МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 9 класса
«Основы выбора профессии»
(срок реализации 1 год)
г. Ирбит, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения ……………………………………………………………стр. 3
Пояснительная записка …………………………………………………… стр. 3
Основное содержание курса ………………………………………………стр. 5
Требования к уровню подготовки выпускников……….......................... стр. 5
Календарно – тематическое планирование ………………………………стр.8
Литература …………………………………………………………………стр.10
2
Общие сведения
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение
учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного
предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Рабочая программа определяет
возможность использования педагогических технологий, методов и приемов обучения, перечень
учебного оборудования, необходимого для качественного организации образовательного
процесса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию,
которая позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с
распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и
разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Пояснительная записка
Профориентационная подготовка- это система педагогической, информационной и
организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся 9 -го класса
относительно избираемой широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Важной составляющей профориентационной подготовки обучающихся является
информационная и диагностическая работа, на которую отводится 34 часа за учебный год.
Информационная работа предполагает знакомство обучающихся основной школы с учебным
пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками
взвешенного, самостоятельного выбора варианта получения образования и сферы своей будущей
профессиональной деятельности. В связи с этим важной составляющей профориентационной
подготовки обучающихся является и диагностика склонностей, личностных качеств,
способностей и интересов, которая поможет обучающимся раскрыть и лучше узнать самого себя,
что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
Предполагается, что информационная работа будет реализовываться вместе с
диагностической, что обеспечит учащимся возможность делать осознанный выбор будущей
профессии, основываясь не только на собственном желании или совете родителей, но и на
знаниях
своих
склонностей,
способностей,
возможностей
и
т.
д.
Готовность старшеклассника к самостоятельному принятию решения о выборе сферы
профессиональной деятельности зависит от его знания предметного содержания трех
составляющих выбора профессии: «хочу», «могу» и «надо» и способность объективно их
учитывать. «Хочу» включает запросы, профессиональные интересы, склонности учащегося.
«Могу» — физиологические и психические возможности. «Надо» — востребованность данной
профессии на рынке труда, пути и средства достижения цели. В идеале, все они должны быть
согласованы
или
хотя
бы
не
противоречить
друг
другу.
Профессиональное самоопределение, таким образом, является результатом сложных
психических процессов: поиска и восприятия информации, размышления, переживания,
3
сравнения, но при всем их разнообразии можно выделить восемь важнейших обстоятельств,
влияющих на профессиональный выбор школьников:
личные профессиональные планы обучающегося (или их отсутствие);
способности, умения, достигнутый уровень развития старшеклассника как субъекта
деятельности;
склонность к тем или иным видам деятельности;
адекватность самооценки и как следствие - уровень притязаний;
способность к проявлению волевых усилий в достижении профессионально
ориентированных целей;
информированность о мире труда и профессий;
позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих; референтной группы;
позиция педагогов.
В последние годы остро ощущается противоречие между потребностями производства и
индивидуальными запросами личности; между модой на некоторые профессии (экономист,
юрист), соответствующими желаниями выпускников школ приобрести эти модные профессии и
объективной оценкой своих возможностей. Традиционные методы профориентации не всегда
оправдывают себя, поскольку не учитывают личностную направленность обучающихся. На
практике остро ощущается необходимость в ранней диагностике склонностей и способностей
школьников к тем или иным видам деятельности, для успешного осуществления дальнейшего
профессионального
самоопределения.
Цель курса - выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире
профессий и характере труда; развитие способности профессионального выбора профессии.
Задачи курса:
предоставление информации обо всех возможных путях продолжения образования и
обучения выбранной профессии после окончания основной школы;
подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта);
формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;
воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как
социально равноценным;
предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего
темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей,
ценностных ориентаций и т. п.);
формирование комплекса мотивов выбора профессии, где бы оптимально сочетались:
самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям
(обществу), зарабатывать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей);
усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о
мире профессий, о самом себе и о потребности в кадрах в своем регионе, основных
перспективах его развития.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю. При этом
в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов для
реализации национально – регионального компонента. Рабочая программа предусматривает
использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий.
Характеристика обучающихся
4
Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития
обучающихся, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционнопедагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития,
так как в данном классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Познавательная деятельность характеризуется
низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Память ограничена
в объеме и непрочна. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания,
логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Внимание
характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко
отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на уроке. Наглядно-действенное мышление
развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Основные формы организации образовательного процесса:
Урок изучения нового материала, практическая работа, урок обобщающего повторения,
комбинированный урок, самостоятельная деятельность, беседы, творческая деятельность,
проектная деятельность.
