Аннотация к рабочей программе по речевой практике для обучающихся с РАС 8.3

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Речевая практика»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3
Адаптированная

рабочая

программа

учебного

предмета

«Речевая

практика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее
РАС) варианта 8.3 предполагает, что

обучающийся с РАС, осложненными

легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование к
моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и
в

более

пролонгированные

календарные

сроки,

которые

определяются

Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант
АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс
за

счет

организации

пропедевтического

обучения

в

двух

первых

дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель.
Цель

-

развитие

речевой

коммуникации

с

нарушениями

интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
-

уточнение

и

обогащение

представлений

об

окружающей

действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и

развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Это учебный предмет, с помощью которого, можно решать не только
узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного
развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это
прежде всего воспитание сознания,

воспринимающего мир (не только

произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий
мир – мир людей и природы).
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки
у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо
для

приобретения

практических

навыков

устной

и

письменной

речи,

формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в
воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд
грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Для реализации программы используется учебное пособие «Речевая
практика»

1-4

классы

учебник

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
С.В.Комарова. - Москва «Просвещение», 2020г.
Содержание курса:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение

речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение
по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Знакомство,

представление,

приветствие.

Формулы

«Это

…»,

«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и
прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения
по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,
подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
В программу включено материально – техническое обеспечение учебного
предмета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».