РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Путешествие по малой родине (Ирбитоведение)»
(1-4 классы)
Составитель:
Масленникова Екатерина Дмитриевна
учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
г. Ирбит, 2025 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Основное содержание курса…………………………………………………..5
3. Учебно-тематический план…………………………………………………...6
4. Календарно-тематическое планирование…………………………………….7
5. Материально-техническое обеспечение ………………………...………......15
6. Планируемые результаты изучения курса……………………..……………15
7. Источники…………………………………………………...………………...18
2
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
«Путешествие
по
малой
родине
(Ирбитоведение)» имеет социальное направление.
Человек богат прошлым своей семьи, своей историей. Только тот
будет истинным гражданином своего Отечества, кто знает, хранит и
приумножает историю своего родного края. В настоящее время среди
проблем, стоящих перед образованием, выделяют проблему становления у
школьников ценностного отношения к культуре и традициям русского
народа, к традициям родного края, воспитания основ гражданственности.
Актуальность программы Изучение своего родного края является
тем фактором, который способствует всестороннему развитию личности,
совершенствованию интеллектуального и духовного развития ребёнка,
формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной
земле.
Познание родного края, изучение его природы, его истории с
древнейших времен до наших дней помогает каждому ребенку социально
адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно
взаимодействовать
с
окружающим
миром,
не
бояться
его
преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем
уверенно и комфортно.
Зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей,
можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином
своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу
России.
Во многих нормативных документах, программах, научных и
популярных публикациях подчеркивается особое значение формирования
у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей нынешнего поколения
российских граждан.
Законодательно и нормативно это нашло отражение в
последовательно
принятых
и
реализованных
программах:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2021-2025гг.», «Национальной доктрине
образования России», «Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России», ФГОС и других документах, в
которых выражена образовательная политика нашей страны.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по малой
родине (Ирбитоведение)» составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, основной образовательной
программы начального (основного) общего образования.
Нормативно-правовой основой программы являются следующие
документы:
3
- Федеральный закон от 08 августа 2024 ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.)
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности
при введении ФГОС общего образования Письмо Минпросвещения
России от 05 июля 2022 г. №ТВ-1290\03
- Локальные акты учреждения:
-Положение о внеурочной деятельности МАОУ «Школа №5»;
-Учебный план МАОУ «Школа №5 им. И.О. Родобольского» на 2025-2026
уч. год.
Роль курса важна не столько в формировании знаний, сколько в
пробуждении познавательного интереса ребенка в изучении родного (края)
города. Именно на этой ступени необходимо и возможно помочь ребенку
полюбить город, в котором он живет (гордиться им, сопереживать ему,
понимать его проблемы), понять ценность города для себя и других горожан
(иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности),
осознать свою взаимосвязь с родным городом.
Курс «Ирбитоведение» является фундаментом системы краеведческого
образования.
Цель программы: формирование нравственных чувств, духовноценностной и практической ориентации обучающихся в окружающем их
городском пространстве.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса
к изучению города (родного края).
2. Содействовать формированию представления об уникальности,
неповторимости облика города Ирбита и его окрестностей (окружающей
природы).
3. Развивать начальные краеведческие умения.
4. Развивать монологическую и диалогическую формы речи.
5. Развивать аналитические умения.
6. Создавать условия для формирования оценочных суждений.
7.Содействовать развитию креативного мышления и реализации
творческого потенциала учащихся.
7. Создавать условия для развития навыков культуры поведения.
Программа предусматривает следующие виды деятельности:
- чтение текста в различных источниках и на различных носителях;
4
- решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений);
- наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками);
- работа со словарём;
- работа по карточкам;
- участие в эвристических беседах;
- работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы,
кроссворды);
- участие в викторинах и конкурсах;
- подготовка викторин и конкурсов;
- изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках;
- работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,
познавательные игры;
- викторины;
- экскурсии пешеходные и виртуальные.
Программа выстроена на основе следующих принципов:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
-опора на ценности воспитательной системы ОУ.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся (6,5-10 лет) и рассчитана на проведение 1
часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
2. Основное содержание курса
Программа каждого года обучения включает в себя 5 разделов:
Первый раздел – «Моя школа» (7 ч.)
История образования школы. Внутреннее строение школы и объекты,
расположенные вокруг школы. Традиции школы, правила внутреннего
распорядка. Взаимоотношения в коллективе. Ученический совет школы.
