РП по речевой практике 1-4 кл РАС 8.3

‌
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
(1 – 4 классы)
Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложнёнными
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 8.3)

г. Ирбит, 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………..
2. Общая характеристика курса ………………………………………….
3. Место курса в учебном плане …………………………………………
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Речевая практика» ….
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………….
6. Содержание курса ………………………………………………...……
7. Учебно-тематическое планирование ………..………………………..
8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ………
9. Источники ………………………………………………………………

3
6
8
8
9
15
22
24
25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика»

для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта
8.3 разработана в соответствии с:

·Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

·Федеральным государственным образовательным стандартом начального

общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598)

·Федеральным государственным образовательным стандартом образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1599)

·Адаптированной основной общеобразовательной программой начального

общего образования (АООП НОО ОВЗ)

МАОУ "Школа №5 им. И.О.

Родобольского" обучающихся с РАС, вариант 8.3.

· Учебным планом МАОУ «Школа №5 им. И.О. Родобольского»;

· Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных

(допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г.
Вариант 8.3 предполагает, что

обучающийся с РАС, осложненными

легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование к
моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым

достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и
в

более

пролонгированные

календарные

сроки,

которые

определяются

Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся
с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный

3

вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный

процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых

дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.

Овладение основами речевой коммуникации для учащихся с РАС

представляет

большую

сложность.

особенностями учащихся такими как:

Это

связано

со

специфическими

- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в

контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками,
отгороженность от внешнего мира;

- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность

эмоционального

реагирования,

бедность

эмоций,

их

однообразие,

неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в
произвольную деятельность;

- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности

окружающей обстановки;

- ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного

внимания;

- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной

речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до

автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных
оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются
непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение
коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего

пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей

вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и
4

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель.
Цель

-

развитие

речевой

коммуникации

с

нарушениями

интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей

действительности и овладение на этой основе языковыми средствами
(слово, предложение, словосочетание);
-

формирование

первоначальными

«дограмматическими»

понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-

формирование

основ

навыка

полноценного

чтения

художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;

- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование

качеств и свойствличности.

положительных нравственных

Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает

внесение изменений:

- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания

программы, учитывая особенности контингента обучающихся;

- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение

количества времени отводимых на изучения сложных тем курса;

- включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с

нормами их проведения;

- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа

5

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку,

раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном

плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное
содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам
курса

и

планируемые

результаты

оканчивающих

начальную

материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

школу;

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Речевая практика» играет важную роль в развитии речи младших

школьников, учит выполнять простые и составные устные инструкции учителя;

совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи,

интереса к окружающему; корригируется артикуляция звука и диафрагмальное
дыхание, речевое подражание.

Специфические особенности нарушения психического развития детей

вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Это учебный предмет, с помощью которого, можно решать не только

узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного
развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это
прежде всего воспитание сознания,

воспринимающего мир (не только

произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий
мир – мир людей и природы).

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые

элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки

у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо
для

приобретения

практических

навыков

устной

и

письменной

речи,
6

формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в

воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд

грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его

тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его
семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только
добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных
навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка
личностные смыслы, что закладывает основы его социализации
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по

развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.

Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и

коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В

сфере

личностных

базовых

учебных

действий

формировать

внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивации учебной деятельности,
ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение.
сфере

регулятивных

В

познавательных

базовых

контролировать и оценивать свои действия.
сфере

использовать

информацию,

базовых

обобщать

учебных
учебных

способы

и

действий

действий

средства

научатся

построения

собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей
проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне.

В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут

начальные

умения

учитывать

позицию

собеседника,

осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

организовывать

и

7

Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать

коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения

курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать
инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что
способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 (дополнительном) классе

первого года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33
учебные недели).

На изучение предмета «Речевая практика» в 1 (дополнительном) классе

второго года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33
учебные недели).

На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в

неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа в

неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в

неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в

неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Целью учебного предмета «Речевая практика» является формирование

коммуникативно-речевого поведения, а также создание предпосылок для

освоения предметных результатов обучения. На уроках обучающиеся получают
практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых
средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются

8

практические

навыки

коммуникативные

речевого

сценарии

общения,

социального

они

осваивают

взаимодействия.

различные

На

основе

организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и

уточняются представления об окружающем мире. Таким образом, на уроках
ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и
когнитивной функциями речи.

В процессе изучения речевой коммуникации у учащихся формируется

позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная

устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На

уроках речевой практике ученики получают начальное представление о нормах
русского языка и правилах речевого этикета.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение

обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений,
знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии

решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные

результаты

-

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие

социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных

результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в

9

овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов:
-

принятие

учителя

взаимодействия с ними;

и

учеников

класса,

первоначальные

навыки,

- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;

- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми

ритуалами социального взаимодействия;

- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 класс (дополнительный) первого года обучения

Минимальный уровень:

- выполнение простых инструкций учителя

- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя

(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:

- выполнение простых инструкций учителя;

- выбирать картинку, соответствующую слову;

- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- знать и применять элементарные правила речевого общения;
10

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении.
1 класс (дополнительный) второго года обучения

Минимальный уровень:

- выполнение простых инструкций учителя

- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя

(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:

- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- знать и применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении
1 класс
11

Минимальный уровень:

- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя

(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении

Минимальный уровень:

2 класс

- выполнение заданий по словесной инструкции, данной учителем;
- знание предметов и действий, соотношение их с картинками;

- умение правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

- умение называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя,
ближайших родственников;

- участвование в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами);

- слушание сказки или рассказа и умение отвечать на вопросы с опорой на

иллюстративный материал.

