Дополнительная образовательная программа "Общая физическая подготовка"

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Назначение и статус программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая
подготовка (ОФП)» физкультурно-спортивной направленности является системным дополнением и
углублением содержания основной образовательной программы по учебному предмету
«Физическая культура» для 5-9 классов.Соответствие программы действующим нормативным
правовым актам и государственным программным документам.
Программа составлена в соответствии с документами:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2018г.№196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726- р;
- Письмо Мин. Обр. науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
1.1.2. Обоснование взаимосвязи с основной программой
Программа ОФП органично дополняет базовый курс физической культуры через:
Расширение практического компонента - увеличение времени на отработку технических элементов.
Углубленное изучение методик развития физических качеств.
Индивидуализацию тренировочного процесса с учетом особенностей каждого обучающегося.
Внедрение дополнительных видов физической активности, не предусмотренных базовой
программой.
1.1.3. Принципы интеграции с основной программой
Преемственность содержания - последовательное развитие умений и навыков, заложенных на
уроках физкультуры.
Синхронизация учебного материала - согласование тем и разделов с рабочей программой по
физической культуре.
Единство требований - соблюдение общих подходов к оценке физической подготовленности.
1.1.4. Актуальность программы
Программа восполняет дефицит двигательной активности современных
способствует:
формированию целостного представления о физической культуре;
комплексному развитию физических качеств;
углубленному освоению технических элементов;
подготовке к выполнению нормативов ГТО.
1.1.5. Отличительные особенности программы
Увеличение времени на индивидуальную работу.
Внедрение современных фитнес-технологий.
Проектирование индивидуальных тренировочных маршрутов.

школьников

и

1.1.6. Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся 5-9 кадетских классов, мотивированных к
углубленному изучению физической культуры и совершенствованию своей физической
подготовки.
1.1.7. Объем и сроки реализации
Программа рассчитана на 5 лет обучения (170 часов), занятия проводятся 1 раз в неделю по 40
минут.
1.1.8. Форма обучения
Групповая с элементами индивидуального подхода, с
сопровождения через электронные образовательные ресурсы.

возможностью

дистанционного

Таким образом, программа ОФП является логичным продолжением и углублением основного курса
физической культуры, обеспечивая комплексный подход к физическому развитию школьников и
формированию устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой и
спортом.
1.2. Цель и задачи программы:
Всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся через занятия общей
физической подготовкой.
Задачи программы:
Образовательные:
освоение знаний в области физической культуры;
обучение технике основных физических упражнений;
формирование навыков самостоятельных занятий;
Развивающие:
развитие физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость);
совершенствование функциональных возможностей организма;
развитие двигательной памяти и координации.
Воспитательные:
воспитание дисциплинированности и трудолюбия;
формирование навыков работы в коллективе;
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
1.3. Планируемые результаты освоения программы «Общая физическая подготовка
(ОФП)» в соответствии с ФГОС основного общего образования
Личностные результаты
Обучающийся научится:
Осознавать ценность здоровья и необходимость укрепления физического состояния.
Проявлять дисциплинированность, целеустремленность и настойчивость в достижении учебных
целей.
Формировать ответственное отношение к выполнению установленных норм и правил.
Развивать самоорганизацию и самоконтроль в процессе занятий.
Проявлять уважение к товарищам, тренеру и соперникам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы.

Владеть основами саморегуляции в спортивной деятельности.
Познавательные УУД:
Анализировать технику выполнения физических упражнений.
Сравнивать различные методики тренировок.
Устанавливать причинно-следственные связи между нагрузкой и результатом.
Структурировать знания о физической подготовке.
Коммуникативные УУД:
Взаимодействовать с партнерами в командных видах деятельности.
Учитывать разные мнения при работе в группе.
Аргументировать свою позицию при обсуждении спорных вопросов.
Оказывать помощь и поддержку товарищам.
Предметные результаты
Знаниевые:
Обучающийся будет знать:
Основы техники безопасности при занятиях физической культурой.
Правила выполнения основных физических упражнений.
Методы развития физических качеств (сила, выносливость, быстрота).
Основы здорового образа жизни и личной гигиены.
Нормативные требования программы ГТО.
Деятельностные:
Обучающийся будет уметь:
Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений.
Осваивать новые двигательные действия.
Контролировать физическую нагрузку по показателям пульса.
Оказывать первую помощь при спортивных травмах.
Составлять индивидуальные планы тренировок.
Уровневые результаты по классам
5 класс
Освоение базовых двигательных действий.
Умение выполнять тесты: бег 30 м, прыжок в длину с места.
Знание правил безопасности.
6 класс
Совершенствование техники основных упражнений.
Выполнение нормативов: подтягивания, отжимания.
Понимание значения разминки.
7 класс
Стабильное выполнение основных двигательных действий.
Умение составлять индивидуальный комплекс упражнений.
Владение навыками самоконтроля.
8 класс
Свободное владение разнообразными двигательными действиями.
Умение проводить разминку в группе.
Понимание основ спортивной тренировки.
9 класс
Автоматизация двигательных навыков.
Умение самостоятельно организовывать занятия.
Готовность к сдаче нормативов ГТО.

