АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование»
(1 – 4 классы)
Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложнёнными
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 8.3)
г. Ирбит, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………..
2. Общая характеристика курса ………………………………………….
3. Место курса в учебном плане …………………………………………
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Рисование» …………...
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………….
6. Содержание курса ………………………………………………...……
7. Учебно-тематическое планирование ………..………………………..
8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ………
9. Источники ………………………………………………………………
3
7
8
9
10
19
32
39
40
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Рисование» для
обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта
8.3 разработана в соответствии с:
·Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
·Федеральным
начального
общего
государственным
образования
образовательным
обучающихся
о
стандартом
ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
·Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)
·Адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МАОУ «Школа №5 им.
И.О. Родобольского» обучающихся с РАС, вариант 8.3.
· Учебным планом МАОУ «Школа №5 им. И.О. Родобольского»;
· Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными
легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование
к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются
Стандартом.
В
связи
с
особыми
образовательными
потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями
3
социального
постепенное
взаимодействия,
включение
детей
данный
в
вариант
АООН
образовательный
предполагает
процесс
за
счет
организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных
классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы
до 6 лет.
Обязательным является организация и расширение повседневных
социальных контактов, включение специальных технологий, методов и
приемов
коррекционно-развивающего
направления,
особое
структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к
целенаправленному
развитию
эмоционально-личностной
сферы
и
коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а
также
применение как общих, так и специальных методов и приемов
обучения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее
последовательное расширение области изучения. Такая структура позволяет
соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного
материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний,
отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности
(при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании
выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных
действий.
Изучение курса «Рисование» в начальной школе обучения направлено
на достижение следующих целей:
-
оказание существенного воздействия на интеллектуальную,
-
оказание существенного воздействия на формирование
-
овладение первоначальными знаниями из разных видов
эмоциональную и двигательную сферы;
личности ребенка;
искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и
др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного
4
опыта художественного творчества;
-
освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от
искусства; формирование стремления и привычки к регулярному
посещению музеев, театров, концертов и др.;
-
развитие
опыта
восприятия
и
способности
получать
удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и
индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
-
формирование
эстетических
ориентировок
(красиво,
некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении
с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
-
развитие вкуса и способности к самовыражению в разных
видах искусства, к освоению элементарных форм художественного
ремесла.
Задачи:
-
способствовать
коррекции
недостатков
познавательной
деятельности школьников путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-
находить
в
изображаемом
устанавливатьсходство и различие;
-
содействовать
развитию
существенные
у
учащихся
синтетическойдеятельности, умения сравнивать, обобщать;
-
аналитико
–
ориентироваться в задании и планировать свою работу,
намечатьпоследовательность выполнения рисунка;
-
признаки,
исправлять
зрительно-
недостатки
двигательную
моторики
координацию
и
путем
совершенствовать
использования
вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
-
дать учащимся знания элементарных основ реалистического
рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного
5
рисования;
-
знакомить
учащихся
с
отдельными
произведениями
изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и
любовь к изобразительной деятельности.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы
имеет важное значение в воспитании учащихся. В процессе занятий по
этому предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и
воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое,
нравственное, физическое.
Уроки
изобразительного
искусства
обеспечивают
богатые
возможности для исправления недостатков развития умственно-отсталых
детей. Коррекционная направленность занятий - обязательное условие
учебного процесса.
В
основных
положениях
специального
федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья
четко выделены
два
компонента:
«академический»,
т.е.
накопление потенциальных возможностей для активной реализации в
настоящем и будущем, и «формирование
жизненной
компетенции»,
т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми
ребенку
в
обыденной
жизни.
Оба
компонента
неотъемлемые
и
взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в
программу по изобразительному искусству включены знания в области
искусства
творчества.
-
Рабочая
практика художественного ремесла и художественного
программа
учебного
предполагает внесение изменений:
предмета
адаптирована
и
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
6
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучения сложных тем курса;
- включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном
учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов
по разделам курса и планируемые результаты оканчивающих начальную
школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета
На уроках рисования учащиеся познакомятся
образцами
декоративно
прикладного
искусства.
с лучшими
Учащиеся
учатся
наблюдать, располагать предметы на рисунках; наблюдать явления
окружающей жизни и иллюстрировать литературные произведения;
знакомятся с творчеством народных мастеров. Важное значение имеет
систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на
развитие у детей зрительного восприятия.
