РП Дополнительная образовательная программа "Основы военной подготовки"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О.Родобольского»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Основы военной подготовки»
Физкультурно-спортивная, военно-патриотическая направленность
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 5 лет
форма обучения очная

Составитель:
Струин Евгений Вячеславович,
педагог дополнительного образования

Ирбит, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа «Основы военной подготовки» имеет физкультурно-спортивную и военнопатриотическую направленность что соответствует Приказу Минпросвещения России от
09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Новизна программы
Новизна программы заключается в интеграции традиционных методов военной подготовки с
современными образовательными технологиями ; в использовании проектного подхода в военнопатриотическом воспитании. Создание сквозной системы подготовки от 5 к 9 классу.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в потребности региона в:
–
патриотическом воспитании молодежи;
–
подготовке к военной службе в рядах Российской армии;
–
формировании у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни;
–
развитии кадетского движения в регионе;
–
профилактике асоциального поведения среди подростков.
Педагогическая целесообразность
Разработка и реализация данной программы педагогически обоснована, поскольку она:
–
соответствует возрастным психофизическим особенностям обучающихся — содержание и
формы работы адаптированы для детей 11–16 лет с учётом их познавательных возможностей,
интересов и стадии социального развития.
–
Обеспечивает последовательное и доступное усвоение материала — реализуется принцип
«от простого к сложному», что позволяет поэтапно формировать знания, умения и навыки без
перегрузки учащихся.
–
Балансирует теоретическую и практическую составляющие — сочетание классных занятий
с полевыми выходами, стрельбами, строевой и тактической подготовкой способствует не только
пониманию, но и непосредственному применению полученных знаний в реальных условиях.
–
Направлена на становление системы ценностей и активной гражданской позиции —
программа способствует осознанному восприятию таких понятий, как долг, честь, патриотизм,
ответственность, а также формированию готовности к службе Отечеству.
Таким образом, программа не только даёт специальные знания и навыки, но и решает важные
воспитательные задачи, способствуя гармоничному развитию личности кадета в соответствии с
требованиями современного общества и государства.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование патриотически настроенной личности с начальными знаниями и навыками
в области военной подготовки.
Задачи:
–
Образовательные: освоение основ военного дела, строевой и огневой подготовки.
–
Развивающие: развитие физических качеств, тактического мышления, навыков командной
работы
–
Воспитательные: воспитание патриотизма, дисциплинированности, лидерских качеств
Отличительные особенности программы
Программа «Основы военной подготовки» обладает комплексом уникальных
характеристик, определяющих её особое место в системе дополнительного образования.
Программа «Основы военной подготовки» органично интегрирована в содержание основного
курса ОБЗР (8-9 классы), обеспечивая его углубленное изучение через призму военно-прикладных
дисциплин, а для учащихся 5-7 классов служит эффективной пропедевтикой будущего освоения

