Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с РАС 8.3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МБОУ «Школа № 5»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
по УВР

Директор МБОУ
«Школа№5»

________________________ ________________________ ________________________
Пищало Е.В.
Адамбаева Л.А.
Сысоева О.В.
«25»
августа
2023
г.
Приказ
181-од
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
от «23» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Ручной труд»
(1 – 4 классы)
Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной
легкой умственной отсталостью
(Вариант 8.3)

г. Ирбит, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………..

3

2. Общая характеристика курса …………………………………………. 7
3. Место курса в учебном плане ………………………………………… 9
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Ручной труд» …….….

9

5. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………….

11

6. Содержание курса ………………………………………………...…… 18
7. Учебно-тематическое планирование ………..……………………….. 25
8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ………

27

9. Источники ……………………………………………………………… 28

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС)
варианта 8.3 разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным
начального

общего

государственным
образования

образовательным

обучающихся

о

стандартом

ограниченными

возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
 Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)
 Адаптированной

основной

общеобразовательной

программой

начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5»
обучающихся с РАС, вариант 8.3.
 Учебным планом МБОУ «Школа №5»;
 Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными
легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование
к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются

Стандартом.

В

связи

с

особыми

образовательными

потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями
социального

взаимодействия,

данный

вариант

АООН

предполагает
3

постепенное

включение

детей

в

образовательный

процесс

за

счет

организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных
классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы
до 6 лет.
Программа отражает содержание курса «Ручной труд» школьников с
РАС вариант 8.3. с учетом их особых образовательных потребностей.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся
жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную
социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и
коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных
контактов с детьми и взрослыми.
Обязательным является организация и расширение повседневных
социальных контактов, включение специальных технологий, методов и
приемов

коррекционно-развивающего

направления,

особое

структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к
целенаправленному

развитию

эмоционально-личностной

сферы

и

коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а
также

применение как общих, так и специальных методов и приемов

обучения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее
последовательное расширение области изучения. Такая структура позволяет
соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного
материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний,
отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности
(при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании
выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных
действий.
Основная

цель

изучения

данного

предмета

заключается

во

всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования
4

трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию
созидательных

возможностей

личности,

творческих

способностей,

формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей
-

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

использования.
-

формирование практических умений и навыков использования

различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
-

формирование интереса к разнообразным видам труда.

-

развитие познавательных психических процессов (восприятия,

памяти, воображения, мышления, речи).
-

развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,

классификация, обобщение).
-

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений.
-

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
-

формирование информационной грамотности, умения работать с

различными источниками информации.
-

формирование коммуникативной культуры, развитие активности,

целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
5

развитие социально ценных качеств личности.
-

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом

их возрастных особенностей, которая предусматривает:
-

коррекцию

познавательной

деятельности

учащихся

путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
-

развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности

сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
-

коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной

координации

путем

повторяющихся

использования

действий

с

вариативных

применением

и

многократно

разнообразного

трудового

материала.
Коррекционная направленность выражается в формировании, развитии и
коррекции умений:
- формирование: точности, скорости, координации, целостного образа об
окружающей,

действительности,

пространственных

представлений.

В

формировании умений ориентироваться в задании (анализировать объект,
условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы
работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
-развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений,
ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных
навыков, речи, мыслительной деятельности, положительных черт личности
6

(коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда).
- коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в
пространстве.
Рабочая

программа

учебного

предмета

адаптирована

и

предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучения сложных тем курса;
- включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном
учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов
по разделам курса и планируемые результаты оканчивающих начальную
школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфической

особенностью

программы

является

применение

наглядного материала. Эффективность применения наглядных средств в
основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы
изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем
создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам
относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью
которых

раскрывается

сущность

воспринятого

обучающимися.

Необходимым наглядным средством служит образец (практический показ
7

приема работы). Его

цель состоит

в

восприятии и первоначальном

запоминании обучающимися трех составляющих приема работы:
-образа результата действий;
-орудия труда;
-образа трудовых движений.
Трудности,

которые

испытывают

обучающиеся

при

усвоении

теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение
наглядных средств является отличным способом развития умений детей,
активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.
Особенностью уроков ручного труда в начальной школе является то,
что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе
предметно-практической деятельности, которая

служит в

младшем

школьном возрасте

целостного

процесса

необходимой

составляющей

духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего,
абстрактного,

конструктивного

воображения). Продуктивная

мышления

и

пространственного

предметная деятельность на

уроках

технологии является основой формирования познавательных способностей
младших

школьников,

стремление

активно

познавать

историю

материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и
уважительно относиться к ним.
Занятия

