МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ «город Ирбит» Свердловской области МБОУ «Школа № 5» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Школа№5» ________________________ ________________________ ________________________ Пищало Е.В. Адамбаева Л.А. Сысоева О.В. «25» августа 2023 г. Приказ 181-од Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. от «23» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» (1 – 4 классы) Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной легкой умственной отсталостью (Вариант 8.3) г. Ирбит, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ……………………………………………….. 2. Общая характеристика курса …………………………………………. 3. Место курса в учебном плане ………………………………………… 4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык» ………. 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета……………. 6. Содержание курса ………………………………………………...…… 7. Учебно-тематическое планирование ………..……………………….. 8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ……… 9. Источники ……………………………………………………………… 3 6 8 9 9 16 28 30 31 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным начального общего государственным образования образовательным обучающихся о стандартом ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5» обучающихся с РАС, вариант 8.3. Учебным планом МБОУ «Школа №5»; Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает 3 постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Овладение основами русского языка для учащихся с РАС представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как: - выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; - особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность; - боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; - ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания; - специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность; - низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и 4 избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции. Цели и задачи курса В системе начальной школы курс русского языка реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели: - познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; - коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику и является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации учащихся. - социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - выработать элементарные навыки грамотного письма; - научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - повышать уровень общего и речевого развития учащихся; - формировать нравственные качества. 5 Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений: - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучения сложных тем курса; - включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; - обозначения эффективных педагогических технологий. Структура документа Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русский язык в младших классах образовательных учреждений для обучения детей с интеллектуальными нарушениями включает следующие разделы и соответствующие программы: русский язык в 1 классе представлена разделами «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте»; во 2,3,4 классах «Практические грамматические упражнения и развитие речи». В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для 6 выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. При обучении русскому языку школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. 7 Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных базовых учебных действий учебных действий научатся контролировать и оценивать свои действия. В сфере использовать познавательных навыки орфографические и устной базовых и письменной пунктуационные речи, навыки, элементарные приобретут ряд грамматических умений. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 1 (дополнительный) класс первого года обучения – 2 часа в неделю (33 недели/66 часов в год); 1 (дополнительный) класс второго года обучения - 2 часа в неделю (33 недели/66 часов в год); 1 класс – 3часа в неделю (33 недели/99 часов в год); 2 класс – 3 часа в неделю (34 недели/102 часа в год); 3 класс - 3 часа в неделю (34 недели/102 часа в год); 4 класс - 3 часа в неделю (34 недели/102 часа в год). 8 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но 9 рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты: 1 класс (дополнительный) первого года обучения: Минимальный уровень: - пользоваться тетрадью; - правильно держать ручку; - раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя; - обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам; - различать речевые звуки; 10 - составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя; - выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему; - знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке. Достаточный уровень: - пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради; - правильно держать ручку; - раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам; - дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками; - составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке; - определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения; - делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова; - определять первый звук в слове; - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова; 1 класс (дополнительный) второго года обучения Минимальный уровень: - различать речевые звуки; - составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя; 11 - выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему; - писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке. - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; - списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. Достаточный уровень: - различать звуки на слух и в собственном произношении; - писать строчные и прописные буквы; - списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения; Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания) 1 класс Минимальный уровень: - различать звуки на слух и в произношении; - дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; - анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя; - составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя; - усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита; - написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя; - списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения. Достаточный уровень: 12 - различать звуки на слух и в произношении; - дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции), твёрдые и мягкие; - анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита; - написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения; - списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения; - писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа. 2 