Изучение предмета «Рисование» в школе является одним из средств
коррекционно-развивающего значения. Уроки изобразительного искусства
при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Программа разработана в целях конкретизации образовательного
7
стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики
учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствуют требованиям федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено
изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к темам дополнительного содержания.
Программа создана на основе развития традиций российского
художественного образования, внедрения современных инновационных
методов и на основе современного понимания требований к результатам
обучения. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном
его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребенка — главный смысловой стержень программы. Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так
как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и
декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных
искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть
временными и синтетическими, искусствами.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета в 1 (дополнительном) классе первого года
обучения отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
8
На изучение предмета в 1 (дополнительном) классе второго года
обучения отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
На изучение предмета в 1 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
На изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
На изучение предмета в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
На изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«РИСОВАНИЕ»
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-
нравственное развитие ребенка.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства
в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа
представления
о
построена
Предусматривается
системе
широкое
так,
чтобы
взаимодействия
привлечение
дать
школьникам
искусства
жизненного
с
опыта
ясные
жизнью.
детей,
примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием
освоения
детьми
программного
материала.
Стремление
к
выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.
9
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к
внутреннему миру человека, способности осознавать собственные эмоции и
эмоции
окружающих.
сопереживания.
Это
является
залогом
развития
способности
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в
деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических
умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные
результаты
обучающихся
данной
категории
не
являются
основным
критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки
взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
10
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1-ые дополнительные классы
Минимальный уровень:
- знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и
приспособлений;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- знать названия предметов, подлежащих рисованию;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать
лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя.
Достаточный уровень:
- знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения,
-
знать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет»;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);
11
-
устанавливать
элементарные
причинно-следственные
выполняемыми действиями и их результатами.
связи
между
1 класс
Минимальный уровень:
-
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление
текущего
и
заключительного
контроля
выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
12
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы
предметов
поверхности;
-
адекватная
в
передача
соответствии
цвета
с
параметрами
изображаемого
изобразительной
объекта,
определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.), названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
-
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
-
знание
правил
цветоведения,
светотени,
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
перспективы;
построения
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
-
следование
-
оценка
при
выполнении
работы
инструкциям
учителя
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
или
и
- использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
- применение разных способов лепки;
13
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
-
различение
жанров
изобразительного
искусства:
натюрморт, сюжетное изображение.
пейзаж,
портрет,
2 класс
Минимальный уровень:
-
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- пользование материалами для рисования
- знание названий предметов, подлежащих рисованию
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
- осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции;
14
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы
предметов
поверхности;
-
адекватная
в
передача
соответствии
цвета
с
параметрами
изображаемого
изобразительной
объекта,
определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании;
-
следование
при
выполнении
работы
инструкциям
учителя
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
или
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу.
3 класс
Минимальный уровень:
15
-
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
- знание название некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
16
-
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет,
объем и др.;
-
знание
правил
цветоведения,
светотени,
орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
перспективы,
построения
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
-
оценка
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
- применение разнообразных способов лепки;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
4 класс
-
Минимальный уровень:
знать
названия
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с
ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
- знать названия предметов, подлежащих рисованию;
17
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать
лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- рационально организовать свою изобразительную деятельность;
- планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической
работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы
несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание
несложных произведений в соответствии с темой;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или
группы
предметов
поверхности;
-
адекватно
в
соответствии
передавать
цвет
с
параметрами
изображаемого
изобразительной
объекта,
определять
насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенные предметы и действия.
Достаточный уровень:
- знать названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знать основные особенности некоторых материалов, используемых в
рисовании;
18
-
знать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем, «пространство», «пропорция», «симметрия», «ритм»,
«динамика» и др.;
- знать законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами.
- рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
- уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
-
уметь
различать
произведения
живописи,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
графики,
скульптуры,
- уметь различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Особые
обусловливают
образовательные
необходимость
потребности
специального
обучающихся
подбора
с
РАС
дидактического
материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
19
Целевая ориентированность учебно-методического и информационного
ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические
условия обеспечения реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
1 доп. – 4 класс
Подготовительный период обучения
Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе
необходимые для работы художественные материалы, инструменты и
приспособления, аккуратно убирать их после работы, сохранять прядок на
рабочем столе в процессе рисования и др.
Обучение приемам работы с подвижной аппликацией с целью
подготовки детей к рисованию и развития умения целостного восприятия
объекта:
- складывание целого изображения из его частей;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным
рисунком геометрической фигуры и т.п.
