Аннотация к рабочей программе по русскому языку для обучающихся с РАС

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее РАС) варианта
8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной
программе общего образования, получает образование к моменту завершения
школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные
календарные сроки, которые определяются Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант
АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс
за

счет

организации

пропедевтического

обучения

в

двух

первых

дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала

и

освоение

социальных

навыков

носит

неравномерный

и

избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так
он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной
коммуникативной компетенции.
Цели и задачи курса
В

системе

начальной

школы

курс

русского

языка

реализует

познавательную, коррекционную и социокультурную цели:
-

познавательная

представлений

о

цель

языке

как

предполагает
составляющей

формирование
целостной

у

учащихся

картины

мира,

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и

формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления
учеников;
- коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику и
является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации
учащихся.
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в
начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и
овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
- повышать уровень общего и речевого развития учащихся;
- формировать нравственные качества.
Необходимость

коррекции

познавательной

и

речевой

деятельности

умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего
и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Русский язык в младших классах образовательных учреждений для
обучения детей с интеллектуальными нарушениями включает следующие
разделы и соответствующие программы: русский язык в 1 классе представлена
разделами «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте»; во 2,3,4
классах «Практические грамматические упражнения и развитие речи».
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки
у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.

Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо
для

приобретения

практических

навыков

устной

и

письменной

речи,

формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в
воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд
грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
При обучении русскому языку школьников с РАС требуются специальные
методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения
учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с
РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков,
которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются
ребенком осознанно при дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса
для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования
осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и
дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает
специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с
РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная
связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи.
Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться
осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и
прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы,
что закладывает основы его социализации.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа
по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать
внутреннюю

позицию

школьника,

адекватную

мотивацию

учебной

деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. В
сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать
свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать
навыки устной и письменной речи, элементарные орфографические и
пунктуационные навыки, приобретут ряд грамматических умений.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные

умения

учитывать

позицию

собеседника,

организовывать

и

осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Содержание программы:
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.
Буквы, сходные по начертанию, их различение. Звуки гласные и согласные, их
различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных
словах. Согласные звонкие и глухие, артикуляторно сходные (р – л), свистящие
и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание
слов с этими согласными. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Буква ь
для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова,
отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в
слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех
слов. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквой и и й, их
различение. Слова с гласной и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово. Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и
различение их по вопросам кто? Что? -называние одного предмета и нескольких
одинаковых предметов (стол-столы, рама-рамы); - различение основных частей

хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки); - сравнение двух
предметов и определение признаков различения и сходства (стакан – кружка). умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка,
одежда и др.) Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по
вопросам что делать? Что делают? - группировка действий по признаку их
однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); - различение
предметов по их действиям (птица летает и др.); - умение согласовывать слова,
обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с
предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога
со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Предложение.

Практическое

знакомство

с

построением

простого

предложения. Составление предложения по вопросу, картинке, на тему,
предложенную учителем. Заканчивание начатого предложения. Составление
предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение
предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и
точки в конце предложения. Связная письменная речь.
В программу включено материально – техническое обеспечение учебного
предмета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».