МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)»
для обучающихся 5-9 классов
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
г. Ирбит, 2025г.
I.Пояснительная записка
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение
(Литературное чтение)» составлена на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского» на 2025-2026 учебный год.
Важнейшие задачи образования обучающихся с нарушениями интеллекта: формирование
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное и физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью реализуются в
процессе обучения по всем предметам.
Специфической особенностью предмета «Чтение» является их коррекционно-практическая
направленность. Все знания учащихся, получаемые ими на уроках «Чтения» являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Коррекция недостатков развития учащихся с
нарушениями интеллекта происходит в условиях комплексного решения образовательных,
коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Целью
данной программы является: формирование навыков осознанного, правильного,
беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения являются:
- развивать фонематический слух, умения звукового анализа и синтеза;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать навыки четкого артикулирования
звуков;
- корригировать недостатки зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- развивать умение читать осознанно по слогам и целыми словами короткие тексты;
- формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и по
иллюстрациям,
рассказывать
о
чём
читали
или
слушали;
- учить слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- формировать навык заучивания стихотворений наизусть, отчётливо читать их перед классом;
- учить составлять и читать слова сходные по звучанию, со стечением согласных, с
разделительными ь и ъ знаками.
-корректировать недостатки и совершенствовать диалогическую и монологическую формы
устной речи;
- вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли;
- понимать прочитанный текст, делать выводы, применяя их в собственной мысли; давать
характеристику героям, высказывать свое отношение к героям и их поступкам.
II. Общая характеристика учебного процесса
Программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» составлена для учащихся 5-9
классов.
В 5-6 классах осуществляется объяснительное чтение. У учащихся не только совершенствуется
техника чтения, но и развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и
причинную обусловленность событий.
Учащиеся 7-9 классов знакомятся с произведениями и отрывками их них классиков русской
литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографию авторов. На
уроках чтения кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания произведений
уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
При прохождении программы реализуется НРК, который способствует формированию общих
представлений о жизни и творчестве писателей и поэтов Красноярского края. Для реализации этой цели
поставлены следующие задачи: познакомить с жизнью и творчеством писателей и поэтов Красноярского
края, обогащать словарный запас, развивать речь и элементарные творческие способности учащихся на
основе изучения народного фольклора Красноярских авторов; формировать любовь к своему краю,
чувство гордости за него. Учащиеся знакомятся с историей края, его природой, животным и
растительным миром, с малыми северными народностями, с их обычаями и культурой, народными
промыслами. У детей развиваются нравственные чувства, уважение к литературному творчеству
Сибирских авторов, которое позволяет привить уважение, интерес к культуре родного края и гордость за
людей, проживающих в Красноярском крае.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
учащихся, развития у них интереса к чтению, формированию навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
В результате освоения предметного содержания чтения у учащихся предполагается
формирование базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных). Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ―
составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют
дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания чтения у учащихся должны сформироваться как
предметные, так и общеучебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа
может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к
деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и
представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения чтению будут
решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов
педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное
достижение целей, обозначенных федеральным государственным общеобразовательным стандартом
образования.
Для пробуждения у обучающихся с нарушениями интеллекта интереса к чтению
необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения,
создаются увлекательные для детей ситуации, задания, требующие самостоятельного поиска,
умозаключений, чтение по ролям, инсценировки, экскурсии. Используются предметные пособия:
азбука, картинки, рисунки, слоговые карточки, иллюстративные таблицы и пособия, информационнокоммуникативные технологии.
Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями
постоянное закрепление и повторение изученного.
Особое внимание будет уделено формированию у школьников развитие речевого слуха,
формирование фонематического восприятия.
На каждом уроке проводится артикуляционная
гимнастика. Проговаривание и заучивание чистоговорок, скороговорок, что способствует развитию
речевого аппарата, памяти. Особенностью расположения материала в программе является некоторое
«забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к
формированию того или иного понятия. На уроках реализуется здоровьесберегающая технология, что
позволяет обеспечивать наиболее комфортные условия каждому ребенку, которые могли бы не нанести
вред здоровью обучающихся с нарушениями интеллекта.
