АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Музыка»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
г. Ирбит2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.....................................................................................3
2. Общая характеристика курса ........................................................................... 8
3. Место курса в учебном плане .......................................................................... 9
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка»...................................9
5. Результаты изучения учебного предмета.........................................................10
6. Учебно - тематическое планирование.............................................................. 12
7. Содержание курса..............................................................................................18
8. Планируемые результаты................................................................................20
9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета.....................22
Источники..............................................................................................................24
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа
№5 им. И.О.Родобольского» по учебной дисциплине «Музыка» разработана в
соответствии
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой
психического развития (ЗПР) вариант 7.2 и требованиями адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО)
МАОУ «Школа №5 им. И.О.Родобольского», Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы
Е.Д.Критская, приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента
государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.) и
авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана для детей с
(ЗПР) (вариант 7.2), так как данные дети получают образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся,
не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки и
нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки,
использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического
воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для
варианта 7.2 образовательных потребностей к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении
учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона
образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки,
знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными
видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной
взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного
воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать
эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, духовным традициям
России музыкальной культуре разных народов;
3
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и
навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на
элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и
импровизация).
Следовательно, данная программа определяет ряд практических задач, решение
которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета у детей данной
категории
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса как
основы музыкальной грамотности;
- уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на
основе постижения учащимися музыкального искусства во всѐм многообразии его форм
и жанров;
- развитие активного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной
деятельности;
- дать первоначальные знания о музыке, опыте музицирования, хорового
исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в мире музыкального
искусства.
Объем учебного материала, изучаемого детьми данной категории в 1 классе,
разбит на два года. Соответственно, на первый год отводится меньший объем учебного
материала, предполагая довольно длительный пропедевтический период.
Основное содержание учебного предмета представлено следующими
содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы
допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников,
различное распределение учебного материала и времени для его изучения.
В ходе обучения в 1 классе у младшего школьника с ЗПР (вариант 7.2)
формируется предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и
способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания,
формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл
и тесно связаны с практической жизнью.
Овладение учебным предметом «Музыка» представляет сложность для учащихся
с ЗПР (вариант 7.2). Это связано с малым запасом дошкольных знаний и умений,
недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми
или иными объектами и явлениями. Соответственно, уровень готовности осваивать
образовательные программы у обучающихся класса может оказаться очень разным,
поэтому содержание программы предполагает повторение учебного материала,
изученного в 1 дополнительном классе, фактически всю первую четверть.
Учебный предмет «Музыка» предметной области «Искусство» несет в себе
большой развивающий потенциал: у детей формируется развитие интереса к музыке,
4
развитие музыкальных и творческих способностей, а так же предпосылки для развития
музыкально-эстетического сознания. Знания, формируемые в рамках данного учебного
предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью.
Содержание предмета направлено на формирование начальных знаний об
искусстве и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных
предметов в основной школе.
Учебный предмет «Музыка» призван не только расширить кругозор
обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской
компетентности, преодоления познавательной инактивности.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР (вариант 7.2)
обозначенные задачи в данной программе конкретизируются и планируется решать
через:
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
и навыков обучающимся с ЗПР с учетом темпа учебной работы «пошаговом»
предъявлении материала, опору на все модальности: слуховую, зрительную,
кинестетическую, отведению значительного времени практическим действиям: опыты,
наблюдения, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития;
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
обучающегося с ЗПР;
- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его
психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
- развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
5
- педагогическую поддержку, направленную на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями,
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
- использование современных педагогических технологий: игровой технологии,
технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода,
проектной технологии и приёмов коррекционно - развивающего обучения.
Повышение мотивации и интереса обучающихся к основному образовательному
предмету «Музыка» планируется достигать за счет обеспечения обучающимися с
задержкой психического развития (вариант 7.2) необходимой им ситуации успешности.
Реализация программного материала будет носить поэтапный и наглядно- действенный
характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст,
создавая положительный эмоциональный настрой в развивающейся среде ребенка.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса,
активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной
компетенции и достижения планируемых результатов образования.
