Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 составлена в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, требованиями
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования (АООП НОО) МАОУ «Школа № 5» обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1,
примерными программами по учебным предметам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ
ТРУД»
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как
в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные
условия для его обучения и воспитания.
Рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа № 5»
по учебной дисциплине «Ручной труд» разработана для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1), так как данные дети
получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в
пролонгированные сроки.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Основная цель изучения предмета «Ручной труд» заключается во
всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению
в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации
успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Основные задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
― формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― формирование интереса к разнообразным видам труда;
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
―

развитие

умственной

деятельности

(анализ,

синтез,

сравнение,

классификация, обобщение);
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
―

развитие

регулятивной

структуры

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);

― формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
―

формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

заложены

дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с
легкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются

в

неоднородности

возможностей

освоения

содержания

образования.
Применение
образовательных

дифференцированного
программ

обеспечивает

подхода

к

созданию

разнообразие

содержания,

предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

возможность

реализовать

индивидуальный

потенциал

развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной

психологической

науки,

раскрывающих

основные

закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие

личности

(интеллектуальными
характером

обучающихся
нарушениями)

организации

практической и учебной).

с

умственной

школьного

доступной

им

отсталостью

возраста

определяется

деятельности

(предметно-

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
-

существенное

повышение

мотивации

и

интереса

к

учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
―принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический

характер

образования,

единство

образовательного

пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования,

общедоступность

образования,

адаптивность

системы

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
―принцип
образовательного

коррекционно-развивающей
процесса,

обуславливающий

направленности
развитие

личности

обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
―принцип

практической

направленности,

предполагающий

установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих
первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование
у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
―онтогенетический принцип;
―принцип
непрерывность

преемственности,
образования

предполагающий
обучающихся

взаимосвязь
с

и

умственной

отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от
младшего до старшего школьного возраста;
―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий
наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
―принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
―принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической

деятельности,

способами

и

приемами

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;

―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации,

что

позволяет

обеспечить

готовность

обучающегося

к

самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
―принцип сотрудничества с семьей.
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

создана

с

учетом

их

особых

образовательных потребностей.
Организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся
условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения
ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и
коммуникативному взаимодействию с ними.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной

деятельности

вследствие

диффузного

(разлитого)

органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие
«умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности
применимо

к

разнообразной

группе

детей.

Степень

выраженности

интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в
которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее
последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений
определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко
умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной
этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и

организации

медицинского

сопровождения

таких

обучающихся

в

образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре
степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35),
тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не
менее,

представляет

собой

поступательный

процесс,

привносящий

качественные изменения в познавательную деятельность детей и их
личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем
и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения,
имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием
органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное
влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в
патологический

процесс

психофизического

оказываются

развития

ребенка:

вовлеченными

все

стороны

мотивационно-потребностная,

социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы,
а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь
и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков
возникновения

и

незавершенности

возрастных

психологических

новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности
психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение

ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных

интересов и

снижение познавательной

активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости
страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля,
поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее
нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению
и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о
том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических
особенностей

каждого

ребенка

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы,
обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная
ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных
процессах

сказывается

дефицитарность:

неточность

и

слабость

дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных,
обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности
ориентировки

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия,
недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного
влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и
внеурочной

работы,

основанной

на

использовании

практической

деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только
повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное
влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение
отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

обнаруживается

в

развитии

их

мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные
операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт,
проявляющихся в трудностях установления отношений между частями
предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от
несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства
и отличия и т.д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и
словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная
активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления:
зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв
цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой
организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию
рациональными и целенаправленными способами выполнения задания,
оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки
мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов,
применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет
оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и
словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда
случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у
нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое
требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое
опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть
сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения:

вследствие

трудностей

установления

логических

отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение

словесного

материала.

