Рабочая программа по речевой практике для обучающихся с РАС 8.3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МБОУ «Школа № 5»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
по УВР

Директор МБОУ
«Школа№5»

________________________ ________________________ ________________________
Пищало Е.В.
Адамбаева Л.А.
Сысоева О.В.
«25» августа 2023 г.
Приказ 181-од
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
от «23» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Речевая практика»
(1 – 4 классы)
Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной легкой
умственной отсталостью
(Вариант 8.3)

г. Ирбит, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………..
2. Общая характеристика курса ………………………………………….
3. Место курса в учебном плане …………………………………………
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Речевая практика» ….
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………….
6. Содержание курса ………………………………………………...……
7. Учебно-тематическое планирование ………..………………………..
8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ………
9. Источники ………………………………………………………………

3
6
8
8
9
15
22
24
25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта
8.3 разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598)
 Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1599)
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального
общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5» обучающихся с
РАС, вариант 8.3.
 Учебным планом МБОУ «Школа №5»;
 Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г.
Вариант 8.3 предполагает, что

обучающийся с РАС, осложненными

легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование к
моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и
в

более

пролонгированные

календарные

сроки,

которые

определяются

Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся
с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный
вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный
3

процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых
дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Овладение основами речевой коммуникации для учащихся с РАС
представляет

большую

сложность.

Это

связано

со

специфическими

особенностями учащихся такими как:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в
контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками,
отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность
эмоционального

реагирования,

бедность

эмоций,

их

однообразие,

неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в
произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности
окружающей обстановки;
- ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного
внимания;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной
речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до
автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных
оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются
непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение
коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего
пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.
4

В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель.
Цель

-

развитие

речевой

коммуникации

с

нарушениями

интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами
(слово, предложение, словосочетание);
-

формирование

первоначальными

«дограмматическими»

понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-

формирование

основ

навыка

полноценного

чтения

художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование

положительных нравственных

качеств и свойств личности.
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает
внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучения сложных тем курса;
- включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном
плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное
5

содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам
курса

и

планируемые

результаты

оканчивающих

начальную

школу;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Речевая практика» играет важную роль в развитии речи младших
школьников, учит выполнять простые и составные устные инструкции учителя;
совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи,
интереса к окружающему; корригируется артикуляция звука и диафрагмальное
дыхание, речевое подражание.
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Это учебный предмет, с помощью которого, можно решать не только
узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного
развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это
прежде всего воспитание сознания,

воспринимающего мир (не только

произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий
мир – мир людей и природы).
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки
у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо
для

приобретения

практических

навыков

устной

и

письменной

речи,

формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в
воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд
грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
6

Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его
тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его
семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только
добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных
навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка
личностные смыслы, что закладывает основы его социализации
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В

сфере

личностных

базовых

учебных

действий

формировать

внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивации учебной деятельности,
ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение.
сфере

регулятивных

базовых

учебных

действий

контролировать и оценивать свои действия.
В

сфере

использовать

познавательных
информацию,

базовых

обобщать

учебных

способы

и

действий
средства

научатся
построения

собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей
проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные

умения

учитывать

позицию

собеседника,

организовывать

и

осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать
коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения
курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать
7

инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что
способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 (дополнительном) классе
первого года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33
учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 (дополнительном) классе
второго года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33
учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Целью учебного предмета «Речевая практика» является формирование
коммуникативно-речевого поведения, а также создание предпосылок для
освоения предметных результатов обучения. На уроках обучающиеся получают
практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых
средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются
практические

навыки

коммуникативные

речевого

сценарии

общения,

социального

они

осваивают

взаимодействия.

различные
На

основе

организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и
8

уточняются представления об окружающем мире. Таким образом, на уроках
ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и
когнитивной функциями речи.
В процессе изучения речевой коммуникации у учащихся формируется
позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная
устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На
уроках речевой практике ученики получают начальное представление о нормах
русского языка и правилах речевого этикета.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений,
знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии
решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные

результаты

-

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных
результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов:

9

-

принятие

учителя

и

учеников класса, первоначальные навыки,

взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
-

владение элементарными навыками

коммуникации и принятыми

ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя
- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- выбирать картинку, соответствующую слову;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
10

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении.
1 класс (дополнительный) второго года обучения
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя
- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении
1 класс
Минимальный уровень:
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

