МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 5 класса
«Познай себя»
(срок реализации 1 год)
г. Ирбит, 2025
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
1.1 Введение…………………………………………………………………3
2. Содержание программы изучаемого курса…………………………….8
3. Материально техническое обеспечение программы………………….9
4. Календарно - тематическое планирование……………………………..13
5. Планируемый результат……………………….…………………………15
6. Список используемой литературы………………………………………16
2
1. Пояснительная записка
1. Введение
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с
проблемами.
Переход
обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными
возможностями здоровья из начальной школы — это сложный и ответственный
период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая
школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит
сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они
сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется
проблема адаптации к новым условиям обучения.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие
"готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы
подготовлены к переходу в среднюю одинаково.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами
причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их
общения со значимыми людьми.
Процесс социально-психологической адаптации младших подростков с
ограниченными
возможностями
реализуется
через
систему
социальных
институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности
корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми
ценностями.
Социально-психологическая
адаптация
младших
подростков
может
заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков
социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт,
учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более
подходящую программу поведения.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены
деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у
пятиклассников коррекционной школы особенно остро возникает эмоциональный
3
дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние
психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход
из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной
организации он может способствовать психологическому, социальному росту
ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления,
привыкания.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится
личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах
развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми
навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в
отношениях с окружающими.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы
обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих
условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для
успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы
обеспечить его дальнейшее
поступательное
развитие
и психологическое
благополучие.
Цель программы: создание социально-психологических условий для
успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Яконцепции детей, устойчивую самооценку и низкий уровень школьной
тревожности.
2. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимых
для
установления
межличностных
отношений
со
сверстниками
и
соответствующих ролевых отношений с педагогами.
3. Мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать
поддержку.
Разработанная коррекционная программа направлена на создание условий
для успешной адаптации пятиклассников к учебным и жизненным ситуациям.
4
Программа имеет целью развитие средств самопознания тревожных детей,
повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов
межличностных отношений и развитие уверенности в собственных силах. Это
необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему
наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним
каждодневные задачи.
Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в
коллективах детей с первого дня пребывания в школе.
Ожидаемые результаты
-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в
жизни класса.
Принципы реализации программы
-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития
Критерии оценки достижения поставленной цели и задач
-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятого класса.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста
школьной тревожности (Филлипса), анкеты для определения мотивированности к
обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты
5
«Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей,
опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации
обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям
обучения в среднем звене школы», наблюдений.
Методы и приёмы, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как
этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические
(«Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и
образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде,
созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а
также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев»,
«Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи
перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего
подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на
снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют
преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Сроки реализации программы. Программа «Познай себя» общим
объемом 35 часов в год и рассчитана на занятия с обучающимися 5 классов.
Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю.
Занятия курса имеют следующую структуру:
1.
Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских
знаний).
2.
Развертывание темы (эмоциональное включение обучающихся в тему
занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых
представлений).
3.
Индивидуализация темы (развитие самопознания)
6
4.
Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального
напряжения).
Возрастная характеристика группы.
Программа составлена с учетом
возрастных особенностей развития младших подростков (11-12 лет).
Программа
психолого-педагогического
сопровождения
составлена
в
соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об бразовании в РФ»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программа учебного курса, разработанная и адаптированная
на основе программы «Я -пятикласник» Чехутской Е.А. предполагает
внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучение сложных тем курса
- по разделению на модули.
7
План программных мероприятий
Содержание работы
Формы и методы
Группа
Сроки
участников
1. Психологопедагогическая
диагностика
1. Методика
«Социометрия»,
Опросник «Чувства в
школе»,
Опросник «Отношение к
учебным предметам»,
Опросник «Черты
идеального учителя»,
Методика «Открытое
письмо родителям»,
Тест «Оценка уровня
школьной тревожности»
автор Б. Н. Филлипс
5 «А», 5 «Б»,
5 «В»
Предполагаемый
результат
Сентябрь
Своевременное
выявление детей
«группы риска» с
целью коррекции и
координации работ
всех служб школы.
Апрель
Вторичная
диагности для
отслеживания
результатов
проведения
программы
2.Коррекционноразвивающая работа
1. Индивидуальные или
5 «А», 5 «Б»,
групповые
5 «В»
коррекционноразвивающие занятия с
учащимися, попавшими
в «группу риска» по
результатам диагностики
При
получении
результатов
диагностики
Коррекция
возникших
затруднений,
нормализация
психического
состояния
пятиклассников
3. Консультирование
1. Консультирование
учащихся с целью
оказания поддержки в
преодолении кризисных
ситуаций.