Технологии обучения:
Тестовая технология, технология коррекционно-развивающего
педагогической поддержки, проектная технология.
обучения,
технология
Основное содержание курса:
Раздел 1. Личность в мире профессий (9 часов).
1. Введение. Цели и задачи изучаемого предмета. Понятие «Профессия».
2. Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах развития личности.
3. Сущность профессионального самоопределения.
4. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение.
5. Мотивы выбора профессии.
6. Типичные ошибки при выборе профессии.
7. Конфликты профессионального самоопределения
8. Обобщение по теме.
Раздел 2. Психологическая классификация профессий (7часов).
1. Классификация профессий (в соответствии с объектом труда, с признаком целей, с основными
средствами труда, с условиями труда).
2. Профессионально важные качества различных типов профессий.
3. Профессиограмма и психограмма. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.
4. Обобщение по теме.
Раздел 4. Современный рынок труда (8 часов).
1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
2. Проблема безработицы (причины, способы активного поиска работы).
3. Профессиональный отбор.
4. Социально - профессиональная адаптация.
5. Профессиональные деформации личности.
6. Обобщение за курс. Творческая работа.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
1. Определения понятий «профессия», «специальность», «профессионально
качества», «способности», «интересы».
2. Факторы, влияющие на выбор профессии.
важные
5
3. Классификацию профессий по основным характеристикам труда (предмет, условия,
средства, цели).
4. Формулу выбора профессии.
5. Понятия «универсальное обучение», «профильное обучение».
6. Понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование»,
«высшее
профессиональное
образование»,
«послевузовское
профессиональное
образование».
7. Возможности приобретения профессий.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
6
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
2) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
3) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Основы выбора профессии»
№
Тема урока
Колво
часов
Дата
проведения
план
Домашнее
задание
ИКТ
факт
Раздел 1. Личность в мире профессий (9 часов).
7
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение. Цели и задачи
изучаемого предмета. Понятие
«Профессия».
Взаимосвязь личности с
профессией на разных этапах
развития личности.
Сущность профессионального
самоопределения.
Факторы, влияющие на
профессиональное
самоопределение.
Мотивы выбора профессии.
1
Типичные ошибки при выборе
профессии.
Конфликты профессионального
самоопределения.
1
Обобщение по теме.
1
1
слайд презентация
2
1
слайд презентация
1
слайд презентация
1
Раздел 2. Психологическая классификация профессий (7часов).
9
Классификация профессий (в
2
соответствии с объектом труда,
с признаком целей, с
основными средствами труда, с
условиями труда).
10 Профессионально важные
1
качества различных типов
профессий.
составление
11 Профессиограмма и
3
профессиог
психограмма.
рамм
Профессиограммы наиболее
распространенных профессий.
12 Обобщение по теме.
1
слайд презентация
слайд презентация
слайд презентация
слайд презентация
Раздел 3. Внутренний мир человека и система представлений о себе (9 часов).
13 Самооценка и ее роль в
1
слайд профессиональном
презентация
самоопределении.
14 Склонности и интересы в
1
профессиональном выборе.
15 Связь типа личности и типа
1
слайд профессиональной среды
презентация
16
17
Возможности личности в
профессиональной
деятельности. Здоровье и выбор
профессии.
Природные свойства нервной
системы. Понятие темперамент.
1
слайд презентация
2
8
18
19
Психические процессы и их
роль в профессиональном
самоопределении (память,
внимание, мышление).
Обобщение по теме.
слайд презентация
2
1
Раздел 4. Современный рынок труда (8 часов).
20 Современный рынок труда и его 2
требования к профессионалу.
слайд презентация
Проблема безработицы
(причины, способы активного
поиска работы).
Профессиональный отбор
1
23
Социально - профессиональная
адаптация.
1
слайд презентация
24
Профессиональные деформации 2
личности.
слайд презентация
21
22
Обобщение за курс. Творческая
работа
ИТОГО
25
слайд презентация
2
1
Творческая
работа
33
Список литературы:
-Интернет-ресурс www.metodkabi.net.ru – методический кабинет профориентации Г. Резапкиной.
-Интернет-ресурс www.1september.ru – Электронная версия газеты «Школьный психолог».
-Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного
профессионального самоопределения школьников. М.: «Перспектива», 2002.
9
-Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной
зрелости. М.: «Сфера», 2005.
-Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
-Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: «ВАКО», 2005.
-Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. СПб.:
«Северо-Запад», 2006.
-Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.: «Сфера»,
2005.
10