классов
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
г. Ирбит, 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике 7-9 класс разработана в соответствии
с нормативно-правовыми актами и методическими документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы
и требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021
года).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от
20.05.2020 № 254
Устава школы;
Годового календарного графика.
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы для
7-9 классов:
1.
Авторской программы по курсу информатики Л.Л.Босовой;
2
2.
Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы
опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 79 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020»;
3.
Адаптированной
основной
образовательной
программе
для
обучающихся с ОВЗ по ФГОС (различных форм умственной отсталости);
4.
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных
классов VIII вида Никандровой М.В;
Базисный учебный план на изучение информатики в 7-9 классе основной
школы отводит 1 учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 102
часа на курс.
В программе предложен авторский подход в части структурирования
учебного материала, определения последовательности его изучения, путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым
компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной
школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»)
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей средствами литературных произведений;
3
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
наличие мотивации к труду, работе на результат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами
ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
4
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами
ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.),
доступными электронными ресурсами;
пользование
компьютером
для
поиска,
получения,
хранения,
воспроизведения и передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом с помощью инструментов ИКТ.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются
соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и
надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем
выше
показатель
надежности
полученных
результатов.
Результаты,
продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной
динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки,
которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Содержание учебного предмета
7 класс
5
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК,
современные компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники. (1ч)
Устройство компьютера(10ч)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и
вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра.
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта
памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя
и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и
долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10ч)
Создание таблицы в текстовом документе. Панель меню, вкладка Вставка.
Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе.
Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка
Макет. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный
редактор Excel (11ч)
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание
диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных.
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие
сложение с помощью программы
Excel. Решение примеров на сложение
многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы
Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в программе
Excel.
Повторение (1 час)
8 класс
6
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере.
(2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК,
современные компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его
как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка,
небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный
редактор Excel (14 ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel.
Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия
умножение и деление в программе Excel. Решение практических задач и
примеров.
Распределение
чисел
в
порядке
возрастания
и
убывания.
Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel.
Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в
программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение
построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt
или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (14ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка
в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для
работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном
слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном
слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с
клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки,
расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами,
графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
9 класс
7
1.
Компьютер
как
универсальное
устройство
для
обработки
информации (9 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера.
Файлы
и
файловая
система.
Программное
обеспечение
компьютера.
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление
информационного
пространства
с
помощью
графического
интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием
графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации (9 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование
документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа.
Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой
информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование
и заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного
словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного»
текстового документа»
8
3. Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности
графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом
графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом
редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии (7 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Повторение (1 час)
9
Календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
Тема урока
Дата
5
(13 ч)
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Техника безопасности при работе на ПК.
Информация., современные компьютерные технологии
История развития вычислительной техники.
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и
вывода информации.
Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра.
6
7
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
1
2
3
4
Системный блок. Назначение блока
Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта,
видеокарта.
10 Память ПК: внутренняя и внешняя
8
9
11 Назначение памяти и ее виды.
12 Флэш-память.
13 Оперативная и долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации (10 ч)
14 Создание таблицы в текстовом документе.
15 Создание таблицы в текстовом документе. Практическая работа №1
16 Панель меню, вкладка Вставка.
17 Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
18 Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
19 Параметры таблицы. Практическая работа №2 Заполнение ячеек таблицы.
20 Вкладка Конструктор.
21 Вкладка Макет.
22 Практическая работа № 3. Корректировка созданной таблицы.
23 Практическая работа №3. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах.
24 Знакомство с Excel
25 Практическая работа № Окно программы Excel
26 Лист, книга в программе Excel.
27 Ячейки. Практическая работа № 4. Перемещение от одной ячейки к другой.
28 Диаграмма. Практическая работа № 5. Создание диаграммы.
10
№
Тема урока
Дата
29 Практическая работа №6. Вставка диаграммы для представления и сравнения
данных.
30 Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Практическая работа №7
Построение графиков.
