МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ «город Ирбит» Свердловской области МБОУ «Школа № 5» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Школа№5» ________________________ ________________________ ________________________ Пищало Е.В. Адамбаева Л.А. Сысоева О.В. «25» августа 2023 г. Приказ 181-од Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. от «23» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение» (1 – 4 классы) Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной легкой умственной отсталостью (Вариант 8.3) г. Ирбит, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ……………………………………………….. 2. Общая характеристика курса …………………………………………. 3. Место курса в учебном плане ………………………………………… 4. Ценностные ориентиры содержания курса «Чтение» ………………. 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета ……………. 6. Содержание курса ………………………………………………...…… 7. Учебно-тематическое планирование ………..……………………….. 8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ……… 9. Источники ……………………………………………………………… 3 6 8 8 9 14 22 25 26 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5» обучающихся с РАС, вариант 8.3. Учебным планом МБОУ «Школа №5»; Федеральным перечнем учебников, утвержденных, (допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение 3 детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития: выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность; боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания; специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность; низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентаци. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Цели и задачи программы: В системе школы курс чтения реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели: - познавательная цель: предполагает формирование у учащихся умений использовать навык сознательного, правильного и выразительного чтения в нестандартных ситуациях, повышение уровня общего развития учащихся; 4 - коррекционная цель: предполагает развитие речемыслительных способностей детей; - социокультурная цель: предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся, социальной адаптации и реабилитации учащихся. Основные задачи обучения чтению: - формировать основы навыка полноценного, правильного, беглого и выразительного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - формировать технику чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения целым словом; - формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный понимаю текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа. - воспитывать у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; - корригировать недостатки речевой и мыслительной деятельности; - формировать положительные нравственные качества и свойства личности. Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений: - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучения сложных тем курса; - включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; - обозначения эффективных педагогических технологий. Структура документа Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном 5 плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально- дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебноигровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся Предмет «Чтение» является частью предметной области «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана. Особенности содержательных линий В программе курса «Чтение» выделяются разделы: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Чтение». Обще учебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. 6 При обучении чтению школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. В сфере личностных базовых учебных действий формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий формирование смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из 7 прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, официально-делового детского стилей. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Изучение предмета «Чтение» в школе помогает решать коррекционноразвивающие задачи по развитию психических процессов. В результате изучения курса чтения обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, сформируется общеучебный навык чтения и умение работать с текстом; пробуждается интерес к чтению художественной литературы, а это способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 1 (дополнительный) класс первого года обучения – 2 часа в неделю (33 недели/66 часов в год); 1 (дополнительный) класс второго года обучения- 2 часа в неделю (33 недели/66 часов в год); 1 класс - 3 часа в неделю (33 недели/99 часов в год); 2 класс - 4 часа в неделю (34 недели/136 часов в год); 3 класс - 4 часа в неделю (34 недели/136 часов в год); 4 класс - 4 часа в неделю (34 недели/136 часов в год) 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ЧТЕНИЕ» Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: 8 - обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); - внимание к личности писателя; - бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы; - наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы). 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; 9 - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты 1 класс (дополнительный) первого года обучения Минимальный уровень: - вычленять звуки из слова и называть выделенный звук; - относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания; - условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом; - узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки; - составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов. Достаточный уровень: - дифференцировать шесть основных цветов, называя их; - выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу; - дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками; - составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке; 10 - определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условнографическую схему предложения; - делить слова на слоги; - определять первый звук в слове; - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв; - четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя. 1 класс (дополнительный) второго года обучения Минимальный уровень: - различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на условно-графическую схему из двусложных слов и с опорой на схему из трехсложных слов, написание которых не расходится с произнесением; - обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных); - знать о двух основных группах звуков русского языка – гласные и согласные, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных звуков; - различать твердые и мягкие согласные; - выделять предложения из устной речи; - выделять из предложения слова; - правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, слово, предложение. Достаточный уровень: - дифференцировать шесть основных цветов, называя их; - выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу; - дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками; 11 - составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке; - определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условнографическую схему предложения; - делить слова на слоги; - определять первый звук в слове; - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв; - четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя. 1 класс Минимальный уровень: - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; - дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; - анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя. Достаточный уровень: - анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ. 