МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ «город Ирбит» Свердловской области МБОУ «Школа № 5» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Школа№5» ________________________ ________________________ ________________________ Пищало Е.В. Адамбаева Л.А. Сысоева О.В. «25» августа 2023 г. Приказ 181-од Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. от «23» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» (1 – 4 классы) Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной легкой умственной отсталостью (Вариант 8.3) г. Ирбит, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ……………………………………………….. 3 2. Общая характеристика курса …………………………………………. 8 3. Место курса в учебном плане ………………………………………… 10 4. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика» ………. 10 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета……………. 11 6. Содержание курса ………………………………………………...…… 20 7. Учебно-тематическое планирование ………..……………………….. 30 8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ……… 32 9. Источники ……………………………………………………………… 32 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным начального общего государственным образования образовательным обучающихся о стандартом ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5» обучающихся с РАС, вариант 8.3. Учебным планом МБОУ «Школа №5»; Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает 3 постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных технологий, методов и приемов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений. Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые 4 обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия интеллектуальное обеспечивают развитие усвоение учащихся, предметных формируют знаний и способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда). Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования. Задачи обучения математике: формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, бытовых и профессиональных задач; развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты; способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности; 5 расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи; корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль). Система педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ в данной программе планируется через: - организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимся с РАС с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для обучающегося с РАС; - профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его психофизического развития; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с РАС, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; 6 - постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; - педагогическую поддержка, направленную на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). - использование современных педагогических технологий: игровой технологии, технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционноразвивающего обучения. Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений: - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса; 7 - включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; - обозначения эффективных педагогических технологий. Структура документа Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Обучение математике детей с РАС так же, как и обучение школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. 8 Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса. При обучении математике школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков счета, вычислений, сравнения, классификации и т.д. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных математических навыков, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации. 9 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Математика», относится к обязательной части учебного плана. На изучение предмета «Математика» в 1 (дополнительном) классе первого года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 1 (дополнительном) классе второго года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели). 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА» В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.) математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах является условием целостного восприятия творений природы и 10 человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); владение математической математическим логики языком, позволяет алгоритмами, ученику элементами совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения). 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; 11 - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты 1 класс (дополнительный) первого года обучения Минимальный уровень: - различать предметы по заданному признаку: цвет, форма, величина; - ориентироваться в семе собственного тела; - сравнивать два предмета по величине; - выделять большее и меньшее количество на предметном материале; - добавлять и убирать заданное количество предметов по показу учителя; - решать простые арифметические задачи на основе предметно-практических действий. Достаточный уровень: - различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина; - ориентироваться в схеме собственного тела; - сравнивать два и более предметов по величине; - сравнивать два и более предметов по массе; - сравнивать жидкости и сыпучие вещества по объему; - различать положение предметов в пространстве относительно себя и относительно друг друга; - знать части суток; - считать в пределах 5: - сравнивать числа в пределах 5 на предметном материале; 12 - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 на предметном материале; - составлять и решать простые арифметические задачи на основе предметнопрактических действий. 1 класс (дополнительный) второго года обучения Минимальный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию. Достаточный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5; - сравнивать числа в пределах 20; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток; - знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка; 13 - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; - заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами; - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - записывать и решать примеры с именованными числами; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию; - проводить прямую линию через одну и две точки. 1 класс Минимальный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию. Достаточный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5; - сравнивать числа в пределах 20; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; 14 - решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток; - знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка; - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; - заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами; - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - записывать и решать примеры с именованными числами; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию; - проводить прямую линию через одну и две точки. 2 класс Минимальный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа. Достаточный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; 15 - решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию. 3 класс Минимальный уровень: - числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; - смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; - таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; - порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; - единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; - порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. Достаточный уровень: - считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; - откладывать на счетах любые числа в пределах 100; - складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; - использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; 16 - различать числа, полученные при счете и измерении; - записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; - определять время по часам (время прошедшее, будущее); - находить точку пересечения линий; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. 4 класс Минимальный уровень: - знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; - знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; - понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). - знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; - понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; - знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; - знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; - выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; - знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; - пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; - определять время по часам хотя бы одним способом; 17 - решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; - решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); - различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; - узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания; - знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). - различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Достаточный уровень: - знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; - знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; - понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления; - знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; - понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; - знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; - знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; 18 - выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; - знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см; - знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; - определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; - решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; - кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; - различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; - узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; - знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 (дополнительный) класс первого года обучения Выявление уровня элементарных математических представлений детей. Действия с группами предметов 19 Признаки предметов: цвет, форма, размер; соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара. Способы уравнивания групп предметов: сопровождение действий словами — прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше). Размер предметов Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру; высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине; способы сравнения (приложение, наложение); сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами; составление групп из предметов с заданными свойствами. Геометрические фигуры Круг, треугольник, квадрат. Количество и счет Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Соотнесение числа и количества. Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0. Соотнесение цифры, числа и количества. 20 Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе практических действий с предметами. Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: «Который по счету?» Пространственные и временные понятия Положение предметов в пространстве: справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу, внутри — снаружи, далеко — близко; около, рядом, посередине, между, за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги. Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже; части суток, их последовательность. Графические умения. Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных, вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток, рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка и раскрашивание их цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради. Дети должны знать: состав чисел 2—5. Дети должны уметь: сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.); 21 понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже. 1 (дополнительный) класс второго года обучения Повторение. Выявление знаний детей по математике. Умение считать соответствующим по одному, количеством соотносить предметов, числительное обозначать с количество соответствующим числом. Выявление знания цифр, соотнесения числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов. Наблюдения за детьми: их работоспособность, усидчивость, умение приготовиться к занятию, внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы. Формирование у детей приемов предметно-практической деятельности, а также графических навыков. Действия с группами предметов. Геометрические фигуры Признаки предметов: цвет, форма, размер. Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам. Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под. Понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше. Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Размер предметов Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру, самый маленький (большой); высокий — низкий, выше — ниже, 22 одинаковые по высоте, самый низкий (высокий); длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине, самый короткий (длинный); толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами. Способы сравнения: приложение, наложение. Понимание сходства и различия предметов по их размерам. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами. Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Количество и счет Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними, направления счета, от расположения в пространстве. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?» Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Соотнесение цифры, числа и количества. Порядковый счет предметов до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние пропущенного числа, соседних чисел. Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических действий с предметами. Пространственные и временные понятия 23 Положение предметов в пространстве: далекий — близкий, дальше — ближе; вверху — внизу, выше — ниже; правый — левый, справа — слева; спереди — сзади; внутри — снаружи. Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед. Умение ориентироваться в тетради, альбоме. Временные понятия: сегодня, вчера, завтра. Части суток: утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Неделя, дни недели, их последовательность. Знакомство с названием текущего месяца. Десяток Название и обозначение чисел от 1 до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние соседних чисел, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за. Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные, больше, меньше на несколько единиц). Число 0 и его обозначение. Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных. Определение порядкового места предмета. Нахождение предмета по занимаемому порядковому месту. Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках. Сложение и вычитание в пределах 10 Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям. Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 (в пределах 10). Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера. Задачи на нахождение суммы и остатка. Дети должны знать: 24 состав чисел в пределах 10. Дети должны уметь: читать и записывать числа до 10; уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 1 класс Повторение пройденного материала за 1-2 класс. Названия, обозначения чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0-9). Сравнение чисел. Установление от ношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц – 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в предложениях 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Числовой ряд 1 – 10, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Размен и замена. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. 25 Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы времени – сутки. Неделя – семь суток, порядок дней недели. Овал. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам. 2 класс Счет в пределах 20. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше, меньше, равно. Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание5 чисел без перехода через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Число 0 как компонент сложения. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Треугольник. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. 3 класс Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. 26 Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Соотношение: 1 р. = 100 к. Скобки. Действия I и II ступени. Единица (мера) длины - метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами). Единицы (меры) времени - минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес., 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч). 27 Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник. Вершины, углы, стороны. 4 класс Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи обучающихся. Единица (мера) массы - центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. Единица (мера) длины - миллиметр. Обозначение: 1 мм. 28 Соотношение: Обозначение: 1 см =10 мм. 1 с. Соотношение: Единица (мера) 1 мин = 60 с. времени - секунда. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. Построение треугольника. прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны. 7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (дополнительный) первого года обучения № Раздел п/п 1 Пропедевтика 2 Действия с группами предметов. Геометрические фигуры 3 Размер предметов 4 Десяток 4 Пространственные и временные понятия 5 Способы сравнения: приложение, наложение. Всего Кол-во часов 9ч 15 ч 20 ч 15 ч 20 ч 20 ч 99 29 1 класс (дополнительный) второго года обучения № Раздел Кол-во п/п часов 1 Действия с группами предметов. Геометрические 9ч фигуры 2 Размер предметов 10 ч 3 Способы сравнения: приложение, наложение. 15 ч 4 Количество и счет 25 ч 5 Пространственные и временные понятия 10 ч 6 Десяток 10 ч 7 Сложение и вычитание в пределах 10 20 ч Всего 99 Тематическое планирование 1 класс Второй десяток № п/п 1 2 3 4 5 6 № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Цвет и форма Пространственная ориентировка Первый десяток Геометрические фигуры Второй десяток Итоговое повторение Всего 2 класс Наименование разделов и тем Нумерация Единицы измерения и их соотношения Арифметические действия Арифметические задачи Геометрические формы Всего Кол-во часов 15 15 20 20 20 9 99 Кол-во часов 9 20 25 25 20 136 3 класс № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 30 1 2 3 4 5 6 Нумерация Повторение Геометрический материал Единицы измерения и их соотношения Арифметические задачи Арифметические действия Всего 9 9 15 25 39 39 136 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Повторение Умножение и деление Числа 1-100 Сложение и вычитание в пределах 100 Повторение за год Всего Кол-во часов 9 47 32 42 6 136 31 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебник "Математика" 1 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение", 2017; Учебник "Математика" 2 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение", 2018; Учебник "Математика" 3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение", 2018; Учебник "Математика" 4 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, И.М. Яковлева, Москва "Просвещение", 2018; 1. Демонстрационный материал по математике 2. Измерительная линейка, угольник 3. Набор «Геометрические тела» 4. Счётный материал 5. Счёты 6. Таблица Пифагора 7. Циркуль 8. Часы настенные 9. Электронные образовательные ресурсы 9. ИСТОЧНИКИ 1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления 32 образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра. 6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и осуществляющих основным воспитания в образовательную общеобразовательным общеобразовательных деятельность программам по для организациях, адаптированным обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 9. Локальные акты образовательного учреждения. 33