продуктивной деятельностью

закладывают

основу

для

формирования у школьников социально ценных практических умений,
опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что
создает предпосылки для более успешной социализации. В результате
закладывается основы трудолюбия и способности к самовыражению в
продуктивной,
моделей

творческой работе. Возможность создания и реализации

социального

обеспечивает

поведения при

благоприятные

условия

работе

в

малых

группах

для коммуникативной

практики

учащихся и для социальной адаптации в целом.
8

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных
видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так
как в нём заложены неиссякаемы резервы развития его личности,
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
На изучение предмета в 1 (дополнительном) классе первого года
обучения отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
На изучение предмета в 1 (дополнительном) классе второго года
обучения отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
На изучение предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю, курс
рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
На изучение предмета в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
На изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«РУЧНОЙ ТРУД»
Ручной труд по своей сути является комплексным и интегративным
учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные
взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
9

Математика

–

моделирование

(преобразование

объектов

из

чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в
материальном виде и пр.), выполнение элементарных расчетов, построение
форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами,
телами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной
выразительности, изготовление изделий на основе законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и
конструкций, природы как источника сырья, деятельности человека как
создателя

материально-культурной

среды

обитания;

изучение

этнокультурных традиций.
Русский язык – развитие устной речи на основе использования
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в
процессе

анализа

заданий

и

обсуждения

результатов

практической

деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их
обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,
формулировании выводов с опорой на схемы, алгоритмы и др.).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение
следующих задач:
– формирование первоначальных конструкторско-технологических
знаний и умений;
– формирование целостной картины мира материальной и духовной
культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления,
творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по
10

моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в
форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления
(на основе решения художественных и конструкторско-технологических
задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять
его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение
будущего результата при различных условиях выполнения действия),
контроль, коррекцию и оценку;
–

развитие

основ

коммуникативной

компетентности

младших

школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха, творческой самореализации на
основе организации предметно-преобразующей деятельности; – развитие
эстетических представлений и критериев на основе художественноконструкторской деятельности;
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением,
историей возникновения и развития;
–

овладение

первоначальными

умениями

передачи,

поиска

информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по ручному труду включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических
умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные
11

результаты

обучающихся

данной

категории

не

являются

основным

критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки
взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 –ые дополнительные классы
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- знание элементарных правил организации рабочего места;

12

- знание основных цветов указанных материалов, названия материалов,
используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный
материал, картон);
- умение дифференцировать операции при работе с материалами
(пластилин – лепят, бумага – сгибают).
Достаточный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- знание элементарных правил рациональной организации труда;
-

умение

соблюдать

правила

безопасной

работы

режущими

инструментами;
- знание названий некоторых материалов и объектов работ;
-

умение

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец);
- выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков
трудового обучения.
1 класс
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- знание правил организации рабочего места;
- знание основных цветов указанных материалов, названия материалов,
используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный
материал, картон);
- умение дифференцировать операции при работе с материалами
(пластилин – лепят, бумага – сгибают);
- уметь подготавливать рабочее место к уроку и аккуратно убирать
после работы;
- уметь пользоваться шаблонами и трафаретами;
- уметь узнавать и называть геометрические фигуры;
13

- уметь подготавливать к работе пластилин, использовать приемы
лепки

(раскатывание

кругообразными

и

продольными

движениями,

сплющивание, отщипывание, примазывание);
- уметь аккуратно наклеивать детали изображения.
Достаточный уровень:
- выполнение инструкций учителя;
- знание правил рациональной организации труда;
-

умение

соблюдать

правила

безопасной

работы

режущими

инструментами;
- знание названий материалов и объектов работ;
-

умение

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец);
- выполнять поручения по уборке класса после уроков трудового
обучения.
2 класс
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- знание элементарных правил организации рабочего места;
- знание основных цветов указанных материалов, названия материалов,
используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный
материал, картон);
- умение дифференцировать операции при работе с материалами
(пластилин – лепят, бумага – сгибают).
Достаточный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- знание элементарных правил рациональной организации труда;
14

-

умение

соблюдать

правила

безопасной

работы

режущими

инструментами;
- знание названий некоторых материалов и объектов работ;
-

умение

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец);
- выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков
трудового обучения.
3 класс
Минимальный уровень:
-знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
- знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
- знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими
инструментами;
- знать виды трудовых работ;
- знать основные приемы работы, выполнять их;
- выполнять простые инструкции учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда,
показывать их, использовать с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать
материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя;
- оценивать свою работу с помощью учителя;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий, корректировать их в процессе работы с помощью учителя.
15

