Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель. Цель - развитие речевой коммуникации с нарушениями интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми. Задачи: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Это учебный предмет, с помощью которого, можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Для реализации программы используется учебное пособие «Речевая практика» 1-4 классы учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, С.В.Комарова. - Москва «Просвещение», 2020г. Содержание курса: Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» В программу включено материально – техническое обеспечение учебного предмета.