На уроках используется метод проекта, позволяющий
избежать шаблонности в
преподавании предмета, побуждать детей к фантазии, способствующий повышению учебной мотивации
и познавательного интереса к предмету.
Реализация технологий здоровьесбережения позволяет обеспечивать наиболее комфортные
условия каждому ребенку и свести к минимуму негативные факторы, которые могли бы нанести вред
его здоровью.
Контроль за усвоением знаний.
5-9 класс
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая
проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая
форма опроса может быть использована, в основном на обобщающих уроках. Намеченных педагогом
учеников (3 – 4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны
быть более или менее полными, а оценка мотивированной.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года в форме устного опроса
по двум видам речевой деятельности: чтение, пересказ
При проведении данного опроса рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года)
5 кл. – 45 – 60 слов, 6 кл. – 51 – 70 слов, 7кл – 61-80 слов, 8 кл – 71-90 слов, 9 кл. – 81 – 100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы
на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В
начале года устный опрос проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов
предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением
норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с
незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8, 9
классах легкие тексты – самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного, правильно,
последовательно; твердо знает наизусть стихотворение, читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну –
две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию,
логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при
передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть одну – две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть
недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;
допускает три – четыре ошибки при чтении; одну – две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз;
знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль
произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с
помощью учителя; затрудняется назвать действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного
смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Промежуточная аттестация проводится в форме устного опроса по двум видам речевой
деятельности: чтение, пересказ один раз в конце учебного года в соответствии с Положением о текущем
контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Партизанская средняя
общеобразовательная школа им. П.П. Петрова».
Итоговая аттестация проходит в конце 9 класса в соответствии с «Положением о порядке
проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса МБОУ «Партизанская средняя
общеобразовательная школа им. П.П. Петрова» в форме междисциплинарной (математика,
литература, русский язык, СБО) контрольной работы.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение (Литературное чтение)»
изучается в соответствии с федеральным
компонентом учебного плана АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, 1 вариант) в рамках образовательной области «Язык и речевая
практика» в объёме:
5 класс - 4 часа в неделю (136 часов в год)
6 класс – 4 часа в неделю (136 часов в год)
7 класс – 4 часа в неделю (136 часа в год)
8 класс – 4 часа в неделю (136 часа в год)
9 класс – 4 час в неделю (136 часа в год)
Общий объём учебного времени составляет 680 часов.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные
результаты освоения АОП обучающимися с нарушениями интеллекта.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
В 5-9 классах к личностным результатам относятся:- осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем,
принимать
соответствующие
возрасту
ценности
и
социальные
роли;
- положительное отношение
к окружающей действительности,
готовность к организации
взаимодействия
с
ней
и
эстетическому
ее
восприятию;
- восприятие мира целостно, социально ориентировано в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельное выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание и принятие личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических
нормах
и
правилах
поведения
в
современном
обществе;
- готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к
их применению. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень
5 класс
Достаточный уровень
- читает текст по темпу 45-55слов в
- читает текст по темпу 51-60 слов в
минуту;
минуту;
-правильно, осознанно, выразительно
- правильно, осознанно, выразительно
читает вслух целыми словами с соблюдением читает вслух целыми словами с соблюдением
норм литературного произношения;
норм литературного произношения;
- читает «про себя»;
- читает «про себя» с выполнением
- выявляет отношения к поступкам заданий;
действующих лиц;
- выделяет с помощью учителя главные
-находит в тексте непонятные слова и мысли художественного произведения,
выражения, пользуется подстрочным словарем;
- выявляет отношения к поступкам
- отвечает на вопросы к тексту;
действующих лиц;
- делит текст на части с помощью
-выбирает
слова
и
выражения,
учителя;
характеризующие героев, события, картины
-озаглавливает
части
текста
и природы;
составляет с помощью учителя план в форме
-находит в тексте непонятные слова и
повествовательных
и
вопросительных выражения, пользуется подстрочным словарем;
предложений;
- отвечает на вопросы к тексту;
- пересказывает по плану по наводящим
- делит текст на части с помощью
вопросам учителя;
учителя;
- использует слова и обороты речи из
- озаглавливает части текста и составляет
текста;
с
помощью
учителя
план
в
форме
-передаёт содержания иллюстраций к повествовательных
и
вопросительных
произведению по вопросам учителя;
предложений;
- самостоятельно читает несложные
- пересказывает по плану;
рассказы с выполнением различных заданий
- использует слова и обороты речи из
учителя;
текста;
пересказывает
прочитанное
-передаёт содержания иллюстраций к
произведение с помощью учителя;
произведению по вопросам учителя;
- заучивает наизусть 3-4 стихотворения.
