Программа ритмика Ритм радости

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Ритмика»
(1-4 класс)

г Ирбит, 2025
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………….3
2 Основное содержание курса……………………………………………….7
3.Календарно-тематическое планирование........................................................16
4.Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому

обеспечению образовательной деятельности .........................................................17
5.Планируемые результаты..............................................................................17
Источники..........................................................................................................18

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа № 5 им. И.

О.Родобольского»
соответствии

с

по внеурочной деятельности

основными

положениями

«Ритмика» разработана в

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с

задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной

основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП
НОО)

МАОУ

«Школа

№

5

им.И.О.Родобольского», Концепции

духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России , примерной

программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов
VII вида (М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2012.) второй вариант и авторской
программы Н.А. Цыпиной «Ритмика».

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ритмика» разработана для детей

с особыми возможностями здоровья , так как данные дети получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с

образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но
нуждающихся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки,
использования

педагогического

методов,

приемов,

воздействия,

умственного развития.

средств

своевременной

и

технологий

реализации

коррекционновозможностей

Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является

обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной
сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности,
эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки

и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа
жизни.

3

Основная

цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной

активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.

В соответствии с обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ особыми

образовательными потребностями определяются задачи программы :

- развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
- развитие выразительности движений и самовыражения;
- развитие мобильности;

- коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной
сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;

- развитие общей и речевой моторики;

- развитие ориентировки в пространстве;

- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается

в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому
что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции,
незначительные

двигательные

расстройства,

проявляющиеся

как

моторная

неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на

занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной
выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и

пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и
память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для
прогресса в общем психологическом развитии.

Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в

формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной

регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они
подчиняются

сложным

инструкциям,

воспроизводя

определенную

последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные

двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый
уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются

4

двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка,
повышается жизненный тонус.

Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением.

Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков,
выполняет психокоррекционную функцию. Занятия ритмикой положительно влияют
на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое
воображение.

К основным направлениям работы в ходе реализации программы «Ритмика»

относятся:

- восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки;

различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого,
медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного,

трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и
отрывистой музыки);

- упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и
перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги

друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в

зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по
кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);

- ритмико-гимнастические

упражнения

(общеразвивающие

упражнения,

упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);

- упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных

музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, маракас,
треугольник, тарелки и др.);

- игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);

- танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски,
несложных композиций народных, бальных и современных танцев).

5

Основными формами работы при реализации данной программы являются

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа.

Место предмета в базисном учебном плане
Курс программы внеурочной деятельности «Ритмика»» рассчитана на 4 года

обучения. На освоение данного курса в базисном учебном плане ОУ выделяется

135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2 классе 34 часа (1 ч
в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные
недели), в 4 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика»

Содержание программы «Ритмика» направлено на обеспечение двигательных

потребностей

ориентировки

детей,
в

на

развитие

пространстве,

на

их

моторики,

улучшение

координации

эмоционального

движений,

состояния.

Характерные для детей с ОВЗ особенности нервно – психического развития,
поведения и личностных реакций, эмоционально
–

волевая

незрелость

Специфические

средства

хорошо

поддаются

воздействия

на

коррекции

учащихся,

на

уроках

свойственные

ритмики.
ритмике,

способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению
отклонений в психическом и физическом развитии.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего

образования по являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать

средства для достижения ее цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками в достижении общих целей;

6

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

· проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;

· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:
· характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

· обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;

· общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;

· обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;

· организация

самостоятельной

деятельности

с

учетом

требований

ее

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;

· планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе ее выполнения;

· анализ

и

объективная

оценка

результатов

возможностей и способов их улучшения;

собственного

труда,

поиск

7

· видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;

· оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
· управление

эмоциями

при

общении

со

хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

сверстниками

и

взрослыми,

Предметные результаты:


понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;





организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;



соблюдать

темп

движений,

правильно

выполнять

обращая

внимание

на

музыку,

общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;


пружинящий шаг, поскок».

упражнения:

«Хороводный

шаг»,

выполнять

«Приставной,



учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



умение координировать свои усилия с усилиями других.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание учебного материала составляют упражнения для

развития двигательных качеств .

Программа по ритмике состоит из 4 разделов:
1. Упражнение на ориентировку в пространстве;
8

2. Ритмико-гимнастические упражнения;
3. Игры под музыку;

4. Танцевальные упражнения.
1 класс

1.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен,

с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,

налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время
ходьбы.

2.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы,

круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях

без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты

туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку).

Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее

внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны,
вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание

рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки

вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление

левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой

руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно
каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка

наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки

вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями
(имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им

9

свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук.

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую
(маятник).

3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером

музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение

направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется

стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым,
комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на

конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей,
птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным

эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами,
хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с
предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий

шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.

Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг
на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с

платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.
Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с
притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски

Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.

Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.

Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

10

2 класс

1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими

поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время

ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать
друг другу, перекладывать с места на место.

2. РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед

собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы

вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая

колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в

стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки,
мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен.
Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное

положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке.
Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку
осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с

одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и
правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение
с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание

левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой

руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и
замедление

движений

в

соответствии

с

изменением

темпа

музыкального

сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

11

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного

положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе
вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание

кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки,

динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
Упражнения

на

самостоятельное

различение

темповых,

динамических

и

знакомых

движений.

