РП Дополнительная образовательная программа "История ратных дел"

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным
программным документам
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2018г.№196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726- р;
Письмо Мин. Обр. науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
1.1.2. Направленность
Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «История
ратных дел»
1.1.3. Актуальность программы
Патриотизм как явление национального согласия в обществе сегодня актуален для российской
действительности, так как сила любой страны в очень большой степени определяется и чувством
патриотизма ее народа. Прошлое имеет огромное значение для настоящего. История российской
армии неразрывно связана с общей историей России, с развитием ее государственности. Познать ее
можно лишь на фоне общеисторических событий и в обусловленной временной связи с ними. Исходя
из этого, можно понять и объяснить динамизм, подвижность системы управления вооруженными
силами России, которая была подвержена влиянию факторов политического, социальноэкономического и национально-культурного развития государства и общества.
1.1.4. Отличительные особенности и новизна
Программа «История ратных дел» органично интегрирована в содержание основного курса истории
России (5-9 классы), обеспечивая его углубленное изучение через призму военной истории. Она
направлена на развитие у обучающихся способности к аргументации и критическому осмыслению
исторических процессов, что напрямую способствует достижению личностных и метапредметных
результатов, заложенных во ФГОС основного общего образования. Особенность Программы
заключается в сочетании теоретических основ и формирования практических навыков.
1.1.5. Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся 5 - 9-х классов в возрасте от 11 до 16 лет.
1.1.6. Объем программы, срок освоения
Занятия по данной Программе проходят 1 раз в неделю по 40 минут, всего 34 часа в течение учебного
года, запять лет обучения 170 часов.
1.1.7. Форма обучения
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста. Программа построена по
принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на
каждом последующем этапе обучения. Во время каникул образовательная деятельность может
видоизменяться: участие в конкурсах, слетах, викторинах и т. п.
Формы подведения итогов реализации программы:
– открытые мероприятия;
– выставки творческих работ обучающихся;
– участие в конкурсах;
– создание презентаций;
– выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
– викторины, кроссворды, игры;
– инсценировки.

1.1.8. Организационные формы обучения
Программа предусматривает индивидуальную, групповую и коллективную работу обучающихся,
закрепление получаемых знаний во время практических занятий.
1.1.9. Уровни освоения программы
Уровень сложности Программы: базовый.
1.1.10. Режим занятий
По расписанию, занятие с одной группой 40 мин.
1.1.11. Особенность реализации программы
Интеграция с основным курсом истории:
Темы синхронизированы с школьной программой (например, Петровские реформы в 6 классе).
Углубленное изучение военного контекста ключевых событий.
Практико-ориентированный подход:
Создание макетов, карт, диаграмм.
Участие в патриотических акциях, встречах с ветеранами.
Дифференциация заданий:
Индивидуальные и групповые проекты.
Разноуровневые задачи (например, комикс для начинающих, анализ документов для продвинутых).
Формирование метапредметных умений:
Работа с источниками, картами, схемами.
Развитие критического мышления через дискуссии и дебаты.
Социализация и воспитание:
Участие в конкурсах, выставках, конференциях.
Формирование гражданской идентичности через изучение героического прошлого.
При необходимости можно адаптировать отдельные темы или формы работы под конкретную группу
обучающихся.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного представления об истории
Вооруженных сил России через расширение предметных знаний, развитие критического
мышления и гражданское воспитание.
Реализация данной цели направлена на становление личности учащихся как высоконравственных,
ответственных, инициативных и компетентных граждан России, осознанно разделяющих
традиционные российские ценности.
Задачи программы:
Образовательные:
Систематизировать и углубить знания учащихся об этапах становления и развития Вооруженных
сил России, их роли в ключевых исторических событиях.
Сформировать понимание взаимосвязи военной истории России с современными вызовами и
задачами государства.
Развивающие:
Стимулировать познавательную активность через использование интерактивных форм обучения
(дискуссии, проекты).
Развивать продуктивное мышление, умение анализировать исторические источники,
аргументированно оценивать события и деятельность исторических личностей.
Воспитательные:
Воспитывать гражданскую идентичность, патриотизм и уважение к воинскому долгу на примерах
героизма и самоотверженности защитников Отечества.
Формировать нравственные ориентиры, основанные на ценностях служения обществу,
ответственности и инициативности.
Практико-ориентированные:
Создать условия для применения полученных знаний в социально значимой деятельности (участие
в патриотических проектах, волонтерских акциях, взаимодействие с ветеранскими
организациями).
Мотивационные: Сформировать и закрепить мотивацию к выбору истории и других
гуманитарных предметов для прохождения итоговой аттестации в 9 классе.