Использование

различных

дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего
обучения

(иллюстративной,

символической

наглядности;

различных

вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное
влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности
во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер)

позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической
деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

проявляются

и

в

особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью,

трудностями

его

распределения,

замедленностью

переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,
что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на
преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также
в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно
для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время
поддерживаться

на

должном

уровне.

Под

влиянием

специально

организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость
значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной
динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не
достигают возрастной нормы.
Для

успешного

обучения

необходимы

достаточно

развитые

представления и воображение. Представлениям детей с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

свойственна

недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в
свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается
значительной несформированностью, что выражается в его примитивности,
неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе
преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа
по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений
об окружающей действительности.

У

школьников

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности,
физиологической основой которых является нарушение взаимодействия
между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь,
проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с
умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки

речевой

деятельности

этой

категории

обучающихся

напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако
в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,
близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей
работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об
окружающей

действительности,

создает

положительные

условия

для

овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит
свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса,
овладении

различными

конструкциями

предложений,

составлении

небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким
образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой
речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений.

Наибольшие

трудности

обучающиеся

испытывают

при

выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений
пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении
письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных
упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и
точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить

обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими
определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

проявляются

и

в

нарушении

эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены
переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание
высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

характеризуется

слабостью

собственных

намерений

и

побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают
выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие
отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие
протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают
отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности
произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы,
слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки
особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся
приступают

к

ее

выполнению

без

необходимой

предшествующей

ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной
целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая
изменения

условий.

Вместе

с

тем,

при

проведении

длительной,

систематической и специально организованной работы, направленной на

обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и
контролю,

им

оказываются

доступны

разные

виды

деятельности:

изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе
дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые
виды

профильного

труда.

Следует

отметить

независимость

и

самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование
некоторых

специфических

особенностей

личности

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся
в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет
формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
При этом специфическими особенностями межличностных отношений
является:

высокая

конфликтность,

сопровождаемая

неадекватными

поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление
межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии
со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью
социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в
свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности
которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической
агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под
воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки
существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его

обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в
культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных
мероприятий

в

процессе

специально

организованного

обучения,

опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной
отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом,
педагогические условия, созданные в образовательной организации для
обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи
коррекционно-педагогической

поддержки

ребенка

в

образовательном

процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием
познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ С ЛЕГКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСЬАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от
нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к
развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с
резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом,
несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного
нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом
случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Для

обучающихся

(интеллектуальными

с

легкой

нарушениями)

умственной

отсталостью

характерны

следующие

образовательные потребности:
1) общие: время начала образования, содержание образования,
разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая
организация обучения, расширение границ образовательного пространства,
продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
2) специфические:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
-

научный,

практико-ориентированный,

действенный

характер

содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в
процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся
знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом
изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других
ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации
общеобразовательной

среды

с

учетом

функционального

состояния

центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности

и

поведения

обучающихся,

демонстрирующих

доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и
социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ―
умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по
словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей
обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного
подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь,
это позволит формировать возрастные психологические новообразования и
корригировать

высшие

психические

функции

в

процессе

изучения

обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих занятий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АДАПТИРОВАНА
И ПРЕДПОЛОГАЕТ ВНЕСЁННЕ ИЗМЕНЕНИЯ
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- обозначения эффективных педагогических технологий.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Школа № 5» на
изучение предмета «Ручной труд» отводится по 2 ч в неделю в 1 классе, по 1 ч
в неделю со 2 по 4 класс. Курс рассчитан на 168 ч: в 1 классе — 66 ч (33
учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом
классе).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет,
форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для
изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ―
материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных
работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с
пластилином.

Лепка

из

глины

и

пластилина

разными

способами:

конструктивным, пластическим, комбинированным.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина»,
«размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание
столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание
шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика»,
«сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из

пластилина,

изделий

имеющих

прямоугольную,

цилиндрическую,

конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находят,

виды

природных

материалов).