Способствовать усвоению программы обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (вариант 7.2) будет выполнение ряда условий,
удовлетворяющих специфическим образовательным потребностям:
- преподнесение нового материала развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания: например, тема
«Домашние животные» на уроке теоретический материал (внешние признаки, повадки,
меры предосторожности), закрепление материала через подводящие вопросы:
«Опишите внешние признаки собаки». – «Тело покрыто шерстью и т.д», просмотр
видеоролика о домашних животных, проект «мой питомец», защита проекта перед
классом, подведение итога, анализ более популярных домашних животных у
обучающихся.
- знакомство с художественными произведениями с опорой на все модальности:
слуховую, зрительную, кинестетическую (прослушиваем аудиокнигу, или чтение
учителя, сверстников. Просмотр эпизодов мультфильмов, фильмов на определенную
тематику. Инсценировка, театр-экспромт и т.п.);
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
- формирование компетенций для обеспечения экологически и этически
обоснованного поведения
- систематическое повторение изученного материала для его закрепления и
усвоения нового;
- обучение умению соотносить достигнутый результат с эталонным.
6
- постоянное напоминание-проговаривание способа правильного написания
новых слов, подбор понятных сравнений, наглядная демонстрация роли правильного
выбора ситуации героев произведения, создание и поддержание положительного
эмоционального настроя.
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает
внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы,
учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества
времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их
проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане,
цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения
с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые
результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона
образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки,
знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными
видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной
взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного
воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать
эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему
коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов,
то у школьника закрепляется интерес к художественной деятельности вообще и музыке
в частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме
того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками
7
сопровождения (учителем по основным предметам1, педагогом-психологом, учителемлогопедом). Они помогут понять основные особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать
индивидуальный подход к детям.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом,
поскольку распевки на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию
и артикуляции.
Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете
рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся,
соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции
деятельности и поведения. Педагог-психолог может посоветовать учителю музыки
конкретные музыкально-двигательные упражнения, которые будут полезны
обучающимся.
Учителю музыки можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих
рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности
обучающихся по варианту 7.2.
Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять тот
или иной усвоенный материал на протяжении нескольких занятий.
На уроке следует ориентироваться на достигнутый уровень развития большинства
детей – от этого зависит и подбор музыкального материала, и его преподнесение на
доступном уровне.
Следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, включая в
ход урока двигательные паузы.
Необходимо обращать внимание на общее состояние ребенка, осуществляя при
необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются
также в том, чтобы на уроках музыки в 1 дополнительном классе учитель:
- постоянно побуждал детей высказываться;
- способствовал вовлеченности всех детей в ход занятия;
- пояснял пользу изучаемого материала и формировал мотивацию слушания
музыки за пределами урока.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса,
активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной
компетенции, реализации целей программы духовно-нравственного развития,
воспитания и достижения планируемых результатов образования.
3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Музыка» в начальной школе отводится по 1 ч в неделю. Курс
рассчитан на 135 ч: в 1классе и 1 дополнительном классе — 33 ч (33 учебные недели),
во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка»
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР предполагается, что детей
обучает учитель-олигофренопедагог.или учитель начальных классов, прошедший профессиональную переподготовку в
области олигофренопедагогики.
1
8
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более
динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает
формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение
различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и
умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится
фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает
введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии,
нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия
младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический
отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства
младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для
познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает
способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует
формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами
музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
5. Результаты изучения учебного предмета
При получении начального общего образования в ходе освоения программы
«Русский язык» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
1. Формирование основ российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России; осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3.
Формирование
уважительного
отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
Метапредметные
1. Овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого
и поискового характера.
3. Формирование
умения
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
4. Формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях успеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и
9
деятельности
и
формирование
личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и
свободе.
7.
Формирование
эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
8.
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
10.
Формирование
установки
на
безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе
на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств
информационных
и
коммуникативных
технологий
для
решений
коммуникативных и познавательных задач.
8.Использование различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины
и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
10. Овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог,
готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценки событий.
12. Определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14. Овладение начальными сведениями о
сущности
и
особенностях
объектов,
10
процессов и явлений действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и тд.) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Музыка».
15. Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
16. Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Музыка».
Предметные
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека,
её роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному
произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание
Тематическое
Характеристика деятельности
учебного предмета
планирование
учащихся
Музыка в жизни человека
Истоки
Воплощение в звуках Наблюдать за использованием музыки
возникновения
окружающей
жизни, в жизни человека. Воспринимать звуки
музыки. Рождение природы,
настроений, природы,
сравнивать
их
с
музыки
как чувств
и
характера музыкальными звуками.
естественное
человека.
Истоки Различать настроения, чувства и
проявление
возникновения музыки. характер человека, выраженные в
человеческого
Первая песня человека. музыке.
состояния. Звучание Человек
играющий. Размышлять
об
истоках
окружающей жизни, Возникновение музыки возникновения музыкального искусства.
природы,
как
потребности Проявлять
эмоциональную
настроений, чувств человека выразить своё отзывчивость, личностное отношение
и
характера отношение
к
миру, при
восприятии
и
исполнении
человека.
людям.
музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских
элементарных
и
электронных
музыкальных инструментах.
Импровизировать в пении, игре,
пластике.
Осуществлять
первые
опыты
сочинения.
Обобщенное
Сравнивать
музыкальные
произведения разных жанров и стилей.
Основные
образно- Размышлять о модификации жанров в
эмоциональные
сферы современной музыке.
музыки.
Общие Различать песенность, танцевальность
6
.
Учебн
о
темат
ическ
ое
плани
рован
ие
5.
11
представление
об
основных образноэмоциональных
сферах музыки и о
многообразии
музыкальных
жанров и стилей.
Песня, танец, марш
и их разновидности.
Песенность,
танцевальность,
маршевость. Опера,
балет,
симфония,
концерт,
сюита,
кантата, мюзикл.
Отечественные
народные
музыкальные
традиции. Народное
творчество России.
Музыкальный
и
поэтический
фольклор:
песни,
танцы,
действа,
обряды,
скороговорки,
загадки,
игрыдраматизации.
Народная
и
профессиональная
музыка. Сочинение
отечественных
композиторов
о
Родине.
Духовная
музыка в творчестве
композиторов.
представления
о
многообразии
музыкальных жанров и
стилей.
Модификация
жанров в современной
музыке. Песня, танец,
марш
и
их
разновидности.
Опера,
балет,
симфония,
концерт, сюита, кантата,
мюзикл.
Песенность,
танцевальность,
маршевость, их значение
в музыке.
Коллективная
музыкально-творческая
деятельность
народа.
Народное музыкальнопоэтическое творчество
(прибаутки,
скороговорки, загадки,
хороводы,
игры).
Музыкальный фольклор
России.
Обобщённое
представление
исторического прошлого
в музыкальных образах.
Художественно-образное
содержание
музыкального народного
творчества,
духовной
музыки,
их
интонационномелодические
особенности. Народная и
профессиональная
музыка о Родине и
родном крае. Общие
истоки
профессиональной
и
народной
музыки.
и маршевость в музыке.
Сравнивать
специфические
особенности
произведений
разных
жанров.
Исполнять различные по характеру
музыкальные произведения.
Инсценировать
песни,
танцы,
фрагменты опер, мюзиклов.
Импровизировать
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная
импровизации) с учётом характера
основных жанров музыки.
Осуществлять
собственный
музыкально – исполнительский замысел
в пении и импровизациях.
Разучивать и исполнять образцы
музыкально-поэтического
творчества
(прибаутки, скороговорки, загадки,
хороводы, игры).
Разыгрывать
народные
песни,
участвовать в коллективных играх драматизация.
Размышлять
и
рассуждать
об
отечественной музыке и многообразии
музыкального фольклора России.
Сравнивать
различные
образцы
народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать
общность
истоков
народной и профессиональной музыки.
Выявлять
характерные
свойства
народной и композиторской музыки.
Импровизировать
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная
импровизации)
при
воплощении
музыкальных образов.
Выражать
своё
эмоциональное
отношение к музыкальным образам
исторического прошлого в слове,
рисунке, жесте, пении и др.