Достаточный уровень:
- знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их самостоятельно;
- знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
- знать виды трудовых работ;
- отвечать на простые вопросы;
- выполнять простые инструкции учителя;
- знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда,
показывать и использовать их;
- знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;
- знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими
инструментами;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться
материал, определять способы соединения деталей с большей долей
самостоятельности;
- использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;
- оценивать свою работу;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий, корректировать их в процессе работы с помощью учителя.
4 класс
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
16

- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
- умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
- умение составлять стандартный план работы по пунктам;
- умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов;
- умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой

и

металлом;

древесиной;

конструировать

из

металлоконструктора).
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника,
рабочей тетради;
- умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования
при выполнении трудовых работ;
- умение осознанно подбирать материалы их по физическим,
декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-

умение

отбирать

в

зависимости

от

свойств

материалов

и

поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы
ручной обработки; - экономно расходовать материалы;
17

- умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи,
читать их и - действовать в соответствии с ними в процессе изготовления
изделия;
-

умение

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий и корректировку хода практической работы;
- оценивать свое изделие (-красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков трудового обучения.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Особые
обусловливают

образовательные

потребности

необходимость

специального

обучающихся
подбора

с

РАС

дидактического

материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
Целевая ориентированность учебно-методического и информационного
ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические
условия обеспечения реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
1 – ые (дополнительные) классы
Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к
поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и
соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с
материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и
18

санитарно-гигиенических

требований.

Выявление

знаний

и

умений

учащихся.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находятся, виды природных материалов). Заготовка природных материалов.
Организация рабочего места с природными материалами. Работа с
засушенными листьями. Работа с еловыми шишками.
Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине. Пластилин – материал ручного
труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как
правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с
пластилином. Лепка из пластилина разными способами: конструктивным,
пластическим,

комбинированным.

«отщипывание

кусочков

Приемы

пластилина»,

работы:

«размазывание

«разминание»,
по

картону»

(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из
пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы»,
«вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание»,
«примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических
тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих
прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги

(бумага

для

письма,

бумага

для

печати,

рисовальная,

впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник,
квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой
19

линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой
линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой
линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание
мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками.
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
2 класс
Работа с пластилином/глиной
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина»,
«размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание
столбиками»

(аппликация

из

пластилина),

«скатывание

шара»,

«раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус,
шар).

Лепка

из

пластилина,

изделий

имеющих

прямоугольную,

цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
20

Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находят, виды природных материалов). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и
правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными
материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с
еловыми шишками. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Цвет, форма
бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы
для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой.
Виды работы с бумагой и картоном:
- разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.
Приемы разметки:
-разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
-разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем).
Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Разметка с опорой на
чертеж.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой
линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой
линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой
линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений
21

предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)».
Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии
сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).
Обрывание по контуру (аппликация).
Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»;
«сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание
в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
3 класс
Работа с природными материалами
Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда.
Выявление знаний о видах ручного труда. Повторение познавательного
материала о видах природных материалов. Развитие умения сравнивать и
находить сходство и различие в листьях деревьев. Закрепление знаний об
изделиях, сделанных из природного материала. Работа с природными
материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев.
Изготовление самостоятельно по образцу аппликации из скорлупы грецкого
ореха. Изготовление объёмных игрушек из природного материала.
Формирование представления о поделках из древесины
Работа с проволокой
22

Правила техники безопасности при работе с проволокой. Познавательные
сведения о проволоке. «Волна, кольцо, спираль», «Прямой угол». Выработка
практического

навыка

формообразования

при

работе

с

проволок.

Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.
Формирование

умения

составлять

план

выполнения

многодетальной

поделки. Закрепление познавательных сведений. «Буквы Л, С, О, В из
проволоки.». Закрепление технологических приёмов работы с проволокой.
Работа с металлоконструктором
Формирование

представления

о

металлоконструкторе.

Обучение

приёмов соединения планки винтом и гайкой. Познавательные сведения.
«Две планки, соединённые винтом и гайкой». Закрепление познавательных
сведений. «Треугольник», «Квадрат».
Работа с бумагой. Конструирование из бумаги и картона
Закрепление умений сравнивать бумагу разных сортов. Формирование
умения изготавливать аппликацию из обрывной бумаги с опорой на
операционный план. Изготовление аппликации из обрывной бумаги.
Обучение технологии работы с бумажными полосками. Обучение технологии
работы

с

бумажными

кольцами.

