ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Основная общеобразовательная школа № 5 имени Героя Российской Федерации И.О.
Родобольского» (далее – МАОУ «Школа № 5 им. И.И. Родобольского») для 1-4 классов,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ «Школа № 5 им. И.И.
Родобольского», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с
учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МАОУ «Школа № 5 им. И.И. Родобольского» начинается 01.09.2025 и
заканчивается 26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине
учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35
минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4
классах - 2 ч. Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке,
при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания
учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например,
подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
На уровне начального общего образования в МАОУ «Школа № 5 им. Родобольского»
открыто семь классов-комплектов, которые будут обучаться по ФГОС НОО ОВЗ из них по
варианту 7.1 пять классов-комплектов, по варианту 7.2 – два класса-комплекта. Обучение по
варианту 7.1., 7,2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее, по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в установленные сроки
обучения (вариант 7.1 срок освоения 4 года, вариант 7.2 – 5 лет).
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих ФАОП НОО (вариант 7), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
- комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
групп обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся.
В МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского» языком обучения является русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация обучающихся осуществляется
в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МАОУ «Школа № 5 им. И.И. Родобольского».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
Календарный учебный график МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского»
2025-2026 учебный год
Календарный учебный график МАОУ «Школа № 5 им. И.О. Родобольского» составлен в
соответствии с рекомендациями Управления образованием Городского округа «город Ирбит»
Свердловской области (от 20 августа 2025 года № 231 -р г. Ирбит «Об организованном начале
2025 – 2026 учебного года в образовательных организациях, подведомственных Управлению
образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области»); в соответствии с
СанПиН 2.4.3648-20.
1. Даты начала и окончания учебного года:
начало учебного года – 01.09.2025,
окончание учебного года – 26.05.2026.
Для 9-х классов окончание учебного года определяется в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
2. Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебных недели
во 2-9 классах – 34 учебных недели
3. Продолжительность учебной недели:
в 1-9 классах 5-ти дневная учебная неделя.
4. Продолжительность учебных периодов.
Учебный год делится на четверти:
продолжительность 1 четверти: с 01 сентября 2025 года по 26 октября 2025 года;
продолжительность 2 четверти: с 03 ноября 2025 года по 30 декабря 2025 года;
продолжительность 3 четверти: с 12 января 2026 года по 11 февраля 2026 года и с 14
февраля 2026 года по 27 марта 2026 года;
продолжительность 4 четверти: с 06 апреля 2026 года по 26 мая 2026 года;
1 четверть – 8 учебных недель;
2 четверть – 8 учебных недель;
3 четверть – 11 учебных недель (для 2-9 классов),
10 учебных недель (для 1 классов);
4 четверть – 7 учебных недель.
5. Сроки и продолжительность каникул на учебный год:
продолжительность осенних каникул – с 27 октября 2025 года по 02 ноября 2025 года (7
календарных дней);
продолжительность зимних каникул – с 31 декабря 2025 года по 11 января 2026 года (12
календарных дней);
продолжительность весенних каникул – с 28 марта 2026 года по 05 апреля 2025 года (9
календарных дней);
каникулы для обучающихся 2-11 классов: с 12 февраля 2026 года по 13 февраля 2026 года
(2 календарных дня);
дополнительные каникулы для обучающихся 1 классов: с 12 февраля 2026 года по 20
февраля 2026 года (9 календарных дней).
Для обучающихся 9-х классов летние каникулы начинаются по окончании
государственной итоговой аттестации.
6. Продолжительность урока:
1 класс (1 полугодие): 3 урока по 35 минут (сентябрь - октябрь), 4 урока по 35 минут (ноябрь
- декабрь);
1 класс (II полугодие): январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый (СанПиН 2.4.364820, п.3.4.16; СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
2-9 класс по 40 минут.
7. Продолжительность перемен между уроками (расписание звонков):
для обучающихся 5 - 9 классов – 40 минут:
Понедельник
Расписание звонков (мин.)
Перемена (мин.)
1 урок
8.30-9.00
20
2 урок
9.20-10.00
20
3 урок
10.20-11.00
20
4 урок
11.20-12.00
20
5 урок
12.20-13.00
20
6 урок
13.20-14.00
20
7 урок
14.20-15.00
Внеурочная
деятельность
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок
Внеурочная
деятельность
15-20
Вторник-пятница
Расписание звонков
8.30-9.10
9.30-10.10
10.30-11.10
11.30-12.10
12.30-13.10
13.30-14.10
14.30-15.10
15-30
16.50
Перемена
20
20
20
20
20
20
17.00
8. Время начала и окончания учебных занятий:
Начало учебных занятий – 8.30 (СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
Окончание учебных занятий – 17.00 (СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО (недельный), 2025-2026 учебный год
Предметная область
Учебный предмет/курс
1а
Обязательная часть
5
4
0
4
2
1б
Количество часов в неделю
2а
2б
3а
Русский язык и литературное чтение Русский язык
5
5
Литературное чтение
4
4
Иностранный язык
Иностранный язык
0
2
Математика и информатика
Математика
4
4
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
("окружающий мир")
Основы религиозных культур и
Основы религиозных культур и
0
0
0
светской этики
светской этики
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
Музыка
1
1
1
Технология
Труд (технология)
1
1
1
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
Итого
20
20
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Физическая культура, модуль "Лапта"
1
1
1
Физическая культура, модуль "Футбол"
0
0
0
Итого
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
Количество учебных недель
33
33
34
Всего часов в год
693
693
782
3б
4а
5
4
2
4
2
5
4
2
4
2
5
4
2
4
2
5
4
2
4
2
0
0
0
1
1
1
1
2
22
1
1
1
2
22
1
1
1
2
22
1
1
1
2
23
1
0
1
23
34
782
0
1
1
23
34
782
1
0
1
23
34
782
0
0
0
23
34
782
План внеурочной деятельности ООО (недельный), 2025-2026 учебный год
Учебные курсы
Разговоры о важном
Орлята России
Путешествие по малой родине
(Ирбитоведение)
Внеклассное чтение
Функциональная грамотность
(включая финансовую)
Я-исследователь
Школьный театр "Путешествие
в сказку"
Чистописание
Футбол
Лапта
Растишка
Ритмика
ИТОГО недельная нагрузка
1а
1
1
1
1б
1
1
1
2а
1
1
1
Количество часов в неделю
2б
1
1
1
3а
1
1
1
3б
1
1
1
4а
1
1
1
1
0
1
0
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
3
1
10
1
0
0
3
1
10
0
0
0
3
1
10
0
0
0
3
1
10
0
1
0
2
1
10
0
0
0
3
1
10
0
0
1
2
1
10