Различение формы предметов и геометрических фигур при помощи
зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние
основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар,
куб).
Формирование графических представлений формы предметов и
геометрических
фигур
различать круг и овал).
(круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
Ориентировка на плоскости листа бумаги: нахождение середины,
верхнего, нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное
положение листа на рабочем столе.
Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание карандаша и
кисточки, формирование навыка произвольной регуляции нажима и темпа
20
движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; сохранения направления движения.
Обучение приемам работы в рисовании.
Приемы рисования карандашом:
-рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по
заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
-рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по
клеткам
прямых
вертикальных,
горизонтальных,
наклонных,
зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии;
линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов
несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением
силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование
предметов несложных форм (по образцу);
-штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы
штрихования
(беспорядочная
штриховка в виде сеточки);
штриховка
и
упорядоченная
-рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя
руками.
Приемы работы красками:
-приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной
резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
-приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
-правила обведения шаблонов;
-обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов
несложных форм, букв, цифр.
21
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых
слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества;
изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.).
Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный»,
«мяч круглый, зеленый» и т.п.).
Обучение композиционной деятельности
Понятие
«композиция».
Элементарные
приемы
композиции
на
плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной
поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение
листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных
отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное композиции.
Применение
выразительных
средств
композиции:
контраст
по
величине (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое),
контраст по световой насыщенности (темное и светлое). Достижение
равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию
Понятие «форма». Разнообразие форм предметного мира. Сходство и
контраст форм. Простые и геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние форм на предметы на представление о его
характере. Силуэт. Передача разнообразных предметов на плоскости и в
пространстве.
22
Обследование предметов и выделение необходимых для передачи в
рисунке признаков сходства объекта с натурой (или образцом).
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
др.
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных
предметов.
Понятия «орнамент» и «узор». Их сходство и различие. Виды
орнаментов по форме (в полосе, замкнутый, сетчатый), по содержанию
(геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.).
Принципы построения орнамента (в полосе, квадрате, круге, треугольнике).
Рисование по мотивам Дымковской игрушки, Городецкой, Гжельской
росписи и др.
Приемы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам;
дорисовывание;
обведение
шаблонов;
рисование
по
клеткам;
самостоятельное рисование, составление целого изображения (реального,
сказочного) из частей.
Применение приемов передачи графических образов (человека, дерева,
дома, животных, птиц, рыб, предметов быта, учебы и отдыха) в рисовании с
натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятие «цвет». Цвета солнечного спектра (основные, составные,
дополнительные).
Теплые
и
холодные
цвета.
Практическое овладение основами цветоведения.
Смешение
цветов.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых
оттенков цветов.
23
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета
(светло зеленый, темно зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль
белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа.
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые
образы.
Обучение восприятию произведений искусства
Беседы об изобразительном искусстве:
Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения. Работа художников, скульпторов,
мастеров народных промыслов, дизайнеров. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различие.
Виды изобразительного искусства:
―Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки. Приемы работы с различными графическими
материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
―Живопись.
Живописные
материалы.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи,
Цвет – основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи.
―Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры.
―Художественное конструирование. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,
картон).
Возможности
использования
навыков
конструирования и моделирования в жизни человека.
художественного
24
―Народное и декоративно-прикладное искусство. Истоки этого
искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные
образы
в
народной
культуре
и
декоративно-прикладном
искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в
России с учетом местных условий.
―Беседы на темы: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник
(краски, карандаши и др.). Художники создали произведения живописи и
графики: И.Билибин, В.Васнецов, Ю.Васнецов, В.Канашевич, А.Куинджи, А
Саврасов, В.Сутеев, И.Остроухова, А.Пластов, В Поленов, И Левитан,
К.Юон, М. Сарьян, П.Сезан, И.Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения
(статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы
использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Скульпторы
создали произведения скульптуры: В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства».
Какие
материалы
используют
художники-декораторы.
Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая,
гжельская, жостовская роспись и т.д.).
1 (дополнительный) класс первого года обучения
Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе
необходимые для работы художественные материалы, инструменты и
приспособления, аккуратно убирать их после работы, сохранять порядок на
рабочем столе в процессе рисования и др.
25
Обучение приемам работы с подвижной аппликацией с целью
подготовки детей к рисованию и развития умения целостного восприятия
объекта:
- складывание целого изображения из его частей;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры и т.п.