предмета. Программа имеет интегративный характер, устанавливая тесные междисциплинарные
связи с историей, географией, ОБЗР и физической культурой, что позволяет сформировать у
обучающихся целостное восприятие военной службы как синтеза знаний, умений и ценностных
ориентаций.
Важнейшей особенностью программы является её многоуровневая структура,
обеспечивающая поэтапное освоение материала от ознакомительного до продвинутого уровня.
Это реализуется через дифференциацию заданий с учётом индивидуальных возможностей
обучающихся и систему наставничества «старшие-младшие» внутри кадетского коллектива.
Такой подход позволяет не только последовательно наращивать сложность учебных задач, но и
формировать корпоративную кадетскую культуру, основанную на взаимопомощи и
ответственности.
Особенностью программы является её практико-ориентированная направленность — не
менее 70% учебного времени отводится на практические занятия, включая полевые выходы и
проектную деятельность прикладного характера. Это обеспечивает не только приобретение
конкретных умений и навыков, но и развитие способности применять их в реальных ситуациях.
Важным преимуществом программы является развитая система социального партнёрства,
включающая сотрудничество с ветеранскими организациями. Это позволяет обеспечить
практическую направленность подготовки, знакомство с условиями военной службы и раннюю
профессиональную ориентацию.
Особого внимания заслуживает комплексный подход к оценке результатов, сочетающий
накопительную систему баллов, участие в независимой оценке через военно-спортивные
соревнования. Такой подход обеспечивает объективность оценивания и мотивацию к
непрерывному совершенствованию.
Программа обеспечивает профильную ориентацию на военные профессии, подготовку к
поступлению в военные учебные заведения для наиболее успешных кадет.
Адаптивность программы проявляется в возможности корректировки содержания с учётом
региональных особенностей, изменений в законодательстве о военной службе и гибкости в выборе
форм и методов работы.
Особенностью программы является акцент на воспитательный компонент, направленный
на формирование традиций кадетского братства, развитие чувства ответственности за личные
успехи и успехи команды.
Достаточное ресурсное обеспечение обеспечивает высокое качество реализации
программы.
Все указанные особенности в их системном единстве обеспечивают уникальность
программы и её соответствие современным требованиям к дополнительному образованию военнопатриотической направленности.
Категория и возраст детей
Обучающиеся кадетских классов. Возраст: 11-16 лет (5-9 классы)
Уровни освоения программы
5-6 классы - ознакомительный уровень:Базовые знания и умения. Формирование интереса к
военной подготовке.
7-8 классы - базовый уровень: Систематизация знаний. Отработка практических навыков
9 класс - продвинутый уровень:Углубленное изучение тем. Применение знаний в практических
ситуациях.
Сроки реализации программы
Срок реализации: 5 лет
Объем программы: 170 часов (34 часа в год)
Количество модулей: 5 (по одному на каждый год обучения)
Индивидуальное сопровождение

Педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Индивидуальные консультации для отстающих обучающихся. Привлечение военнослужащих
запаса для проведения мастер-классов.
Количество обучающихся в группе
Минимальное число: 12 человек
Максимальное число: 25 человек
Оптимальное число: 15-20 человек
Формы и режим занятий
Формы занятий: групповые, индивидуальные, практические занятия в полевых условиях
Периодичность: 1 раз в неделю
Продолжительность занятия: 1 академический час (45 минут)
Количество часов в неделю: 1 час
Общее количество занятий в год: 34 занятия
Программа реализуется в течение учебного года с сентября по май, предусматривает каникулярное
время для участия в военно-патриотических мероприятиях и военно-патриотических сборах (9
кл.).
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся осознает и проявляет:
- Гражданскую идентичность и патриотизм, ценностное отношение к России, её историческому
прошлому, традициям; осознание российской гражданской идентичности; гордость за достижения
страны, уважение к символам государства.
- Социальную компетентность: готовность к выполнению гражданских обязанностей, умение
конструктивно взаимодействовать в коллективе, осознание личной ответственности за результаты
деятельности.
- Ценностно-смысловые установки: уважение к защитникам Отечества, понимание значения
службы в Вооружённых Силах, неприятие действий, направленных против безопасности
государства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- способность корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля и самооценки.
Познавательные УУД:
- умение анализировать тактические ситуации и принимать обоснованные решения;
- способность работать с различными источниками информации (карты, схемы, инструкции);
- владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- способность эффективно работать в коллективе, учитывать позиции других участников;
- владение различными средствами устной и письменной коммуникации.
Предметные результаты
5-6 классы (ознакомительный уровень):
- знание основных вех военной истории России;
- владение элементарными строевыми приёмами;
- понимание значения воинских ритуалов и символов;
- умение оказывать первую помощь при простых травмах.
7-8 классы (базовый уровень):
- знание основ тактической и огневой подготовки;
- умение ориентироваться на местности с помощью карты и компаса;
- владение навыками стрельбы из пневматического оружия;
- способность действовать в условиях радиационной и химической опасности.