Отражать
интонационно
методические
особенности
отечественного
музыкального
фольклорного в исполнении.
Подбирать простейший аккомпанемент
к народным песням, танцам и др.
Воплощать
художественно-образное
содержание
народной
и
профессиональной музыки в пении,
слове, пластике, рисунке и др.
12
Характерные
черты
народной
и
композиторской музыки.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационн Общее представление об Исследовать интонационно – образную
о
–
образная интонации в музыке: природу музыкального искусства.
природа
и
выражение чувств и Распознавать выразительные
музыкального
мыслей
человека, изобразительные особенности музыки и
искусства.
эмоционально откликаться на них.
изображение
Выразительность и окружающего
мира, Сравнивать музыкальные и речевые
изобразительность в действий
человека. интонации, определять их сходство и
музыке. Интонация Взаимосвязь
различие.
как
озвученное выразительности
и Выявлять различные по смыслу
состояние,
изобразительности
в музыкальные интонации.
основу
выражение эмоций и музыке. Музыкальные и Определять жизненную
мыслей
человека. речевые интонации, их музыкальных интонаций.
Интонации
сходство и различие. Воплощать эмоциональные состояния
музыкальные
и Мелодия
– в различных видах музыкально –
творческой деятельности (пение, игра
речевые. Сходство и интонационно
на детских элементарных музыкальных
различие.
осмысленное
инструментах,
импровизация,
Интонация
- музыкальное
сочинение).
источник
построение.
Анализировать и
соотносить
музыкальной речи. Интонационная
выразительные
и
изобразительные
Основные средства выразительность
музыкальной
исполнения. Основные интонации, свойства музыки в их
выразительности
средства
музыкальной взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных средств
(мелодия,
ритм, выразительности
темп,
динамика, (мелодия, темп, ритм, музыкальной выразительности при
тембр, лад и др.).
тембр, динамика, лад и анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской
др.).
деятельности.
Передавать в собственном исполнении
(пение,
игра
на
инструментах,
музыкально –пластическое движение)
различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с
заданным
либо
самостоятельно
выбранным
музыкальным
образом
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная импровизации).
Участвовать в
совместной
деятельности
при
воплощении
различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни,
танцы, фрагменты из произведений
Представления
о музыкально – театральных жанров
музыкальной
речи: (опера, мюзикл и т.д.).
способ общения между
оценивать
людьми,
сочинения Распознавать и
выразительность музыкальной речи, её
композиторов.
смысл.
Эмоциональное
Сравнивать особенности музыкальной
воздействие
13
Музыкальная
речь как способ
общения
между
людьми,
ее
эмоциональное
воздействие.
Композитор
–
исполнитель
–
слушатель.
Особенности
музыкальной речи в
сочинениях
композиторов,
ее
выразительный
смысл.
Нотная
запись как способ
фиксации
музыкальной речи.
Элементы
нотной
грамоты.
Развитие
музыки
–
сопоставление
и
столкновение чувств
и мыслей человека,
музыкальных
интонаций,
тем,
художественных
образов. Основные
приёмы
музыкального
развития (повтор и
контраст).
Формы построения
музыки
как
обобщённое
выражение
художественнообразного
содержания
музыкальной речи на
слушателей. Богатство и
выразительность
музыкальной
речи.
Целостное
представление
о
возникновении
и
существовании музыки
(деятельность
композитора
–
исполнителя
–
слушателя).
Система
графических знаков для
записи музыки: краткая
история возникновения.
Элементарная
нотная
грамота.
Общее представление о
развитии музыки на
основе сопоставления и
столкновения
человеческих чувств и
действий, музыкальных
тем,
интонаций,
художественных
образов.
Повтор
и
контраст как основные
приёмы
музыкального
развития.
Формы
построения
музыки как обобщённое
выражение
художественнообразного
содержания
произведений.
Различные
формы
построения
музыки:
одночастные, двух- и
трёхчастные, вариации,
рондо и др.
речи разных композиторов.
Импровизировать: передавать опыт
музыкально – творческой деятельности
в
сочинении,
исполнении,
инсценировать
песни,
танцы,
фрагменты
из
произведений
музыкально – театральных жанров
(опера, мюзикл и др.).