-самостоятельно
читает
несложные
рассказы с выполнением различных заданий
учителя;
- находит ответ на поставленный вопрос;
пересказывает
прочитанное
произведение;
- заучивает наизусть 6-8 стихотворений.
6 класс
- читает текст по темпу 51-60 слов в
минуту;
- находит в тексте непонятные слова и
выражения;
выделяет
главную
мысль
произведения и его частей с помощью учителя;
- определяет основные черты характера
действующих лиц с помощью учителя;
- разбирает содержания читаемого с
помощью вопросов учителя;
- делит текст на части с помощью
учителя;
- составляет простой план под
руководством учителя;
пересказывает
прочитанное
произведение по составленному плану;
выполняет полный (выборочный)
пересказ;
- самостоятельно читает с различными
заданиями;
- заучивает 3-4 стихотворений наизусть.
- читает текст по темпу 61-70 слов в
минуту;
- сознательно, бегло выразительно читает
вслух в соответствии с нормами литературного
языка;
- читает «про себя»;
- находит в тексте непонятные слова и
выражения, подбирает слова со сходными и
противоположными значениями;
- объясняет с помощью учителя слова,
данных в переносном значении, и образных
выражений, характеризующих поступки героев,
картины природы;
- выделяет главную мысль произведения
и его частей;
- определяет основные черты характера
действующих лиц;
- разбирает содержание читаемого с
помощью вопросов учителя;
- делит текст на части;
составляет простой план под
руководством учителя;
пересказывает
прочитанное
произведение по составленному плану;
- самостоятельно читает с различными
заданиями;
- заучивает 8-10 стихотворений наизусть.
7 класс
- читает текст по темпу 61-70 слов в
минуту;
- соблюдает при чтении
паузы,
совпадающие со знаками препинания;
выделяет
главную
мысль
прочитанного текста по вопросам учителя;
- называет главные действующие лица;
- описывает их внешность;
- дает характеристику их поступков;
- подтверждает свое заключение
словами текста;
- составляет характеристики героев по
вопросам учителя;
- делит текст на части;
- составляет простой план текста
после коллективного обсуждения;
- пересказывает прочитанный текст по
плану полно и кратко;
- заучивает 4 стихотворения наизусть.
- читает текст по темпу 71-80 слов в
минуту;
- соблюдает при чтении логические
паузы, не совпадающие со знаками препинания;
- выделяет главную мысль прочитанного
текста;
- называет главные действующие лица,
описывает их внешность,
- дает характеристику их поступков;
- подтверждает свое заключение словами
текста с помощью учителя;
- составляет характеристики героев по
вопросам учителя;
- делит текст на части;
- составляет простой план текста после
совместного обсуждения;
- пересказывает прочитанный текст по
плану полно и кратко;
- пересказывает прочитанный текст с
изменением лица рассказчика;
- заучивает10 стихотворений наизусть.
