Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции. Цели и задачи курса В системе начальной школы курс русского языка реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели: - познавательная представлений о цель языке как предполагает составляющей формирование целостной у учащихся картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; - коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику и является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации учащихся. - социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - выработать элементарные навыки грамотного письма; - научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - повышать уровень общего и речевого развития учащихся; - формировать нравственные качества. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Русский язык в младших классах образовательных учреждений для обучения детей с интеллектуальными нарушениями включает следующие разделы и соответствующие программы: русский язык в 1 классе представлена разделами «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте»; во 2,3,4 классах «Практические грамматические упражнения и развитие речи». В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. При обучении русскому языку школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать навыки устной и письменной речи, элементарные орфографические и пунктуационные навыки, приобретут ряд грамматических умений. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Содержание программы: Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Согласные звонкие и глухие, артикуляторно сходные (р – л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквой и и й, их различение. Слова с гласной и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Слово. Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? Что? -называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол-столы, рама-рамы); - различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки); - сравнение двух предметов и определение признаков различения и сходства (стакан – кружка). умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда и др.) Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делать? Что делают? - группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); - различение предметов по их действиям (птица летает и др.); - умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем. Заканчивание начатого предложения. Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Связная письменная речь. В программу включено материально – техническое обеспечение учебного предмета.