Кадетское движение. Работники. Правила кадетской жизни. Спорт в жизни
кадета. Кадет – будущий защитник Отечества.
Второй раздел – «Моя семья» (3 ч.)
Мы в семье. Моя семья- часть моего народа. Профессии моих
родителей, дедушек и бабушек. Родословная моей семьи. Семья и её
ценности. День семьи. История происхождения моей фамилии. Интересные
люди в моей семье.
Третий раздел – «История Ирбита» (7 ч.)
Образование города Ирбита. Ирбитская ярмарка. Символика Ирбита.
Яркие и важные события в истории родного региона. Знаменитые земляки.
История улиц Ирбита. Жизнь и быт населения региона в разные
5
исторические времена. Народные промыслы и народные костюмы ирбитчан.
Памятники истории и культуры города, их охрана. Ирбит и ирбитчане в годы
Великой Отечественной войны. Мероприятия по восстановлению
разрушенного войной хозяйства. Памятники и мемориалы, посвященные
событиям Великой Отечественной войны.
Четвертый раздел – «Достопримечательности Ирбита» (11 ч.)
Интересные объекты города. Музеи. Памятники архитектуры.
Библиотеки. Театр и кинотеатр. Парки. Спортивные комплексы. Ирбитские
поэты, писатели и художники. Образовательные учреждения. Основные
предприятия города.
Пятый раздел – «Природа Ирбита» (5ч\1 класс, 6 ч.\2 - 4 классы)
Времена года в нашем городе. Особенности погоды, природные
изменения, занятия населения в разные времена года. Народный календарь.
Разнообразие растений и животных, обитающих в городе. Водные объекты
города, их характеристика, использование в хозяйственной деятельности.
Полезные ископаемые и их использование. Природные сообщества города.
Влияние человека на природные сообщества. Красная книга Ирбитского
района. Экологические проблемы города. Воспевание красоты природы
родного города поэтами и художниками.
3. Учебно – тематический план
№
Тема
1
2
3
4
Моя школа
Моя семья
История города
Достопримечательности
Ирбита
Природа Ирбита
5
Всего:
1 класс
т
п
3
4
2
1
2
5
5
6
2 класс
т
п
4
3
1
2
3
4
8
3
3 класс
т
п
4
3
2
1
4
3
2
9
4 класс
т
п
3
4
1
2
3
4
4
7
2
14
3
19
2
14
2
13
3
19
6
3
15
4
20
4
21
4. Календарно - тематическое планирование
1 класс – 33 ч
№
Тема
1.
2.
3.
4.
Знакомство со школой
Я - ученик
Школьный музей
Школьная библиотека
5.
6.
7.
Правила поведения в школе
В школьном дворе
Моя школа
8.
9.
Мы в семье
Моя семья- часть моего народа
10.
Профессии моих родителей
11.
Образование города Ирбита
13.
Мой город
12.
Символика Ирбита
Содержание
Моя школа (7ч)
Экскурсия по школе. Познакомиться со школой.
Беседа. Узнать об обязанностях ученика в школе.
Экскурсия. Познакомиться с экспонатами музея.
Экскурсия. Познакомиться с библиотекой и узнать о правилах поведения в
библиотеке.
Беседа. Познакомиться с правилами поведения в школе.
Беседа. Познакомиться с правилами поведения в школьном дворе.
Конкурс рисунков
Моя семья (3 ч)
Беседа. «Моя семья»
Презентация. Познакомиться с разными национальностями, проживающими
в Ирбите. Рассказ о семье.
Конкурс рисунков «Моя мама (папа, бабушка и т. д.) на работе». Нарисовать
рисунок или составить рассказ, отражающий смысл работы родителей. Показать
специфические основы и символы данной профессии.
История города (7ч)
Музейный урок. Познакомиться с историей образования города
Беседа. Презентация. Познакомиться с процессом зарождения Ирбитской
символики.
Конкурс рисунков
7
Дата
план
факт
14.
Народные костюмы
Музейный урок. Познакомиться с историей возникновения народных костюмов
15.
Город Ирбит и его церкви
Беседа. Презентация. Памятники православной культуры.
17.
Ирбит в годы Великой
Отечественной войны
16.
Ирбит – земля российскогоподвига
18.
Интересные места города
20.
Скульптурные композиции
21.
22.
Парки нашего города
Библиотеки
23.