Различение формы предметов и геометрических фигур при помощи
зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние
основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар,
куб).
Формирование графических представлений формы предметов и
геометрических
фигур
различать круг и овал).
(круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
Ориентировка на плоскости листа бумаги: нахождение середины,
верхнего, нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное
положение листа на рабочем столе.
Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание карандаша и
кисточки, формирование навыка произвольной регуляции нажима и темпа
движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; сохранения направления движения.
1 (дополнительный) класс второго года обучения
Повторение пройденного в 1 (дополнительном) классе первого года
обучения.
Обучение приемам работы в рисовании.
Приемы рисования карандашом:
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по
заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
26
рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура
(круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линии (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы
штрихования
(беспорядочная
штриховка в виде сеточки);
штриховка
и
упорядоченная
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя
руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
-
обведение
шаблонов
геометрических
несложных форм, букв, цифр.
фигур,
реальных
предметов
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов,
обозначающих художественные материалы, их свойства и качества;
изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.).
Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный»,
«мяч круглый, зеленый» и т.п.).
1 класс
Выработать умение свободно, без напряжения проводить от руки
прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей
27
в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка;
развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и
называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый,
фиолетовый.
Рисование с натуры.
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и
передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки
на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Рисование на темы.
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них
умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из
прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе5 бумаги,
передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов
(наверху, внизу, рядом, около; большой маленький, самый маленький);
отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
Беседы об изобразительном искусстве.
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения
предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения:
развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания.
Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник,
кораблики, лесенка.
Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе.
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов.
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов,
сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
Рисование по шаблону круга. Деление круга на четыре равные части,
построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением
контура.
28
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из
нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов
(веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек
(4-6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов.
2 класс
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные,
горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать
умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из
них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять
узоры
из
растительных
элементов
в
полосе,
квадрате,
круге;
совершенствовать навыки раскрашивания рисунка; равномерно накладывать
штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур;
учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры.
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги;
различать и называть
формы квадратных, прямоугольных, круглых и
треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке
квадратную и прямоугольную формы от дельных предметов; соблюдать
пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения
словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки
предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно
сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные
карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы.
29
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых
предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке;
изображать по представлению округлую форму частей предмета, их
величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их
частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве.
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи
народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке,
сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей
старшего дошкольного возраста.
Примерные задания.
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в
детских книжках.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в
детских книжках.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы.
Декоративное рисование – узор из цветов для коврика прямоугольной
формы.
3 класс
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в
полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять
структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет
составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в
30
квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу
бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры.
Упражнять
учащихся
в
изображении
предметов
округлой
и
продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,
прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные
особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы
применять
среднюю
(осевую)
линию;
развивать
умения
определять
последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры
светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы.
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения
нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист
бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве.
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях
художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развития у них умение видеть
красоту природы в различные времена года.
Примерные задания.
Рисование с натуры осенних листьев.
Рисование на тему «Парк осенью».
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета.
Рисование с натуры досок (с узором) для рез0ания овощей.
Рисование шахматного узора в квадрате.
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры
игрушечного домика.
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного мяча.
31
Рисование узора на рукавичке.
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Рисование с натуры куста земляники с цветами.
4 класс
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму,
цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные
предметы
прямоугольной,
цилиндрической
и
конической
формы
в
несложном пространственном положении; правильно определять величину
рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение
предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми
линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для
изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной
светотенью.
Декоративное рисование.
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в
прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор
симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные
элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;
пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать,
соблюдая
контуры,
отдельные
гармоническое сочетание цветов.
элементы
орнамента;
подбирать
Рисование на темы.
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в
рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать
изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве.
Продолжать учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в
репродукциях художественных картин характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развития у них
умение видеть красоту природы в различные времена года.
32
Примерные задания.
Рисование с натуру овощей и фруктов в виде набросков.
Рисование с натуры листа деревьев по выбору учителя.
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам (по выбору учителя)
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителя.
Рисование на тему «Сказочная избушка»
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.
Беседа на тему «Золотая хохлома».
Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
Рисование с натуры игрушки-автобуса; игрушки-грузовика; «Городской
транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-ые дополнительные классы
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел
Диагностика
Вводный урок. «Весёлые краски»
Красивые листочки». Рисование способом техники
печатания
«Дождик». Рисование прямых линий ватными
палочками
Ветерок, подуй слегка!». Рисование хаотичных линий
кисточкой
«Красный помидор» Рисование овощей с помощью
трафарета и красок
«Зелёный огурец». Рисование овощей с помощью
шаблона
«Компот из яблок». Прием трафаретной печати (печать
половинкой яблока) на готовом шаблоне (банка)
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
33
9
«Яблочки на дереве» прием точечного рисования
пальчиком (яблок) на готовом шаблоне (дерева).
10
Картинки на песке. Отпечатки ладошек на влажном
песке
11
«Гриб в лесу». Прием рисования трафаретная печать
(печать тампоном
12
«Гриб мухомор». Нанесение на готовый шаблон гриба
точек. Прием рисования пальцем.
13-14 Падают, падают листья…». Коллективная композиция.
15
Рисование пальчиками. «Листочки танцуют».
16
«Покорми коровку травкой». Прием кистевого письма:
примакивание кистью.
17
«Ходит Васька -серенький».Передавать движения
животных пальчиком на бумаге.
18
«Рельсы-рельсы, шпалы – шпалы». Рисование коротких
штрихов
19
«Гуси, гуси». Рисование ритма мазков пальцев
20
«Зайчик маленький сидит». Рисование кистью
21
«Вот ежик – ни головы, ни ножек!». Линейное
рисование пальцами
22
"Ниточки для ежихи-портнихи". Рисование прямых
линий карандашом
23
«Снегирь». Прием трафаретной печати по готовому
шаблону (смятой бумагой).
24
«Дерево в снегу». Печать тампоном с краской на
готовом шаблоне дерева
25
«Ветка с ёлочными игрушками». Прием рисования
кистью разнохарактерных линий и линий замкнутого
круга.
26
Рисование гирлянды – длинная и короткая
(повторяющиеся или чередующиеся элементы
геометрических фигур).
27
«Белый снежок порхает, кружится» рисование ватными
палочками
28
«Из трубы идет дымок». Рисование разнохарактерных,
спиралеобразных линий.
29
«Красивый столик». Рисование прямых линий
карандашами
30
«Зажжем на елке огоньки». Развиваем умение ритмично
наносить мазки отпечатком пальчиков.
31
"Цветные клубочки". Рисование клубочков круговыми
движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от
бумаги
32
«Новогодний салют». Рисование по мокрому листу.
Ставить кляксы.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
«Снеговик». Рисование красками линий замкнутого
круга
Обводка по шаблону человечка: части тела.
Рисование узора по заранее расставленным точкам по
образцу.
«Расческа». Рисование карандашом прямых
горизонтальных и вертикальных линии.
Мыльные пузыри – большие и маленькие (круговые
движения, слитные замкнутые линии).
Сумка доктора Айболита». Линейное рисование
крестика пальцем.
«Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами»
«Украсим платочек». Рисование пальчиковыми
красками
«Шапка и шарфик» Работа с кистью по шаблону
«Сосульки капают». Рисование прямых линий
«Обувь». Рисование по шаблону, штриховка внутри
контура
Рисование по шаблону, штриховка внутри контура
«Тарелочки»
Техника печатания печатками из картофеля
«Чайник». Рисование кистью по шаблону.
«Полотенца». Рисование прямых линий кистью
«Цветы маме». Прием рисования пальчиками.
Рисование несложных по форме предметов состоящих из
нескольких частей. «Бусы для мамы»
Салфеточка (узор в квадрате; квадрат готовая форма)
«Машина едет по дороге». Рисование прямых линий
пальчиковыми красками
«Колеса у машины». Закрашивание части рисунка, не
выходя за пределы контура
Кубики большие и маленькие. Штриховки
«Сосульки капают». Рисование красками
«Ручейки бегут, журчат!» Рисование волнистых линий
гуашевыми красками
«Весна. На деревьях почки». Прием рисования
пальчиками.
«Тучи вверху, лужи внизу». Рисование по мокрому
листу
«Одуванчики – цветы, словно солнышко, желты».
Рисование пальчиками.
«Травка зеленеет». Рисование в технике печатанья
ладошкой.
«Тучка солнышко закрыло, землю дождиком помыло».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
61
62
63
64
65
66
Рисование прямых линий красками
«Разноцветные шарики». Рисование предметов круглой
формы красками
«Светофор» Рисование кругов по шаблону.9щт
«Праздничный салют». Прием кистевого письма.
«Бабочка» Прием рисования руками (ладонью).