9 класс (продвинутый уровень):
- знание основ военного законодательства;
- владение навыками организации взаимодействия;
- способность планировать и проводить занятия с младшими кадетами.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки личностных результатов:
- активность в патриотических мероприятиях;
- участие в волонтёрской деятельности;
- соблюдение кодекса чести кадета.
Критерии оценки метапредметных результатов:
- качество выполнения тактических заданий;
- эффективность работы в команде;
- способность к самоорганизации.
Критерии оценки предметных результатов:
- выполнение контрольных нормативов;
- результаты стрельб и тактических учений;
- качество выполнения теоретических заданий.
Уровни достижения планируемых результатов
Базовый уровень:
- воспроизведение основных понятий и правил;
- выполнение нормативов в установленных рамках;
- участие в коллективной деятельности.
Повышенный уровень:
- применение знаний в нестандартных ситуациях;
- выполнение нормативов выше установленных;
- проявление лидерских качеств.
Высокий уровень:
- творческое применение знаний на практике;
- стабильное превышение выполнения нормативов;
- инициативность и ответственность
Данная система планируемых результатов обеспечивает достижение цели программы и
соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПО КЛАССАМ
5 класс (34 часа)
Модуль 1: Основы кадетского образования (8 часов)
История кадетского движения в России. Символика и традиции кадетских корпусов. Кодекс чести
кадета.
Модуль 2: Строевая подготовка (10 часов)
Строевые приемы без оружия. Построения и перестроения. Движение строевым шагом.
Модуль 3: Военная история России (8 часов)
Великие полководцы. Дни воинской славы. Герои современной России.
Модуль 4: Физическая подготовка (8 часов)
Основы военно-прикладной гимнастики. Силовая подготовка. Военно-спортивные эстафеты.
6 класс (34 часа)
Модуль 1: Строевая подготовка (8 часов)
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия. Строевое слаживание отделения.

Модуль 2: Огневая подготовка (10 часов)
Материальная часть АК-74. Правила стрельбы. Меры безопасности при обращении с оружием.
Модуль 3: Военная топография (8 часов)
Условные топографические знаки. Ориентирование на местности. Чтение карт масштаба 1:25000.
Модуль 4: Медицинская подготовка (8 часов)
Основы первой помощи. Транспортировка пострадавших Личная гигиена военнослужащего.
7 класс (34 часа)
Модуль 1: Тактическая подготовка (12 часов)
Действия солдата в бою. Способы передвижения на поле боя. Выбор места для стрельбы.
Модуль 2: Радиационная, химическая, биологическая защита (10 часов)
Средства индивидуальной защиты. Действия по сигналам оповещения. Специальная обработка.
Модуль 3: Военно-инженерная подготовка (6 часов)
Инженерные заграждения. Преодоление препятствий. Маскировка.
Модуль 4: Связь (6 часов)
Основы радиосвязи. Передача сигналов и команд. Правила ведения переговоров.
8 класс (34 часа)
Модуль 1: Общевоинские уставы (10 часов)
Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной службы.
Модуль 2: Огневая подготовка (8 часов)
Основы баллистики. Стрельба из различных положений. Правила стрельбы в различных условиях.
Модуль 3: Военная администрация (8 часов)
Права и обязанности военнослужащих. Воинские звания. Знаки различия.
Модуль 4: Военная этика (8 часов)
Воинский этикет. Традиции воинских коллективов. Культура общения.
9 класс (34 часа)
Модуль 1: Основы военного права (10 часов)
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Альтернативная гражданская
служба.
Модуль 2: Военно-профессиональная ориентация (8 часов)
Система военного образования. Военно-учетные специальности. Порядок поступления в военные
училища.
Модуль 3: Командирская подготовка (8 часов)
Основы управления подразделением. Организация службы суточного наряда. Методика
проведения занятий.
Модуль 4: Итоговая аттестация (8 часов)
Выездные сборы допризывной молодежи. Сдача нормативов. Защита проектов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПО КЛАССАМ
5 класс
Тема 1.1: Введение в кадетское образование
История создания кадетских корпусов. Современная система кадетского образования. Права и
обязанности кадета.
Тема 2.1: Основы строевой подготовки
Строевая стойка. Повороты на месте. Воинское приветствие на месте.
Практические занятия:
Отработка строевых приемов. Участие в строевых смотрах.
6 класс
Тема 1.1: Строевая подготовка с макетами оружия