Ориентироваться в нотном письме как
графическом изображении интонаций
( вопрос – ответ, выразительные и
изобразительные интонации и др.).
Воспроизводить мелодии
с
ориентацией на нотную запись.
Наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций, тем,
образов.
Сравнивать процесс и результат
музыкального развития в произведениях
разных форм и жанров.
Воплощать музыкальное
развитие
образа в собственном исполнении (в
пении,
игре
на
элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкально – пластическом движении).
Соотносить художественно – образное
содержание
музыкального
произведения
и
формой
его
воплощения.
Наблюдать: распознавать
художественный
смысл различных
форм построения музыки (одночастные,
двух -, и трёхчастные, вариации, рондо
и др.).
Исследовать: определять
форму
построения
музыкального
произведения.
Импровизировать: создавать
музыкальные
композиции
(пение,
музыкально – пластические движения,
игра на элементарных произведениях)
на основе полученных знаний.
Анализировать жанрово –
стилистические
особенности
музыкальных произведений.
Общаться и взаимодействовать в
процессе ансамблевого, коллективного
(хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов.
Инсценировать произведения разных
14
произведений.
Формы
одночастные, двухи
трёхчастные,
вариации, рондо и
др.
Интонационн
ое
богатство
музыкального мира.
Общие
представления
о
музыкальной жизни
страны.
Детские
хоровые
и
инструментальные
коллективы,
ансамбли песни и
танца. Выдающиеся
исполнительские
коллективы
(хоровые,
симфонические).
Музыкальные
театры. Конкурсы и
фестивали
музыкантов. Музыка
для детей: радио и
телепередачи,
видеофильмы,
звукозаписи,
(CD,
DVD).
Различные
виды
музыки: вокальная,
инструментальная,
сольная,
хоровая,
оркестровая.
Певческие голоса:
детские,
женские,
мужские.
Хоры:
детский,
женский,
мужской,
смешанный.
Музыкальные
инструменты.
жанров и форм.
Музыкальная картина мира
Современная
Наблюдать и оценивать интонационное
музыкальная
жизнь богатство музыкального мира.
страны.
Музыкальная Участвовать в музыкальной жизни
символика
–
гимн страны, школы, города и др.
России. Гимн города, Узнавать по звучанию и называть
школы. Детские хоровые выдающихся
исполнителей
и
и
инструментальные исполнительские
коллективы
(в
коллективы,
ансамбли пределах изученного).
песни и танца, известные Осуществлять коллективную
в России и за рубежом. музыкально
–
поэтическую
Детские
музыкально- деятельность (на основе музыкально –
творческие коллективы исполнительского
замысла),
родного
края. корректировать
собственное
Выдающиеся
исполнение.
исполнительские
Моделировать (сочинять) варианты
коллективы
(хоровые, интерпретации
музыкальных
симфонические).
произведений.
Конкурсы и фестивали Оценивать собственную музыкально –
музыкантов
творческую деятельность.
(зарубежные,
Участвовать в хоровом исполнении
российские,
региональные, городские гимна России.
и др.). Музыка для детей: Наблюдать: воспринимать, узнавать,
радио- и телепередачи, определять различные виды музыки
(вокальная, инструментальная, сольная,
видеофильмы,
звукозаписи (CD, DVD). хоровая, оркестровая).
.современная музыка и Узнавать певческие голоса (детские,
мужские, женские) и участвовать в
классические
произведения
в коллективной, ансамблевой певческой
современной обработке. деятельности.
Определять разновидности хоровых
(детский,
женский,
Музыка
вокальная, коллективов
мужской, смешанный).
инструментальная,
сольная,
хоровая, Исполнять музыкальные произведения
оркестровая.
Детские, разных форм и жанров.
женские
(сопрано, Сопоставлять музыкальные образы в
различных
музыкальных
меццо-сопрано, альт) и звучании
мужские
(тенор, инструментов, в том числе современных
баритон, бас) певческие электронных.
голоса.
Разновидности Узнавать и определять различные
хоровых
коллективов составы оркестров (симфонический,
(детский,
женский, духовой, народный инструментов).