«Вот какие ножки у сороконожки!». Рисование прямых
линий карандашом
Диагностика
1
1
1
1
1
1
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Раздел
Диагностика
Рисование по замыслу учащегося.
Рисование высокого забора, столбов
Рисование туристической палатки. Идёт косой дождь.
Рисование разноцветных клубков ниток.
Рисование воздушных шариков.
Рисование узора в полосе.
Рисование по шаблону геометрических фигур.
Рисование квадрата по опорным точкам. Деление его на
четыре равные части.
Декоративное рисование салфетки прямоугольной формы.
Рисование орнамента по образцу.
Геометрический орнамент в квадрате.
Рисование круга по шаблону
Рисование снеговика.
Рисование веточки ели в полосе.
Рисование ветки ели с игрушками.
Рисование узора в полосе из снежинок.
Рисование бус.
Рисование шапки и шарфа.
Рисование светофора.
Рисование открытки к 8 марта.
Рисование игрушки-кораблика.
Узор в полосе для закладки.
Рисование узора в круге.
Рисование узора в полосе из растительных форм.
Рисование с натуры башенки из строительных материалов.
Рисование ученического портфеля и принадлежностей.
Рисование тарелки и чашки.
Рисование грибов (белый, мухомор, подосиновик).
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
31
32
33
34
Рисование на тему «Весна».
Рисование рыбок в аквариуме среди водорослей.
Рисование первых весенних цветов.
Рисование на свободную тему по замыслу учащегося.
1
1
1
1
2 класс
№
Раздел
Кол-во
п/п
часов
1 Беседа «Лето в картинах живописцев». Рассматривание
1
иллюстраций. Цвета лета. Рисование по образцу с выбором.
2 Ветка с вишнями. Разметка изображения на бумаге,
1
рисование по разметке. Раскрашивание гуашью
3 Грибы. Разметка изображения на бумаге, рисование по
1
разметке. Раскрашивание гуашью
4 Корзина с грибами. Раскрашивание гуашью
1
5 Берёза в разное время года. Раскрашивание гуашью
1
6 Дуб в разное время года. Раскрашивание гуашью
1
7 Рисование сосны. Раскрашивание гуашью
1
8 Рисование ели. Раскрашивание гуашью
1
9 Белые уточки на воде. Рисование на фоне.
1
10 Правила работы с акварельными красками. Смешивание.
1
Получение тона.
11 Рисуем листья. Рисование несложных листьев.
1
12 Рисуем листья с помощью трафарета. Получение составных
1
цветов смешиванием.
13 Фрукты на столе. Раскрашивание акварелью
1
14 Овощи на столе. Рисование на фоне, раскрашивание
1
акварелью
15 Рисование человечка по точкам. Дорисовывание черт лица.
1
16 Рисование человека в одежде
1
17 Снеговик во дворе. Рисунок по описанию
1
18 Весёлый Петрушка на новогоднем празднике.
1
Раскрашивание акварельными красками
19 Весёлый хоровод вокруг ёлки. Рисование по образцу
1
20 Любимые домашние животные. Собака. Поэтапное
1
рисование
21 Любимые домашние животные. Кошка. Поэтапное
1
рисование
22 Зверушки и другие игрушки. Рисование с натуры
1
23 Дымковская игрушка. (Беседа)
1
24 Дымковская игрушка. (Рисование)
1
25 Птицы в природе. Рисование птички
1
26 Скворцы прилетели. Рисование по сюжету
1
37
27 Рисование предметов разной формы. Рисование посуды
различной формы, стоящей на столе
28 Красивые цветы. Рисование по образцу
29 Рисование с натуры весенних цветов. (Мать-и-мачеха)
30 Ваза с цветами. Поэтапное рисование
31 Комнатные растения. Рисование кактуса в горшке
акварельными красками.
32 Открытка к празднику 1 мая. Рисование по образцу.
33 Открытка к празднику 9 мая. Рисование по образцу.
34 В парке весной. Рисование по описанию.
3 класс
Раздел
№
п/п
1 Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень»,
В. Поленов «Золотая осень»).
2 Рисование с натуры предметов различной формы и цвета
(яблоко, груша, огурец, морковь)
3 Рисование узора в полосе из веток с листочками
4 Рисование с натуры осенних листьев
5 Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»
6 Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме
листьями (н-р, ветка вишневого дерева)
7 Рисование с натуры морских сигнальных флажков
8 Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
9 Рисование шахматного узора в квадрате
10 Рисование с натуры игрушечного домика
11 Рисование геометрического орнамента в квадрате
12 Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем
13 Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа
14 Узор для гжельской тарелки
15 Рисование на тему «Нарядная ёлка»
16 Рисование с натуры будильника круглой формы.