24.
Театры и кинотеатры
Спортивные комплексы
25.
26.
27.
28.
Поэты и писатели
Художники
Фонтан
Викторина «Достопримечательности
Города Ирбита»
29.
Кто у нас живет
30.
Экскурсия в музей народного быта
32.
33.
Растения и их охрана
Времена года в нашем городе
19.
31.
Музеи нашего города
Что у нас растет
Экскурсия. Обелиск в память рабочих Ирбитского мотоциклетного завода,
погибших в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия. Аллея Героев Советского Союза.
Достопримечательности городаИрбита (11ч)
Знакомство с основными местами города виртуально.
Виртуальная экскурсия. Дети смогут представить собранный самостоятельно
материал о музеях города Ирбита.
Презентация. Собранный учащимися фотоматериал познакомит детей с
разнообразием скульптурных композиции родного города.
Экскурсия в парк. Чтение стихов о природе.
Виртуальная экскурсия. Дети получат возможность узнать о библиотеках города.
Вспомнят правила посетителей библиотеки.
Посещение кинотеатра. Просмотр фильма.
Презентация. Знакомство со спортивными комплексами и школами города
Ирбита. Беседа о пользе спорта для здоровья.
Конкурс чтецов. Стихи Ирбитских поэтов.
Встреча с художником.
Конкурс рисунков «Фонтан моего города»
Викторина по вопросам. Смогут проверить свои знания о достопримечательностях
города Ирбита.
Природа Ирбита (5ч)
Беседа – демонстрация о разнообразии животного мира города и района.
Правила бережного отношения к природе.
Экскурсия. Знакомство с животными, обитающими в Ирбитском районе.
Беседа – демонстрация о разнообразии растительного мира города и района. Что
растет на улицах нашего города. Правила бережного отношения к природе.
Конкурс рисунков «Растения моего города».
Проект. Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок,
пейзажей о временах года. Создание альбома «4 времени года вИрбите».
8
2 класс – 34 ч
№п.п.
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мой класс. Мои друзья
Правила внутреннего распорядка
Школьные праздники и традиции
Азбука культуры поведения
Игры, в которые играют на переменах
Безопасный путь в школу
Учат в школе
8.
Родословная моей семьи
9.
Составление родословной моей семьи
10.
Профессии моих родителей. Экскурсия
на предприятие
11.
12.
Ирбеевская слобода
История моей улицы
13.
Знаменитые земляки
14.
История создания мотоциклетного музея
15.
Православные храмы города Ирбита.
Храм Сретения Господня
Содержание
Моя школа (7ч)
Рассказы учащихся о классном коллективе и друзьях
Беседа. Познакомиться с правилами школы и обязанностях школьника
Презентация. Познакомиться с праздниками традициями школы
Беседа. Познакомиться с культурой общения, этикетом
Игры. Познакомиться с правилами общения в играх
Викторина. Познакомиться с правилами безопасного пути в школу
Ролевая игра. Проверить знания по разделу «Моя школа»
Моя семья (3ч)
Исследование. Находить в семейном фото и видеоархиве соответствующий
материал.
Практическая работа. «Родословная в картинках». Нарисовать генеалогическое
древо, на ветвях которого разместить рисунки или фотографии своих предков,
родственников по восходящей линии с указаниемимён и даты рождения.
Экскурсия на предприятие.
История Ирбита (7ч)
Познакомиться с историей возникновения Ирбеевской слободы
Исследование. Познакомиться с историей улиц города.
Конкурс рисунков
Беседа. Презентация. Узнать о жизни и творчестве знаменитого земляка
Экскурсия. Памятник И. И. Акулову.
Музейный урок. Познакомиться с историей появления и развития
Мотоциклетного музея
Беседа. Презентация. Познакомиться с памятниками православной
культуры.
9
Дата
план
факт
16.
17.
Подвиги наших земляков
Ирбитский бессмертный полк
18.
19.
20.
Интересные объекты. Историкоэтнографический музей
Интересные объекты
Музеи нашего города
21.
22.
23.
24.
Музеи нашего города
Скульптурные композиции
Парки нашего города
Библиотеки
29.
Календарь природы
30.
31.
32.
Предсказание погоды по народным
приметам
Мой любимый питомец
Зеленые украшения нашего города
33.
34.
По водным просторам
Операция «Капелька»
25.
26.
27.
28.