1.3. Планируемые результаты освоения программы «История ратных дел»
Личностные результаты
Обучающийся будет способен:
Осознавать российскую гражданскую идентичность через понимание героического прошлого
российского народа и роли армии в защите национального суверенитета.
Проявлять патриотизм как ценностное отношение к своей стране, основанное на уважении к
воинскому долгу и подвигам защитников Отечества.
Формировать нравственные ориентиры, основанные на примерах мужества, чести и
самоотверженности российских воинов.
Развивать интерес к военным профессиям и осознавать их социальную значимость.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Планировать и корректировать свою деятельность при подготовке проектов и исследований.
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе изучения материала.
Познавательные УУД:
Анализировать исторические источники, карты, схемы сражений.
Сравнивать военные тактики, вооружение разных эпох.
Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и развитием
военного дела.
Структурировать информацию в виде таблиц, диаграмм, презентаций.
Коммуникативные УУД:
Вести дискуссии на исторические темы, аргументировать свою позицию.
Участвовать в диалоге, учитывая разные мнения.
Работать в команде при подготовке проектов и инсценировок.
Предметные результаты
Знаниевые:
Обучающийся будет знать:
Основные этапы развития вооруженных сил России.
Важнейшие сражения и их роль в истории страны.
Выдающихся полководцев и их вклад в военную историю.
Эволюцию вооружения и военной техники.
Символику и традиции российских вооруженных сил.
Деятельностные:
Обучающийся будет уметь:
Работать с историческими источниками (документы, карты, мемуары).
Анализировать и оценивать события военной истории.
Создавать творческие работы (проекты, презентации, макеты).
Публично представлять результаты своей деятельности.
Применять знания в практических заданиях (викторины, инсценировки).
Практико-ориентированные результаты
Обучающийся сможет:
Создавать исследовательские проекты по военной истории.
Участвовать в патриотических мероприятиях и акциях.
Проводить экскурсии и тематические выставки.
Взаимодействовать с ветеранами войн.
Использовать полученные знания для осознанного выбора дальнейшего образования.
Критерии оценки достижения результатов
Высокий уровень:

Самостоятельно применяет знания в новых ситуациях
Создает творческие работы исследовательского характера
Активно участвует в дискуссиях и проектах
Базовый уровень:
Воспроизводит изученный материал
Выполняет задания по образцу
Участвует в обсуждениях по предложенной теме
Минимальный уровень:
Воспроизводит отдельные факты и понятия
Выполняет задания с помощью педагога
Пассивно участвует в коллективной работе
Данные результаты обеспечивают достижение цели программы и соответствуют требованиям ФГОС
основного общего образования.
1.4. Учебный план
Программа разработана для обучающихся 5– 9 классов с учетом особенностей их развития.
Занятия проводятся 1 раза в неделю. Курс рассчитан на 34 часов в год.
В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов по какой-либо теме, в зависимости
от корректировки задач.
5 класс (34 часа)
Тема: «От дружинников до стрельцов: Военная история Древней и Средневековой Руси»
№

Раздел/Тема

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Введение. Что такое
«ратное дело»?

1

1

0

Беседа-интервью

2

Вооружение и тактика
славянских дружин

2

1

1

Макет щита с
символикой

3

Битвы Древней Руси:
Невская, Ледовое
побоище

4

2

2

Инсценировка
тактики боя

4

Ордынское иго и
военные традиции

3

2

1

Комикс «Диалог
воинов»

5

Стояние на Угре:
рождение армии

2

1

1

Диаграмма сил

6

Стрелецкое войско
Ивана Грозного

4

2

2

Презентация «От
дружины к
стрельцам»

7

Оборона городов:
крепости и тактика

3

1

2

Макет крепости

8

Итоговое занятие:
викторина «Русь
ратная»

2

0

2

Игра-викторина

6 класс (34 часа)
Тема: «Армия Российской империи: от Петра I до Александра I»
№

Раздел/Тема

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

Создание регулярной
армии Петром I

3

2

1

Сравнительная
таблица

2

Великие сражения:
Полтава, Гангут

4

2

2

Карта-схема
сражения

3

Русско-турецкие войны
XVIII века

3

2

1

Эссе «Подвиг
Суворова»