коллективном
мужской, смешанный). Участвовать в
музицировании на элементарных и
Музыкальные
музыкальных
инструменты
(орган, электронных
15
Оркестры:
симфонический,
духовой, народных
инструментов.
Народное
и
профессиональное
музыкальное
творчество разных
стран
мира.
Многообразие
этнокультурных
исторически
сложившихся
традиций.
Региональные
музыкальнопоэтические
традиции.
Содержание,
образная сфера и
музыкальный язык.
инструментах.
Создавать: сочинять музыкальные
композиции, в том числе электронные, в
различных видах исполнительской
деятельности.
Воспринимать профессиональное и
музыкальное творчество народов мира.
Соотносить интонационно
–
методические
особенности
музыкального творчества своего народа
и народов других стран мира.
Анализировать художественно
–
образное содержание, музыкальный
язык
произведений
мирового
музыкального искусства.
Исполнять различные по образному
содержанию
образцы
профессионального
музыкально
–
поэтического творчества народов мира.
Участвовать в
инсценировках
традиционных обрядов народов мира на
основе полученных знаний.
Народное
и Воплощать художественно – образное
профессиональное
содержание музыкального народного
музыкальное творчество творчества в песнях, играх, действиях.
разных
стран
мира. Узнавать изученные
музыкальные
Музыкальный
язык, сочинения и называть их авторов.
понятный без перевода.
Многообразие
этнокультурных
исторически
сложившихся традиций.
Региональные
музыкально-поэтические
традиции. Содержание,
образная
сфера
и
музыкальный
язык.
Общие представления о
коллективной
музыкально-творческой
деятельности
народов
мира,
интонационномелодических
особенностях
музыкального
языка
разных
народов.
Сочинения
профессиональных
композиторов
–
выдающихся
представителей
отечественной
и
зарубежной
арфа,
фортепиано,
скрипка,
виолончель,
гитара, аккордеон, баян,
флейта, труба и др.).
современные
электронные
музыкальные
инструменты
(клавишный синтезатор
и др.). оркестр и его
разновидности
(симфонический,
духовой,
народных
инструментов).
16
музыкальной классики.
7. Содержание курса
Основные содержательные линии предмета «Музыка» представлены в программе
содержательными блоками: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы
допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников,
различное распределение учебного материала и времени для его изучения.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды,
скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных
образах.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной
речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ
фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и
инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские
коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали
музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,
DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический,
духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит весомый вклад в общую систему
коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов,
то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть,
совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются
возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их
преодоления.
17
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее
изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы
позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
сведений о литературных произведениях, обеспечивает постепенное возрастание
сложности материала и организует комплексное изучение теоретических литературных
понятий и развития речи.
Подобранный материал программы обеспечивает обогащение знаний о природе
и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в
основной школе.
Таким образом, в обучении детей с задержкой психического развития и
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) следует полностью
руководствоваться задачами, поставленными перед образовательной школой. А также
постоянно иметь ввиду специфические задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону,
в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически
обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с
ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции
и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно,
способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается
потребность в постижении музыкального воспитания, как предмета изучения.
Содержание рабочей программы предоставляет значительные возможности для
развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять
роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями
одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар,
групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором
информации.
8.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Музыка» у выпускников МАОУ «Школа №5 им.
И.О.Родобольского», освоивших адаптированную образовательную программу
начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к
новому учебному материалу по «Музыке» и способам решения новой языковой
18
задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения
курса русского языка для получения общего образования следующего уровня.
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Музыка в жизни человека
·воспринимать музыку различных жанров, - реализовывать творческий потенциал,
размышлять о музыкальных произведениях как осуществляя
собственные
музыкальноспособе выражения чувств и мыслей человека, исполнительские замыслы в различных видах
эмоционально, эстетически откликаться на деятельности;
искусство, выражая своё отношение к нему в организовывать
культурный
досуг,
различных
видах
музыкально-творческой самостоятельную музыкально-творческую
деятельности;
деятельность; музицировать.
