Рабочая программа по миру природы и человека для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир
природы

и

человека»

для

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 - составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного
стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями, требованиями адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (АООП
НОО) МАОУ «Школа № 5» обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - вариант 1, примерными программами по
учебным предметам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР
ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Учебного курс "Мир природы и человека" является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития
у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале
сведений о неживой и живой природе.
Рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа № 5»
по учебной дисциплине «Мир природы и человека» разработана для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1), так как
данные дети получают образование, которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И
ЧЕЛОВЕКА»
Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Курс

решает

следующие

коррекционно-образовательные

и

воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой
природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе.
Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
Развитие внимание:
-

учить сосредотачиваться

на предлагаемом материале в процессе

деятельности;
- развивать наблюдательность;
- учить ориентироваться в незнакомом материале;
- распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.);
- формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
- развивать интеллектуальную активность;

- развивать устойчивое внимание;
- учить умению самостоятельно концентрировать внимание;
Развитие восприятия:
- формировать восприятия величины объектов;
- формировать восприятия формы объектов;
- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
- формировать временные представления.
Развитие памяти:
- развивать двигательную память;
- развивать эмоциональную память;
- развивать образную память;
- развивать словесно-логическую память;
- развивать смысловую память - механическую.
Развитие мышления:
- выделять отдельные свойства предметов;
- выделять признаки предметов;
- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
- учить устанавливать общие признаки объекта;
- учить выделять главное;
- учить устанавливать причинно – следственные зависимости.
Формирование пространственных отношений:
- формировать понятия лево – право;
- формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний
левый, правый, нижний левый, правый);
- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
- научить ориентироваться в пространстве;
- формировать понятия (около, над, под).
Развитие речи:
- активизировать речь;

- пополнять запас активного и пассивного словаря;
- расширять запас общих представлений;
- уточнять сведения об окружающем мире;
- формировать связную речь.
В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

заложены

дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с
легкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются

в

неоднородности

возможностей

освоения

содержания

образования.
Применение
образовательных

дифференцированного
программ

обеспечивает

подхода

к

созданию

разнообразие

содержания,

предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

возможность

реализовать

индивидуальный

потенциал

развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной

психологической

науки,

раскрывающих

основные

закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие

личности

(интеллектуальными
характером

обучающихся
нарушениями)

организации

с

умственной

школьного

доступной

им

отсталостью

возраста

определяется

деятельности

(предметно-

практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметно-

практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
-

существенное

повышение

мотивации

и

интереса

к

учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
―принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический

характер

образования,

единство

образовательного

пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования,

общедоступность

образования,

адаптивность

системы

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
―принцип
образовательного

коррекционно-развивающей
процесса,

обуславливающий

направленности
развитие

личности

обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;

―принцип

практической

направленности,

предполагающий

установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих
первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование
у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
―онтогенетический принцип;
―принцип

преемственности,

предполагающий

взаимосвязь

и

непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий
наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
―принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
―принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической

деятельности,

способами

и

приемами

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные

ситуации,

что

позволяет

обеспечить

готовность

обучающегося

к

самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
―принцип сотрудничества с семьей.
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

создана

с

учетом

их

особых

образовательных потребностей.
Организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся
условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения
ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и
коммуникативному взаимодействию с ними.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной

деятельности

вследствие

диффузного

(разлитого)

органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие
«умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности
применимо

к

разнообразной

группе

детей.

Степень

выраженности

интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в
которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее
последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений
определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко
умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной
этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и
организации

медицинского

образовательных организациях.

сопровождения

таких

обучающихся

в

В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре
степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35),
тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не
менее,

представляет

собой

поступательный

процесс,

привносящий

качественные изменения в познавательную деятельность детей и их
личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем
и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения,
имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием
органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное
влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в
патологический

процесс

психофизического

оказываются

развития

ребенка:

вовлеченными

все

стороны

мотивационно-потребностная,

социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы,
а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь
и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков
возникновения

и

незавершенности

возрастных

психологических

новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности
психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение
ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных

интересов и

снижение познавательной

активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости
страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля,
поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее
нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению
и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о
том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических
особенностей

каждого

ребенка

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы,
обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная
ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных
процессах

сказывается

дефицитарность:

неточность

и

слабость

дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных,
обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности
ориентировки

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия,
недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного
влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и
внеурочной

работы,

основанной

на

использовании

практической

деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только
повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное

влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение
отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

обнаруживается

в

развитии

их

мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные
операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт,
проявляющихся в трудностях установления отношений между частями
предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от
несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства
и отличия и т.д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и
словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная
активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления:
зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв
цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой
организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию
рациональными и целенаправленными способами выполнения задания,
оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки
мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов,
применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет
оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и
словесно-логического.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда
случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у
нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое
требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое
опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть
сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения:

вследствие

трудностей

установления

логических

отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение

словесного

материала.