17 Рисование с натуры теннисной ракетки.
18 Рисование с натуры молотка.
19 Декоративное рисование – оформление поздравительной
открытки «23 февраля»
20 Декоративное рисование— оформление поздравительной
открытки к 8 Марта
21 Рисование по образцу орнамента из квадратов
22 Рисование с натуры игрушки-вертолета
23 Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала
24 Рисование узора из растительных форм в полосе
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38
25 Рисование с натуры двухцветного мяча
26 Рисование на свободную тему
27 Беседа по картинам о весне И. Левитан «Март», А.Саврасов
«Грачи прилетели»
28 Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики»
29 Рисование с натуры весенней веточки
30 Рисование на тему «Деревья весной»
31 Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки
квадратной формы)
32 Рисование с натуры куста земляники с цветами
33 Рисование с натуры цветов
34 Рисование весенних цветов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема
Кол-во
часов
Рисование на тему «Как я провёл лето
1
Рисование с натуры листа клёна.
1
Рисование с натуры ветки рябины.
1
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6
1
на листе бумаги
Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену
1
старшим»(А, Пахомов «Василий Васильевич», С. Чуйков
«На границе»)
Рисование на тему «Сказочная избушка» ( украшение
1
узором наличников и ставен)
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»
1
(хохломская роспись, игрушки, резьба по дереву)
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий
1
народного промысла (посуда)
Рисование на тему «Моя любимая игрушка»(по выбору
1
детей)
Рисование с натуры игрушки-автобуса.
1
Рисование на тему «Виды транспорта»
1
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя
1
тематика)
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
1
Рисование с натуры новогодней ёлки
1
Декоративное рисование панно «Снежинки»
1
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело»
1
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
1
39
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
материала.
Рисование с натуры кормушки для птиц
Рисование с натуры вымпела с изображением ракеты
Оформление поздравительных открыток к 23 февраля.
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»
(вышивка, кружево, керамика)
Декоративное рисование листка календаря к празднику 8
Марта.
Оформление поздравительных открыток к 8 марта..
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание
иллюстраций картин (И.Левитан «Март», «Первая зелень»,
К.Юон «Мартовское солнце»
Рисование на тему «Весенний день»
Декоративное рисование в круге узора из лепестков.
Рисование на тему «Наши спутники в космосе».
Рисование с натуры бабочки.
Рисование и оформление открыток для ветеранов к Дню
Победы.
Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на
одном листе) столярных или слесарных инструментов
(молоток, рубанок, гаечный ключ).
Рисование с натуры предметов симметричной формы
(настольная лампа)
Рисование узора для крышки коробки, квадратной формы»
Рисование на тему «Здравствуй, лето!»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
·Рау
Учебно - методическое обеспечение
М.Ю.
Изобразительное
общеобразоват.организаций,
искусство.
реализующих
1
класс:
учеб.
Для
адапт.основные
общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
·Рау
М.Ю.
Изобразительное
общеобразоват.организаций,
искусство.
реализующих
2
класс:
учеб.
Для
адапт.основные
общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
40
·Рау
М.Ю.
Изобразительное
общеобразоват.организаций,
искусство.
реализующих
3
класс:
учеб.
Для
адапт.основные
общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
·Рау
М.Ю.
Изобразительное
общеобразоват.организаций,
искусство.
реализующих
4
класс:
учеб.
Для
адапт.основные
общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
6.
Демонстрационный
7.
Игрушки по темам
8.
Набор «Геометрические тела»
9.
Набор муляжей фруктов
10.
Репродукции известных художников по темам
11.
Таблицы по развитию речи
12.
Электронные образовательные ресурсы
13.
Интерактивная
«Школьная пресса», 2006
ламинатор
материал
доска,
«Времена
компьютер,
года».
документ-
Издательством
камера,
принтер,
9. ИСТОЧНИКИ
1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования
обучающихся
здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598.
с
ограниченными
возможностями
41
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
4.
Примерные
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы образования обучающихся с расстройством аутистического
спектра.
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ
по разработке рабочих программ.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН
2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
и
основным
общеобразовательным
осуществляющих
воспитания
в
образовательную
общеобразовательных
деятельность
программам
ограниченными возможностями здоровья».
по
для
организациях,
адаптированным
обучающихся
с
9. Локальные акты образовательного учреждения.
42