Выполнение строевых приемов с оружием. Строевое слаживание отделения. Движение в строю
Тема 2.1: Основы стрельбы
Устройство автомата Калашникова. Правила прицеливания. Тренировка в изготовке для стрельбы.
Практические занятия:
Стрельба из пневматического оружия. Разборка-сборка АК-74.
7 класс
Тема 1.1: Тактическая подготовка
Способы передвижения в бою. Использование укрытий. Наблюдение за полем боя.
Тема 2.1: РХБ защита
Средства индивидуальной защиты. Действия в условиях заражения. Специальная обработка
техники.
Практические занятия:
Тактические учения. Надевание средств защиты на время. Преодоление полосы препятствий.
8 класс
Тема 1.1: Общевоинские уставы
Общие обязанности военнослужащих. Распорядок дня. Организация караульной службы.
Тема 2.1: Военная администрация
Система воинских званий. Знаки различия. Порядок присвоения званий.
Практические занятия:
Несение внутренней службы. Организация караулов. Проведение инспекций.
9 класс
Тема 1.1: Военное право
Конституционные основы военной службы. Права военнослужащих. Социальные гарантии.
Тема 2.1: Военно-профессиональная ориентация
Система военных образовательных организаций. Требования к кандидатам. Порядок поступления.
Практические занятия:
Тренировочное тестирование. Встречи с представителями военных училищ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы занятий:
Теоретические занятия (лекции, беседы)
Практические занятия (тренировки, учения)
Выездные занятия (полевые выходы)
Самостоятельная работа
Методы обучения:
Наглядный (показ, демонстрация)
Практический (отработка навыков)
Словесный (объяснение, инструктаж)
Игровой (тактические игры)
Средства обучения:
Учебные классы, оборудованные мультимедийной техникой
Строевой плац
Тир для стрельбы из пневматического оружия
Спортивный зал
Полоса препятствий
Учебные макеты оружия и снаряжения
Программа реализуется в течение учебного года с проведением итоговой аттестации в мае.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-9 кадетские классы
5 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

Занятие

Всего
часов

Теория

Прак
тика

Форма
контроля

1

Введение в кадетское
образование
Основы строевой
подготовки
Кодекс чести кадета

История кадетского
движения
Строевая стойка.
Повороты на месте
Нравственные
основы
Знамя. Форма.
Знаки различия
Великие
полководцы
ОФП. Военноприкладные
упражнения
Основные
сражения
Движение
строевым шагом
Обобщение
пройденного

2

1

1

Беседа

4

1

3

Смотр строевой
подготовки

2

1

1

Дискуссия

2

1

1

Викторина

4

2

2

Тестирование

6

1

5

Сдача
нормативов

4

2

2

Устный опрос

4

1

3

6

1

5

Практический
показ
Комплексная
работа

Всего
часов
6

Теория

2
3
4
5
6

Символика и
традиции
Военная история
России
Физическая
подготовка

7

Дни воинской славы

8

Строевые приемы

9

Итоговое занятие

6 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

Занятие

1

Строевая подготовка

1

2

Огневая подготовка

Приемы с макетами
оружи
4
Устройство АК-74

Прак
тика
5

1

3

Строевой
смотр
Зачет

3

Правила стрельбы

Основы баллистики 4

2

2

Тестирование

4

Стрельба из
пневматического
оружия
Военная топография

Тренировочные
стрельбы

4

1

3

Сдача
нормативов

Условные знаки.
Ориентирование
Чтение карт.
Масштаб

6

2

4

4

1

3

Практическая
работа
Практическая
работа

5
6

Топографическая
карта

7

Медицинская
подготовка

Первая помощь

4

1

3

8

Итоговое занятие

Контроль усвоения

2

-

2

Занятие

Всего
часов

Теория

Прак
тика

Форма
контроля

Решение
ситуационных
задач
Комплексное
тестирование

7 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

Форма
контроля

1
2

Тактическая
подготовка
РХБ защита

6

Специальная
обработка
Военно-инженерная
подготовка
Тактическое
маневрирование
Связь