8 класс
- читает текст по темпу 71-80 слов в
- читает текст по темпу 81-90 слов в
минуту;
минуту;
- совершенствует технику чтения;
- совершенствует технику чтения,
- соблюдает при чтении нормы русской соблюдает при чтении нормы русской орфоэпии;
орфоэпии;
выделяет
главные
мысли
произведения с помощью учителя;
- составляет характеристики героев с
помощью учителя;
- составляет
план в форме
повествовательных, в том числе назывных
предложений с помощью учителя;
- продолжает работу над средствами
языковой выразительности;
- различает оттенки значений слов в
тексте с помощью учителя;
пересказывает
содержание
прочитанного с использованием слов и
выражений, взятых из текста с помощью
учителя;
- знает основные сведения о жизни
писателей;
- заучивает наизусть 5 стихотворений,
прозаический отрывок.
- выделяет главные мысли произведения;
- составляет характеристики героев с
помощью учителя;
- иллюстрирует черты характера героев
примерами из текста;
- обосновывает своё отношение к
действующим лицам;
составляет
план
в
форме
повествовательных предложений самостоятельно
и с помощью учителя;
- продолжает работу над средствами
языковой выразительности;
- различает оттенки значений слов в
тексте;
пересказывает
содержание
прочитанного произведения с использованием
слов и выражений, взятых из текста;
- выделяет в тексте меткие выражения,
художественные определения и сравнения;
- знает основные сведения о жизни
писателей;
- заучивает наизусть 10 стихотворений,
прозаический отрывок.
9 класс
-читает осознанно без ошибок по темпу
81-90 слов в минуту;
- выделяет паузы при чтении по знакам
препинания;
- отвечает на вопросы учителя по
фактическому
содержанию
произведения
своими словами;
-участвует в коллективном составлении
словесно-логического плана прочитанного и
разобранного текста;
-пересказывает текст по частям на
основе коллективно составленного плана;
-выбирает заголовок к пунктам плана из
нескольких предложенных;
-устанавливает
последовательность
событий в произведении;
- определяет главных героев текста;
-составляет характеристики героев на
основе предложенного плана и по вопросам
учителя;
- находит в тексте незнакомые слова и
выражения, объясняет их значение, опираясь на
словарь учебника;
- заучивает7-9 стихотворений наизусть;
- читает небольшие по объему и
несложные по содержанию произведения для
внеклассного чтения, выполняет задания.
- читает осознанно без ошибок по темпу
90-100 слов в минуту;
соблюдает логические паузы и
учитывая знаки препинания;
-отвечает на вопросы учителя по
фактическому содержанию произведения своими
словами и словами автора;
- участвует в коллективном составлении
словесно-логического плана прочитанного и
разобранного текста;
- пересказывает текст по частям на основе
коллективно составленного плана;
- выбирает заголовок к пунктам плана из
нескольких предложенных;
устанавливает
последовательность
событий в произведении;
-различает главных и второстепенных
героев
произведения
с
элементарным
обоснованием;
- составляет характеристики героев на
основе предложенного плана и по вопросам
учителя;
- выражает собственное отношение к
поступкам героев (героя);
- сравнивает собственное отношение и
отношение автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста;
- находит в тексте незнакомые слова и
выражения, объясняет их значение, опираясь на
словарь учебника;
- заучивает10-12стихотворений наизусть
и 1 прозаический отрывок;
-читает небольшие по объему и
несложные по содержанию произведения для
внеклассного чтения, выполняет задания.
5 класс
Содержание чтения (круг чтения).
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных
подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к
другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навык чтения: чтение правильное, осознанное, вслух и про себя небольших произведений и
целых глав из произведений целыми словами с соблюдением норм литературного произношения.
Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста с помощью учителя. Определение мотивов поступков героев Выбор слов и выражений,
характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и
выражений, пользование подстрочным словарём. Ответы на вопросы по тексту. Деление текста на части
и их озаглавливание, составление плана с помощью учителя. Пересказ полный и выборочный
произведения или его части по плану. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться
к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание
наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке
детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о
прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о
книгах по усмотрению учителя. Проектная деятельность.
6 класс
Содержание чтения (круг чтения).
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных
подвигах; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней
отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста с помощью учителя. Определение мотивов и поступков героев. Выбор слов и выражений,
характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и
выражений, пользование подстрочным словарём. Ответы на вопросы по тексту. Деление текста на части
и их озаглавливание, составление плана с помощью учителя. Пересказ полный и выборочный
произведения или его части по плану. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться
к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание
наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов, пересказ
прочитанного, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Проектная
деятельность.