Театры и кинотеатры
Музеи нашего города
Музеи нашего города.
Игра «Достопримечательности нашего
города»
Экскурсия. Памятник погибшим в Афганистане и Чечне.
Экскурсия. Аллея памяти погибшим на СВО.
Достопримечательности городаИрбита (11ч)
Экскурсия в музей. Учащиеся познакомятся с животными, некоторые из которых
числятся в Красной книге.
Экскурсия. Знакомство с площадью им. Ленина.
Экскурсия в музей народного быта. Узнают о жизни и быте крестьянства на Руси,
познакомятся с собранием рушников, традиционной одеждой, поясами, коврами и
другимипредметами народного быта.
Занятие в музее. Как жили наши предки
Пешеходная экскурсия к памятнику Г. К. Жукова.
Экскурсия в Сиреневый сквер.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Посещение театра. Просмотр спектакля
Экскурсия.
Посещение музея.
Обучающиеся смогут проверить свои знания о достопримечательностях города
Ирбита в игровой занимательной форме.
Природа Ирбита (6ч)
Беседа. Наблюдение за погодой. Запись результатов в дневник наблюдений с
помощью условных знаков.
Беседа. Знакомство с народным календарем. Основные приметы времен года
в народном календаре. Сбор народных примет о погоде.
Рассказы учащихся о домашних питомцах. Конкурс рисунков
Понятие о природных элементах: древесно-кустарниковые насаждения, газоны,
лужайки, цветочные клумбы.
Музейный урок. Знакомство с водными ресурсами нашего края.
Беседа о бережном отношении к воде, рациональном использовании воды в быту.
10
3 класс – 34 ч
№
Тема
1.
2.
3.
Учителя и ученики школы
Мои одноклассники. Что такое
коллектив?
Кто такой кадет?
4.
Правила кадетской жизни
5.
6.
7.
Работники МЧС
Кадет – будущий защитник Отечества
Спорт в жизни кадета
8.
Семья и её ценности
9.
10.
История моей семьи
Профессии моих родителей. Встреча с
людьми интересной профессии
11.
Ирбитский уезд
12.
13.
14.
15.
История Ирбитских улиц.
Предметы быта ирбитчан конца XIXначала XX века
Знакомство с православными храмами
города Ирбита. Храм Веры, Надежды, Любови и
матери их Софии
Памятники архитектуры. Ирбитский
Государственный драматический театрим. А.
Н. Островского
Содержан
ие
Моя школа (7ч)
Экскурсия. Познакомиться с учителями и учениками школы на доске почета
Беседа. Узнать что такое коллектив и правила общения в коллективе
Выступление учащегося-кадета. Познакомиться с образованием кадетского
движения.
Выступление учащегося-кадета. Познакомиться с правилами жизни кадета
в школе
Встреча с работниками МЧС. Узнать о работе спасателя
Маршировка. Познакомиться с командами в строю, отработка команд
Беседа. Познакомиться со спортивными достижениями кадетов
школы.. Спортивные соревнования
Моя семья (3ч)
Беседа. Практическая работа «Герб моей семьи». Нарисовать стилизованный
герб семьи, отражающий историческое значение фамилии,
знаменательные события и выдающихся людей своего рода.
Исследование. Интервьюировать членов своей семьи об истории семьи
Встреча. Беседа
История Ирбита
Беседа. Презентация. Познакомиться с историей освоения края.
Пешеходная экскурсия.
Музейный урок. Познакомиться с бытом крестьян и помещиков начала XX
века
Беседа. Презентация. Познакомиться памятниками православной культуры.
Беседа. Презентация.
Узнать историю возникновения и развития Государственногодраматического
театра А. Н. Островского
11
Дата
план
факт
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Памятники и мемориалы, посвящённые
событиям Великой Отечественной
войны
Мероприятия по восстановлению
разрушенного войной хозяйства
Экскурсия. Обелиск в память рабочим Ирбитского автоприцепного
завода, погибших в годы Великой Отечественной войны
Беседа. Презентация. Познакомиться с историей послевоенного Ирбита
Достопримечательности городаИрбита (11ч)
Парк 40-летия комсомола
Экскурсия в парк.
Музеи нашего города
Экскурсия в музей гравюры. Обзорная экскурсия.
Памятники архитектуры
Экскурсия к Пассажу. Узнать историю возникновения пассажа.
