ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 - составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МАОУ «Школа № 5» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1, примерными программами по учебным предметам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» разработана для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1), так как данные дети получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: - Воспитание интереса к изобразительному искусству. - Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека - Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. - Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора; - Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. - Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. - Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. - Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). - Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. - Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. - Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. - Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение образовательных дифференцированного программ обеспечивает подхода к разнообразие созданию содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности (интеллектуальными характером обучающихся нарушениями) организации с умственной школьного доступной им отсталостью возраста определяется деятельности (предметно- практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ―принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ―принцип коррекционно-развивающей образовательного процесса, обуславливающий направленности развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ―принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач; ―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ―онтогенетический принцип; ―принцип непрерывность преемственности, образования предполагающий обучающихся взаимосвязь с и умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ―принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ―принцип сотрудничества с семьей. АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных потребностей. Организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35), тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20). Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс психофизического оказываются развития ребенка: вовлеченными все стороны мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСЬАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. Для обучающихся (интеллектуальными с легкой нарушениями) умственной отсталостью характерны следующие образовательные потребности: 1) общие: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. 2) специфические: - раннее получение специальной помощи средствами образования; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; - доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; - систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; - обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих занятий. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АДАПТИРОВАНА И ПРЕДПОЛОГАЕТ ВНЕСЁННЕ ИЗМЕНЕНИЯ - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса; - включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; - обозначения эффективных педагогических технологий. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Школа № 5» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится по 1 ч в неделю с 1 по 4 класс. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: ―рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. ― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ―выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; ―проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Введение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Подготовительный период обучения Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного карандаша и кисточки; формирование удержания умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: ― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; ― размазывание по картону; ― скатывание, раскатывание, сплющивание; ― примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: ―складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; ―совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; ―расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; ―составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: ―приемы работы ножницами; ―раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; ―приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина. ―приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); ― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); ― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); ― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); ― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: ―приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; ―приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: ―правила обведения шаблонов; ―обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. Обучение композиционной деятельности Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т. д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И.Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В.Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; - следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); - рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; - применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; - различение жанров изобразительного натюрморт, сюжетное изображение. искусства: пейзаж, портрет, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. В мире волшебных линий Осень золотая наступает 1.1 Осенний листопад. Цвета осени Аппликация 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Фрукты, овощи разного цвета. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.4 Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.5 Линия. Точка. Пятно. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.6 1.7 Изображаем лист сирени. Рисование Лепим лист сирени 1 1 1.8 Лепим. Матрешка 1 1.9 Рисуем куклу- неваляшку 1 Итого по разделу 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 9 Раздел 2. От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке 2.1 Деревянный дом в деревне. Лепка 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.2 Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.3 Аппликация «Рыбки в аквариуме» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Зима. Снеговик. Праздник Новый год. 2.4 Аппликация. Лепка 1 Новогодняя елка. Флажки на веревке для 2.5 елки. Рисование. Аппликация 1 Лепим человека из пластилина. Голова, 2.6 лицо человека 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.7 Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 7 Раздел 3. От замысла к воплощению Рассматривание картин художников 3.1 Пирамидка. Рыбка. Аппликация 3.2 Ваза с цветами. Аппликация 3.3 Колобок. Нарисуй картинку 3.4 Дома в городе. Аппликация 3.5 Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. 3.6 Лепка Многоэтажный дом. Аппликация 3.7 Весна пришла. Яркое солнце. Составить 3.8 рассказ 1 Весна. Почки на деревьях. Рисование 3.9 1 Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 9 Раздел 4. Замысел плюс опыт равно творчество Весна пришла. Светит солнце. Бежит 4.1 ручей. Плывет кораблик. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Рисование Цветок. 4.2 акации с листьями. 1 Рисование Что 4.3 Ветка украшают Коврик для узором? куклы. Узор 1 Аппликация. в полосе. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Аппликация Весна. 4.4 Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с 4.5 домом. Рисование 1 Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация 4.6 1 4.7 Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: Рисование. наверху, внизу.) Наверху облака. Внизу цветы. Рисование Придумай свой рисунок Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 (Учитывай Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 понятия: «над», «под», «посередине», «в 4.8 центре».) 1 Итого по разделу 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 1 1 3 33 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! 1.1 Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Рисунок. Съедобные грибы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Лепка. Корзина с разными съедобными грибами 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 3 Раздел 2. Что нужно знать о цвете и изображении в картине? Беседа о художниках и их картинах 2.1 1 Фон темный, светлый. 2.2 2.3 Рисунок зайца Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева Рабочее место для рисования красками акварель. 