1.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (34 часа)
№
Наименование раздела
1 Вводное занятие
2
Легкоатлетические упражнения
3
Гимнастические упражнения
4
Спортивные игры
5
Подвижные игры
6
Итоговое занятие
итого

Всего часов
1
8
8
8
8
1
34

Теория
1
1
1
1
4

Практика
7
7
7
8
1
30

6 класс (34 часа)
№ Наименование раздела
1 Вводное занятие
2
Легкоатлетические упражнения
3
Гимнастические упражнения
4
Спортивные игры
5
Силовая подготовка
6
Итоговое занятие
итого

Всего часов
1
8
8
8
8
1
34

Теория
1
1
1
1
4

Практика
7
7
8
7
1
30

7 класс (34 часа)
№ Наименование раздела
1 Вводное занятие
2
Легкоатлетические упражнения
3
Гимнастические упражнения
4
Спортивные игры
5
Силовая подготовка
6
Кроссовая подготовка
7
Итоговое занятие
итого

Всего часов
1
7
7
7
7
4
1
34

Теория
1
1
1
1
4

Практика
6
6
7
6
4
1
30

Всего часов
1
6
6
6
7
7
1
34

Теория
1
1
1
1
4

Практика
5
5
6
6
7
1
30

Всего часов
1
6
6
6
7
7
1
34

Теория
1
1
1
1
4

Практика
5
5
6
6
7
1
30

8 класс (34 часа)
№ Наименование раздела
1 Вводное занятие
2
Легкоатлетические упражнения
3
Гимнастические упражнения
4
Спортивные игры
5
Силовая подготовка
6
Кроссовая подготовка
7
Итоговое занятие
итого
9 класс (34 часа)
№ Наименование раздела
1 Вводное занятие
2
Легкоатлетические упражнения
3
Гимнастические упражнения
4
Спортивные игры
5
Силовая подготовка
6
Кроссовая подготовка
7
Итоговое занятие
итого

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Теоретические сведения: Правила безопасности. Личная гигиена.
Практика:
Бег 30, 60 м
Прыжки в длину с места.
Метание малого мяча.
Кувырки вперед-назад.
Лазание по канату.
Эстафеты, подвижные игры.
6 класс
Теоретические сведения: Влияние физических упражнений на организм.
Практика:
Бег 60, 100 м.
Прыжки в длину с разбега.
Упражнения на гимнастических снарядах.
Силовые упражнения (отжимания, подтягивания).
Спортивные игры.
7 класс
Теоретические сведения: Основы самоконтроля.
Практика:
Бег 100, 200 м.
Прыжки в высоту.
Акробатические комбинации.
Кросс 1 км.
Командные игры.
8 класс
Теоретические сведения: Основы спортивного питания.
Практика:
Бег 200, 400 м.
Прыжки со скакалкой.
Упражнения на брусьях, перекладине.
Кросс 1,5 км.
Силовые комплексы.
9 класс
Теоретические сведения: Профилактика травматизма.
Практика:
Бег 400, 800 м.
Прыжковые комплексы.
Гимнастические комбинации.
Кросс 2 км.
Силовая подготовка с отягощениями.
2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный план-график
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим занятий
обучения
начала
окончания Учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
Одно занятие в
1 год
1 сентября 24 мая
34
34
34

2 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в

3 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

4 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

5 год

1 сентября

24 мая

34

34

34

неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут
Одно занятие в
неделю,
продолжительность
40 минут

Сроки проведения промежуточной аттестации: с 10 по 20 мая каждого года обучения.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Помещения и инфраструктура:
Спортивный зал.
Раздевалки для мальчиков и девочек.
Тренерская комната для хранения инвентаря и документации.
Медицинский кабинет для оказания первой помощи.
Оборудование и инвентарь:
Гимнастическое оборудование:
Гимнастические стенки.
Гимнастические скамейки.
Перекладины навесные.
Брусья параллельные (на улице).
Гимнастические маты.
Легкоатлетический инвентарь:
Секундомеры электронные.
Рулетка 20 м.
Мячи для метания.
Спортивные игры:
Мячи баскетбольные.
Мячи волейбольные.
Мячи футбольные.
Сетка волейбольная.
Щиты баскетбольные с кольцами.
Дополнительное оборудование:
Скакалки гимнастические.
Обручи гимнастические.
Гантели наборные.
Эспандеры резиновые.
Теннисные мячи.
2.2.2. Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методические материалы:
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.
Комплекты карточек с описанием упражнений.
Методические разработки занятий.
Инструкции по технике безопасности.
Журналы учета спортивных результатов.