Формирование

представления

о

карнавальных масках. Совершенствование технических приёмов разметки.
Формирование представлений о карнавальных головных уборах. Обучение
технологии изготовления карнавального кокошника. Закрепление приёмов
разметки бумаги по линейке. Окантовка картона полосками бумаги.
Объёмные изделия из картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов».
Приёмы работы: сгибание, резание, разметка. Изготовление игрушек из
бумажных колец. Изготовление складных игрушек из бумажных полосок.
«Гирлянда». Изготовление карнавальной полумаски.
Работа с текстильными материалами
Виды ручных стежков и строчек. Закрепление познавательных сведений
о нитках. Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой
прямого стежка. Обучение технологии сшивания деталей изделия строчкой
23

прямого стежка. Закрепление технологии сшивания деталей изделия
строчкой прямого стежка. Закрепление познавательных сведений о нитках.
Виды ручных стежков и строчек. Сшивание деталей изделий строкой косого
стежка. Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков.
4 класс
Работа с бумагой и картоном
Предметная аппликация (жилая комната). Сравнивать, распознавать
объекты, создавать способы решения проблем поискового характера. Учить
анализировать предметы из окружающего мира. Формировать умения
работать с линейкой и угольником. Закреплять умения работать с
ножницами.
Закреплять знания и умения обучающихся при работе с бумагой способом
"обрывания". Развивать умение логично выстраивать свои действия.
Способствовать развитию усидчивости. Формировать организационные
умения в труде, ориентировки в задании. Учить определять приёмы работы.
Закрепить знания об аппликации. Развивать умения планировать ход работы.
Совершенствовать технику работы с бумагой, клеем. Учить составлять
орнамент из предметов растительного мира. Закрепить знание цветов.
Отрабатывать умения вырезать по шаблону. Продолжать учить работать в
технике" обрывание".
Работа с тканью
Закреплять знания обучающихся по технике безопасности при работе с
ножницами. Развитие умения работать с тканью; воспитывать адекватные
представления о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении. Знакомство с видами ниток и их использованием.
Выполнение из ниток простейший рисунков. Способствование развитию
интереса к работе. Отработка внимания, усидчивости, воображения.
Коррекция мелкой моторики руки. Закрепление знания уч-ся о видах ниток и
их использовании. Знакомство с видами швов: косой обмёточный стежок,
24

вперёд

иголку,

вперёд

иголку

с

перевивом.

Закрепление

навыка

прокладывания стежков. Развитие умения анализировать технологические
карты.
Работа с древесиной
Изготовление

игрушечной

мебели

из

заготовок.

Расширение

представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных
материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных
заготовок

в

аппликации.

Совершенствование

умений

анализировать

аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в
композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному
плану. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений
правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности
совершаемых движений.
Изготовление моделей транспортных средств: повозка, трактор, автомобиль.
Работа с проволокой
Гибка проволоки по контору рисунка (фигурки зверей и птиц)
Уточнение знаний обучающихся о применении проволоки и её свойствах.
Знакомство с инструментами, расширение словарного запаса: кусачки,
плоскогубцы. Учить по контуру рисунка сгибать проволоку. Изготовление
цепочки в два и три оборота.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 –ые дополнительные классы
№
п/п
1
2
3
4

Тема
Работа с пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Картонажно-переплетные работы
Всего

Кол-во
часов
13
6
43
4
66
25

1 класс
№
Тема
п/п
1 Работа с глиной и пластилином
2 Работа с природными материалами
3 Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
4 Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
Всего

Кол-во
часов
16
7
35
8
66

2 класс
№
Тема
п/п
1 Работа с глиной и пластилином
2 Работа с природными материалами
3 Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
4 Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
Всего

Кол-во
часов
9
5
11
9
34

3 класс
№
Тема
п/п
2 Работа с природными материалами
3 Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
4 Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
5 Работа с древесиной
6 Работа с проволокой
Работа с металлоконструктором
Всего

Кол-во
часов
4
15
6
3
3
3
34

4 класс
№
Тема
п/п
1 Работа с бумагой и картоном

Кол-во
часов
16
26

2
3
4
5

Картонажно-переплетные работы
Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
Работа с древесиной
Работа с проволокой
Работа с металлом
Всего

12
2
2
2
34

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно - методическое обеспечение
 Технология. Ручной труд. 1 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е
изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
 Технология. Ручной труд. 2 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е
изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
 Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е
изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
 Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е
изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
27

9. ИСТОЧНИКИ
1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
4.

Примерные

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы образования обучающихся с расстройством аутистического
спектра.
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ
по разработке рабочих программ.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН
2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения

и

осуществляющих
основным

воспитания

в

образовательную

общеобразовательным

общеобразовательных
деятельность
программам

по
для

организациях,
адаптированным

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья».
9. Локальные акты образовательного учреждения.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».