Библиотеки. Библиотека семейного чтения
Экскурсия в библиотеку семейного чтения
Театры и кинотеатры
Посещение драматического театра им. Островского. Просмотр спектакля
Образовательные учреждения
Обзорная экскурсия в ИГК.
Ирбитские поэты и писатели
Презентация о поэтах и писателях города Ирбита.
Композиторы и художники
Презентация о композиторах. Знакомство с музыкальными произведениями
Библиотеки. Центральная детская библиотека Экскурсия в центральную детскую библиотеку. Библиотечный урок
Музеи нашего города
Музей Ирбитского мотоциклетного завода
Квест «Достопримечательности города
Игра. Проверить знания о достопримечательностях города Ирбита
Ирбита»
Природа Ирбита (6ч)
Прилетай, птица
Рассказ-демонстрация о перелетных птицах города; обсуждение темы о пользе
птиц в природе, какие гнездовья приготовить для птиц.
Скворечник или «каждому свой домик»
Проект. Организация скворечников, сделанных с помощью родителей во дворе
домов, пришкольной территории, оформление агитационных листовок,
призывающих охранять птиц.
Как рождается прогноз погоды?
Музейный урок. Знакомство с работой метеостанции по наблюдению за погодой и
ее изменениями.
Природные сообщества города
Рассказ о природных сообществах города. Цепи питания в природных
сообществах.
Влияние человека на природные сообщества на примере
сказки В. Бианки «Старик и сова».
Школьный двор: в согласии с природой
Экскурсия. Выявление растений школьного двора, нуждающихся в заботе.
Обсуждение: что нужно сделать, чтобы исправить положение
Ботанический сад – живой организм
Виртуальная экскурсия в ботанический сад. Определение названий растений.
Зарисовки (фотографирование).
12
4 класс – 34 ч
№п.п.
Тема
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выпускники школы
История образования школы
Ученический совет
Положение о кадетах
Кадет – будущий защитник Отечества
Подразделение МЧС
Мое участие в жизни школы
8.
День семьи
9.
История происхождения моей фамилии
10.
Интересные люди в моей семье
11.
12.
Ирбит - родина ярмарки
Ирбит – мотоциклетная столица
13.
14.
История Ирбитских улиц.
Тайны народного мастерства
15.
Их именами названы улицы
16.
Их именами названы улицы
17.
Макет города Ирбита
Моя школа (7ч)
Экскурсия. Познакомиться с выпускниками школы
Презентация. Познакомиться с историей образования школы
Выступление учащегося-кадета. Узнать о роли учащихся в школьном совете
Выступление учащегося-кадета. Узнать о положении кадетов
Маршировка. Отработка команд в строю
Экскурсия. Познакомиться с работой спасателя
Подготовка портфолио. Подведение итогов участия в жизни школы
Моя семья (3ч)
Беседа. Презентация. Познакомиться с праздником «День семьи, любви и
верности». Конкурс рисунков
Исследование. Провести исследование о происхождении своей фамилии.
Узнать, кем были предки по роду занятий.
Исследование. Узнать об интересных людях в семье (фронтовики, поэты,
писатели, художники, герои труда и т.п.)
История Ирбита (7ч)
Беседа. Презентация. Познакомиться с историей Ирбитской ярмарки
Беседа. Презентация. Познакомиться с историей появления мотоциклетного
завода
Пешеходная экскурсия. Познакомиться с историей улиц
Музейный урок. Познакомиться с промыслами и ремеслами в Ирбеевской
Слободе.
Исследование. Познакомиться с улицами названными в честь известных
людей.
Исследование. Познакомиться с улицами названными в честь известных
людей.
Экскурсия в историко-этнографический музей. «Макет города Ирбита»
Достопримечательности города Ирбита (11ч)
13
Дата
план факт
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Интересные объекты.
Музеи нашего города. Музей Уральского
искусства
Музеи нашего города. Ирбитский музей
истории техники
Памятники архитектуры
Отдел детского и подросткового чтения
Центральной городской библиотеки
Театры и кинотеатры
Основные предприятия города
Ирбита
Основные предприятия города
Ирбита
Ирбитские художники
Ирбитские художники
Разработка буклета
«Достопримечательности нашего
города»
29.
Природные ископаемые
30.
Красная книга Свердловской области
31.
Экологические проблемы нашего
города
Новинки из мусорной корзинки
32.
33.
34.