Историко-культурологические

сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными

материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация
рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с
тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги

(бумага

для

письма,

бумага

для

печати,

рисовальная,

впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник,
квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и
устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение
чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»;
«разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»;
«разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»;
«округление

углов

прямоугольных

форм»;

«вырезание

изображений

предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой

линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание
мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
«сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»;
«сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»;
«сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»;
«вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления.
Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона
полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла
вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка
«прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка
стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в
два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в
жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится;
лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие,
гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками,
сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила
хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание,
аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность
раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных
из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание

ткани.

Историко-культурологические

сведения

(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными

отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия
«дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто
работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины
(цвет, запах, текстура).
Способы

обработки

древесины

ручными

инструментами

и

приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление,
заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.
Работа
«сминание»,

с

алюминиевой

«сгибание»,

фольгой.

«сжимание»,

Приемы

обработки

«скручивание»,

фольги:

«скатывание»,

«разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо»,
«сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок
птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные

сведения

металлоконструктора.

о

Набор

металлоконструкторе.

деталей

Изделия

металлоконструктора

из

(планки,

пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для
работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин,
природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки;
проволока, пластилин, скорлупа ореха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения

основной

цели

современного

образования

―

введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)

сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
5)

овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)

сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
1) знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
2) знание видов трудовых работ;
3) знание названий и

некоторых свойств поделочных

материалов,

используемых на уроках ручного труда;
4) знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
5) знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
6) знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
7) анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств;
8) определение способов соединения деталей;
9) пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
10) составление стандартного плана работы по пунктам;
11) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
12) использование в работе доступных материалов (глины и пластилина;
природных материалов; бумаги и картона; ниток и ткани; проволоки и
металлолома; древесины; конструировать из металлоконструктора);
13) выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:
1)

знание

правил

рациональной

организации

труда,

включающих

упорядоченность действий и самодисциплину;
2) знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
3) знание видов художественных ремесел;
4) нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
5) знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими

инструментами,

соблюдение

санитарно-гигиенических

требований при выполнении трудовых работ;
6)

осознанный

подбор

материалов

по

их

физическим,

декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
7) отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
8) экономное расходование материалов;
9) использование в работе разнообразной наглядности: составление плана
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их
чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления
изделия;
10) осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
11) оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
12) установление причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами;
13) выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской
после уроков трудового обучения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Всего

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Работа с глиной и пластилином
«Человек и труд»
1.1
«Урок труда»
1.2

1.3

«Познавательные сведения о глине и
пластилине»
«Как работать с пластилином»

1.4
Аппликация «Яблоко»
1.5
Аппликация «Домик и елочка».
1.6

2

0

Лепка разных форм : помидор.
1.7

1

0

Лепка разных форм : огурец.
1.8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Лепка разных форм : морковь.
1.9
Лепка разных форм : свекла, репка.
1.10
Лепка композиции: « три гриба».
1.11

1

0

Пирамидка из четырех кругов и вершины.
1.12

1

0

Примазывание пластилина. Цыпленок.
1.13

1

0

1.14

Лепка из пластилина многодетальных
Фигурок и макетов.»Котик»

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1.15

Лепка из пластилина многодетальных
Фигурок и макетов.»Снегурка»

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Итого по разделу

16

Раздел 2. Работа с природными материалами
2.1

«Познавательные сведения о природных
материалах»

1

0

2.2

«Как работать с природными
материалами»

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Аппликация из засушенных листьев.
2.3
Аппликация «Бабочка»
2.4

2.5

2.6

Конструирование по образцу ежика из
шишки и
пластилина.
Приемы работы с сухой тростниковой
травой.

1

1

0

0

Ёжик из пластилина и сухой травы.
2.7

1

Итого по разделу

7

Раздел 3. Работа с бумагой и картоном
«Познавательные сведения о бумаге»
3.1
Какие изделия изготавливают из бумаги.
3.2
Сорта бумаги
3.3

1

0

Признаки и свойства бумаги
3.4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Что надо знать о треугольнике
3.5
Что надо знать о квадрате
3.6
Что надо знать о прямоугольнике
3.7

1

0

Что надо знать о круге
3.8

1

0

«Как работать с бумагой»
3.9

1

0

3.10

Сгибание бумажного треугольника
пополам.