Выразительная

и

мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное
исполнение

в

свободных

плясках

эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен.
Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с
предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных
песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная

ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег,

стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы.
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на

месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят
вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с
платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.

Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
3 класс

12

1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с

приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках,
держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления

одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего
круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.

Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСККЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы.

Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их
перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание

резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в
стороны сдвижениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением

коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на
носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным

выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через
палку. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и

поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону,
противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с

круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию
движений

с

предметами

(флажками,

мячами,

обручами,

скакалками).

Одновременноеотхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в

среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен).
Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того,
что учитель прохлопал, и наоборот.

Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение

всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение,
давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на

мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на
13

полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Передача

в

движениях

частей

музыкального

произведения,

чередование

музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке,

сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных
движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом,
применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче

игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого
сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание

вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные,
игры с пением и речевым сопровождением.

3. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки.

Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски:

приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку,

присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой
галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
4 класс

1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в

шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в

звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с

использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные,
чем в предыдущих классах.

2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
14

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,

назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей

рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые

движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных

движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с

постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над

головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное
составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с
предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с

мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,

акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена

движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов

танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
композиций.

Игры

с

пением,

музыкальных сказок, песен.

речевым

сопровождением.

Инсценирование

4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
15

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на

различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад

(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание
народных танцев.

3.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п

Наименование разделов и тем

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

Игры по музыку

2
4

Итого

Кол-во часов
6

Ритмико-гимнастические упражнения

12

Танцевальные упражнения

8

7

33

2 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п

Наименование разделов и тем

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

Игры по музыку

2
4

Итого

Кол-во часов
6

Ритмико-гимнастические упражнения

12

Танцевальные упражнения

8

7

33

3 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п

Наименование разделов и тем

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

Игры по музыку

2
4

Итого

Кол-во часов
7

Ритмико-гимнастические упражнения

10

Танцевальные упражнения

9

7

33

33
16

4 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п
1

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

Игры по музыку

2
4

Итого

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

6

Ритмико-гимнастические упражнения

10

Танцевальные упражнения

10

7

33

33

4.РЕКОМЕНДЦИИ ПО УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И
МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебный кабинет, хореографический зал;
- магнитофон; - компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке - детские песни из мультфильмов
(ремиксы, оригиналы и минусовки);

- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты;
- детские музыкальные инструменты.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
у

В общей системе коррекционно-развивающей работы по программе «Ритмика»
обучающихся начальной школы позволяет проконтролировать наличие

позитивных

двигательных

изменений
умений

познавательной сфер.

по

и

следующим

навыков,

параметрам:

развитие

совершенствование

эмоционально-волевой

и

В области формирования двигательных умений и навыков:

– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для

выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;

– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения

в определённом ритме и темпе;

17

– совершенствование координационных движений (быстрота и точность

реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук,
ног, туловища и др.);

– умение выполнять простейшие построения и перестроения;
– умение ходить в шеренге и разными видами шага;
– овладение простейшими элементами танца;

– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать

варианты образных движений в играх;

– владеть техникой элементарной мышечной релаксации.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее

недостатков:

– проявление волевых и нравственных качеств при подготовке и во время участия в

публичных выступлениях (концерты и праздники);

– умение выполнять задания взрослого и не подводить своих одноклассников,

действовать в группе слаженно и сообща;

– умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками;

– умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность

сферы и формирования высших психических функций:
–

расширение

сферы

жизненной

компетенции

за

счет

совершенствования

ориентировки в пространстве, расширение знаний о танцах и танцевальных шагах,
умении регулировать свое поведение на занятиях, концертах и праздниках;

– умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении
упражнений;

– умение контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки после
указания на них;

– умение анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное
время под руководством взрослого и самостоятельно;

– умение адекватно оценивать собственные физические и творческие возможности;

– овладение индивидуальными комплексами упражнений лечебной и корригирующей
гимнастики;

18

– умение оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в
соответствии со своими возможностями.

19

Источники:
1.Мустаева М.В. «Коррекционно - педагогические и социально – психологические
аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития», Москва, 2005.
2.С.Ю. Бородулинина «Коррекционная педагогика», Ростов – на – Дону, 2004.
3. Г. А. Ильина «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы
психологии», Москва, 2001.
4. «Основы специальной психологии» Ред. Е.А. Стребеловой, Москва, Академия,
2002.
5. Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский, «Анатомия, физиология и патология органов
слуха и речи. М. Владос, 2000.
6. М.М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М.
Педагогика 1997.
7. М.А. Давыдова. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.
8. Л.Г. Горькова, Н.Ф. Губанова «Праздники и развлечения», М. «Вако», 2007
9. Е.А.Медведева (редактор) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в
развитии и коррекционная ритмика», Москва, 2002.
10. И.Каплунова, И.Новосельцева серия «Ладушки», Санкт – Петербург, 2004.
11. Примерной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ и классов VII вида (М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2012.) второй вариант;
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.dance-city. narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www. mon.gov.ru
4. www.tangodance.by
5.http://music.edu.ru/

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».