класс Минимальный уровень: различать звуки на слух и в произношении; дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя; составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя; усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита; писать большую букву в начале предложения и именах, фамилиях, кличках животных, точку в конце предложения с помощью учителя; списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения; 13 делить слова на слоги; дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия. 3 класс Минимальный уровень: - списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя; - различать с гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя; дифференцировать оппозиционные согласные с помощью учителя; - делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью учителя; - списывать текст целыми словами (10-20 слов); включающий слова с изученными орфограммами; - составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя; - выделять предложения из текста; - уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью учителя. Достаточный уровень: - записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием; - различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные; - делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включающий слова с изученными орфограммами; - составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; 14 - выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - уметь располагать слова в алфавитном порядке. 4 класс Минимальный уровень: - деление слов на слоги для переноса; - списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; - составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; - выделение из текста предложений на заданную тему; - участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30-35 слов); - дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов); - составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); - деление текста на предложения; - выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его; 15 - самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В подготовительной работе по формированию грамматических навыков письма прежде всего необходимо соблюдать общие гигиенические требования: соответствие высоты стульчика и стола росту ребенка (во избежание нарушения осанки), направленность света, проветривание комнаты, где проводятся занятия и т.д. Подготовка детей к обучению письму часто осложняется легкой формой двигательных нарушений, которые являются следствием органического повреждения головного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Ребенок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. По истечение этого времени детям необходим отдых. Подготовка детей к обучению письму идет в нескольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук; ориентирование на листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; соотнесение звука и буквы. Последовательность графических заданий (первоначально используется нелинованная бумага) отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, 16 овалы и петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким. Далее дети учатся штриховке, знакомятся с разлиновкой ученической тетради и учатся в ней работать. При подготовке к обучению технике письма важно не торопить детей, а терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения советов учителя, поощряя любой успех ребенка. 1 класс (дополнительный) первого года обучения В процессе письма принимают участие различные анализаторы – речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный, зрительный. Несформированность любой из функций может вызвать нарушение овладения письмом. Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа: - узнавание отдельных предметов; - узнавание реалистических изображений (в различном положении); - узнавание перечеркнутых контурных изображений; - выделение контурных изображений, наложенных друг на друга; - узнавание недорисованных контурных изображений, дорисование до целого; - узнавание изображения предмета по его чести; - выделение фигуры, замаскированной в другой, более сложной структуры; - выбор недостающего фрагмента изображения; - нахождение сходства и различия в изображениях; - развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй»); - развитие целенаправленности движений; - ориентирование в сторонах своего тела; 17 - различение и определение направления движения в пространстве; - ориентирование на листе бумаги. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук: - упражнения для кистей и пальцев рук; - удержание определенной позы пальцев рук; - переключение поз; - зрительно-пространственная организация движений; - динамическая организация движений; - слухомоторная координация. Усвоение гигиенических правил письма. Формирование простейших графических навыков: Ритмичные круговые движения; - проведение горизонтальных линий в заданном направлении без ограничения в пространстве; - обведение трафаретов по контуру; - проведение прямых горизонтальных линий в ограниченном пространстве; - проведение волнистых линий в ограниченном пространстве; - проведение волнистых линий в горизонтальном и вертикальном направлениях без ограничения в пространстве; - проведение свободных линий в различных направлениях; - проведение линий в ограниченном пространстве с изменением; направления; - проведение волнистых линий различных конфигураций; - проведение наклонных прямых и пунктирных линий; 18 - проведение линий по точкам по данному образцу; - штриховка в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождением закономерности расположения линий в пространстве; - выполнение петлеобразных линий в различных направлениях. Ознакомление с печатными буквами Аа, Оо, Уу, ы, Мм, Нн, Вв, Кк, Пп, Сс, Ии. Соотнесение звука и буквы. Формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термин слово, предложение. 1 класс (дополнительный) второго года обучения. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Подготовка к усвоению навыков письма: - письмо коротких наклонных линий-палочек; - нахождение одинаковых элементов букв, данных изолированно; - письмо коротких и длинных наклонных палочек; - письмо коротких палочек с закруглением внизу; - нахождение письменных букв с заданным элементом; - письмо палочек с закруглением вверху; - письмо длинных и коротких палочек с закруглением вверху; - письмо овалов; - нахождение буквы, в которой данный элемент отсутствует; 19 - нахождение заданного элемента в фигурах сходной конфигурации; - письмо полуовалов; - письмо палочек с закруглением вверху и внизу; - нахождение измерений в ряду элементов букв («Что изменилось и чего не стало?»); - нахождение все букв письменного алфавита с заданным элементом; - письмо элементов букв по памяти («Посмотри, запомни, напиши»). Ознакомление с печатными буквами Лл, Тт, Рр, Гг, Шш, Бб, Дд, Чч, Жж, Фф, Вв, Цц, Щщ, Зз, Хх, Ээ; соотнесение звука и букв. Последовательное выделение звуков в словах; условно графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее. Замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтение» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; последовательное выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками. Ударение; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов. Практическое деление слов на слоги. Предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотворения, рассказа). Выделение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение. 20 1 класс При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. 