7 класс
Содержание чтения (круг чтения).
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, народные песни,
пословицы. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и
нравственных качеств личности подростка.
Примерная тематика произведений:
Произведения А. Пушкина, И. Крылова, М. Лермонтова, Н. Некрасова, И. Тургенева, А.
Толстого, В. Короленко, А. Чехова.
Произведения М. Горького, М. Исаковского, А. Твардовского, К. Паустовского, К. Симонова, А.
Алексина, Ю. Яковлева.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста. Название главных действующих лиц, описание их внешности. Определение мотивов поступков
героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного
отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Пересказ с
изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной библиотеки
Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль
произведения, оценить поступки действующих лиц. Проектная деятельность.
8 класс
Содержание чтения (круг чтения).
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской
и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
Примерная тематика произведений:
На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. Пушкина, И. Крылова, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Л.Н.. Толстого, А.
Чехова., В.Г.Короленко
Произведения М. Горького, С. Есенина, А.П.Платонова, А.Н.Толстого, Н.А.Заболоцкого,
К.Г.Паустовского, Р.И.Фраерман, Л.А. Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М. Шукшина, В.П.Астафьева,
Р.П.Погодина, А.А.Суркова.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей.
Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на
части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ
произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, статей в газетах и журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей.
Составление отзыва о книге.
Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых
событий (с помощью учителя).
9 класс
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка,
былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных
писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская
энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя
Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть,
правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
-литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение),
-автобиография писателя.
-присказка, зачин, диалог, произведение.
-герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
-стихотворение, рифма, строка, строфа.
-средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
-элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей.
Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на
части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ
произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью учителя).
7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности УМК:
«Чтение». Учебник для 5 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида. Автор – составитель З.Ф. Малышева. -М.: Просвещение, 2014 год
«Чтение». Учебник для 5 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида. Автор – составитель З.Ф. Малышева. -М.: Просвещение, 2014 год
«Чтение». Учебник для 6 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида. Автор – составитель А.К. Аксёнова. -М.: Просвещение, 2006 год.
«Чтение». Учебник для 7 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида. Автор – составитель А.К. Аксёнова. -М.: Просвещение, 2014 год.
«Чтение». Учебник для 8 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида. Автор – составитель З.Ф. Малышева. -М.: Просвещение, 2014 год
«Чтение».
Учебник для 9 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида. Автор – составитель А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова.-М.: Просвещение, 2014 год.
15.«Волшебный
мир
звуков
и
слов»
Пожиленко
Е.А.
,2002
г.
.
Логопедическая работа в коррекционных классах. Р.И. Лалаева Москва Владос, 1999 г.
17.Печатные пособия: демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в
соответствии с основными темами программы обучения, раздаточный материал по темам, наборы
сюжетных картинок в соответствии с тематикой.дидактические игры, настольно – печатные игры,
пазлы, карточки с заданиями, разрезная азбука.
18.Технические средства обучения:
экспозиционный экран, проектор, персональный
компьютер
для
выполнения
заданий
и
упражнений.
19. ЦОР: фильмы о животных (домашних, диких), птицах (домашних, диких), фильмы о временах
года, презентации по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, фильмы по темам
внеклассного чтения, мультфильмы (русские народные сказки).
рной безопасности. Персональный компьютер для выполнения заданий и упражнений «Буква
потерялась», «Составь слово» и т.д.
Презентация «Жизнь и творчество В.П. Астафьева».
Презентация «Жизнь и творчество А.Л. Барто».
Презентация « Викторины по курсу «Литература».
Презентация «Руслан и Людмила» - 9 класс
Презентация «Творчество И.А.Крылова» -7,9 классы
Презентация «А.Ахматова» - внеклассное чтение 9 класс
Презентация «Жизнь и творчество С.А.Есенина» - 9 класс
Презентация «Снежная королева» - 6 класс