Экологический светофор
Природа в произведениях Ирбитских
поэтов и художников
Экскурсия. Знакомство с профессиями
Экскурсия в музей Уральского искусства. Посещение выставочного зала
Музейный урок. История возникновения музея техники
Посещение храма Сретения Господня
Пешеходная экскурсия в отдел детского и подросткового чтения
Центральной городской библиотеки
Посещение кинотеатра. Просмотр кинофильма
Виртуальная экскурсия. Презентация. Знакомство с основными
предприятиями города Ирбита
Пешеходная экскурсия на автоприцепный завод. Знакомство с работой
предприятия.
Презентация. Знакомство с художниками города Ирбита
Экскурсия в художественную школу города Ирбита
Выставка лучших буклетов о достопримечательностях города Ирбита
Природа Ирбита (6ч)
Музейный урок. Знакомство с геологическим прошлым, полезными
ископаемыми.
Беседа «Красная книга» нашей области. Правила бережного отношения к
природе. Изготовление плаката «Исчезающие виды растений и животных.
Способы их защиты»
Беседа - презентация «Планета в опасности». Сбор информации об
экологической обстановке родного города
Проект. Применение бытового мусора и других отходов после их первичного
использования
Игра, показывающая сформированность экологической культуры.
Беседа. Знакомство с поэтами, художниками и их работами.
14
5. Материально - техническое обеспечение
1) Книги, детские журналы и энциклопедические словари из школьной
библиотеки.
2) Фотографии, репродукции картин и иллюстрации к произведениям
писателей.
3) Компьютер
4) Экран, мультимедийный проектор
5) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
6) Магнитно- маркерная доска
6. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы внеурочной деятельности «Ирбитоведение».
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни города Ирбита;
Рассказывать о символике Ирбита и Свердловской области;
Описывать достопримечательности города;
Называть представителей животного и растительного мира своего края,
в том числе и занесенных в Красную книгу;
Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую
информацию из дополнительных источников (СМИ, Интернет,
справочнаялитература и др.), обсуждать полученные сведения;
Рассказывать об особенностях труда жителей родного города, о
народных промыслах, о выдающихся людях города Ирбита;
Понимать необходимость соблюдения правил экологического
поведения в природе и в быту;
Рассказывать о результатах экскурсии по родному городу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и
своего города;
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологическогоповедения в природе;
находить дополнительную информацию о прошлом родного города
и его выдающихся жителях в Интернете, краеведческом музее, из бесед со
взрослыми и СМИ.
В результате освоения содержания программы у учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий
(личностных,регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения; оценивать правильность выполнения действия на
уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и
результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими
субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить
необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и
окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений,
устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно- следственных связей.
16
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии с ним;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с
партнёрами.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
людей; читывать разные мнения и интересы
и обосновывать
собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных
задач.
17
7. Источники
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»
/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,
1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в
общеобразовательных школах РФ. М.,2001г.
2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по
проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс,
2010
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М. :Просвещение, 2010.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М.,
2011.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;
7. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,2007г.
8. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй
половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
9. Организация учебной исследовательской деятельности младших
школьников. Методическое пособие/Ю.А. Сизова/ - г.о. Спасск –
Дальний, 2009.
10.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и
основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва
«Просвещение», 2011 г.
11.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара:
Издательство. Учебная литература, 2006.
История Ирбита
18
1. Аникин В. К. Ирбит торговый: [к 300-летию Российской академии
наук и 390-летию Ирбита / В. К. Аникин; Уральский федеральный
округ и др.]. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. 126 с.
2. Ирбит: от Слободы до града: документальный фильм / авт. сценария
и режиссер Роман Краснов. - Электрон.дан. - Екатеринбург:
Глобусфильм, 2008.
3. Аникин В. К. Кирпичное чудо Ирбита / В. Аникин. - Екатеринбург:
Банк культурной информации, 2010. - 102,
4. Аникин В. К. Прогулки по Ирбиту: авторский путеводитель [по
исторической части, сохранившей купеческую застройку времен
Ирбитской ярмарки XIX века] / В. Аникин ; Рос. акад. наук, Урал.
отд-ние, Ин-т истории и археологии [и др.]. - Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2012.
5. Купечество Ирбита (Электронный сборник). Дайджест включает в
себя объединенный краеведческий материал по истории ирбитского
купечества. В книге представлены страницы истории города Ирбита
6. Аникин В. К. Усадьбы старого Ирбита: [альбомисследование] / В.