Дидактические материалы:
Плакаты с техникой выполнения упражнений.
Схемы построения тренировочных процессов.
Таблицы нормативов для разных возрастных групп.
Альбомы с иллюстрациями спортивных элементов.
Видеоматериалы.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Требования к педагогу:
Образование по специальности "Физическая культура" без учета уровня (высшее, среднее
профессиональное).
Регулярное прохождение курсов повышения квалификации.
Опыт работы с детьми соответствующей возрастной группы.
Знание основ детской физиологии и психологии.
Дополнительный персонал:
Медицинский работник для осмотра обучающихся.
Технический персонал для обслуживания спортивного оборудования.
2.2.4. Психолого-педагогические условия
Принципы работы:
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Создание ситуации успеха для мотивации.
Учет возрастных особенностей развития.
Постепенное увеличение физической нагрузки.
Сочетание групповых и индивидуальных форм работы.
Методы обучения:
Наглядный (показ упражнений, демонстрация видео)
Словесный (объяснение, инструктаж, беседа)
Практический (выполнение упражнений, тренировки)
Игровой (подвижные игры, эстафеты)
2.2.5. Медико-гигиенические условия
Требования к организации занятий:
Наличие медицинских справок от всех обучающихся
Регулярный контроль физического состояния учащихся
Соблюдение питьевого режима во время занятий
Проветривание помещений между занятиями
Влажная уборка спортивного зала ежедневно
Профилактические мероприятия:
Ежедневная утренняя зарядка
Физкультминутки во время занятий
Профилактика травматизма
Закаливающие процедуры
2.2.6. Организационные условия
Режим занятий:
Продолжительность занятия: 40 минут.
Количество занятий в неделю: 1
Наполняемость группы: до 25 человек.
Расписание занятий с учетом возрастных особенностей.
Формы организации:
Групповые занятия.
Соревнования внутри группы.

Спортивные праздники.
Товарищеские встречи.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.3.1. Виды и периодичность контроля
Стартовая диагностика (сентябрь):
Тестирование основных физических качеств.
Анкетирование об интересах и потребностях.
Медицинский осмотр с фиксацией исходных показателей.
Текущий контроль (ежемесячно):
Наблюдение за техникой выполнения упражнений.
Опрос по теоретическим сведениям.
Промежуточная аттестация (декабрь, март):
Сдача контрольных нормативов.
Участие в спортивных мероприятиях.
Итоговая аттестация (май):
Комплексное тестирование физической подготовленности.
Демонстрация освоенных двигательных навыков.
2.3.2. Конкретные формы аттестации
1. Практические зачеты:
Выполнение контрольных нормативов (бег, прыжки, метание).
Демонстрация гимнастических комбинаций.
Участие в спортивных играх с оценкой технических действий.
2. Проектная деятельность:
Разработка индивидуального тренировочного плана.
Создание комплексов утренней гимнастики.
Подготовка презентаций по основам ЗОЖ.
3. Портфолио достижений:
Грамоты и дипломы за участие в соревнованиях.
Результаты тестирования физических качеств.
Фото- и видеоматериалы выполнения упражнений.
4. Наблюдение и экспертная оценка:
Ведение журнала наблюдений педагогом.
Самооценка и взаимооценка обучающихся.
.
2.3.3. Критерии оценки
Техника выполнения упражнений:
Правильность исходных положений (2 балла)
Координация и амплитуда движений (3 балла)
Качество завершающей фазы упражнения (2 балла)
Динамика физических качеств:
Сравнение результатов входного и итогового тестирования.
Учет индивидуального прогресса.
Выполнение установленных нормативов.
Теоретическая подготовка:
Знание правил безопасности (1 балл)
Понимание основ техники упражнений (2 балла)
Владение терминологией (1 балл)
Личностные качества:
Дисциплинированность (1 балл)
Старательность (1 балл)
Взаимопомощь (1 балл)