31 Практическая работа №8. Действие сложение с помощью программы Excel.
32 Практическая работа №9. Решение примеров на сложение многозначных
чисел.
33 Вычитание, умножение, деление с помощью программы
Excel.
Практическая работа №10. Решение задач в Excel.
34 Практическая работа №11. Решение примеров на все действия в программе
Excel.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
Компьютер как универсальное устройство для обработки
информации (6ч)
Техника безопасности при работе на ПК
Информация., современные компьютерные технологии
Периферийное устройство - сканер.
Практическая работа №1Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл.
Периферийное устройство - принтер.
Практическая работа №2. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (14 ч)
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Практическая работа №3. Действия: сложение и вычитание в
программе Excel.
Составление и решение практических задач. Практическая работа №4.
Решение примеров.
Действия умножение и деление в программе Excel.
Практическая работа №5 Решение практических задач и примеров.
Встроенные функции.
Встроенные функции. Практическая работа №6 Нахождение
минимума, максимума, среднего арифметического
Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и
убывания
Сортировка Практическая работа №7. Расположение слов в
алфавитном порядке.
Диаграммы в программе Excel.
Практическая работа №8. Создание диаграммы, наглядно
показывающей практическую задачу.
Практическая работа №9. Графики в программе Excel.
Добавление изображения в документ Excel.
11
Дата
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Практическая работа №10 Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением.
Обработка мультимедийной информации. Программа
PowerPoint (13ч).
Технология мультимедиа.
Компьютерные презентации
Запуск программы PowerPoint.
Слайды. Практическая работа №11 Создание слайдов.
Создание рисунка в программе PowerPoint. Практическая работа №12
Работа с фигурами. Вкладка «Формат» Практическая работа№13
Инструменты для работы с фигурами.
Дизайн. Практическая работа №14 Создание рисунка из нескольких
фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Практическая работа №15
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка
фигур, раскрашивание фигур. Практическая работа№16
Формат. Дизайн. Работа с клипами. Практическая работа№17
Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или
ключевым словам. Практическая работа№18
Работа с диаграммами, графиками. Практическая работа№19
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Практическая работа№20
Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки
информации – 9 часов
ТБ и организация рабочего места. Информация. Количество
информации
Программная обработка данных на компьютере.
Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память.
Долговременная память
Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая
работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
Программное обеспечение компьютера
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Представление информационного пространства с помощью
графического интерфейса Практическая работа № 3 «Установка даты и
времени с использованием графического интерфейса операционной
системы».
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
12
Дата
№
Тема урока
9.
Практическая работа «ПК как универсальное устройство для
обработки информации»
Глава 2. Обработка текстовой информации – 9 часов
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Создание документов в текстовых редакторах
Ввод и редактирование документа Практическая работа № 4
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью
клавиатурного тренажёра»
Сохранение и печать документа Практическая работа № 5 «Вставка в
документ формул».
Форматирование символов. Форматирование абзацев Практическая
работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 7
«Создание и форматирование списков
Таблицы Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её
форматирование и заполнение данными».
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного
словаря».
Системы оптического распознавания документов Практическая работа
№10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
Контрольная практическая работа №2 «Обработка текстовой
информации»
Глава 3. Обработка графической информации – 7 часов
Растровая и векторная графика
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Рисование графических примитивов
Работа с объектами в растровых графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 11
«Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 12
«Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Растровая и векторная анимация Практическая работа № 13
«Анимация».
Компьютерные презентации
Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической
информации»
Глава 4. Коммуникационные технологии – 7 часов
Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 14
«Путешествие по Всемирной паутине».
13
Дата
№
Тема урока
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Электронная почта Практическая работа № 15 «Работа с электронной
почтой».
Файловые архивы Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из
Интернета».
Общение в Интернете. Мобильный Интернет
Звук и видео в Интернете. Социальные сети
Поиск информации в Интернете Практическая работа № 17 «Поиск
информации в Интернете».
Электронная коммерция в Интернете
Повторение
Итоговое повторение
14
Дата