12 2 класс Минимальный уровень: - читать по слогам короткие тексты; - слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку; - по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читать или слушать. Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; - читать текст про себя, выполняя задание учителя; - выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам. 3 класс Минимальный уровень: - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; - трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;- отвечать на вопросы по прочитанному. Достаточный уровень: - высказывать свое отношение к поступку героя, событию; - пересказывать содержание прочитанного; - устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. 4 класс Минимальный уровень: - осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; 13 - участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительно читать наизусть короткие стихотворения. Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определять основную мысль текста после предварительного его анализа; - читать текст про себя, выполняя задание учителя; - выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; - читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - выразительно читать наизусть стихотворения. 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Программа курса нацелена на овладение учащимися устойчивыми навыками чтения, слушания и пересказа текста. Важной особенностью данного курса является направленность на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с РАС, а именно потребностей, связанных с введением учащегося с РАС в ситуацию обучения в школе, и потребностей, удовлетворение которых необходимо для коррекции и развития его эмоционально-волевой и познавательной сфер. Структура курса, подбор и последовательность предлагаемых тем для изучения и заданий, учитывают особенности взаимодействия ребенка с РАС с окружающим его миром и людьми. Узость представлений об окружающем мире, неумение понимать причинноследственные связи, непонимание переносного смысла делает необходимым тщательный отбор текстов, используемых в курсе «Литературное чтение». Несмотря на то, что в рамках курса учащиеся знакомятся со всеми видами литературных текстов, большую часть 14 произведений, предлагаемых для изучения составляют детские рассказы, стихи, отрывки из литературных произведений, имеющих простой смысл и рифму и апеллирующих к опыту учащихся. Читательские умения, сформированные в курсе литературного чтения, являются базовыми умениями, необходимыми для освоения практически всех школьных предметов, поэтому особое внимание уделяется анализу текста, умению пересказывать текст, умению обобщать и выделять основное содержание текста, умению деления текста на части, составление плана и озаглавливание текста. Параллельно с обучением чтению проводится работа по совершенствованию устной речи детей с РАС, в том числе навыкам монологической речи и умению вести диалог. Для развития устной речи на уроке предусмотрены такие формы работы как рассказ на заданную тему или обсуждение темы с опорой на авторский текст. Все виды работ на уроке (аудирование, чтение, пересказ текста и т.д.) направлены прежде всего на развитие устной и письменной коммуникации учащихся с РАС, освоение ими социально приемлемых речевых форм и правил их применения в различных ситуациях. Данный курс предусматривает использование всех видов читательской и речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать. Для развития навыков чтения необходимо формировать и развивать чтение вслух и чтение про себя. При этом важно учитывать, что зачастую у учащихся с РАС возникают значительные сложности при освоении выразительного чтения вслух. Для преодоления этих трудностей в программу курса включены упражнения на умение модулирования тембра голоса, изменения темпа и громкости чтения. На протяжении всего курса предполагается постепенное увеличение объема и сложности текстов для чтения. Последовательность вопросов для ответа после анализируемого текста также должна быть построена по принципу «от простого к сложному» с учетом особенностей детей с РАС. Сначала ребенок учится отвечать на вопросы «кто, что», «что сделал», затем на уточняющие вопросы «какой», «где», «откуда» и только потом учится вычленять в тексте причинно-следственные связи и логику социальных поступков героев. Для обогащения и развития активного и пассивного словаря, на уроке учитель обязательно предлагает учащимся задания на анализ незнакомых слов текста и уточнение значения знакомых слов. Для решения этой задачи, а также для повышения учебной мотивации в рамках курса предполагается ведение каждым учащимся личного словаря и дневника прочитанных произведений. 15 Для того, чтобы уточнить понимание прочитанных на уроке текстов, в конце каждого урока учащимся предлагается выполнить собственный рисунок по прочитанному произведению. Для предотвращения формального и механистического усвоения навыков чтения используются эмоционально значимые для учащегося с РАС темы занятий. Среди них темы, отражающие природные изменения в годовом цикле («Зима», «Здравствуй, лето»); темы, помогающие осмыслить ребенку его социальный опыт («Кто работает в школе?», «Что я люблю делать?» и др. Важными для введения ребенка с РАС в ситуацию обучения в школе являются темы, направленные на осмысление опыта, полученного детьми с РАС в школе («Что такое расписание?», «Школьные правила»). 