2.3.4. Шкала оценивания
Высокий уровень (18-20 баллов):
Стабильное выполнение и превышение нормативов.
Правильная техника всех упражнений.
Активная жизненная позиция.
Участие в соревнованиях.
Базовый уровень (12-17 баллов):
Выполнение основных нормативов.
Достаточная техника упражнений.
Систематическое посещение занятий.
Положительная динамика развития.
Минимальный уровень (менее 12 баллов):
Выполнение нормативов при помощи педагога.
Наличие ошибок в технике.
Несистематическое посещение занятий.
2.3.5. Документы фиксации результатов
Индивидуальная карта обучающегося:
Результаты тестирования
Личные достижения
Рекомендации по совершенствованию
Протоколы тестирования:
Стартовая диагностика.
Промежуточные срезы.
Итоговые результаты.
Аналитическая справка:
Динамика развития группы.
Достижения и проблемы.
Перспективы развития программы.
2.3.6. Особенности оценки для разных возрастных групп
5-6 классы:
Акцент на технику выполнения.
Учет индивидуального темпа развития.
Поощрение старания и прогресса.
7-8 классы:
Сочетание качественных и количественных показателей.
Оценка тактического мышления в играх.
Учет теоретических знаний.
9 класс:
Комплексная оценка физической подготовленности.
Анализ сформированности потребности в занятиях.
Оценка умения самостоятельно заниматься.
2.4. Оценочные материалы
Система контроля:
Стартовая диагностика физической подготовленности.
Текущий контроль техники выполнения упражнений.
Промежуточная аттестация 2 раза в год.
Итоговый контроль в конце учебного года.
Критерии оценки:
Динамика развития физических качеств.
Освоение техники двигательных действий.
Соблюдение дисциплины и техники безопасности.

Активность и старание на занятиях.
Участие в спортивных мероприятиях.
2.5. Дополнительные ресурсы
Внешние связи:
Взаимодействие с медицинскими учреждениями
Сотрудничество со спортивной школой
Участие в школьных и городских соревнованиях.
Привлечение родителей к спортивным мероприятиям.
Информационные ресурсы:
Использование интернет-ресурсов для подготовки занятий.
Применение мультимедийного оборудования.
Ведение электронного журнала посещаемости.
Создание спортивного уголка с информацией для обучающихся и родителей.
Данная система аттестации позволяет объективно оценить достижение планируемых результатов и
своевременно корректировать образовательный маршрут каждого обучающегося.
Условия реализации программы обеспечивают возможность достижения обучающимися
планируемых результатов и соответствуют современным требованиям к организации
образовательного процесса в области физической культуры.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.1.Основная литература
Для педагога:
Лях В.И. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания. - М.:
Просвещение, 2022.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках
физической культуры. - М.: Владос, 2021.
Матвеев А.П. Физическая культура. 5-9 классы: учебник. - М.: Просвещение, 2023.
Для обучающихся:
4. Лях В.И. Физическая культура. 5-9 классы: учебник. - М.: Просвещение, 2023.
5. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы: учебник. - М.: Просвещение, 2022.
3.2.Дополнительная литература
Методические пособия:
6. Назарова А.Г. Современные подходы к преподаванию физической культуры в школе. - М.:
Академия,
2021.
7. Богданов Г.П. Организация и проведение занятий по ОФП с школьниками. - М.: Спорт, 2022.
8. Смирнов Ю.И. Методика проведения спортивных игр в школе. - М.: Просвещение, 2021.
Справочные издания:
9. Большая энциклопедия физической культуры. - М.: Олма-пресс, 2022.
10. Нормативы ВФСК "Готов к труду и обороне" (актуальная редакция).
3.3.Электронные образовательные ресурсы
Официальные порталы:
11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru
12. Федеральный портал "Российское образование": www.edu.ru
13. Официальный сайт ВФСК ГТО: www.gto.ru
Образовательные платформы:
14. Российская электронная школа: resh.edu.ru
15. Московская электронная школа: www.mos.ru/city/projects/mesh
16. Яндекс.Учебник: education.yandex.ru

3.4.Периодические издания
Журналы:
17. "Физическая культура в школе" (научно-методический журнал)
18. "Спорт в школе" (методическая газета)
19. "Теория и практика физической культуры"
Дидактические материалы
Для практических занятий:
20. Комплекты карточек с описанием физических упражнений
21. Схемы и плакаты по технике выполнения упражнений
22. Видеоуроки по освоению двигательных действий
23. Инструкции по технике безопасности
Контрольно-измерительные материалы:
24. Тесты для оценки физической подготовленности
25. Протоколы тестирования физических качеств
26. Критерии оценки техники выполнения упражнений
4.4.Ресурсы для проектной деятельности
Для обучающихся:
27. Методические рекомендации по подготовке проектов
28. Образцы оформления портфолио достижений
29. Шаблоны для ведения дневников самоконтроля
Для педагога:
30. Сборник методических разработок занятий
31. Каталог интерактивных образовательных ресурсов
32. База данных спортивных мероприятий и конкурсов
4.5.Региональный компонент
Календарь спортивных мероприятий на учебный год
Примечание:
Список литературы ежегодно актуализируется.
Используются издания не старше 5 лет (за исключением классических трудов).
Обеспечивается доступ к электронным версиям изданий.
Используются ресурсы регионального компонента.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.