·ориентироваться в музыкально-поэтическом
творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края,
сопоставлять различные образцы народной и
профессиональной
музыки,
ценить
отечественные
народные
музыкальные
традиции;
·воплощать
художественно-образное
содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного
творчества (в пении, слове, движении, и др.) и
народного творчества (в песнях, играх,
действах).
Основные закономерности музыкального искусства
·соотносить выразительные и изобразительные - реализовывать собственные творческие
интонации, узнавать характерные черты замыслы в различных видах музыкальной
музыкальной речи разных композиторов, деятельности (в пении и интерпретации
воплощать
особенности
музыки
в музыки, игре на детских элементарных
исполнительской деятельности на основе музыкальных инструментах, музыкальнополученных знаний;
пластическом движении и импровизации);
·наблюдать за процессом и результатом - использовать систему графических знаков
музыкального развития на основе сходства и для ориентации в нотном письме при пении
различий
интонаций,
тем,
образов
и простейших мелодий;
распознавать художественный смысл различных владеть
певческим
голосом
как
форм построения музыки;
инструментом духовного самовыражения и
· общаться и взаимодействовать в процессе участвовать в коллективной творческой
ансамблевого, коллективного (хорового и деятельности
при
воплощении
инструментального) воплощения различных заинтересовавших его музыкальных образов.
художественных образов.
Музыкальная картина мира
19
·исполнять музыкальные произведения разных
форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование,
импровизация и др.);
·определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и
современных электронных;
·оценивать и соотносить музыкальный язык
народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
·адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
·оказывать помощь в организации и
проведении школьных культурно-массовых
мероприятий,
представлять
широкой
публике
результаты
собственной
музыкально-творческой деятельности(пение,
инструментальное
музицирование,
драматизация и др.), собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
20
9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета
Для характеристики количественных показателей используются
обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Колич
ество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа начального общего образования
Учебники
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учебник
1 класс.- М.: Просвещение, 2011.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учебник
2 класс.- М.: Просвещение, 2011.
3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учебник
3 класс.- М.: Просвещение, 2011.
4. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учебник
4 класс.- М.: Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: - М.:
Просвещение, 2011. – 205 с.
Справочные пособия, энциклопедии:
Универсальная школьная энциклопедия. Т.1,2/ ред.группа:
М.Аксёнова, Е. Журавлёва, Д.Володихин и др.- М.: Мир
энциклопедий Аванта+, 2007. – 528 с.
Большая Российская энциклопедия / под ред. Ю.С.Осипова Т
1-18 – М.: научное из-во «Большая Российская энциклопедия»,
2011. – 765 с.
Школьная энциклопедия./ под ред. академика РАН А.О.
Чубарьян. Т 1-8 – М.: из-во «Олма-пресс образование», 2003. –
830 с.
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература
по искусству.
Д
К
К
К
Примечание
Библиотечный фонд
комплектуется
на
основе федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Минобрнауки РФ
К
Д
Д
Д
Д
Д
Интерн
ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке:
Единая коллекция - http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/.
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых
разноуровневых тренировочных и проверочных материалов
следующие
Д
Многоразового
использования
Д/П
21
для организации фронтальной и индивидуальной работы.
http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=113
Общепользовательские цифровые инструменты учебной
деятельности
(Word и Power Point).
Специализированные цифровые инструменты учебной
деятельности
http://myguitara.narod.ru/profile.html
Д/П
Д/П
Экранно-звуковые пособия
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. 1 класс.
Фонохрестоматия музыкального материала.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. 2 класс.
Фонохрестоматия музыкального материала Е.Д.Критская,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. 3 класс.
Фонохрестоматия музыкального материала
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. 4 класс.
Фонохрестоматия музыкального материала
Учебно-практическое оборудование
Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры.
Ноутбук
Технические средства обучения
Классная доска
Телевизор
DVD плеер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий, учебного оборудования и пр.
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
При
наличии
технических
средств
К
К
Д
Д
22
ИСТОЧНИКИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1643).
2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря
2014 г. № 1598.
23
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г.
Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.
Примерные адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15)
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по
разработке рабочих программ.
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и оценке
результатов обучения в 1- 4 классах.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
11. Локальные акты образовательного учреждения.
24
1
2