Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для
обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3
предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной
программе общего образования, получает образование к моменту завершения
школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные
календарные сроки, которые определяются Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант
АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс
за
счет
организации
пропедевтического
обучения
в
двух
первых
дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Обучение математике
носит предметно практический характер, тесно
связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся,
так и с другими учебными дисциплинами.
Математика вносит существенный
вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает
большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического
мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую
структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики
необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих
ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к
самостоятельной жизни в современном обществе.
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в
современном обществе и к переходу на следующую ступень получения
образования.
Задачи обучения математике:
формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и
умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, бытовых и профессиональных задач;
развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее
основные компоненты;
способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в
математической деятельности;
расширять объем математического словаря и возможности понимания
обучающимися с РАС математической речи;
корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в
частности
аккуратности,
самостоятельности,
терпеливости,
умений
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
При обучении математике школьников с РАС требуются специальные
методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения
учениками навыков счета, вычислений, сравнения, классификации и т.д.
Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому,
неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не
переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при
дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса для школьников с РАС
необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных математических
навыков, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к
процессу
обучения
в
целом.
Это
задает
специальную
логику
и
последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует
применения специальных обучающих методов и пособий.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Содержание курса:
Действия с группами предметов
Признаки предметов: цвет, форма, размер; соотношение «одинаковые» —
«разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Разные
способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково,
поровну, больше, меньше, один, пара. Способы уравнивания групп предметов:
сопровождение действий словами — прибавил (убавил), стало поровну (больше,
меньше).
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру; высокий
— низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине;
толстый — тонкий, одинаковые по толщине; способы сравнения (приложение,
наложение); сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими
параметрами; составление групп из предметов с заданными свойствами.
Геометрические фигуры
Круг, треугольник, квадрат.
Количество и счет
Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном
расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей
группе предметов, а не к последнему из них.
Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния
между предметами и направления счета.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.
Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога:
«Сколько всего?», «Сколько осталось?».
Соотнесение числа и количества.
Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0. Соотнесение цифры, числа и
количества.
Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе
практических действий с предметами.
Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: «Который по
счету?»
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: справа — слева, спереди — сзади,
сверху — снизу, внутри — снаружи, далеко — близко; около, рядом,
посередине, между, за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе
бумаги. Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже; части суток, их
последовательность.
Графические умения. Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных,
вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток,
рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка
и раскрашивание их цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету,
рисование по клеткам тетради.
В программу включено материально – техническое обеспечение учебного
предмета.