11

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении
2 класс
Минимальный уровень:
- выполнение заданий по словесной инструкции, данной учителем;
- знание предметов и действий, соотношение их с картинками;
- умение правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- умение называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя,
ближайших родственников;
- участвование в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами);
- слушание сказки или рассказа и умение отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
Достаточный уровень:
- отчётливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
- выполнение различных заданий по словесной инструкции;

12

- использование громкой и шёпотной речи, умение менять темп речи по
указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в
отработанных речевых ситуациях;
- участвование в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно
отвечать на вопросы;
- пользование вежливыми словами при изъявлении благодарности;
- знание домашнего адреса, имени и отчества учителей и воспитателей,
ближайших родственников;
- слушание сказки, рассказа, пересказывания их содержания, опираясь на
картинно-символический план.
3 класс
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или
дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
— выразительно произносить короткие стихотворения, скороговорки по образцу
учителя;
— участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать
содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно
доехать или дойти до школы;

13

-

участвовать

в

ролевых

играх

в

соответствии

с

речевыми

возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
-

выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с

опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по
их содержанию.
4 класс
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на
образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- отвечать на вопросы по их содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по
поводу услышанного;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
14

- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания;
- выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п.,
используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС обусловливают
необходимость

специального

подбора

дидактического

материала,

преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Целевая ориентированность учебно-методического и информационного
ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические
условия

обеспечения

реализации

основной

образовательной

программы

начального общего образования.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру
изучения предметной области «Язык и речевая практика».
Для реализации программы используется учебное пособие «Речевая
практика»

1-4

классы

учебник

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
С.В.Комарова. - Москва «Просвещение», 2020г.
Оценивание по учебному предмету не предусмотрено, проводится
логопедическое обследование в начале учебного года, в середине и конце
учебного года – мониторинг речевых возможностей обучающихся.
1 (дополнительный) класс первого года обучения

15

Понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций
учителя. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению). Слушание небольших литературных произведений в
изложении педагога и с аудио-носителей.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
1 (дополнительный) класс второго года обучения
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания.

16

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Знакомство,

представление,

приветствие.

Формулы

«Это

…»,

«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
1 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Выполнение словесных инструкций.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания.

17

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.)
Обращение, привлечение внимания. Функциональные обращения (к
продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Приветствие и прощание.Формулы «Доброе утро», «Добрый день»,
«Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы
«привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы
«здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость

дублирования

этикетных

формул,

использованных

невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
2 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.

18

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.)
Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Приветствие и прощание.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо»,
«пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в
зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
19

3 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.). Условные знаки в общении людей.
Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как
хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,
…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я
…».
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
20

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
4 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.). Условные знаки в общении людей.
Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону
(«Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить
(позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

21

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,
…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я
…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения

Количество
часов
11
21
20
15
21
22

6

Просьба и благодарность
Всего

11
99
1 класс

№
п/п
1
2
3
4

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел
Школьная жизнь
Игры детей
Играем в сказку
Я дома
Я за порогом дома
Мои товарищи в школе
Любимое занятие
Мир природы
Всего
3 класс
Раздел
Снова в школу
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Я-зритель
Какая сегодня погода
Веселый праздник
Учимся понимать животных
Узнай меня
Впереди лето
Всего

Количество
часов
11
10
9
12
9
7
7
10
68

Количество
часов
7
9
7
6
7
8
9
6
9
68
23

№
п/п
1
2
3
5
6
7

4 класс
Раздел
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Всего

Количество
часов
12
9
12
9
15
11
68

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

 Учебник "Речевая практика" 1 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2017;
 Учебник "Речевая практика" 2 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;
 Учебник "Речевая практика" 3 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;

 Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;
1.

Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва.

Изд.ГНОМ и Д, 2005
2.

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д,

2005 г.
3.

Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека.

Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
4.

Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд.

«Школьная пресса», 2007 год.
24

5.

Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО

«Маленький Гений» - Пресс, 2012.
6.

Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО

«Маленький Гений» - Пресс, 2012.
7.

Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство

ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
8.

Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство

ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие
животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года,
ягоды.
15. Термометр.
16. Набор муляжей овощей и фруктов.
17. Электронные образовательные ресурсы
18. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,
ламинатор
9. ИСТОЧНИКИ
1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении

и

введении

в

действие

федерального

государственного

образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от
19 декабря 2014 г. № 1598.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -

25

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы
образования обучающихся с расстройством аутистического спектра.
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по
разработке рабочих программ.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, осуществляющих
образовательную
общеобразовательным

деятельность
программам

по
для

адаптированным
обучающихся

с

основным

ограниченными

возможностями здоровья».
9. Локальные акты образовательного учреждения.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».