ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 - составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МАОУ «Школа № 5» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1, примерными программами по учебным предметам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» «Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Музыка» разработана для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1), так как данные дети получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Основная цель изучения предмета «Музыка» заключается в приобщении к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Основные задачи изучения предмета: ― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); ― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.; ― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; ― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; ― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение образовательных дифференцированного программ обеспечивает подхода к разнообразие созданию содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности (интеллектуальными характером обучающихся нарушениями) организации с умственной школьного доступной им отсталостью возраста определяется деятельности (предметно- практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ―принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ―принцип коррекционно-развивающей образовательного процесса, обуславливающий направленности развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ―принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач; ―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ―онтогенетический принцип; ―принцип непрерывность преемственности, образования предполагающий обучающихся взаимосвязь с и умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ―принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ―принцип сотрудничества с семьей. АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных потребностей. Организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35), тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20). Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс психофизического оказываются развития вовлеченными ребенка: все стороны мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСЬАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. Для обучающихся (интеллектуальными с легкой нарушениями) умственной характерны отсталостью следующие образовательные потребности: 1) общие: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. 2) специфические: - раннее получение специальной помощи средствами образования; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; - доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; - систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; - обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих занятий. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АДАПТИРОВАНА И ПРЕДПОЛОГАЕТ ВНЕСЁННЕ ИЗМЕНЕНИЯ - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса; - обозначения эффективных педагогических технологий. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Школа № 5» на изучение предмета «Музыка» отводится по 1 ч в неделю с 1 по 4 класс. Курс рассчитан на 168 ч: в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; ― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; ― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ―forte, тихая ― piano); ― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: ― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ― обучение игре на фортепиано. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: - определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных детских песен; - знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); - представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); - представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); - пение хором с выполнением требований художественного исполнения; - ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; - исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Здравствуй музыка 1.1 Вводный урок 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Знакомство с правилами пения 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Музыкальные инструменты: пианино, рояль 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.4 Обобщение по теме: «Здравствуй музыка» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 4 Раздел 2. Домашние животные 2.1 «Серенькая кошечка Музыка В. Витлина, слова Н. Найдёновой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.2 Три поросенка, музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.3 «Веселые гуси», украинская народная песня 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.4 «Бабушкин козлик», русская народная песня. Обработка Ю. Слонова 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 5 Раздел 3. Урожай собирай 3.1 Знакомство с музыкальными произведениям и об осени 3.2 «Урожай собирай», музыка Филиппенко, слова Т. Волгиной 3.3 «Во поле береза стояла», русская народная песня 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.4 «Во поле береза стояла». Хоровод 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.5 Люблю березку русскую. Песня-хоровод «Во поле березка стояла» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.6 Музыкальные инструменты. Балалайка 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.7 «На горе-то калина», русская народная песня 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 А. 1 0 Музыкальные инструменты. Барабан 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.9 «Савка и Гришка», белорусская народная песня 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.10 «Огородная- хороводная», музыка Можжевелова, слова А. Пассовой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.8 3.11 Б. Обобщение по теме: «Урожай собирай» Итого по разделу 1 11 Раздел 4. К нам гости пришли 4.1 «К нам гости пришли», музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4.2 Музыкальные инструменты. Баян 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4.3 «Лето кота Леопольда», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4.4 Частушки- топотушки, музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4.5 «День рождения кота Леопольда», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 2 6 0 Раздел 5. Новогодний хоровод 5.1 5.2 5.3 «Что за дерево такое?», музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой Играем в музыкальный оркестр - «Что за дерево такое?», музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой «Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен) 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 5.4 «Ёлочка», музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука) 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.5 Играем в музыкальный оркестр. «Баба – Яга» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.6 Обобщающий урок по теме: «Новогодний хоровод» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 7 Раздел 6. Защитники Отечества 6.1 «Ракеты», музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 6.2 Обобщающий урок по теме: «Защитники Отечества» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу Раздел 7. Девочек наших мы поздравляем 3 7.1 «Песню девочкам поем», музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 7.2 «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 7.3 «Маме в день 8 марта», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 7.4 «Белые кораблики», музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина 1 0 0 7.5 Обобщающий урок по теме: «Девочек наших мы поздравляем» 1 0 0 Итого по разделу 6 Раздел 8. Дружба крепкая 8.1 «Песня друзей», музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина из мультфильма «Бременские музыканты». 