МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ «город Ирбит» Свердловской области МБОУ «Школа № 5» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Школа№5» ________________________ ________________________ ________________________ Пищало Е.В. Адамбаева Л.А. Сысоева О.В. «25» августа 2023 г. Приказ 181-од Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. от «23» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Речевая практика» (1 – 4 классы) Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной легкой умственной отсталостью (Вариант 8.3) г. Ирбит, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ……………………………………………….. 2. Общая характеристика курса …………………………………………. 3. Место курса в учебном плане ………………………………………… 4. Ценностные ориентиры содержания курса «Речевая практика» …. 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета……………. 6. Содержание курса ………………………………………………...…… 7. Учебно-тематическое планирование ………..……………………….. 8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ……… 9. Источники ……………………………………………………………… 3 6 8 8 9 15 22 24 25 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5» обучающихся с РАС, вариант 8.3. Учебным планом МБОУ «Школа №5»; Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный 3 процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Овладение основами речевой коммуникации для учащихся с РАС представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как: - выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; - особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность; - боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; - ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания; - специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность; - низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. 4 В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель. Цель - развитие речевой коммуникации с нарушениями интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми. Задачи: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений: - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучения сложных тем курса; - включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; - обозначения эффективных педагогических технологий. Структура документа Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное 5 содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Речевая практика» играет важную роль в развитии речи младших школьников, учит выполнять простые и составные устные инструкции учителя; совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи, интереса к окружающему; корригируется артикуляция звука и диафрагмальное дыхание, речевое подражание. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Это учебный предмет, с помощью которого, можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. 6 Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных базовых учебных действий формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивации учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия. В сфере использовать познавательных информацию, базовых обобщать учебных способы и действий средства научатся построения собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать 7 инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «Речевая практика» в 1 (дополнительном) классе первого года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Речевая практика» в 1 (дополнительном) классе второго года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели). На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели). На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели). 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» Целью учебного предмета «Речевая практика» является формирование коммуникативно-речевого поведения, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На уроках обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки коммуникативные речевого сценарии общения, социального они осваивают взаимодействия. различные На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и 8 уточняются представления об окружающем мире. Таким образом, на уроках ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи. В процессе изучения речевой коммуникации у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках речевой практике ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета. 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: 9 - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки, взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты 1 класс (дополнительный) первого года обучения Минимальный уровень: - выполнение простых инструкций учителя - выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя; - отвечать на простые вопросы с помощью учителя; - применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов); - использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. Достаточный уровень: - выполнение простых инструкций учителя; - выбирать картинку, соответствующую слову; - отвечать на простые вопросы с помощью учителя; - знать и применять элементарные правила речевого общения; - уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес); - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; 10 - выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации; - понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию; - использовать изученные речевые алгоритмы при общении. 1 класс (дополнительный) второго года обучения Минимальный уровень: - выполнение простых инструкций учителя - выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя; - отвечать на простые вопросы с помощью учителя; - применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов); - использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. Достаточный уровень: - отвечать на простые вопросы с помощью учителя; - знать и применять элементарные правила речевого общения; - уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес); - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации; - понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию; - использовать изученные речевые алгоритмы при общении 1 класс Минимальный уровень: - отвечать на простые вопросы с помощью учителя; 11 - применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов); - использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. Достаточный уровень: - уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес); - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации; - понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на вопросы по их содержанию; - использовать изученные речевые алгоритмы при общении 2 класс Минимальный уровень: - выполнение заданий по словесной инструкции, данной учителем; - знание предметов и действий, соотношение их с картинками; - умение правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; - адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; - умение называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников; - участвование в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); - слушание сказки или рассказа и умение отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Достаточный уровень: - отчётливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов; - выполнение различных заданий по словесной инструкции; 12 - использование громкой и шёпотной речи, умение менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; - участвование в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы; - пользование вежливыми словами при изъявлении благодарности; - знание домашнего адреса, имени и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников; - слушание сказки, рассказа, пересказывания их содержания, опираясь на картинно-символический план. 3 класс Минимальный уровень: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить короткие стихотворения, скороговорки по образцу учителя; — участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Достаточный уровень: - выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; - сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; 13 - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию. 4 класс Минимальный уровень: - выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; - сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; - объяснять, как можно доехать или дойти до школы; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию. Достаточный уровень: - понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; - отвечать на вопросы по их содержанию; - понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного; - выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; 14 - принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказывать свои просьбы и желания; - выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные слова и выражения; - принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; - воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план. 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Особые образовательные потребности обучающихся с РАС обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Целевая ориентированность учебно-методического и информационного ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика». Для реализации программы используется учебное пособие «Речевая практика» 1-4 классы учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, С.В.Комарова. - Москва «Просвещение», 2020г. Оценивание по учебному предмету не предусмотрено, проводится логопедическое обследование в начале учебного года, в середине и конце учебного года – мониторинг речевых возможностей обучающихся. 1 (дополнительный) класс первого года обучения 15 Понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. 1 (дополнительный) класс второго года обучения Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. 16 Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. 1 класс Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Выполнение словесных инструкций. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. 17 Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.) Обращение, привлечение внимания. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Приветствие и прощание.Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). 2 класс Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. 18 Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.) Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Приветствие и прощание. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. 19 3 класс Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. 20 Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» 4 класс Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». 21 Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» 7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (дополнительный) первого года обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 Раздел Вот и лето прошло Школьная жизнь Я за пределами дома Знакомство, представление, приветствие, прощание Правила поведения Просьба и благодарность Всего Количество часов 11 21 20 15 21 11 99 1 класс (дополнительный) второго года обучения № п/п 1 2 3 4 5 Раздел Вот и лето прошло Школьная жизнь Я за пределами дома Знакомство, представление, приветствие, прощание Правила поведения Количество часов 11 21 20 15 21 22 6 Просьба и благодарность Всего 11 99 1 класс № п/п 1 2 3 4 Раздел Вот и лето прошло Школьная жизнь Я за пределами дома Знакомство, представление, приветствие, прощание Правила поведения Просьба и благодарность Всего Количество часов 11 21 20 15 21 11 99 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел Школьная жизнь Игры детей Играем в сказку Я дома Я за порогом дома Мои товарищи в школе Любимое занятие Мир природы Всего 3 класс Раздел Снова в школу Отправляюсь в магазин Телефонный разговор Я-зритель Какая сегодня погода Веселый праздник Учимся понимать животных Узнай меня Впереди лето Всего Количество часов 11 10 9 12 9 7 7 10 68 Количество часов 7 9 7 6 7 8 9 6 9 68 23 № п/п 1 2 3 5 6 7 4 класс Раздел Игры с друзьями Играем в сказку Мы писатели Я дома Я за порогом дома Я в мире природы Всего Количество часов 12 9 12 9 15 11 68 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебник "Речевая практика" 1 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017; Учебник "Речевая практика" 2 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018; Учебник "Речевая практика" 3 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018; Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018; 1. Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 2. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 г. 3. Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека. Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год. 4. Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год. 24 5. Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012. 6. Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012. 7. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012. 8. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012. 14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года, ягоды. 15. Термометр. 16. Набор муляжей овощей и фруктов. 17. Электронные образовательные ресурсы 18. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор 9. ИСТОЧНИКИ 1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - 25 образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра. 6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную общеобразовательным деятельность программам по для адаптированным обучающихся с основным ограниченными возможностями здоровья». 9. Локальные акты образовательного учреждения. 26