Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Рисование» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Рисование» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Изучение курса «Рисование» в начальной школе обучения направлено на достижение следующих целей: - оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы; - оказание существенного воздействия на формирование личности ребенка; - овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества; искусства; освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.; - развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства; формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) - в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни; развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах - искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла. Задачи: способствовать - коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить - в изображаемом существенные признаки, устанавливатьсходство и различие; содействовать - развитию у учащихся аналитико – синтетическойдеятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, - намечатьпоследовательность выполнения рисунка; - исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную координацию путем использования вариативных многократно повторяющихся графических действий и с применением разнообразного изобразительного материала; - дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; - знакомить изобразительного, учащихся с отдельными декоративно-прикладного и произведениями народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; - развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании учащихся. В процессе занятий по этому предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое. Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития умственно-отсталых детей. Коррекционная направленность занятий - обязательное условие учебного процесса. На уроках рисования учащиеся познакомятся с лучшими образцами декоративно прикладного искусства. Учащиеся учатся наблюдать, располагать предметы на рисунках; наблюдать явления окружающей жизни и иллюстрировать литературные произведения; знакомятся с творчеством народных мастеров. Важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. Изучение предмета «Рисование» в школе является одним из средств коррекционно-развивающего значения. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Программа художественного создана на основе образования, развития внедрения традиций современных российского инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Содержание курса: Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе необходимые для работы художественные материалы, инструменты и приспособления, аккуратно убирать их после работы, сохранять прядок на рабочем столе в процессе рисования и др. Обучение приемам работы с подвижной аппликацией с целью подготовки детей к рисованию и развития умения целостного восприятия объекта: - складывание целого изображения из его частей; - составление по образцу композиции из нескольких объектов; - совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры и т.п. Различение формы предметов и геометрических фигур при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб). Формирование графических представлений формы предметов и геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал). Ориентировка на плоскости листа бумаги: нахождение середины, верхнего, нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное положение листа на рабочем столе. Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыка произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; сохранения направления движения. Рисование с натуры. Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Рисование на темы. Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе5 бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. Беседы об изобразительном искусстве. Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Декоративное рисование. Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. В программу включено материально – техническое обеспечение учебного предмета.