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.11

Ёлочка из треугольников разной
величины.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Сгибание квадрата с угла на угол.
3.12

3.13

Сложение из бумаги стаканчика для
игрушки
«Поймай пуговицу».

3.14

Сгибание бумаги прямоугольной формы
пополам. Наборная линейка.

3.17

Сгибание сторон прямоугольника и
квадрата к
середине. Пароходик.
Сгибание углов прямоугольника к
середине и
квадрата к центру. Стрела.
Сгибание бумаги по типу гармошки.
Птица со складными крыльями и хвостом.

3.18

Сминание и скатывание бумаги в
ладонях. Шар.

3.15

3.16

3.19

3.20

3.21

Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги. Аппликация «Ветка
рябины».
Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги. Аппликация «Цветы в
корзине».
Разрывание бумаги двумя
руками.Кусочки

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

1

0

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Аппликацию «Осеннее дерево»
3.22
Что надо знать о ножницах.
3.23

3.24

Приемы резания ножницами по прямым
коротким и длинным линиям

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

«Бумажный фонарик».
3.25

3.26

Приемы резания ножницами по кривым
линиям

3.27

Аппликация на тему «Фрукты на
тарелке».

1

0

Аппликация «Снежная баба».
3.28

1

0

Аппликация «Гусеница».
3.29

3.30

3.31

3.32

3.33

1
Приемы симметричного вырезания из
бумаги,
сложенной пополам. Плетеный коврик.
Приемы симметричного вырезания из
бумаги,
сложенной пополам. Птица.
Геометрический орнамент из квадратиков
и
кружков. Аппликация «Самолет в
облаках».
Аппликация на тему «Букет цветов»

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Приемы разметки по шаблону
3.34

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Итого по разделу

35

Раздел 4. Работа с нитками
«Познавательные сведения о нитках»
4.1
Откуда берутся нитки
4.2
Свойства ниток
4.3
Инструменты
4.4
Наматывание ниток. Клубок.
4.5
Наматывание ниток. Кисточка.
4.6

4.7

4.8

Шитье по проколам (треугольник, круг,
квадрат)
Вышивание способом «в два приема» по
прямым и наклонным линиям нитками
одного цвета.

Итого по разделу

1
8

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

66

6

0

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Работа с глиной и пластилином
1.1

Глина строительный материал.
Пластилин – материал для ручного труда.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1.2

Лепка из пластилина форм
прямоугольных геометрических тел.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1.3

Лепка из пластилина изделия, имеющего
прямоугольную геометрическую форму

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Итого по разделу

3

Раздел 2. Работа с природными материалами
2.1

2.2

Что делают из природных материалов.
Изделие игрушки из жёлудя.
Заготовка природных материалов.
Изготовление игрушек из скорлупы
орехов.

Итого по разделу
Раздел 3. Работа с бумагой

1

1

2

0

3.1

Виды и сорта бумаги. Изготовление
аппликаций из мятой бумаги.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.2

Картон. Правила работы с картонным
шаблоном

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.3

Изготовление из бумаги пакета для
хранения изделий.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Складывание фигурок из бумаги.
3.4

1

Итого по разделу

4

Раздел 4. Работа с текстильными материалами
4.1

Нитки. Виды работы с нитками.
Связывание ниток в пучок.

1

0

0

4.2

«Пуговица с двумя сквозными
отверстиями»

1

0

0

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

Раздел 5. Работа с глиной и пластилином
5.1

Применение глины для изготовления
посуды

Итого по разделу
Раздел 6. Работа с бумагой

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

6.1

Цилиндр. Лепка из пластилина чашки
цилиндрической формы.

1

0

0

6.2

Конус. Лепка из пластилина чашки
конической формы.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

6.3

Свойства листьев. Аппликация из
засушенных листьев.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

6.4

Разметка бумаги и картона по шаблонам
сложной конфигурации. Аппликация из
обрывной бумаги.