4

Тактика и вооружение
екатерининской эпохи

3

1

2

Альбом
униформы

5

Отечественная война 1812
года

5

3

2

Диорама
«Бородино»

6

Партизанское движение

2

1

1

Ролевая игра
«Совет в
Филях»

7

Заграничные походы
русской армии

2

1

1

Маршрутный
лист армии

8

Итоговое занятие: проект
«Армия империи»

3

0

3

Создание
презентации

7 класс (34 часа)
Тема: «От Крымской войны до Первой мировой: испытания и преобразования»
№

Раздел/Тема

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

Крымская война: уроки и
последствия

3

2

1

Анализ причин
поражения

2

Военные реформы
Александра II

3

2

1

Схема реформ

3

Русско-турецкая война
1877–1878 гг.

3

2

1

Доклад
«Освободители
Балкан»

4

Освоение военной
техники: флот,
артиллерия

4

2

2

Чертеж корабля

5

Русско-японская война

4

2

2

Дискуссия
«Причины
поражения»

6

Первая мировая война:
героизм и трагедия

5

3

2

Карта военных
действий

7

Итоговое занятие:
исследование «Цена
победы»

3

0

3

Презентация
исследований

8 класс (34 часа)
Тема: «Армия в огне революций и гражданской войны»
№

Раздел/Тема

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Революция 1917 года и
распад армии

3

2

1

Анализ документов

2

Создание Красной
Армии

3

2

1

Сравнительная
таблица

3

Гражданская война:
противоборствующие
стороны

5

3

2

Карта-схема

4

Интервенция и ее
последствия

2

1

1

Доклад
«Иностранные армии
в России»

5

Военные лидеры:
Тухачевский, Буденный

3

2

1

Портреты с
комментариями

6

Итоговое занятие:
дебаты «Пути развития
армии»

3

0

3

Устные дебаты

9 класс (34 часа)
Тема: «От Великой Отечественной до современности: эволюция армии»
№

Раздел/Тема

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

Начало Великой
Отечественной войны

3

2

1

Анализ карт

2

Основные сражения:
Москва, Сталинград,
Курск

5

3

2

Диорама
сражения

3

Герои и подвиги

3

2

1

Альбом памяти

4

Холодная война: гонка
вооружений

3

2

1

Схема
«Противостояние
систем»

5

Афганская и чеченские
кампании

4

2

2

Встреча с
ветеранами

6

Современная армия
России

4

2

2

Проект «Армия
будущего»

7

Итоговое занятие:
конференция «Защитники
Отечества»

3

0

3

Презентация
проектов

1.5.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС (34 часа)
Тема: «От дружинников до стрельцов: Военная история Древней и Средневековой Руси»
Введение. Что такое «ратное дело»? (1 час)
Понятия «рать», «ратник», «доблесть». Беседа о том, почему важно знать военную историю.
Создание «Словаря юного историка».
Вооружение и тактика славянских дружин (2 часа)
Изучение мечей, щитов, кольчуг. Практикум: рисование и подпись элементов вооружения
дружинника. Проект «Защити славянское поселение».
Битвы Древней Руси (4 часа)
Невская битва и Ледовое побоище: тактика, роль Александра Невского. Работа с картой-схемой.
Инсценировка «Рыцарь vs Дружинник».
Ордынское иго и военные традиции (3 часа)
Военные приемы монголов, причины поражения русских княжеств. Сравнительная таблица «Воин
Руси и Воин Орды». Комикс «Один день в ордынском войске».
Стояние на Угре: рождение армии (2 часа)
Иван III и создание единого государства. Анализ преимуществ и недостатов русской и ордынской
армий. Диаграмма «Силы сторон».
Стрелецкое войско Ивана Грозного (4 часа)
Первое регулярное войско: обмундирование, вооружение, быт. Презентация «Эволюция русского
воина: от дружинника до стрельца». Практикум: создание фигурки стрельца из бумаги.
Оборона городов: крепости и тактика (3 часа)
Изучение устройства русской крепости. Макетирование крепостной башни. Ролевая игра «Осада
города».
Итоговое занятие (2 часа)
Викторина «Русь ратная». Выставка творческих работ (комиксы, макеты, рисунки).
6 КЛАСС (34 часа)
Тема: «Армия Российской империи: от Петра I до Александра I»
Создание регулярной армии Петром I (3 часа)
Рекрутские наборы, «Потешные полки». Таблица «Армия до и после Петра». Работа с Уставом 1716
года.
Великие сражения: Полтава, Гангут (4 часа)
Изучение тактических новшеств Петра. Создание карты-схемы Полтавской битвы. Моделирование
морского сражения при Гангуте.

