Аннотация к рабочей программе по чтению для обучающихся с РАС 8.3

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Чтение» для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» для
обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3
предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной
программе общего образования, получает образование к моменту завершения
школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные
календарные сроки, которые определяются Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант
АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс
за

счет

организации

пропедевтического

обучения

в

двух

первых

дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Цели и задачи программы:
В системе школы курс чтения реализует познавательную, коррекционную и
социокультурную цели:
- познавательная цель: предполагает формирование у учащихся умений
использовать навык сознательного, правильного и выразительного чтения в
нестандартных ситуациях, повышение уровня общего развития учащихся;
-

коррекционная

способностей детей;

цель:

предполагает

развитие

речемыслительных

- социокультурная цель: предполагает

формирование

коммуникативной

компетенции учащихся, социальной адаптации и реабилитации учащихся.
Основные задачи обучения чтению:
- формировать основы навыка полноценного, правильного, беглого и
выразительного чтения художественных текстов доступных для понимания по
структуре и содержанию;
- формировать технику чтения: правильного (без искажения звукового
состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения целым
словом;
- формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный
понимаю текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать
содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их
поступкам во время коллективного анализа.
- воспитывать у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- корригировать
-

формировать

недостатки речевой и мыслительной деятельности;
положительные

нравственные

качества

и

свойства

личности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
максимального

развития

познавательных

интересов,

индивидуально-

дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального
коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой
материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на
повышение интеллектуального уровня обучающихся
Предмет «Чтение» является частью предметной области «Язык и речевая
практика», относится к обязательной части учебного плана.
Особенности содержательных линий
В программе курса «Чтение» выделяются разделы: «Подготовка к усвоению
грамоты», «Обучение грамоте», «Чтение».
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.

Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные

умения

учитывать

позицию

собеседника,

организовывать

и

осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение предмета «Чтение» в школе помогает решать коррекционноразвивающие задачи по развитию психических процессов. В результате изучения
курса чтения обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно
излагать свои мысли, усваивать речевой материал, сформируется общеучебный
навык чтения и умение работать с текстом; пробуждается интерес к чтению
художественной литературы, а это способствует общему развитию ребёнка, его
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Содержание курса:
Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать
доступный им пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать
прочитанное.
Формировать

навык

сознательного,

правильного,

беглого

и

выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения доступные
пониманию. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно
формируется

умение

с

помощью

учителя

разбираться

в

содержании

прочитанного.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на
каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию
навыка правильного чтения.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух,
формируется постепенно.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных

связей

и

закономерностей,

так

как

этот

вид

деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется
развитию связной устной речи.

Дети овладевают правильным, полным и

последовательным

в

пересказом

процессе

систематической

работы,

направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение
словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в
процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Техника чтения.
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции
звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к
чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со
знаками препинания.
Понимание читаемого.
Ответы

на

вопросы

по

содержанию

прочитанного

в

связи

с

рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте
предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи.
Пересказ содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным
переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений,
чтение их перед классом.
В программу включено материально – техническое обеспечение учебного
предмета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».