7

Организация связи

8

Итоговое занятие

3
4
5

Действия солдата в
бою
Средства
индивидуальной
защиты
Дегазация.
Дезактивация
Преодоление
препятствий
Передвижение на
поле боя
Основы радиосвязи

6

2

4

4

1

3

4

1

3

4

1

2

6

2

4

4

2

2

Радиопереговоры.
Сигналы
Контроль навыков

4

2

2

2

-

2

Тактическая
игра
Практический
норматив
Практический
норматив
Полоса
препятствий
Тактические
учения
Практическая
работа
Ситуационная
задача
Комплексные
учения

8 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

Занятие

Всего
часов

Теория

Прак
тика

Форма
контроля

1

Военная
администрация
Общевоинские уставы

Права и
обязанности
Устав внутренней
службы
Поощрения и
взыскания

4

2

2

Тестирование

4

2

2

Собеседование

4

2

2

Воинский этикет
Ритуалы и обычаи

4
4

2
2

2
2

Стрельба из
различных
положений
Стрельба в
движении
Контроль знаний

6

2

4

Решение
ситуационных
задач
Ролевая игра
Творческий
проект
Стрельбы

6

2

4

2

-

2

2
3

Дисциплинарный
устав

4
5
6

Военная этика
Традиции воинских
коллективов
Огневая подготовка

7

Тактическая стрельба

8

Итоговое занятие

Практический
норматив
Комплексный
зачет

9 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

Занятие

Всего
часов

Теория

Прак
тика

Форма
контроля

1

Основы военного
права
Военнопрофессиональная
ориентация
Статус
военнослужащего

Правовые основы
службы
Система военного
образования

4

3

1

Тестирование

4

2

2

Права и
социальные
гарантии

4

3

1

Профориентац
ионное
тестирование
Собеседование

2

3

4

Организация службы

Суточный наряд

4

2

2

5

Командирская
подготовка
Тактические учения

Управление
отделением
Комплексные
занятия
Требования к
кандидатам
Комплексный
экзамен

6

2

4

6

1

5

4

2

2

2

-

2

6
7
8

Поступление в
военные училища
Итоговая аттестация

Практическое
занятие
Деловая игра
Тактические
учения
Собеседование
Защита
проектов

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Практические занятия могут объединяться в блоки по 2 часа.
Возможна корректировка тем в зависимости от условий школы.
Формы контроля могут варьироваться по усмотрению педагога.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год
обучения

Дата
начала
обучения
1
сентября

Дата
окончания
обучения
24 мая

Количество
Учебных
недель
34

Количество
учебных
дней
34

Количество Режим занятий
учебных
часов
Одно занятие в
34

2 год

1
сентября

24 мая

34

34

34

3 год

1
сентября

24 мая

34

34

34

4 год

1
сентября

24 мая

34

34

34

5 год

1
сентября

24 мая

34

34

34

1 год

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные помещения и объекты:
Специализированный кабинет ОБЗР (не менее 48 м²)
Строевой плац (асфальтированная площадка не менее 20×40 м)
Спортивный зал с гимнастическим оборудованием
Тировый комплекс для стрельбы из пневматического оружия
Полоса препятствий (стационарная или мобильная)
Медицинский кабинет для оказания первой помощи
Оборудование и инвентарь:
Макеты автомата Калашникова (5 шт.)
Пневматические винтовки (5 шт.)

неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут

Противогазы (20-25 шт.)
Общевойсковые защитные комплекты (5 шт.)
Компасы, топографические карты, планшеты
Аптечки первой помощи
Макеты оружия
Спортивный инвентарь (гимнастические маты, скакалки, мячи)
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор с экраном
Ноутбук с доступом в интернет
Учебные видеофильмы и презентации
Электронные образовательные ресурсы
2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной педагогический состав:
Педагог дополнительного образования
Преподаватель-организатор ОБЖ
Систематическое повышение квалификации (не реже 1 раза в 3 года)
Привлекаемые специалисты:
Военнослужащие запаса (для проведения мастер-классов)
Медицинский работник (для занятий по первой помощи)
Представители военных училищ (для профориентационной работы, по возможности)
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методические материалы:
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием
Комплекты методических разработок занятий
Сборники нормативов по физической подготовке
Инструкции по технике безопасности
Библиотечный фонд специализированной литературы
Дидактические материалы:
Карточки с заданиями
Схемы и плакаты
Инструкционно-технологические карты
Тестовые материалы для контроля знаний
Образцы документов и отчетности
4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационные условия:
Комплектование групп с учетом возрастных особенностей
Создание благоприятного психологического климата
Учет индивидуальных особенностей обучающихся
Соблюдение принципов здоровьесбережения
Методические условия:
Сочетание групповых и индивидуальных форм работы
Использование разнообразных методов обучения
Создание ситуаций успеха для каждого кадета
Регулярная обратная связь с обучающимися
5. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Источники финансирования:
Бюджетные ассигнования в рамках субсидии на выполнение государственного задания
Внебюджетные средства (спонсорская помощь, добровольные пожертвования)
Направления расходования средств:
Приобретение учебного оборудования и инвентаря
Обеспечение расходными материалами

Организация выездных мероприятий
Повышение квалификации педагогических работников
6. УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Создание доступной среды:
Возможность адаптации программы для детей с ОВЗ
Учет особых образовательных потребностей
Индивидуальный подход в обучении
7. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО
Социальное партнерство:
Военные комиссариаты
Ветеранские организации
Военные учебные заведения
Спортивные организации
Информационное сопровождение:
Размещение информации на сайте образовательной организации
Освещение деятельности в СМИ
Участие в конкурсах и соревнованиях
Взаимодействие с родительской общественностью
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Текущий контроль (проводится на каждом занятии):
Наблюдение за выполнением практических заданий
Устный опрос по теоретическому материалу
Проверка рабочих тетрадей
Анализ активности на занятиях
Промежуточная аттестация (проводится 2 раза в год):
Строевые смотры
Сдача нормативов по физической подготовке
Зачеты по теоретическим разделам
Практические работы по топографии
Стрельбы из пневматического оружия
Итоговая аттестация (проводится в конце учебного года):
Сдача итоговых нормативов
Защита проектных работ
Итоговое тестирование
2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2.1. Критерии оценки строевой подготовки
«Отлично» (5 баллов):
Все действия выполнены согласно Строевому уставу ВС РФ
Движения четкие, уверенные
Полное отсутствие ошибок
Выполнение в установленное время
«Хорошо» (4 балла):
Допущены 1-2 незначительные ошибки
Общее качество выполнения соответствует требованиям

Время выполнения не превышено более чем на 10%
«Удовлетворительно» (3 балла):
Допущены 3-4 ошибки
Основные элементы выполнены
Время выполнения не превышено более чем на 20%
«Неудовлетворительно» (2 балла):
Грубые нарушения Строевого устава
Более 4 ошибок
Невыполнение установленных нормативов
2.2. Нормативы по физической подготовке
Подтягивание (мальчики):
5 класс: 4-6 раз (3 балла), 7-8 раз (4 балла), 9+ раз (5 баллов)
9 класс: 8-10 раз (3 балла), 11-13 раз (4 балла), 14+ раз (5 баллов)
Бег 100 м:
5 класс: 17,0-18,5 сек (3 балла), 16,0-16,9 сек (4 балла), до 15,9 сек (5 баллов)
9 класс: 14,5-15,5 сек (3 балла), 13,8-14,4 сек (4 балла), до 13,7 сек (5 баллов)
Челночный бег 10×10 м:
5 класс: 28-30 сек (3 балла), 26-27 сек (4 балла), до 25 сек (5 баллов)
9 класс: 25-27 сек (3 балла), 23-24 сек (4 балла), до 22 сек (5 баллов)
2.3. Критерии оценки стрельбы из пневматического оружия
Мишень № 6 (дистанция 10 м):
«Отлично»: 45-50 очков (5 баллов)
«Хорошо»: 40-44 очка (4 балла)
«Удовлетворительно»: 30-39 очков (3 балла)
«Неудовлетворительно»: менее 30 очков (2 балла)
2.4. Критерии оценки теоретических знаний
Тестовые задания (20 вопросов):
«Отлично»: 18-20 правильных ответов (90-100%)
«Хорошо»: 15-17 правильных ответов (75-89%)
«Удовлетворительно»: 11-14 правильных ответов (55-74%)
«Неудовлетворительно»: менее 11 правильных ответов (<55%)
3. ФОРМЫ УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ
3.1. Портфолио кадета:
Личная карта достижений
Результаты сдачи нормативов
Грамоты и дипломы
Фото и видео материалы
Отзывы и характеристики
3.2. Журнал учета:
Посещаемость занятий
Результаты текущего контроля
Итоги промежуточной аттестации
4. ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ
Итоговая оценка за учебный период:
85-100% от максимального количества баллов - «5» (отлично)
70-84% от максимального количества баллов - «4» (хорошо)
50-69% от максимального количества баллов - «3» (удовлетворительно)
менее 50% от максимального количества баллов - «2» (неудовлетворительно)