Русско-турецкие войны XVIII века (3 часа)
Подвиги Суворова: Кинбурн, Измаил. Анализ суворовской «Науки побеждать». Эссе «Что значит
солдатская доблесть?».
Тактика и вооружение екатерининской эпохи (3 часа)
Создание альбома военной формы. Сравнение вооружения русской и европейской армий.
Отечественная война 1812 года (5 часа)
От Немана до Березины. Работа с картой передвижения армий. Создание диаграммы «Цена
Бородинской битвы». Обсуждение: «Кто победил при Бородино?».
Партизанское движение (2 часа)
Роль народной войны. Анализ дневников и воспоминаний. Ролевая игра «Партизанский отряд».
Заграничные походы русской армии (2 часа)
«Битва народов» при Лейпциге. Маршрутный лист русской армии по Европе.
Итоговое занятие (3 часа)
Проект «Армия империи: символы, герои, победы». Защита проектов.
7 КЛАСС (34 часа)
Тема: «От Крымской войны до Первой мировой: испытания и преобразования»
Крымская война: уроки и последствия (3 часа)
Оборона Севастополя, причины поражения. Анализ военно-технического отставания. Дискуссия
«Героизм vs Технологии».
Военные реформы Александра II (3 часа)
Переход к всеобщей воинской повинности. Схема реформ Милютина. Сравнительный анализ армии
до и после реформ.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. (3 часа)
Освобождение Болгарии. Подвиг солдат и офицеров. Доклад «Русский солдат – освободитель».
Освоение военной техники: флот, артиллерия (4 часа)
Создание броненосного флота. Чертеж первого русского броненосца. Анализ развития артиллерии.
Русско-японская война (4 часа)
Оборона Порт-Артура, Цусима. Причины поражения. Работа с картой. Дискуссия «Уроки Русскояпонской войны».
Первая мировая война: героизм и трагедия (5 часа)
Брусиловский прорыв, «Великое отступление». Анализ новых видов оружия. Карта основных
сражений русской армии.
Итоговое занятие (3 часа)
Исследовательская работа «Цена победы: потери и приобретения русской армии». Презентация
работ.
8 КЛАСС (34 часа)
Тема: «Армия в огне революций и гражданской войны»
Революция 1917 года и распад армии (3 часа)
Приказ №1, «Декрет о мире». Анализ документов. Таблица «Распад старой армии».
Создание Красной Армии (3 часа)
Роль Троцкого, институт комиссаров. Сравнительная таблица «Красная vs Белая армия».

Гражданская война: противоборствующие стороны (5 часа)
Изучение целей и состава белых и красных. Карта-схема основных фронтов. Анализ лозунгов и
символики.
Интервенция и ее последствия (2 часа)
Иностранные армии на территории России. Доклад «Зачем интервенты пришли в Россию?».
Военные лидеры: Тухачевский, Буденный (3 часа)
Тактика и стратегия красных командиров. Портреты с комментариями «Лидеры гражданской
войны».
Итоговое занятие (3 часа)
Дебаты «Пути развития армии: красные vs белые». Аргументация своей позиции.
9 КЛАСС (34 часа)
Тема: «От Великой Отечественной до современности: эволюция армии»
Начало Великой Отечественной войны (3 часа)
Причины неудач 1941 года. Анализ карт начального периода войны. Работа с воспоминаниями
участников.
Основные сражения: Москва, Сталинград, Курск (5 часа)
Изучение тактики и значения сражений. Создание диаграмм потерь. Диорама «Переломный момент
войны».
Герои и подвиги (3 часа)
Исследование подвигов солдат и офицеров. Создание «Альбома памяти» с рассказами о героях.
Холодная война: гонка вооружений (3 часа)
Создание ядерного щита. Схема «Противостояние СССР и США». Анализ доктрин.
Афганская и чеченские кампании (4 часа)
Изучение причин и последствий. Встреча с ветеранами. Эссе «Воинский долг в современных
войнах».
Современная армия России (4 часа)
Реформы 2000-х годов, новейшие виды вооружений. Проект «Армия будущего: какой ей быть?».
Итоговое занятие (3 часа)
Конференция «Защитники Отечества: связь поколений». Презентация проектов, посвященных
истории семьи в контексте военной истории.
Содержание позволяет системно изучать военную историю России, обеспечивая преемственность
между этапами и формируя целостное представление о развитии вооруженных сил страны.

Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: тесты, анкетирование,
выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий.
2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.

Календарный план-график

Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
Учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

2 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

3 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

4 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

5 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут

Сроки проведения промежуточной аттестации: с 10 по 20 мая каждого года обучения.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое и ресурсное обеспечение
Помещение и оборудование:
Учебный кабинет, оснащенный рабочими местами для обучающихся и педагога
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска
Стеллажи и шкафы для хранения учебных материалов и творческих работ
Технические средства обучения:
Компьютер/ноутбук с доступом в интернет
Мультимедийный проектор с экраном
Колонки акустические
Принтер для печати раздаточных материалов
Учебные материалы:
Наборы исторических карт по военной истории России
Альбомы с изображениями военной формы, наград, оружия
Коллекция репродукций картин на батальную тематику
Раздаточные материалы: шаблоны для творческих работ, бланки для заданий
2.2.2. Информационное обеспечение программы
Книги для обучающихся:
Основная литература:
Алексеев С.П. «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
«Российская большая детская энциклопедия. Военная история России»
Голыженков И. «Армия Александра I» (серия «Военный костюм»)
«Великие полководцы России» (серия «Школьная библиотека»)
Лубченков Ю.Н. «Война 1812 года»
Дополнительная литература:
«Детская военная энциклопедия» (в 2-х томах)
Симонов К. «Сын артиллериста» и другие стихи о войне
Алексеев С.П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»
«Города-герои» (серия «История России»)
Каштанов Ю. «Русский военный костюм»
Литература для учителя:
Научно-методическая литература:
Бегунова А.И. «Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I»
Шефов Н.А. «Битвы России» (энциклопедический справочник)
«Военная история России» под ред. Золотарева В.А.
Волков Е.В. «Патриотическое воспитание в современной школе»

Методические пособия:
Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории» (в 2-х ч.)
«Проектная деятельность в историческом образовании» (сборник методических материалов)
«Интерактивные методы в преподавании истории» (практическое руководство)
Цифровые образовательные ресурсы:
Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/)
Федеральный портал «История.РФ»
Виртуальный музей Вооруженных Сил России
Электронная библиотека «Военная литература» (militera.lib.ru)
Образовательный портал «Армия России» (статьи, видео, интерактивы)
Дидактические материалы:
Комплекты тестовых заданий по темам программы.
Карточки с заданиями для групповой работы.
Шаблоны для создания проектов и презентаций.
Наборы иллюстративного материала для творческих работ.
Дополнительные рекомендации:
Регулярно обновлять библиотечный фонд актуальными изданиями.
Организовать доступ к специализированным историческим базам данных.
Создать медиатеку с документальными и художественными фильмами по военной истории.
Разработать систему электронных образовательных ресурсов для дистанционной поддержки
обучения.
Данные условия реализации программы обеспечивают возможность достижения обучающимися
планируемых результатов и соответствуют современным требованиям к организации
образовательного процесса.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится с целью определения степени освоения
обучающимися программы и может проводиться в следующих формах:
Стартовая диагностика (в начале учебного года или раздела):
Беседа-интервью для выявления исходного уровня знаний и мотивации.
Анкетирование «Что я знаю о ратных подвигах России?».
Текущая аттестация (проводится систематически в процессе изучения тем):
Защита творческих проектов и исследований (например, «Макет древнерусской крепости»,
«Презентация о великом полководце»).
Устные опросы и беседы по ключевым вопросам темы.
Участие в ролевых играх и инсценировках (например, «Совет в Филях», «Партизанский отряд»)
с последующей рефлексией.
Выполнение практических работ: составление схем, таблиц («Эволюция военного костюма»),
анализ исторических документов и карт.
Организация и проведение тематических викторин, исторических квестов.
Промежуточная аттестация (по итогам учебного года):
Защита итогового индивидуального или группового проекта (например, «Альбом памяти»,
«Диорама сражения», «Создание виртуального экскурсионного маршрута по местам боевой славы»).
Презентация портфолио творческих и исследовательских работ, собранных за год.
Участие в итоговой конференции с докладом или сообщением по выбранной теме.
Все формы аттестации направлены на комплексную оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки проектных и исследовательских работ (максимально 10 баллов):
Содержательность и глубина раскрытия темы (0-3 балла):