2.4 Рисование фона. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Небо 2.5 Главные и составные цвета. Рисунок. Туча Рисунок. Фрукты на столе 2.6 Итого по разделу 6 Раздел 3. Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении Рисование фигуры 3.1 3.2 человека по шаблону Беседа о художниках и их картинах. Лепка 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 человека Рисунок. «Мама в 3.3 новом платье» Итого по разделу 1 3 Раздел 4. Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Лепка. Снеговик. 4.1 4.2 Рисунок. «Снеговики во дворе» 14. Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Рисунок. Петрушка 4.3 Аппликация «Хоровод» 4.4 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 5. Любимые домашние животные. Какие они? Разные породы собак. 5.1 5.2 Лепка «Собака» Рисунок «Собака» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Разные породы кошек. 5.3 5.4 5.5 Лепка «Кошка» Рисунок «Кошка» Аппликация «Мишка» 1 1 1 Итого по разделу 5 Раздел 6. Дымковская игрушка. Кто и как её делает? Дымковская игрушка. 6.1 Лепим «Барыню» Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 1 1 Раздел 7. Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации Рисунок «Птичка7.1 зарянка» Аппликация 7.2 «Скворечник на березе» Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 Раздел 8. Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай 8.1 8.2 Аппликация «Ваза» Рисунок. «Ваза» Итого по разделу 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 Раздел 9. Красивые разные цветы Поговорим о цветах. Цветы в работах 9.1 известных художников 1 Рисунок «Подснежник» 9.2 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Аппликация «Подснежник» 9.3 Рисунок «Ваза с цветами» 9.4 Аппликация «Ваза с цветами» 9.5 1 1 Рисунок «Кактус» 9.6 1 Итого по разделу 6 Раздел 10. Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны Открытки к праздникам весны. 10.1 Рисунок «Открытка к празднику» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Рисунок по описанию 10.2 «В парке весной» Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 34 3 34 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! 1.1 Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Беседа на заданную тему 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 3 Раздел 2. Насекомые в природе и в изображении в лепке и аппликации 2.1 2.2 Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки 2.3 Разные способы изображения бабочек Бабочка из гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 3 Раздел 3. Рисунки акварелью 3.1 3.2 3.3 Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге. Изобразить акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок. Одежда ярких и нежных цветов. Рисование Итого по разделу 1 1 3 Раздел 4. Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники 4.1 Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит. Рисование, дорисовывание Зимние игры детей. Лепка из пластилина 4.2 Рисование выполненной лепки 4.3 Дети лепят снеговиков. Рисунок 4.4 4.5 Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и черной гуашью 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Рисование угольком. Зима 4.6 Итого по разделу 6 Раздел 5. Любимые животные и их изображение 5.1 Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки 5.2 Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок Итого по разделу 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 Раздел 6. Натюрморты 6.1 Натюрморт: кружка, яблоко, груша Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Раздел 7. От замысла к воплощению 7.1 7.2 Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Рисунок по описанию Элементы косовской росписи. Рисование 7.3 7.4 Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью Украшение орнаментом. Рисование. силуэта Орнамент предмета в круге. Итого по разделу 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 8. Насекомые в природе и в изображении в лепке и аппликации 8.1 Сказочная птица. Рисование 8.2 Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка 8.3 Встречай птиц — вешай скворечники! Лепка, рисунок 8.4 Закладка для книги. С использованием картофельного штампа Рисование Итого по разделу 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 9. Рассматривай, любуйся, изображай 9.1 Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование Кухонная доска. Рисование. Украшение силуэта доски городецкой росписью Иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки «Колобок» Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни городецкой росписью. Раскрась рисунок красками гуашь 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. 9.8 «Летом за грибами!» Лепка. Рисование. Завершающее задание Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 1 Итого по разделу 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 34 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! 1.1 1.2 1.3 Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием. Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Листья осенью. Рисование 1.4 1.5 Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование Веточка с листьями в тени. Рисование. 1.6 1 1 1.7 Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием Итого по разделу 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 7 Раздел 2. Творчество начало всего. Пейзаж 2.1 2.2 2.3 2.4 Рассматривание картин художников Нарисуй деревья, которые от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование Нарисуй домики, которые расположены от тебя так же: близко, подальше, далеко. Рисование Нарисуй картину-пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживает её. Итого по разделу 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 4 Раздел 3. Творчество начало всего. Натюрморт 3.1 Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт. Итого по разделу 1 1 Раздел 4. Творчество начало всего. Портрет 4.1 Беседа о творчестве художников. Портрет человека 1 4.2 4.3 Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки Портрет моей подруги (друга). Лепка и рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Нарисуй свой автопортрет 4.4 1 Итого по разделу 1 4 Раздел 5. От замысла к воплощению Создание открытки. 5.1 Раскрась картинку. поздравление. Напиши 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 5.2 Беседа. Художники о тех, кто защищает Родину 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 5.3 Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. Рисование 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 5.4 Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 5.5 Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 5.6 Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море 1 1 Нарисуй море. Рисование. 5.7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Беседа. Художники и скульпторы 5.8 5.9 1 Животные жарких стран. Жираф. Слепи, нарисуй. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование 5.10 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 10 Раздел 6. Насекомые в природе и в изображении в лепке и аппликации 6.1 6.2 Насекомые. Стрекоза. Лепка. Насекомые. Стрекоза. Рисование. Итого по разделу 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 2 Раздел 7. Народное искусство. Гжель. Беседа. Народное искусство. Гжель 7.1 7.2 Украшение изображения росписью. Роспись вазы (чашки, блюда) Итого по разделу 2 Раздел 8. Красота городских улиц 8.1 8.2 Беседа. Улица города. Люди на улице города Рисунок по описанию. Улица города Итого по разделу 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 3 34 2 Раздел 9. Красоты весны 9.1 Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета 1 Нарисуй венок из цветов и колосьев 9.2 Итого по разделу 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват. Организации, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/М.Ю.Рау, М.А.Зыкова.-2-е изд. –М. :Просвещение, 2018. • Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. • Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 129 • Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. • Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002. • Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003 • ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/7/ Открытый урок: https://ncrdo.ru/center/blog/urok-izobrazitelnogo-iskusstvakak-forma-korrektsionno-vospitatelnoy-raboty-s-detmi-s-intellektualny/ Открытая сеть работников образования: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21139 Обучение рисованию и изобразительному искусству по классам: https://int-kuvshinovo.ru/wp-content/uploads/2021/08/rp-izo-variant-1.pdf