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

4

Раздел 7. Работа с глиной и пластилином
7.1

Глиняная посуда в форме шара. Лепка
чайной посуды в форме шара.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.2

Игрушка «Шар из кругов», «Шар из
полос»

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.3

Клубок из ниток. Стилизованные
фигурки «Девочка», «Мальчик»

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.4

Применение глины для скульптуры.
Фигурка «Медвежонок» .

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.5

Стилизованная фигурка «Утка»

7.6

Шишки. Изделия из шишек. Композиция
из шишки и листьев «Пальма».

Итого по разделу

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
6

Раздел 8. Работа с бумагой
8.1
8.2

Разметка бумаги и картона по линейке.
Изготовление аппликации
«Автофургон», «Грузовик».

8.3

Ткань. «Квадраты из ткани 5x5см»

8.4

Упражнения на бумаге «Смёточный шов.
Прямая строчка»

8.5

Изделие «Игольница»

8.6

Что надо знать об открытке.

8.7
8.8
Лепка композиции к сказке
«Колобок»
8.9

Композиция к сказке «Колобок»

8.10

Модель дорожного указателя «Переход»

8.11

Вышивка «Закладка из канвы»

8.12

Приёмы вышивания нитками. «Салфетка
из канвы».

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3

0

Итого по разделу

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Работа с природными материалами
1.1

Изготовление аппликации из засушенных
листьев «Рыбка».

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1.2

Изготовление аппликации из скорлупы
грецких орехов

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Итого по разделу
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном
Сорта бумаги и их назначение
2.1
2.2
2.3
2.4

Изготовление аппликации из обрывной
бумаги
Окантовка картона полосками бумаги
Изготовление картины на окантованном
картоне

Итого по разделу

3

4

Раздел 3. Работа с проволокой
Применение проволоки в изделия
3.1
3.2

Изготовление паука из скорлупы
грецкого ореха и проволоки

Итого по разделу
Раздел 4. Работа с древесиной
Дерево и древесина. Способы обработки
4.1
древесины

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

Изготовление колышка для растений
4.2
Итого по разделу
Раздел 5. Работа с природным материалом
Изготовление объёмных изделий из
5.1
природных материалов
5.2

Изготовление птицы из пластилина и
сухой травы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Раздел 6. Работа с металлоконструктором
6.
6.

Соединение планок винтом и гайкой
Сборка из планок квадрата

Итого по разделу
Раздел 7. Работа с бумагой и картоном

3

7.1

Изготовление складной гирлянды

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.2

Изготовление цепочки из бумажных
колец

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.3

Изготовление плоской карнавальной
маски

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

7.4
7.5
7.6

Изготовление каркасной шапочки
Изготовление каркасной шапочки
Изготовление складной доски для игры

Итого по разделу
Раздел 8. Работа с текстильным материалом
Сшивание двух кругов, выкроенных из
8.1
ткани
8.2
8.3
8.4
8.5

Выполнение строчки косыми стежками
Изготовление закладки из фотоплёнки
Ткань. Виды работы с тканью.
Изготовление прихватки

Итого по разделу
Раздел 9. Работа с древесиной

6

5

9.1

Изготовление аппликации из древесных
опилок

Итого по разделу

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
1

Раздел 10. Работа с бумагой и картоном
10.1
10.2

Изготовление коробки
Изготовление коробки с бортами,
соединёнными встык

Итого по разделу
Раздел 11. Работа с текстильным материалом
Строчка прямого стежка в два приёма
11.1
11.2
11.3

Строчка косого стежка в два приёма
Изготовление закладки с вышивкой

2

Итого по разделу

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Всего

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном
1.1

Материалы, инструменты используемые
на уроках ручного труда. Правила
обращения с ножницами и с иглой

1.3

Материалы, инструменты и
приспособления. Виды бумаги. Свойства
бумаги. Цвет бумаги.
Складывание из треугольников.
Геометрическая фигура-раскладка.

1.4

Фигурка «Рыбка». Складывание простых
форм из квадрата.