3 балла: Тема раскрыта полно, приведены точные факты, даты, имена, показаны причинноследственные связи.
2 балла: Тема раскрыта, но есть незначительные фактические ошибки или неполнота.
1 балл: Тема раскрыта поверхностно, информация отрывочна.
0 баллов: Тема не раскрыта.
Оформление работы и творческий подход (0-3 балла):
3 балла: Работа эстетично оформлена, используются разнообразные средства наглядности
(иллюстрации, схемы, макеты), демонстрируется оригинальность.
2 балла: Работа оформлена аккуратно, но наглядность недостаточна или не отличается
оригинальностью.
1 балл: Оформление небрежное, творческий подход отсутствует.
0 баллов: Работа не оформлена.
Презентация и защита работы (0-2 балла):
2 балла: Обучающийся уверенно излагает материал, отвечает на вопросы, демонстрирует понимание
темы.
1 балл: Изложение неуверенное, ответы на вопросы затруднены.
0 баллов: Обучающийся не может представить свою работу.
Работа с источниками информации (0-2 балла):
2 балла: Использовано несколько источников (книги, сайты, архивные материалы), информация
проанализирована.
1 балл: Использован один источник информации, анализ отсутствует.
0 баллов: Источники не указаны.
Критерии оценки участия в ролевой игре/дискуссии (максимально 5 баллов):
Активность и вовлеченность (0-2 балла):
2 балла: Обучающийся активно участвует, инициирует обсуждение.
1 балл: Участвует после побуждения педагогом.
0 баллов: Пассивен.
Аргументация и историческая достоверность (0-2 балла):
2 балла: Высказывания подкреплены точными фактами и логичными аргументами.
1 балл: Аргументы есть, но не всегда точны или логичны.
0 баллов: Аргументы отсутствуют.
Коммуникативная культура (0-1 балл):
1 балл: Умеет слушать других, соблюдает правила ведения диалога.
0 баллов: Перебивает, не слышит других.
Пример тестового задания (для текущего контроля по теме «Война 1812 года»):
Задание: Установите соответствие между сражением и его характеристикой.
СРАЖЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Бородино

А) Сражение, после которого Наполеон назвал русских
«непобедимыми»

2. Смоленск

Б) Последнее сражение на территории России, завершившее
разгром «Великой армии»

3. Малоярославец

В) Сражение, позволившее соединиться армиям Барклая-деТолли и Багратиона

4. у реки Березина

Г) Сражение, после которого Кутузов принял решение
отступить и сохранить армию
Д) «Битва генералов», после которой русская армия
перекрыла путь на Калугу

Ответ: 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-Б
Шкала перевода набранных баллов в уровень освоения программы:
Высокий уровень (18-25 баллов за итоговую работу): Обучающийся демонстрирует глубокие и
системные знания, уверенно применяет их в новой ситуации, творчески подходит к решению задач,
активен в дискуссиях.
Базовый уровень (10-17 баллов): Обучающийся усвоил основные понятия и факты, умеет
применять знания по образцу, участвует в коллективной работе при поддержке педагога.
Минимальный уровень (менее 10 баллов): Обучающийся воспроизводит отдельные факты,
испытывает затруднения в применении знаний, пассивен.
2.6.

Календарно- тематическое планирование 5-9 классы

5 КЛАСС (34 часа)
Тема года: «От дружинников до стрельцов»
№

Тема занятия

Дата

Формы работы

1

Вводное занятие. Что такое
ратное дело?

