АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
г. Ирбит2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка....................................................................................3
2. Общая характеристика курса...........................................................................7
3. Место курса в учебном плане..........................................................................9
4. Ценностные ориентиры содержания курса .................................................. 9
5. Результаты изучения учебного предмета.......................................................10
6. Учебно - тематическое планирование.............................................................11
7. Содержание курса.............................................................................................12
8. Планируемые результаты...............................................................................13
9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета....................15
Источники.............................................................................................................17
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа начального общего образования МАОУ
«Школа №5 им. И.О.Родобольского» по учебной дисциплине «Изобразительное
искусство» разработана в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся сограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно –
детей с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.2 и требованиями
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (АООП НОО) МАОУ «Школа №5 им. И.О.Родобольского», Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
и
авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 1-4 классы,
М., «Просвещение», 2015г.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
разработана для детей с (ЗПР) (вариант 7.2), так как данные дети получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки и нуждающиеся в создании охранительного режима,
ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий
коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей
умственного развития.
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное
искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей к изучению
предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Объем учебного материала, изучаемого детьми данной категории в 1 классе,
разбит на два года. Соответственно, на первый год отводится меньший объем учебного
материала, предполагая довольно длительный пропедевтический период.
В ходе обучения в 1 классе у младшего школьника с ЗПР (вариант 7.2)
формируется предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и
способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания,
формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл
и тесно связаны с практической жизнью.
Овладение учебным предметом «Изобразительное искусство» представляет
сложность для учащихся с ЗПР (вариант 7.2). Это связано с малым запасом дошкольных
знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно
встречались с теми или иными объектами и явлениями. Соответственно, уровень
готовности осваивать образовательные программы у обучающихся класса может
оказаться очень разным, поэтому содержание программы предполагает повторение
учебного материала, изученного в 1 дополнительном классе, фактически всю первую
четверть.
Изобразительное искусство в начальной школе МАОУ «Школа №5 им.
И.О.Родобольского» является базовым предметом, которое направлено на
3
формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что
является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Содержание предмета направлено на формирование навыков преобразовательной
деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию
недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и
мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии
с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью
образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического
воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков
аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать
произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать
несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительномоторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку
выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает
психическое развитие на качественно новую ступень.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно
связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств
реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение
ими содержанием образования.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют
формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД)
и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво
подходить к подбору содержания, поскольку познавательные ограничения
обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное восприятие
произведений искусства.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает
предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера
затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание,методы и
приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения
дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом обеспечивается
разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается
содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется
связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий,осуществляется
связь вербальных и невербальных процессов.
Курс «Изобразительное искусство» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней
школе.
Основными целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в
начальной школе являются:
4
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и
общества;
овладение элементарной художественной грамоты; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР (вариант 7.2)
обозначенные задачи в данной программе конкретизируются и планируется решать
через:
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
и навыков обучающимся с ЗПР с учетом темпа учебной работы «пошаговом»
предъявлении материала, опору на все модальности: слуховую, зрительную,
кинестетическую, отведению значительного времени практическим действиям,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития;
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
обучающегося с ЗПР;
- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его
психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
- развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
5
формирование навыков социально одобряемого поведения;
6
- педагогическую поддержку, направленную на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями,
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
- использование современных педагогических технологий: игровой технологии,
технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода,
проектной технологии и приёмов коррекционно - развивающего обучения.
Повышение мотивации и интереса обучающихся к основному образовательному
предмету «Изобразительное искусство» планируется достигать за счет обеспечения
обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.2) необходимой им
ситуации успешности. Реализация программного материала будет носить поэтапный и
наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в
другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в развивающейся
среде ребенка.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса,
активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной
компетенции и достижения планируемых результатов образования.
Способствовать усвоению программы обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (вариант 7.2) будет выполнение ряда условий,
удовлетворяющих специфическим образовательным потребностям:
- преподнесение нового материала развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания);
- организация деятельности с опорой на все модальности: слуховую, зрительную,
кинестетическую (прослушиваем аудиокнигу, или чтение учителя, сверстников.
Просмотр эпизодов мультфильмов, фильмов на определенную тематику. Инсценировка,
театр-экспромт и т.п.);
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- формирование компетенций для обеспечения экологически и этически
обоснованного поведения
- систематическое повторение изученного материала для его закрепления и
усвоения нового;
- обучение умению соотносить достигнутый результат с эталонным.
