Аннотация к рабочей программе по миру природы и человека для обучающихся с РАС 8.3

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Мир природы и
человека» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
вариант 8.3
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и
человека» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее
РАС) варианта 8.3 предполагает, что

обучающийся с РАС, осложненными

легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование к
моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и
в

более

пролонгированные

календарные

сроки,

которые

определяются

Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант
АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс
за

счет

организации

пропедевтического

обучения

в

двух

первых

дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную
область «Естествознание».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления
на основе сведений о живой и неживой природе.
Обязательным

является

организация

и

расширение

повседневных

социальных контактов, включение специальных технологий, методов и приемов
коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания
обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию
эмоционально-личностной

сферы

и

коммуникативного

поведения,

формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и
специальных методов и приемов обучения.

Коррекционная направленность
1.

Максимальное

внимание

к

развитию

аналитико-синтетической

деятельности развитию речемыслительной деятельности.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения
представления об окружающей действительности.
3. Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения
создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять
слова, говорить внятно и выразительно).
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества;
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм;
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- Человечество как многообразие народов;
- Экологическое воспитание;
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов
России;
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности;
- Здоровый образ жизни;
-

Ответственность

человека

в

отношении

к

природе,

историко-

культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4. Формирование навыков учебной работы. Содержание курса имеет
концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области
изучения. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в
нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для
углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения
степени

самостоятельности

(при

освоении

новых

знаний,

проведении

обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования
универсальных учебных действий.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о
живой

и

неживой

природе;

понимание

простейших

взаимосвязей,

существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в
современном обществе.
Задачи:
-

развивать познавательные способности;

-

выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых

предметах и явлениях;
-

учить познавать свойства и качества предметов;

-

учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;

-

воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что он,

имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие,
обучающемуся

обществоведческие,

материал

естественных

исторические
и

знания

и

даёт

социально-гуманитарных

наук,

необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших
взаимосвязях.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная
связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи.
Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться
осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и
прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы,
что закладывает основы его социализации.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Содержание курса:

Сезонные изменения. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные
признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Признаки времен года.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Дни недели. Неделя и
месяц.
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз,
замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –
теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое,
большое –маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние
водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая влажная –заморозки). Солнце и изменения в неживой

и живой

природе.

Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года. Жизнь растений и животных
(звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сад, огород. Домашние и
дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда
людей в разное время года. Одевание на прогулку. Игры детей в разные сезоны
года.
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок,
глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды.
Внешний вид. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень,
стебель,

лист).

Уход.

Растения

дикорастущие.

Деревья.

Кустарники.

Травянистые растения. Внешний вид. Животные. Животные домашние. Звери.
Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами животные, чем кормят их люди. Животные дикие. Звери. Птицы.
Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей
тела. Место обитания, питание, образ жизни. Охрана природы: наблюдения за
жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за
растением, бережное отношение к дикорастущим растениям.
Человек Мальчик и девочка. Строение тела человека (голова, туловище,
ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена
кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена рук
(мытье).
Транспорт Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины
легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы,
автобусы). Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на
улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила

безопасного

инструментов для
класса.

использование

учебных

принадлежностей,

практических работ и опытов, с инвентарем для уборки

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),

электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
В программу включено материально – техническое обеспечение учебного
предмета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».