1.2

Итого по разделу

4

Раздел 2. Работа с тканью
2.1
2.2

Виды ткани. Цвет ткани. Процесс
ткачества. Инструменты и
приспособления.
Скручивание ткани. Игрушка «Кукласкрутка»

Итого по разделу
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном

2

3.1

3.2

3.3

Разметка округлых деталей по шаблонам.
Подвижное соединение деталей.
Вычерчивание окружности с помощью
циркуля. Игрушка с подвижным
соединением деталей «Цыпленок».
Игрушка из бумажных кругов
«Попугай».
Разметка прямоугольника с помощью
угольника. Аппликация «Коврик с
геометрическим орнаментом».

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

0

0

3

Раздел 4. Работа с тканью
4.1

4.2

Соединение деталей изделия строчкой
косого стежка. Украшающий стежок
«через край».
Изделие «Салфетка-прихватка». Раскрой
изделия.
Пошив изделия «Салфетка - прихватка».

4.3
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

4

Раздел 5. Работа с металлом
5.1

Виды металлов. Свойства металлов.
Технология ручной обработки металла.
Изделие «Дерево».

Итого по разделу

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Раздел 6. Работа с бумагой и картоном
6.1
6.2

Деление круга на равные части способом
складывания. Складывание снежинки в
технике оригами.
Изделие «Объёмное ёлочное
украшение».

Итого по разделу

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

Раздел 7. Работа с нитками
7.1
7.2
7.3

Связывание ниток в пучок.
Технология изготовления цветов из
ниток. Изделие «Цветок из ниток».
Изделие «Помпон из ниток».

Итого по разделу

4

Раздел 8. Работа с проволокой
8.1
8.2
8.3

Экскурсия в слесарную мастерскую.
Изгибание проволоки. Технология
изготовления декоративных фигурок.
Изделия из проволоки, бумаги и «Паук».

Итого по разделу

3

Раздел 9. Работа с бумагой.
9.1

Складывание из бумаги. Изделие
«Открытая коробочка».

1

Итого по разделу

1

Раздел 10. Работа с древесиной
10.1

Древесина, материалы, инструменты.
Свойства древесины. Аппликация из
карандашной стружки «Цветок».

Итого по разделу

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Раздел 11. Ремонт одежды
11.1

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.
Технология пришивания пуговиц с
четырьмя сквозными отверстиями.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

11.2

Технология пришивания пуговиц с
ушком.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

11.3

Изготовление и пришивание вешалки.

Итого по разделу

3

Раздел 12. Картонажно-переплётные работы.
12.1

Картонажно – переплетные работы.
Картонажные изделия.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

12.2

Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

2

Раздел 13. Ручные швейные работы
13.1

Соединение деталей из ткани строчкой
петлеобразного стежка. Шов «назад
иголка».

2

13.2

Пошив изделия «Подушечка для игл».

2

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

3

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•

Ручной труд 1 класс (Для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) Л.А.Кузнецова., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Ручной труд 2 класс (Для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) Л.А.Кузнецова., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Ручной труд 3 класс (Для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) Л.А.Кузнецова., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Ручной труд 4 класс (Для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) Л.А.Кузнецова., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Акименко И.П. Темп работы учащихся вспомогательной школы в
трудовых процессах и педагогические пути его повышения:
Автореферат диссертация кандидата педагогических наук. - М., 2016.50 с.
• Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учебное пособие.
- М.: Прометей, 2009. - 255 с.
• Бондарь В.И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению
знаний при выполнении учебно-практических заданий: Автореферат
диссертации кандидата педагогических наук. - М., 2019. -44 с.
• Беляева И.В. Психология умственно отсталого школьника: Учебное
пособие. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.
• Васенков Г.В., Меньшов А.Б. Компьютер на уроке труда в специальной
(коррекционной) школе // Дефектология. - 2016. - №4. - С. 57- 61.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека ЦОК РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/12/
• Открытый урок: https://urok.1sept.ru/
• Открытая сеть работников образования:
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2023/05/16/organizatsiya-raboty-po-prepodavaniyuuchebnogo


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».