- понятное объяснение и периодические вопросы обучающимся о цели
выполняемых действий;
- постоянное напоминание-проговаривание способа правильного написания
новых слов, подбор понятных сравнений, создание и поддержание положительного
эмоционального настроя.
7
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает
внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы,
учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами
их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане,
цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения
с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые
результаты
оканчивающих
начальную
школу;
материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса
Доминирующее значение имеетнаправленность программы на развитие
эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру. Овладение основами
художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического
восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим
школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой
отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству
и культуре в целом.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств. Это изобразительных — живопись, графика, скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов,
а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах —
искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с
другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и
человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе МАОУ «Школа №5 им.
И.О.Родобольского» выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных
и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
8
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного
образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках,
будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Цели освоения программы «Изобразительное искусство» реализуются в
следующих задачах:
- совершенствование
эмоционально-образного
восприятия
произведений
искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и т.д.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с
ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки
информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение
работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании
и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение
пунктов
плана),
сниженный
темп
деятельности,
неудовлетворительная
сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля,
недостатки пространственных ориентировок, моторных функций), учителю в следует
соблюдать ряд специальных рекомендаций.
Необходимо уточнять и конкретизировать большую часть самостоятельной работы
обучающихся:
- более тщательно, пошагово анализировать образцы;
- проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и
всего объекта в целом;
- организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
- постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при
необходимости обучающую помощь;
- соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их
познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к
рисованию;
- выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
- создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся,
предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождения сходств и различий,дедукции
и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно,
способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается
потребность в постижении литературного чтения как предмета изучения.
Учебный курс «Изобразительная деятельность» занимает особое место среди
учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира
не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её
стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого
9
процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась
в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю
следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении
со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на
уроках.
3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе отводится по
1 ч в неделю. Курс рассчитан на 168 ч: в 1 классе и 1 дополнительном классе —33 ч
(33 учебные недели), во 2 —4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии,
в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный
смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему
миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е.
пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в
форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству
становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально
окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать
словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве,
можно постичь только через собственное переживание — проживание
художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо
освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической
отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно
быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе
10
происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и
эмоционально-ценностных критериев жизни.
5. Результаты
изучения
учебного
предметаЛичностные:
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность
к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные
умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
- обогащение
ключевых компетенций
художественноэстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную
художественно-творческую и
предметно-продуктивную
деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
- познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;
- ценностно-эстетической сфере- умения различать и передавать в худоественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных
в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового
искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов;
- коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных
11
эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности
для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации
известных.
6. Учебно – тематическое планирование учебного курса – 168 часов
Блок
Сущность художественного образования
Виды
художественной
деятельности
(содержание
учебного
материала)
Восприятие произведений искусства.
Особенности худ. творчества: художник и зритель.
Образная сущность искусства: худ. образ, его условность, передача общего через
единичное.
Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей:
отношение к природе, человеку обществу.
Фотография и произведение изо искусства: сходства и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Ведущие худ. музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж – и региональные музеи.
Представление о роли изо искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Рисунок. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
животных, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Живопись. Живописные материалы. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств худ
выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными
задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина –
раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры.
Худ. конструирование и дизайн. Элементарные приёмы работы с различными материалами
для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о
возможностях использования навыков худ. конструирования и моделирования в жизни
человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Образ
человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте,
отражённые в изо искусстве, сказках, песнях. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных
худ промыслов в России.
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Пропорции и перспектива. Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Главное
и второстепенное в композиции. Симметрия и ассиметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешивание.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худ образ.
Передача с помощью линий эмоционального состояния образа.
Форма. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и на плоскости. Способы передачи объёма.
Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма
в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в
композиции с помощью ритма элементов.
Азбука искусства. Как
говорит
искусство?
(обучение
основам
художественной
грамоты)
Значимые
темы
искусства. О чём говорит
искусство?
(эмоционально-
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений. Изображение
природы в разное время суток, года, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование
различных худ. материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
12
ценностная
направленность
тематики заданий)
Опыт художественнотворческой деятельности
(виды и условия
деятельности)
изображающих природу (Саврасов А.К., Левитан И.И., Шишкин И.И., К. Моне, П.Сезанн).
Знакомство с наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи
(Древняя Греция, Средневековая Европа, Япония).