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8.2 Музыкальные инструменты. Гитара. Труба 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8.3 Музыкальные инструменты. Маракасы. Румба 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8.4 Музыкальные инструменты. Бубен. Треугольник 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8.5 «На крутом бережку» из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 0 8.6 «Все мы делим пополам», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8.7 Обобщающий урок по теме: «Дружба крепкая» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 8 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Трудимся с охотой 1.1 «Трудимся с охотой», музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Танцевально- ритмическая деятельность «Карусель», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Танцевально- ритмическая деятельность. Упражнение «Медведь» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.4 «На мосточке», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.5 Техническая работа над песней «На мосточке» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.6 Обобщающий урок по теме: «Трудимся с охотой» 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу Раздел 2. Вот оно, какое наше лето 1 6 1 2.1 «Вот оно, какое наше лето» из м/ф «Дед Мороз и лето», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина 2.2 «Песенка Львенка и Черепахи из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню», музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова 1 2.3 Танцевально- ритмическая деятельность – инсценирование стихотворения «Лисица» 2.4 2.5 «Песенка про кузнечика», музыка В. Шаинского, слова Н. Носова из мультфильма «Приключения Незнайки» Шумовой оркестр - «Песенка про кузнечика», музыка В. Шаинского, слова Н. Носова из мультфильма «Приключения Незнайки» 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.6 Музыкальные инструменты. Скрипка 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.7 Шумовой оркестр - «Песенка Львенка и Черепахи», музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.8 И.С.Бах, Прелюдия до- мажор 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.9 Обобщающий урок по теме «Вот оно, какое наше лето» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.10 Повторение изученного за год 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 6 0 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Здравствуй музыка 1.1 «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», музыка В. Шаинского, слова М. Тимофеевского Повторение правил пения Итого по разделу 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 Раздел 2. Урожай собирай! 2.1 Русская народная песня «На горе-то калина» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.2 Знакомство с высокими и низкими звуками 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.3 Русская народная песня «Каравай» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.4 Знакомство с понятием «Ансамбль» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.5 «Неприятность эту мы переживём», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.6 «Огородная- хороводная», музыка А. Можжевелова, слова А. Пассовой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.7 Музыкальные инструменты – флейта 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.8 Обобщение по теме «Здравствуй музыка» 1 1 0 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8 Раздел 3. Новогодний хоровод 3.1 Русская народная песня «Как на тоненький ледок» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.2 «Колыбельная медведицы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.3 «Новогодняя», музыка А. Филлипенко. слова Г. Бойко 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.4 «Возле ёлки» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.5 «Песенка Деда Мороза», из м/ф «Дед Мороз и лето», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.6 «Новогодняя хороводная», музыка А. Островского, слова Ю. Леднёва 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.7 «Будьте добры», песня из м/ф «Новогоднее приключение», музыка А. Флярковского, слова А. Санина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.8 Обобщение по теме «Новогодний хоровод» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 8 Раздел 4. Защитники Отечества 4.1 «Песня о пограничнике» музыка С. Бугославского, слова О. Высотской 1 0 0 4.2 Высокие и низкие звуки. «Марш» из сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4.3 «Аты-баты» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 Раздел 5. Маме песню мы споём 5.1 «Мы поздравляем маму», музыка В. Сорокина, слова Р. Красильщиковой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.2 «Мамин праздник», музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигорова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.3 Обобщающий урок по теме «Маме песню мы споём» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу Раздел 6. Дружба крепкая 3 6.1 «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1 0 0 6.2 «Настоящий друг», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 6.3 Оркестр детских инструментов 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 6.4 Обобщающий урок по теме «Дружба крепкая» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Вот оно какое, наше лето! 1.1 Русская народная песня «Бабушкин козлик» 1 0 0 1.2 «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Шумовой оркестр 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.4 Музыкальные инструменты. Орган. «На крутом бережку», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.5 Урок – концерт 1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.6 Итоговое годовое занятие. Обобщение по теме «Вот оно какое, наше лето!» Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0 3 0 6 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Здравствуй музыка 1.1 «Музыкальные инструменты» Балалайка. Ансамбль русских народных инструментов 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Обобщение по теме «Здравствуй музыка» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 3 Раздел 2. Дружба школьных лет 2.1 «Веселые путешественники», музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.2 «Чему учат в школе, музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.3 «Первоклашка», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.4 Мелодия – основной голос музыкального произведения 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.5 «Дружба школьных лет», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.6 Танец 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.7 «Песенка Крокодила Гены» из мультфилма «Чебурашка», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.8 Музыкальные инструменты. Саксофон 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.9 Обобщение по теме «Дружба школьных лет» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 9 Раздел 3. Что такое Новый год? 3.1 «Снежная песенка», музыка Д. ЛьвоваКомпанейца, слова С. Богомазова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.2 «Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.3 «Почему медведь зимой спит?», музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.4 «Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Хоровод 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.5 «Бу-ра-ти-но» из телефильма «Приключения Буратино, музыка А. Рыбникова слова Ю. Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.6 «Три поросенка», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.7 «Облака» песня из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», музыка В. Шаинского, слова С. Козлова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.8 Обобщение по теме «Что такое Новый год?» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 8 Раздел 4. Будем в армии служить 4.1 «Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского 4.2 Марш. Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» 4.3 «Бескозырка белая», музыка В. Шаинского, слова З. Александровой Итого по разделу 1 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 3 Раздел 5. Мамин праздник 5.1 «Праздничный вальс», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной 1 0 0 5.2 Танец. П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.3 Обобщение по теме «Мамин праздник» «Белые кораблики», музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Пойте вместе с нами 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.1 «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 «Чунга-чанга», музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 «Прекрасное далеко», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.4 «Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.5 «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.6 «Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.7 Музыкальные инструменты – виолончель 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 0 1.8 Повторение изученного за год 1 1 1 1 Итого по разделу 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 0 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Здравствуй музыка 1.1 Композитор и исполнитель 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.2 Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Итого по разделу 2 Раздел 2. Без труда не проживешь 2.1 «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.2 «Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова) 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.3 «Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.4 «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.5 «Во кузнице» русская народная песня 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.6 «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.7 «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.8 Обобщающий урок по теме: «Без труда не проживешь» 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Итого по разделу 8 Раздел 3. Будьте добрее 3.1 «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева) 3.2 «Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина) 3.3 «Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского 3.4 «Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского 1 3.5 «Руслан и Людмила, композитор М.И. Глинки 3.6 Жанры музыки: «оркестр, балет, опера» 3.7 «Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 1 0 0 0 3.8 Обобщение по теме «Будьте добрее». Итого по разделу 1 1 0 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 8 Раздел 4. Моя Россия 4.1 «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина 4.2 «Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой 4.3 «Три чуда» из оперы Н.А. РимскогоКорсакова 1 4.4 «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев 4.5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 «Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 4.6 «Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 4.7 «Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 4.8 Музыкальный инструмент «литавры» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Итого по разделу 1 8 0 Раздел 5. Великая победа 5.1 «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина 1 0 0 5.2 «День победы» 1 0 0 5.3 Оркестр детских инструментов 1 0 0 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 3 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Мир похож на цветной луг 1.1 «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового) 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.2 «Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.3 «Чардаш» композитора Витторио Монти 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.4 «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.5 Повторение изученного за год 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 3 0 Итого по разделу 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • • • • Музыка. 1 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) И.В.Ивтушенко., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка. 2 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) И.В.Ивтушенко., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка. 3 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) И.В.Ивтушенко., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка. 4 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) И.В.Ивтушенко., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • • • • • • • Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М., 2010. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Специальная психология: Учеб. пособие для вузов / В.И. Лубовский, В.Г.Петрова, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. –М., 2015 – Т.1. Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. – М., 2016. Трофимова Н.М., Дуванова С.П, Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф.Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2015. Хрестоматия по музыкальной педагогике / Уральский гос. пед. ин-т; Каменск-Уральское педучилище; Сост. И.Н. Немыкина, С.Е. Беляев. – Каменск-Уральский, 2012. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Библиотека ЦОК РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/12/ • Открытый урок: https://urok.1sept.ru/ • Открытая сеть работников образования: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2023/05/16/organizatsiya-raboty-po-prepodavaniyuuchebnogo