5. ПРОТОКОЛЫ И ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Протоколы сдачи нормативов
Ведомости успеваемости
Аналитические справки
Отчеты о проведенных мероприятиях
Статистические отчеты
Все оценочные материалы хранятся в течение 3 лет и доступны для ознакомления обучающимся
и их родителям (законным представителям).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые документы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.Указ Президента РФ от 08.08.2015 № 392 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
II. Учебная литература
Основная:
5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2021. – 480
с.
6. Военная топография: учебное пособие для суворовских училищ / под ред. А.В. Иванова. – М.:
Академия,
2022.
–
256
с.
7. Основы огневой подготовки: учебное пособие / С.П. Сидоров, В.И. Петров. – М.: Дрофа, 2023.
–
192
с.
8. Строевая подготовка: методическое пособие / А.Н. Кузнецов. – СПб.: Просвещение, 2022. – 144
с.
Дополнительная:
9. История кадетского образования в России / М.В. Ломоносов. – М.: Владос, 2021. – 320 с.
10. Основы медицинских знаний: учебник для кадет / Т.К. Орлова. – М.: Медицина, 2023 –208 с.
11. Тактическая подготовка: практикум / П.С. Николаев. – М.: Армпресс, 2022. – 176 с.
III. Методическая литература
12. Организация военно-патриотического воспитания в школе: методическое пособие / Е.В.
Семенова. – М.: Просвещение, 2023. – 192 с.
13. Современные формы работы с кадетскими классами / сборник методических материалов под
ред. В.П. Алексеева. – М.: Русское слово, 2022. – 160 с.
14. Инновационные технологии в военной подготовке /А.С Козлов.–М.:Педагогика,2023.–224 с.
IV. Справочные издания
15. Энциклопедия военной истории России / сост. Р.В. Гришин. – М.: Олма-пресс, 2021. – 672 с.
16. Справочник по воинским званиям и знакам различия В.Л.Михайлов.– М.: АСТ, 2022. – 96 с.
17. Атлас военных конфликтов XX века / под ред. С.Н. Базанова. – М.: Дрофа, 2023. – 144 с.
V. Электронные образовательные ресурсы
18. Официальный сайт Министерства обороны РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://mil.ru
19. Электронная библиотека военной литературы [Электронный ресурс]. URL: https://militera.lib.ru
20. Образовательный портал «Кадетское образование» [Электронный ресурс]. –
URL: https://cadet.edu.ru

VI. Дидактические материалы
21. Сборник тактических задач для кадетских классов / сост. А.В. Семенов. – М.: Владос, 2022. –
128 с.
22. Комплект плакатов по строевой подготовке. – М.: Армпресс, 2023. – 24 шт.
23. Альбом схем по военной топографии. – М.: Дрофа, 2022. – 48 с.
VII. Литература для обучающихся
24. Юный командир: практическое руководство /К.И. Волков. – М.: Просвещение, 2023. – 112 с.
25. Настольная книга кадета / сост. Н.П. Иванова. – СПб.: Питер, 2022. – 96 с.
26. Основы выживания в экстремальных ситуациях / Д.С. Орлов. – М.: АСТ, 2023. – 160 с.
Список литературы ежегодно актуализируется и дополняется новыми изданиями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».