1 класс (дополнительный) первого года обучения Вычленение звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове), умение называть выделенный звук. Выделение отдельных звуков из слов, правильная отчетливая артикуляция звуков. Чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные звуки. Условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков, термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Ознакомление условно графической схемой звукового состава слова. Последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схеме звукового состава слова. Ознакомление с печатными буквами Аа, Оо, Уу, ы, Мм, Нн, Вв, Кк, Пп, Сс, Ии; соотнесение звука и буквы. Формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения. состоящего из двух-трех слов, условно-графическая схема 16 предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение. Уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить достаточно грамотно, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы. 1 класс (дополнительный) второго года обучения Дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков. Ознакомление с печатными буквами Лл, Тт. Рр, Гг, Шш, Бб, Дд, Чч, Жж, Фф, Вв, Цц, Щщ, Зз, Хх, Ээ; соотнесение звука и буквы. Последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством учителя и самостоятельно; последовательное выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками. Ударение; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов. Практическое деление слов на слоги. Предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотворения, рассказа), состоящего из трех-четырех предложений; понижение голоса, пауза в 17 конце предложения, правильное и отчетливое произнесение целого предложения; условно-графичекое обозначение предложения. Вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение. Уточнение и расширение словарного запаса детей, составление предложений, в которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительного родительного падежа множественного числа (например, много тетрадей) и существительных творительного падежа единственного числа (например, кормлю зерном). 1 класс Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1 этап: изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется) Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. 2 этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. 18 Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). 3 этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-лома, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. 4 этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. 2 класс Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный им пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения доступные пониманию. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно 19 формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Дети овладевают правильным, полным и последовательным в пересказом процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Техника чтения. Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. Понимание читаемого. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного. Развитие устной речи. Пересказ содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. 20 Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. 3 класс Техника чтения. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми слова после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Понимание читаемого. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин. Развитие устной речи. Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. 4 класс Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Понимание читаемого. 21 Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. 7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (дополнительный) первого года обучения № Тема п/п 1 Подготовка к усвоению грамоты 2 Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. 3 Вычленение звука из слова. 4 Выделение отдельных звуков из слов, правильная и отчетливая артикуляция их. 5 Букварный период. Обучение грамоте 6 Изучение звуков и букв: А, О, У, ы, И. 7 Изучение звуков и букв: М, Н, В, К, П, С. 8 Формирование умения составлять предложения. 9 Всего: Количество часов 26 10 8 8 30 12 13 5 66 1 класс (дополнительный) второго года обучения № п/п Тема Изучение звуков и букв: Л, Т, Р, Г, Ш, Б. Последовательное выделение звуков в словах. Количество часов 18 2 22 Изучение звуков и букв: Д, Ч, Ж, Ф, В. Упражнения в выделении ударного гласного звука. Изучение звуков и букв: Ц, Щ, З, Х, Э. Практическое деление слов на слоги. Вычленение предложений из текста Всего: 18 2 18 4 4 66 1 класс № Тема Количество п/п часов 1 Повторение звуков и букв: А, У, О, М. С. Х. 20 2 Образование из усвоенных звуков и букв слов: ау, уа, 10 ам, ум. 3 Образование и чтение открытых и закрытых слогов. 10 4 Изучение звуков и букв: Ш, Л, И, ы, Р. Повторение 20 пройденных звуков и букв. 5 Образование открытых и закрытых двухбуквенных 10 слогов, чтение их. 6 Образование и чтение трёхбуквенных слов, чтение их. 10 7 Изучение звуков и букв: К, П, И. З, В, Ж, Б, Г, Д, й, ь, 30 Т. Повторение пройденных звуков и букв. 8 Образование и чтение открытых и закрытых слогов с 10 твёрдыми и мягкими согласными в начале слога: па, ли, лук и т. д. 9 Составление и чтение слов из усвоенных слоговых 10 структур: пи-ла, со-ло-ма, пар-та и т. д. 10 Чтение предложений из двух, трёх слов. 10 11 Изучение звуков и букв: Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ. 29 Повторение пройденных звуков и букв. 12 Образование и чтение усвоенных ранее слоговых 14 структур со звуками и буквами. 13 Пошаговоечтение коротких буквенных текстов. 15 14 Всего: 99 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 Тема Работа над техникой чтения. Составление и чтение слов. Осознанное и правильное чтение слов. Чтение предложений, текстов. Понимание читаемого. Количество часов 50 20 15 15 40 23 6 7 8 9 10 Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Развитие устной речи. Пересказ содержания прочитанного. Разучивание стихотворений. Всего: 40 46 30 16 136 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Работа над техникой чтения. Чтение текста целыми словами. Слоговое чтение трудных по смыслу слов. Чтение предложений. Чтение про себя. Понимание читаемого. Работа со словами. Работа с предложениями. Ответы на вопросы по тексту. 7 Развитие устной речи. 8 Пересказ рассказа или сказки. 9 Чтение диалогов. 10 Разучивание стихов. 11 Всего: Количество часов 50 25 15 20 45 45 41 20 6 15 136 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема Техника чтения Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. Понимание читаемого Выделение главной мысли произведения. Деление текста на законченные по смыслу части. Придумывание заглавий к основным частям. Выделение главных действующих лиц. Развитие устной речи Полный и выборочный пересказ. Рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание стихотворений, басен. Всего: Количество часов 50 15 10 25 45 15 10 10 10 41 13 12 16 136 24 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно - методическое обеспечение: Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, А.А. Богданова/-6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, А.А. Богданова/-6-е / изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. 1. Дидактический материал по обучению грамоте и русскому языку 2. Учебно-наглядное пособие «Азбука подвижная» 25 3. Демонстрационный материал по обучению грамоте 4. Картинный словарь 5. Комплект наглядных пособий для словарно – логических упражнений по русскому языку М., «Образование», 2003 6. Электронные образовательные ресурсы 7. Интерактивная доска, компьютер, документ - камера, принтер, ламинатор 9. ИСТОЧНИКИ 1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Примерные программы адаптированные образования обучающихся основные с общеобразовательные расстройством аутистического спектра. 6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 26 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 9. Локальные акты образовательного учреждения. 27