РП Курс внеурочной деятельности "Основы информационной культуры"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для 5 класса

«Основы информационной культуры»

Ирбит, 2025 г.

В рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС начального
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
учащихся 5 классов, межпредметные связи.
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной
деятельности «Основы информационной культуры» в 5 классах; устанавливает
рекомендуемое
предметное
содержание,
предусматривает
его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по
классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся.
Цели изучения учебного курса «Основы информационной культуры»
• формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного
продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;

• формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого

условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном
обществе;
• формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе
средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
• формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с
данными,
коммуникация
в
современных
цифровых
средах,
информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного
отношения к информации.
Учебный курс в основном общем образовании отражает:

сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;

основные области применения информатики, прежде всего

информационные технологии, управление и социальную сферу;

междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный курс в основном общем образовании интегрирует в себе:
• цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах
обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной
деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
• теоретические
основы компьютерных наук, включая основы
теоретической информатики и практического программирования, изложение
которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали:
вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с
предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем
последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее
предпосылки для научного обобщения в старших классах;
• информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации.

Место учебного курса в учебном плане
Обязательная часть учебного плана примерной основной
образовательной программы основного общего образования не
предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5 классах.
Программа составлена с использованием УМК Босова Л.Л. 5 класс.
Программа по информатике для 5 класса составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 17 часов за 1 год обучения: 1 час в неделю в 5 классе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами,
мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство,
работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты
персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты.
Прикладные
программы
(приложения),
системное
программное
обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы
программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации
на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым
словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из
Интернета.
Правила
безопасного
поведения
в
Интернете.
Процесс
аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация,
аутентификация через географическое местоположение, многофакторная
аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях.
Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации
человеком. Роль зрения в получении человеком информации.
Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные —
записанная (зафиксированная) информация, которая может быть
обработана автоматизированной системой.

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде
блочного или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов. Операции с фрагментами изображения:
выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый
процессор.
Редактирование
текста.
Проверка
правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы
шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и
курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ,
интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы.
Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение курса информатики на уровне основного общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения курса на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты
в части:
Патриотическое воспитание:
ценностное
отношение
к
отечественному
культурному,
историческому и научному наследию; понимание значения информатики
как науки в жизни современного общества; заинтересованность в

научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики; интерес
к обучению и познанию; любознательность; стремление к
самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения
и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах

профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанных на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических
проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы курса отражают
овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а

также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения

другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг
условиях открытого доступа к любым объёмам информации.

даже

в

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с
компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь
представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение», «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам,
по изображению); критически относиться к найденной информации,
осознавая опасность для личности и общества распространения
вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их
работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде
блочного или текстового программирования с использованием
последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую
проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов,
слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать
инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и
графическую информацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
Наименование
Всего
разделов и тем
программы
Раздел 1. Цифровая грамотность
№
п/п

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Компьютер
—
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее
по
программе
Программы
для
компьютеров. Файлы
и папки

2

УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor

1

Сеть
Интернет.
Правила безопасного
поведения
в
Интернете
Итого по разделу

1

УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor
УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor

1.1

1.2

1.3

4

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информация в жизни
человека

Итого по разделу

1

УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor

1

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1
1
Понятие
УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
алгоритма.
https://bosova.ru/metodist/
Исполнители
authors/informatika/3/eor
алгоритмов.
Линейные
алгоритмы.
Циклические
алгоритмы
3.2
Работа в среде
4
УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
программирования
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor

Итого по разделу

5

Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Графический
2
редактор

4.2

4.3

Текстовый
редактор

Компьютерная
презентация

3

2

УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor
УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor
УМК «Информатика». Авторы
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/
authors/informatika/3/eor

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7
17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количеств
о часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего

1

2

3

ТБ. Компьютер —
универсальное вычислительное
устройство, работающее
по программе.
Основные компоненты ПК:
процессор, память. Устройства
ввода и вывода.
-Программы для компьютеров

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1523ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152826

-Прикладное и системное ПО
(приложения и ОС).

Библиотека ЦОК

-Имя файла (папки, каталога).

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a152a74
https://m.edsoo.ru/8a152cfe

4

5

6

7

Сеть Интернет. Веб-страница,
сайт. Браузер. Поиск
информации.
-Процесс аутентификации.
Виды. Пароли для аккаунтов в
социальных сетях.
Способы восприятия
информации человеком.
Действия с информацией.
Кодирование. Данные.
Искусственный интеллект и его
роль в жизни человека.
Понятие алгоритма.
Исполнители алгоритмов
Линейные и циклические
алгоритмы.
Составление программ для
управления исполнителем в
среде текстового
программирования.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152f74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153244

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153460

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161966

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161fec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162186

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162316

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16249c

8

ПР1. Знакомство со средой
программирования.
Решение задач на
составление линейных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1625f0

алгоритмов.
9

10

11
12

13

14

15

16

17

ПР2. Реализация линейных
алгоритмов в среде
программирования.
Решение задач на
составление циклических
алгоритмов.
ПР3. Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования
Графический
редактор.
Растровые рисунки. Пиксель.
Использование графических
примитивов.
Операции
с
фрагментами
изображения:
выделение,
копирование, поворот,
отражение.
Текстовый
редактор.
Правила
набора
текста. Редактирование текста.
Свойства
символов.
Шрифт. Типы шрифтов.
Начертание.
Свойства абзацев: границы,
абзацный отступ, интервал,
выравнивание.
Вставка изображений в
текстовые документы.
Обтекание изображений
текстом.
Компьютерные презентации.
Слайд. Работа с несколькими
слайдами.
Добавление на слайд текста и
изображений.
Обобщение и систематизация
знаний по теме
«Мультимедийные
презентации».

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162848

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1629ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162b72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162d02

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a162fe6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1632d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1635c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163874

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1639d2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16404e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

1

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164652

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Единое содержание общего образования. Методические материалы. https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека цифрового образовательного контента https://urok.apkpro.ru/
• Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/19/
• ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ https://www.yaklass.ru/
• Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://uchi.ru/
• Московская электронная школа - https://uchebnik.mos.ru/main
• Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум» https://olimpium.ru/
• Портал «Образовариум» - https://obr.nd.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».