Использование

различных

дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего
обучения

(иллюстративной,

символической

наглядности;

различных

вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное
влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности
во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер)
позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической
деятельности.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

проявляются

и

в

особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью,

трудностями

его

распределения,

замедленностью

переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,
что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на
преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также
в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно
для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время
поддерживаться

на

должном

уровне.

Под

влиянием

специально

организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость
значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной
динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не
достигают возрастной нормы.
Для

успешного

обучения

необходимы

достаточно

развитые

представления и воображение. Представлениям детей с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

свойственна

недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в
свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается
значительной несформированностью, что выражается в его примитивности,
неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе
преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа
по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений
об окружающей действительности.
У

школьников

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности,
физиологической основой которых является нарушение взаимодействия

между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь,
проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с
умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки

речевой

деятельности

этой

категории

обучающихся

напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако
в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,
близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей
работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об
окружающей

действительности,

создает

положительные

условия

для

овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит
свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса,
овладении

различными

конструкциями

предложений,

составлении

небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким
образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой
речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений.

Наибольшие

трудности

обучающиеся

испытывают

при

выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений
пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении
письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных
упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и
точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить
обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими
определенной моторной ловкости.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

проявляются

и

в

нарушении

эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены
переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание
высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

характеризуется

слабостью

собственных

намерений

и

побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают
выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие
отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие
протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают
отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности
произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы,
слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки
особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся
приступают

к

ее

выполнению

без

необходимой

предшествующей

ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной
целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая
изменения

условий.

Вместе

с

тем,

при

проведении

длительной,

систематической и специально организованной работы, направленной на
обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и
контролю,

им

оказываются

доступны

разные

виды

деятельности:

изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе
дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые
виды

профильного

труда.

Следует

отметить

независимость

и

самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование
некоторых

специфических

особенностей

личности

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся
в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет
формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
При этом специфическими особенностями межличностных отношений
является:

высокая

конфликтность,

сопровождаемая

неадекватными

поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление
межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии
со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью
социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в
свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности
которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической
агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под
воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки
существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его
обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в
культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных

мероприятий

в

процессе

специально

организованного

обучения,

опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной
отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом,
педагогические условия, созданные в образовательной организации для
обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи
коррекционно-педагогической

поддержки

ребенка

в

образовательном

процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием
познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ С ЛЕГКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСЬАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от
нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к
развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с
резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом,
несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного
нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом
случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Для

обучающихся

(интеллектуальными

с

легкой

нарушениями)

умственной

отсталостью

характерны

следующие

образовательные потребности:
1) общие: время начала образования, содержание образования,
разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая
организация обучения, расширение границ образовательного пространства,
продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
2) специфические:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
-

научный,

практико-ориентированный,

действенный

характер

содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в
процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся
знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом
изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других
ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации
общеобразовательной

среды

с

учетом

функционального

состояния

центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности

и

поведения

обучающихся,

доброжелательное и уважительное отношение к ним;

демонстрирующих

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и
социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ―
умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по
словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей
обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного
подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь,
это позволит формировать возрастные психологические новообразования и
корригировать

высшие

психические

функции

в

процессе

изучения

обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих занятий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АДАПТИРОВАНА
И ПРЕДПОЛОГАЕТ ВНЕСЁННЕ ИЗМЕНЕНИЯ
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Основными формами работы при реализации данной программы
являются урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и
группах, коллективная работа.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Школа № 5» на
изучение предмета «Мир природы и человека» отводится по 2 ч в неделю в 1
классе, по 1 ч в неделю во 2-4 классах. Курс рассчитан на 168 ч: в 1 классе —
66 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в
каждом классе).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа

реализует

современный

взгляд

на

обучение

естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности
в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в
специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

―постепенного

усложнения

содержания

предмета:

расширение

характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека»
уделено формированию

представлений об окружающем мире: живой и

неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека
и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время
суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате
часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и
месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ―
начало, середина, конец зимы. Весна ―ранняя, середина весны, поздняя весна.
Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность

сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой
природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений: температура
воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –
дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе
наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит)
облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись
льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования
птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности

и городе в разное время года.

Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид,
наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как
планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание,
образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,

изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд,
соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги
и руки (конечности)). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты,
ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная
гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
ближайшего окружения ребенка.

Профессии людей

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк

или краеведческий

музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения
в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.

Транспорт

междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие

национальности.

Национальные

костюмы.

Россия

–

многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной

(постельный

режим,

соблюдение

назначений

врача)

и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда
и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим).
Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила

безопасного

использование

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения

основной

цели

современного

образования

―

введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)

сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
5)

овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)

сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях;
- адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего

и

итогового

контроля),

оценка

своей

работы

и

одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми;
- адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Неживая природы
Земля и Солнце
1.1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Значение Солнца
1.2

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Солнце и жизнь растений
1.3
День и ночь
1.4
Небо днем и ночью
1.5
Сутки
1.6
Занятие людей в течение суток
1.7

Режим дня
1.8

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Итого по разделу

8

Раздел 2. Сезонные изменения в природе
Осень
2.1
Признаки осени
2.2
Занятия и одежда осенью
2.3
Погода. Календарь природы
2.4
Зима
2.5
Признаки зимы
2.6
Занятия и одежда зимой
2.7
Погода. Календарь природы
2.8

1

0

Весна
2.9

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Признаки весны
2.10
Занятия и одежда весной
2.11
Погода. Календарь природы
2.12

1

0

Лето
2.13

1

0

Признаки лета
2.14

1

0

Занятия и
2.15

одежда летом

Итого по разделу

2
18

Раздел 3. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Растения
3.1

Растения

1

Строение и сходство растений
3.2

1

0

Различия растений
3.3

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Разнообразие цветов
3.4
Семена
3.5

3.6

Плоды растений

3.7

Приспособление растений к сезонным
изменениям

3.8

2

Уход за растениями

3.9

Приспособления растений к
жизни

3.10

Растения (обобщающий урок)

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

условиям

Итого по разделу

11

Раздел 4. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Животные
Животные
4.1

1

Строение и сходство животных
4.2

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Различие животных
4.3
Детеныши животных
4.4
Домашние животные
4.5

2

0

Дикие животные
4.6

1

4.7

Приспособление животных к различным
условиям обитания

4.8

Приспособление животных к временам
года

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Животные (обобщающий урок)
4.9
Итого по разделу

11

Раздел 5. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Человек
Человек
5.1

1

0

Части тела человека
5.2

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Гигиенические навыки
5.3
Лицо человека
5.4
Глаза
5.5

2

0

Уши
5.6

2

0

Нос
5.7

2

0

Рот
5.8

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

66

6

0

Кожа
5.9
Осанка
5.10
Скелет и мышцы человека
5.11
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Всего

Раздел 1. Сезонные изменения в природе
Смена времен года. Сутки.
1.1

1.2

1.3

Осенние изменения в природе.
Знакомство с названиями осенних
месяцев.
Растения и животные осенью. Экскурсия
в природу.
Занятия людей осенью

1.4

1

Итого по разделу

4

Раздел 2. Неживая природа
Вода.
2.1
Простейшие свойства воды.
2.2
Вода в природе.
2.3

2.4

Значение воды для жизни живых
организмов.

Итого по разделу

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

1
4

Раздел 3. Живая природа. Растения
Растения. Части растений.
3.1

3.2

3.3

Жизнь растений. Влаголюбивые и
засухоустойчивые. Светолюбивые и
тенелюбивые.
Комнатные растения. Уход за
комнатными растениями.
Огород. Овощи.

3.4
Сад. Фрукты.
3.5
Уход за растениями сада и огорода.
3.6

3.7

Обобщение по теме: «Живая природа.
Растения».

Итого по разделу

7

Раздел 4. Сезонные изменения в природе
4.1

Зима. Изменения в природе. Экскурсия в
природу.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Растения и животные зимой.
4.2

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Занятия людей зимой.
4.3

4.4

Зима. Изменения в природе. Экскурсия в
природу.