1 этап: изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2 этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа. 3 этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звуковых состава. 4 этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. 21 Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей. Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Вставка пропущенной буквы в слова при списывании с доски. 2 класс Повторение. Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквой и и й, их различение. Слова с гласной и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикуляторно сходные (р – л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Слово. 22 Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? Что? - называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол-столы, рама-рамы); - различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки); - сравнение двух предметов и определение признаков различения и сходства (стакан – кружка). - умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда и др.) Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делать? Что делают? - группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); - различение предметов по их действиям (птица летает и др.); - умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Предложение. - практическое знакомство с построением простого предложения. - составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем. - заканчивание начатого предложения. - составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. - выделение предложения из текста. - написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. 23 Связная письменная речь. 3 класс Повторение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Звуки гласные и согласные. Словообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Остановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы). Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам Кто? Что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях. 24 Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова обозначающие признаки (качества) предметов. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, о(об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. 25 Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Устная речь. Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год. 4 класс Повторение материала за 3 класс. Звуки и буквы. Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова. Проверка написания путем изменения формы слова и подборка (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или путем подбора по образцу родственных слов. Слово. Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. 26 Разделительный ъ. Родственные слова. Предложение. Членение предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Связная и письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление рассказа по сюжетной картине. Изложение под руководством учителя небольшого текста по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов. Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное письмо строчных и прописных букв. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. 27 Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных- и строчных букв в алфавитном порядке. Устная речь. Правильное составление простых распространенных предложений (с помощью учителя). Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Повторение пройденного. 7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (дополнительный) первого года обучения № Раздел Количество п/п часов 1 Добукварный период. 20 2 Букварный период. 46 3 Строчные и прописные буквы: Аа, Оо, Уу, ы. 14 4 Строчные и прописные буквы: Мм, Нн, Вв, Кк. 16 5 Строчные и прописные буквы: Пп, Сс, Ии. 16 6 Всего: 66 1 класс (дополнительный) второго года обучения № Раздел Количество п/п часов 1 Повторение пройденного. 6 2 Букварный период. 60 3 Строчные и прописные буквы: Лл, Тт, Рр, Гг. 15 4 Строчные и прописные буквы: Шш, Бб, Дд, Чч. 15 5 Строчные и прописные буквы: Жж, Фф, Вв, Цц. 15 6 Строчные и прописные буквы: Щщ, Зз, Хх, Ээ. 15 7 Всего: 66 1 класс Раздел № п/п 1 Изучение звуков и букв: а, о, у, м, с, х. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2 Повторение пройденных звуков и букв. Изучение Количество часов 18 18 28 3 4 5 новых. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: п, к, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Всего: 36 27 99 2 класс № Раздел п/п 1 Повторение пройденного. 2 Наша речь: слово, слог, как часть слова, предложение, текст. 3 Звуки и буквы. 4 Постановка ударения. 5 Письмо и чистописание. 6 Всего: Количество часов 10 32 40 10 10 102 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Повторение пройденного. Звуки и буквы. Ударение. Слово. Предложение. Письмо и чистописание. Всего: Количество часов 10 40 10 15 12 15 102 4 класс № п/п 1 2 3 4 Раздел Повторение пройденного. Звуки и буквы. Ударение. Слово. Количество часов 12 40 10 16 29 5 6 7 Предложение. Письмо и чистописание. Всего: 16 8 102 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно - методическое обеспечение Букварь. реализующих 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. Букварь. реализующих 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. 30 Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с. 1. Дидактический материал по обучению грамоте и русскому языку 2. Учебно-наглядное пособие «Азбука подвижная» 3. Демонстрационный материал по обучению грамоте 4. Картинный словарь 5. Комплект наглядных пособий для словарно – логических упражнений по русскому языку М., «Образование», 2003 6. Электронные образовательные ресурсы 7. Интерактивная доска, компьютер, документ - камера, принтер, ламинатор 9. ИСТОЧНИКИ 1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 31 4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра. 6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и осуществляющих основным воспитания в образовательную общеобразовательным общеобразовательных деятельность программам по для организациях, адаптированным обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 9. Локальные акты образовательного учреждения. 32