Аникин. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2013.
7. Герштейн Я. Л. На земле Ирбитской : краеведческие очерки / Я. Л.
Герштейн. - [Ирбит: б. и.], 2008.
8. Герштейн Я. Л. Ирбит и его окрестности: Краеведческий
путеводитель
/
Герштейн.
Екатеринбург:
Уральский
государственный университет, 1995.
9. Герштейн Я. Л. Край наш ирбитский: краеведческие очерки / Я. Л.
Герштейн. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
1997.
10.Уездные столицы: Ирбит. Алапаевск. Камышлов. Красноуфимск:
[Культурно-исторические очерки] / Отв. ред. В. В. Нестеров; Ред. Е.
С. Зашихин. - Екатеринбург: Сократ, 2002.
11.Я подарю тебе Ирбит / Упр. культуры и молодеж. политики; Поэт.
клуб "Лира"; Центр. гор. б-ка. - Ирбит: Б. и., 2001.
Экология Ирбита
1. Герштейн Я. Л. Город на Нице: краеведческие очерки / Я. Л.
Герштейн. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
2000.
2. Природный объект Сосновая роща Ирбит и Ирбитский край: очерки
истории и культуры / [сост.: Е. П. Пирогова, ред. Е. С. Зашихин]. Екатеринбург: Сократ, 2006.
3. Казанцев А. В. Ирбит и его окрестности: фотопейзажи / А.
Казанцев; Ирбит. гос. музей изобразит. искусств. - Ирбит: [б. и.],
2006.
19
Промышленность Ирбита
1. Виртуальная выставка Ирбитского мотоциклетного завода,
мотоциклов «Урал» (на основе статей из журнала «Мото» с 2006
года по 2020 год). Ирбитский мотозавод: в тылу, как на фронте.
1941- 1945(электронное издание)
Культура Ирбита
1. 5 прогулок по Ирбиту: путеводитель. - Б. м. : б. и., 2012
2. «Кровиночка великой России». Литературный альманах состоит из
двух частей. Первая включает в себя библиографический очерк о
жизни уральского писателя Ивана Акулова.
3. Аудиогид «Ирбит исторический» (№ 3 Ирбитский драматический
театр) А.Н. Островский. Драматургия вне времени (Великий
драматург, чьѐ имя носит старейший на Урале Ирбитский
драматический театр.)
Традиции Ирбита
1. Антропов И. Я. Слободу учредить городом: Были Ирбита /
Ирбит. ист.-этногр. музей, [Кн. 2]. - Ирбит: Б. и., 1993.
2. Официальный
сайт
Межрегиональной
выставки-ярмарки
«Ирбитская ярмарка»
3. Буланов А. И. Мотоспорт в Ирбите / А. И. Буланов; Гос. бюджет.
учреждение культуры Свердл. обл., Ирбит. гос. музей мотоциклов. Ирбит: [б. и.], 2015.
4. Обзорная экскурсия. Ирбит. Ирбитская ярмарка. Дмитриев А. В.
Ирбитская ярмарка (1801-1917 гг.) / А. В. Дмитриев; Администрация
г. Ирбита, Упр. культуры и молодеж. политики. - Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2004.
5. Авторские экскурсии по городу Ирбиту Дмитриев А. В.
Ирбитская ярмарка: инородный эпилог / А. В. Дмитриев;
Администрация г. Ирбита. - Екатеринбург: Банк культурной
информации, 2005.
6. Ирбитская ярмарка / [Е. Вершинин, Н. Корепанов, А. Дмитриев,
В. Сухих]. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011.
7. Ирбитская ярмарка / Администрация г. Ирбита. Упр. культуры и
молодеж. политики. – Екатеринбург: Банк культурной информации,
2003. - 85 с.
Интернет – источники
1. https://kraeved.biblio-irbit.ru/ - Ирбитский краеведческий портал.
20
2. https://youtube.com/@ShubinCinema- видео ролики об Ирбитской
ярмарке.
3. https://kraeved.biblio-irbit.ru/elektronnye-izdaniya-2/- электронные
издания (Ирбитский краеведческий портал).
4. https://www.youtube.com/@Roomple/featured- канал Roomple,
транслирует проекты общественной организации «Культурное
просвещение»
5. http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?postid=15384&f=p&q2
=false&index=true&plus=true&project=1– книги об Ирбите
21