Достаточный уровень:

- отчётливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
- выполнение различных заданий по словесной инструкции;

12

- использование громкой и шёпотной речи, умение менять темп речи по
указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в
отработанных речевых ситуациях;

- участвование в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно
отвечать на вопросы;

- пользование вежливыми словами при изъявлении благодарности;

- знание домашнего адреса, имени и отчества учителей и воспитателей,
ближайших родственников;

- слушание сказки, рассказа, пересказывания их содержания, опираясь на

картинно-символический план.

Минимальный уровень:

3 класс

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или
дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;

— выразительно произносить короткие стихотворения, скороговорки по образцу
учителя;

— участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать
содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:

- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;

- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно

доехать или дойти до школы;

13

-

участвовать

возможностями;

в

ролевых

играх

в

соответствии

с

речевыми

- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на

иллюстративный материал;
-

выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с

опорой на образец чтения учителя;

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по

их содержанию.

Минимальный уровень:

4 класс

- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;

- объяснять, как можно доехать или дойти до школы;

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на
образец чтения учителя;

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию.

Достаточный уровень:

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- отвечать на вопросы по их содержанию;

- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по
поводу услышанного;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;

14

- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания;

- выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т.п.,
используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;

- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС обусловливают

необходимость

специального

подбора

дидактического

материала,

преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Целевая ориентированность учебно-методического и информационного

ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические
условия

обеспечения

реализации

начального общего образования.

основной

образовательной

программы

Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру

изучения предметной области «Язык и речевая практика».

Для реализации программы используется учебное пособие «Речевая

практика»

1-4

классы

учебник

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
С.В.Комарова. - Москва «Просвещение», 2020г.

Оценивание по учебному предмету не предусмотрено, проводится

логопедическое обследование в начале учебного года, в середине и конце
учебного года – мониторинг речевых возможностей обучающихся.

1 (дополнительный) класс первого года обучения

15

Понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций

учителя. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению). Слушание небольших литературных произведений в
изложении педагога и с аудио-носителей.
Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого

дыхания.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и

отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,

«Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и

прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с

помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.

1 (дополнительный) класс второго года обучения

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных

инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,

предложению).

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с

аудио-носителей.

Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого

дыхания.

16

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила

речевого общения.

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и

отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое

обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Знакомство,

представление,

приветствие.

Формулы

«Это

…»,

«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и

прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с

помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.

1 класс

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.

Выполнение словесных инструкций.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,

предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,

слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с

аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого

дыхания.

17

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила

речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.)

Обращение, привлечение внимания. Функциональные обращения (к

продавцу, к сотруднику полиции и др.).

Приветствие и прощание.Формулы «Доброе утро», «Добрый день»,

«Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы

«привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы

«здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость

дублирования

этикетных

формул,

использованных

невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в

гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с

праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке

или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.

Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за

поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).

2 класс

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.

Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.

18

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с

аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого

дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила

речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.)

Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений

(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Приветствие и прощание.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной

ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо»,

«пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в
зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.

Различия пожеланий в связи с разными праздниками.

Формулы «Желаю

тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке

или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и

без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я

нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.

19

3 класс

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.

Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с

аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых

ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила

речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.). Условные знаки в общении людей.

Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений

(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как

дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу

подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как

хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Развертывание

просьбы

с

помощью

мотивировки.

Формулы

«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …»,
«Можно я …».

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения.

20

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:

«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

4 класс

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.

Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с

аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых

ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила

речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.). Условные знаки в общении людей.

Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений

(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как

дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в

телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения

автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону
(«Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить
(позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

21

Развертывание

просьбы

с

помощью

мотивировки.

Формулы

«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …»,
«Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и

без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я

нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:

«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения

Количество
часов
11
21
20
15
21
22

6

Просьба и благодарность
Всего

11
99
1 класс

№
п/п
1
2
3
4

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел
Школьная жизнь
Игры детей
Играем в сказку
Я дома
Я за порогом дома
Мои товарищи в школе
Любимое занятие
Мир природы
Всего
3 класс
Раздел
Снова в школу
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Я-зритель
Какая сегодня погода
Веселый праздник
Учимся понимать животных
Узнай меня
Впереди лето
Всего

Количество
часов
11
10
9
12
9
7
7
10
68
Количество
часов
7
9
7
6
7
8
9
6
9
68
23

№
п/п
1
2
3
5
6
7

4 класс
Раздел
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Всего

Количество
часов
12
9
12
9
15
11
68

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
· Учебник "Речевая практика" 1 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2017;

· Учебник "Речевая практика" 2 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;

· Учебник "Речевая практика" 3 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;

· Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;
1.

Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва.

2.

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д,

3.

Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека.

4.

Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд.

Изд.ГНОМ и Д, 2005
2005 г.

Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
«Школьная пресса», 2007 год.

24

5.

Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО

6.

Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО

7.

Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство

8.

Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство

«Маленький Гений» - Пресс, 2012.

«Маленький Гений» - Пресс, 2012.

ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
ООО «Маленький

Гений» - Пресс, 2012.

14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие

животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года,
ягоды.

15. Термометр.

16. Набор муляжей овощей и фруктов.

17. Электронные образовательные ресурсы

18. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,

ламинатор

9. ИСТОЧНИКИ

1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об

утверждении

и

введении

в

действие

федерального

государственного

образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от
19 декабря 2014 г. № 1598.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N

1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -

25

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»

4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы

образования обучающихся с расстройством аутистического спектра.

6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по

разработке рабочих программ.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

адаптированным

основным

обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, осуществляющих
образовательную

общеобразовательным

деятельность

программам

возможностями здоровья».

по

для

обучающихся

с

ограниченными

9. Локальные акты образовательного учреждения.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».