В течение
года
Сохранение
психического
здоровья учащихся
5 «А», 5 «Б»,
5 «В»
2. Консультирование
учителей, родителей по
результатам диагностики Педагоги,
особенностей адаптации родители
уч. 5 класса к обучению
в средней школе:
- Ознакомление с
результатами
8
В течение
года
Разрешение
проблемных
ситуаций.
Обеспечение
индивидуально
развития каждого
ученика.
диагностик;
- Знакомство с
рекомендациями пед.психолога и выработка
совместных
рекомендаций;
- Просвещение по
вопросам адаптации.
4. Просветительская
и профилактическая
работа
Для родителей:
1. Собрание для
родителей
"Предподростковый
возраст. Особенности.
Рекомендации"
2. Родительское
собрание «Адаптация
пятиклассников к новым
условиям обучения в
среднем звене школы»
Родители
учащихся 5
кл.
Родители
учащихся 5
кл.
Октябрь
Декабрь
Повышение
психологической
компетентности в
вопросах
переживаемого
детьми периода,
принятие
родителями на себя
определённой
ответственности за
ребёнка, совместное
решение
проблемных
ситуаций.
Для педагогов:
1. Распространение
памяток «Советы по
созданию условий для
полной адаптации
учащихся 5 класса к
обучению в среднем
звене»
Кл. рук-ли,
Педагогипредметники
сентябрь
Повышение
психологической
компетентности в
вопросах
переживаемого
детьми периода.
2. Содержание программы изучаемого курса
Наименование
Всего часов
Характеристика деятельности
разделов
Можно
учиться
удовольствием
ли
с
3
-Формирование
восприятие
относительности рамок «хорошо - плохо»;
-Формирование
9
конструктивного
отношения к неудачам, ошибкам;
-Анализ достигнутых успехов;
Искусство
8
общение
Мы - команда
коммуникативных
-Развитие
умений.
8
-Формирование
адекватной
самооценки и правильного отношения к
результатам
деятельности
другого
человека;
Учимся
5
управлять эмоциями
-Овладение приемами по снижению
психического напряжения в школьных
ситуациях;
Цель и пути её
5
достижения
- Формирование учебных навыков,
связанных
с
самоорганизацией
и
самоконтролем в учебной деятельности;
Наука отдыхать
3
-Формирование навыков, связанных
с самоорганизаций и контролем досуга во
внеурочное время;
-Овладение приемами релаксации во
внеурочное время.
Резерв
3
10
Итого: 35 ч
3. Материально техническое обеспечение программы.
Наименование объектов и средств материально-технического Количество
обеспечения
1.Библиотечный фонд
1.
Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
1
2.
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007
1
3.
Ю.А.Голубева(и
1
др.).-Тренинги
с
подростками:
программы,конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2013.-206 с.
4.
С.А.
Коробкина.Адаптация
обучающихся
на
1
сложных
возрастных этапах:система работы с детьми,родителями,педагогами.
Волгоград:Учитель,2011.-238 с.
2.Технические средства обучения
1.
Ноутбук
1
2.
Мультимедийный проектор.
1
3.
Ксерокс.
1
3. Оборудование кабинета
1. Классная доска.
1
2. Комплект ученической мебели.
1
4. Планируется к приобретению
1. Комплект метафорических карт «Я и все все все»
1
2. Набор карт «Странометр»
1
11
3. Набор карт «Звереметр»
1
4. Набор карт для игры «Мафия»
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всей группы в целом.
-Принцип активной включенности каждого ученика в процесс, а не
пассивное созерцание со стороны;
-Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с обучающимися в данной программе
является система дидактических принципов:
-Принцип психологической комфортности – создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса
-Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-Принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающих занятий и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у обучающихся устойчивого интереса к самопознанию, а также
рефлексии.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,
12
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
I.Коммуникативные
УУД обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей
учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в
форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая
саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также
действия постановки и решения проблем.
Планируемые результаты реализации программы
Научится:
- Высказывать свою точку зрения;
- Находить общий язык со сверстниками;
Получит возможность научиться:
13
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- Навыкам коммуникации в коллективе;
Основными критериями усвоения материала являются:
- осознанный интерес к занятиям;
- творческое отношение к выполнению заданий;
- высокая активность при выполнении психологических упражнений;
- вторичная диагностика.
14
Список используемой литературы
1.Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
2.Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007
3.Ю.А.Голубева(и др.).-Тренинги с подростками: программы,конспекты занятий.
Волгоград: Учитель,2013.-206 с.
4.С.А.
Коробкина.Адаптация
этапах:система
работы
обучающихся
с
Волгоград:Учитель,2011.-238 с.
15
на
сложных
возрастных
детьми,родителями,педагогами.