Беседа, создание «Словаря юного
историка»

2-3

Воины Древней Руси.
Дружинники

Работа с реконструкциями
вооружения

4-5

Невская битва и Ледовое
побоище

Просмотр фрагментов фильма,
анализ тактики

6-7

Защитники земли Русской.
Александр Невский

Созление комикса «Жизнь князявоина»

8-9

Воины Золотой Орды

Сравнительная таблица вооружения

10-11

Куликовская битва. Дмитрий
Донской

Инсценировка подготовки к битве

12-13

Стояние на Угре

Работа с картой, создание
диаграммы сил

14-16

Стрелецкое войско Ивана
Грозного

Проект «От дружинника до
стрельца»

17-19

Оборона русских крепостей

Макетирование крепостной башни

20-22

Смутное время. Народное
ополчение

Ролевая игра «Совет в Нижнем
Новгороде»

23-25

Освобождение Москвы. Минин
и Пожарский

Создание презентации «Герои
Смуты»

26-28

Русские первопроходцы.
Освоение Сибири

Работа с картами походов Ермака

29-31

Создание регулярной армии

Проект «Эволюция русского воина»

32-33

Итоговое занятие. Защита
проектов

Выставка творческих работ

34

Резервное занятие

Викторина «Русь ратная»

6 КЛАСС (34 часа)
Тема года: «Армия Российской империи»
№

Тема занятия

Дата

Формы работы

1

Военные реформы Петра I

Анализ уставов, работа с
документами

2-3

Северная война. Создание
флота

Работа с картой

4-5

Полтавская битва

Создание диорамы сражения

6-7

Русско-турецкие войны XVIII
века

Сравнительный анализ армий

8-10

Чесменское сражение

Проект «Морская слава России»

11-13

Суворов. Наука побеждать

Работа с картой

14-16

Итальянский поход Суворова

Создание маршрутной карты

17-19

Отечественная война 1812 года

Анализ карт сражений

20-21

Бородинская битва

Создание альбома «Герои 1812
года»

22-23

Партизанское движение

Ролевая игра «Денис Давыдов»

24-25

Заграничные походы русской
армии

Работа с мемуарами участников

26-28

Крымская война. Оборона
Севастополя

Проект «Адмирал Нахимов»

29-31

Кавказская война

Создание карты военных действий

32-33

Итоговое занятие

Конференция «Армия империи»

34

Резервное занятие

Исторический квест

7 КЛАСС (34 часа)
Тема года: «Армия на рубеже эпох»
№

Тема занятия

Дата

Формы работы

1

Военная реформа Александра II

Анализ документов о всеобщей
воинской повинности

2-3

Русско-турецкая война 18771878

Создание альбома «Освободители
Балкан»

4-6

Развитие военной техники

Проект «Эволюция оружия»

7-9

Русско-японская война

Анализ причин поражения,
дискуссия

10-12

Оборона Порт-Артура

Создание макета крепости

13-15

Первая мировая война

Работа с картой «Брусиловский
прорыв»

16-18

Герои забытой войны

Создание «Книги памяти»

19-21

Революция 1917 года и армия

Анализ приказа №1

22-24

Создание Красной Армии

Сравнительная таблица старой и
новой армии

25-27

Гражданская война

Создание карты фронтов

28-30

Интервенция

Доклады «Иностранные армии в
России»

31-33

Итоговое занятие

Защита исследований

34

Резервное занятие

Круглый стол «Уроки истории»

8 КЛАСС (34 часа)
Тема года: «Армия в Великой Отечественной войне»
№

Тема занятия

Дата

Формы работы

1

Начало войны. Причины неудач

Анализ карт первых сражений

2-4

Битва за Москву

Создание хроники событий

5-7

Сталинградская битва

Макетирование «Дома Павлова»

8-10

Блокада Ленинграда

Встреча с ветеранами, создание
альбома

11-13

Курская битва

Анализ техники, создание схемы
сражения

14-16

Битва за Днепр

Работа с фотодокументами

17-19

Освобождение Европы

Создание карты освободительного
похода

20-22

Штурм Берлина

Проект «Знамя Победы»

23-25

Полководцы Победы

Создание галереи портретов

26-28

Труженики тыла

Создание «Книги памяти» о
родственниках

29-31

Цена Победы

Статистическое исследование
потерь

32-33

Итоговое занятие

Конференция «Наследники
Победы»

34

Резервное занятие

Викторина «Великая
Отечественная»

9 КЛАСС (34 часа)
Тема года: «Современная армия России»
№

Тема занятия

Дата

Формы работы

1

Холодная война. Создание
ядерного щита

Дискуссия о гонке вооружений

2-4

Афганская война

Встреча с участниками, создание
альбома

5-7

Армия в 1990-е годы

Анализ реформ

8-10

Контртеррористические
операции на Кавказе

Работа с документами

11-13

Реформы 2000-х годов

Создание презентации «Новый
облик армии»