Родина моя - Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы. Образ человека в
традиционной культуре. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в
искусстве. Эмоциональная и худ. выразительность образов персонажей, пробуждающие
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, заботу, героизм и т.д.
Образы персонажей вызывающие гнев, раздражение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изо
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Жанр натюрморта. Худ конструирование и оформление помещений и парков, транспорта
и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественноконструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными
навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства,
линии, штриха, пятна, объема.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель,
пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные
материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в
высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства.
7. Содержание курса
«Виды художественной деятельности». Особенности художественного
творчества: художника и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу в
художественных произведениях. Представления о богатстве и разнообразии
художественной культуры (на примере культуры народов России). Восприятие и
эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
«Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
мелки, кисти, краски. Приёмы работы с различными графическими материалами.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных, их общие и характерные черты.
Владение цветом, как основой языка живописи. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Истоки
декоративноприкладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе – больше, дальше –
меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое
и толстое, тёмное и светлое, т.д. Практическое овладение основами цветоведения,
изучение основных и составных цветов, тёплых и холодных смешанных оттенков.
Понимание приемов изображения линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,
13
плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства
передачи эмоционального состояния природы, человека, животного.
Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира
и передача их на плоскости.
«Значимые темы искусства»(Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и
природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу.
«Опыт художественно-практической деятельности». Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.
8. Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего
образования в МАОУ «Школа №5 им. И.О.Родобольского» у обучающихся будут
сформированы основы художественной культуры: представление о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать
и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира
и жизненных явлений;
-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать
произведения
изобразительного
искусства;
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
14
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
-создавать
средствами
живописи,
графики,
скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
-использовать декоративныеэлементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования
в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы,
человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике
и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на
правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
15
Выпускник получит возможность научиться:
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам
и мнениям;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение кним;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
9. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для характеристики количественных показателей используются следующие
обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6
человек).
Наименование объектов и средств материально-технического
Количест
Примечание
обеспечения
во
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области
Д
«Искусство» Примерная программа основного общего образования
Д
по
изобразительному искусству
Д
Рабочие программы по изобразительному искусству
Учебники по изобразительному искусству Методические пособия
Д
(рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства)
Методические журналы по искусству
К
Учебно-наглядные пособия
Энциклопедии по искусству, справочные пособия
Д
Д
Ф
Д
Печатные пособия
Портреты
русских
и
зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений,
деревьев,
животных, птиц, человека.
Д
Д
Библиотечный фонд
комплектуется на
основе
федерального перечня
учебников,
рекомендованных
Минобрнауки РФ
В состав
библиотечногофонда
необходимо
включать журналы
федерального
значения Наглядные
пособия в виде
таблиц и плакатов –
формата
А4 - Ф
Многоразового
использования
16
Д
Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийный проектор (при наличии).
П
При наличии
Мультимедийные
образовательные
ресурсы
(презентации),
необходимых
соответствующие тематике программы по математике.
технических условий
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным
темам программы): электронные справочные и учебные пособия.
Технические средства обучения
Телевизор.
Д
Персональный компьютер.
Д
При наличии
Музыкальный центр Телевизор Видеомагнитофо
Д
необходимых средств
Д
Экранно – звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в томчисле в
цифровой форме).
DVD-фильмы:
- памятники архитектуры;
- художественные музеи;
- виды изобразительного искусства; - творчество отдельных
художников; - народные промыслы;
- декоративно-прикладное искусство; - художественные технологии
Учебно-практическое оборудование
Конструкторы для
моделирования архитектурных сооружений
Краски акварельные Краски гуашевые Тушь
Ручки с перьями Бумага А1, А4 Бумага цветная
Фломастеры Восковые мелки Пастель Сангина
Уголь
Кисти беличьи Кисти щетина Ёмкости для воды
Стеки Пластилин/глина Клей
Ножницы
Рамы для оформления работ Подставки для натуры
Муляжи фруктов (комплект) Муляжи овощей (комплект)
Гербарии
Изделия
декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов Гипсовые геометрические тела
Драпировки
К
Д
Д
При наличии
технических средств
Ф
К
К
К
К
К
К
К
К
К
П
Д
Д
Д
Д
17
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1643).
2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря
2014 г. № 1598.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г.
Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.
Примерные адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15)
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по
разработке рабочих программ.
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и оценке
результатов обучения в 1- 4 классах.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
11. Локальные акты образовательного учреждения.
18
1
8