14-16

Современные виды войск

Проект «Армия будущего»

17-19

Военно-промышленный
комплекс

Создание карты ВПК России

20-22

Миротворческие операции

Анализ участия России в
миротворчестве

23-25

Патриотическое воспитание

Подготовка мероприятия для
младших школьников

26-28

Военные вузы

Создание профориентационного
альбома

29-31

Воинские традиции и
символика

Проект «Символика российской
армии»

32-33

Итоговое занятие

Защита проектов «Я — патриот
России»

34

Резервное занятие

Круглый стол с военнослужащими

Примечания:
Даты проведения занятий заполняются в соответствии с учебным графиком.
Возможна корректировка тем в зависимости от интересов обучающихся.
Предусмотрены резервные часы для организации выездных мероприятий.
Формы работы могут варьироваться с учетом технических возможностей.
Данное календарно-тематическое планирование обеспечивает последовательное изучение материала
от Древней Руси до современности с постепенным усложнением содержания и видов деятельности.
3. Список литературы
Дополнительная общеразвивающая программа «История ратных дел»
3.1. Основная литература для обучающихся
Для 5-6 классов:
Алексеев С.П. «Богатырские фамилии» (рассказы о русских воинах)
Алексеев С.П. «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
«Великие битвы России» (детская энциклопедия)
Голыженков И. «Армия Александра I» (серия «Военный костюм»)
Каштанов Ю. «Русский военный костюм»
Тихомиров О.Н. «Битва на Куликовом поле»
«Детская энциклопедия. Военная история России»
Для 7-9 классов:
«Великие полководцы России» (серия «Школьная библиотека»)
Лубченков Ю.Н. «Война 1812 года»
«Города-герои» (серия «История России»)
Симонов К. «Сын артиллериста» и другие стихи о войне
Алексеев С.П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»
«Военная история России» (школьная энциклопедия)
Брагин М.Г. «В грозную пору»
3.2. Дополнительная литература для обучающихся
Исторические романы и повести:
Ян В. «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю»
Бородин С. «Дмитрий Донской»
Толстой А.Н. «Петр Первый»
Пикуль В.С. «Фаворит», «Пером и шпагой»
Акунин Б. «История Российского государства» (серия)
Научно-популярные издания:
«Ордена и медали России»
«Самые известные сражения»
«Великие битвы Великой Отечественной»
«Страницы военной истории России»
3.3. Литература для педагога
Научные и научно-популярные издания:
Бегунова А.И. «Повседневная жизнь русского гусара»
Шефов Н.А. «Битвы России» (энциклопедический справочник)
«Военная история России» под ред. Золотарева В.А.
Волков Е.В. «Патриотическое воспитание в современной школе»
Керсновский А.А. «История русской армии» (в 4-х томах)

Методическая литература:
Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории»
«Проектная деятельность в историческом образовании»
«Интерактивные методы в преподавании истории»
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Как сегодня преподавать историю»
3.4. Электронные образовательные ресурсы
Официальные порталы:
Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/)
Федеральный портал «История.РФ»
Министерство обороны РФ - раздел «Военная история»
Электронная библиотека «Военная литература» (militera.lib.ru)
Образовательные платформы:
Интернет-проект «Великая Отечественная война 1941-1945»
Виртуальный музей Вооруженных Сил России
Образовательный портал «Армия России»
Проект «Память народа» (архивные документы)
3.5. Дидактические материалы
Для практических занятий:
Альбомы с изображениями военной формы
Наборы исторических карт по военной истории
Схемы и планы основных сражений
Шаблоны для творческих работ
Аудиовизуальные материалы:
Документальные фильмы серии «Великая война»
Художественные фильмы: «Александр Невский», «Война и мир»
Виртуальные экскурсии по музеям-заповедникам
3.6. Периодические издания
Для обучающихся:
Журнал «Детская энциклопедия. История»
Для педагога:
Журнал «Преподавание истории в школе»
Журнал «История и обществознание для школьников»
Журнал «Военно-исторический архив»
Примечание:
Список литературы ежегодно актуализируется.
Используются издания последних 5 лет, за исключением классических трудов.
Предусмотрена возможность использования регионального краеведческого материала.
Обеспечивается доступ к электронным версиям изданий.
Данный список литературы обеспечивает реализацию программы и соответствует возрастным
особенностям обучающихся 5-9 классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».