Итого по разделу

4

Раздел 5. Живая природа. Животные
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6

Животные. Дикие и домашние.
Кошка и рысь.
Собака и волк.
Разнообразие пород кошек и собак.
Рыбы.
Обобщение по теме: «Живая природа.
Животные».

Итого по разделу

6

Раздел 6. Сезонные изменения в природе
6.1

Весна. Изменения в природе. Экскурсия в
природу.

1

Растения и животные весной.
6.2

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Занятия людей весной.
6.3
Итого по разделу

3

Раздел 7. Живая природа. Человек
7.1
7.2
7.3
7.4

Человек. Гигиена тела.
Органы пищеварения.
Значение пищи в жизни человека.
«Живая и неживая природа». Правила
питания. Профилактика отравлений.

Итого по разделу

4

Раздел 8. Сезонные изменения в природе
8.1
8.2
8.3

Лето. Изменения в природе.
Растения и животные летом.
Занятия людей весной. Итоговый урок за
год.

Итого по разделу

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

4

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Всего

Раздел 1. Сезонные изменения в природе
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8

Времена года. Осень. Занятия людей
осенью.
Растения и животные осенью.
Времена года. Зима. Занятия людей зимой
Растения и животные зимой.
Времена года. Весна. Занятия людей
весной.
Растения и животные весной.
Времена года. Лето. Занятия людей летом.
Растения и животные летом.

Итого по разделу

8

Раздел 2. Неживая природа
2.1

Солнце в разные времена года.

1

2.2
2.3
2.4
2.5

Восход и закат солнца.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха. Термометр.
Ветер. Направление ветра.

Итого по разделу

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

5

Раздел 3. Живая природа. Растения
3.1

Сравнение растений.

3.2

Части растений: корень, стебель, листья,
цветы..

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.3

Растения сада. Фруктовые
Ягодные кустарники.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.4

Лес. Деревья хвойные и лиственные.
Плоды и семена.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.5

Лесные ягоды.
несъедобные.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.6
3.7

Ягоды

деревья.

съедобные

и

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и опасные.

Итого по разделу
Раздел 4. Живая природа. Животные

7

4.1

Дикие животные: лось, кабан, заяц.

4.2

Приспособление диких
условиям природы

животных

4.3

Домашние животные: корова, свинья,
кролик.

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

0

к

Сравнение диких и домашних животных.
4.4

4.5

Птицы. Внешний вид, питание, повадки,
образ жизни.
Перелётные и зимующие птицы.

4.6
Хищные и певчие птицы
4.7
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

7

Раздел 5. Живая природа. Человек
5.1

Дыхание человека. Гигиена дыхания

1

Профилактика простудных заболеваний
5.2

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Кровь. Сердце. Пульс
5.3

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Окружающая среда и здоровье человека
5.4

5.5

Питание человека.
хранение пищи.

Приготовление

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

и

Итого по разделу

5

Раздел 6. Живая природа. Повторение
6.1

Повторение. Растения сада, леса

6.2

Повторение. Образ жизни и повадки
животных, птиц.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

6.3

Повторение. Сезонные изменения
живой и неживой природе.

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

6.4

Повторение.
Дыхание
человека.
Профилактика простудных заболеваний

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

в

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

4

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольн
ые работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Сезонные изменения в природе
Осень.
1.1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Растения осенью.
1.2

1

0

Животные осенью.
1.3

1

1

Труд людей осенью.
1.4

1

0

Зима.
1.5

1

0

Растения зимой.
1.6

1.7

1

Животные зимой.

1

0

0

1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16

Труд людей зимой.
Весна.
Растения весной.
Животные весной.
Труд людей весной.
Лето.
Растения летом.
Животные летом.
Труд людей летом.

Итого по разделу

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

16

Раздел 2. Неживая природа
2.1

Почва. Рельеф

Итого по разделу
Раздел 3. Живая природа. Растения

1
1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Огород.
3.1

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Лес.
3.2
Сад.
3.3
Растения культурные и дикорастущие.
3.4
Лекарственные растения.
3.5
Парки.
3.6
Растения поля.
3.7
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

7

Раздел 4. Живая природа. Животные
Домашние животные.
4.1

1

0

0

1

0

0

Птицы.
4.2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Дикие птицы.
4.3

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Домашние птицы.
4.4
Насекомые.
4.5
Пчёлы.
4.6

1

Итого по разделу

0

6

Раздел 5. Живая природа. Человек
Мозг человека. Режим дня.
5.1

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Охрана природы.
5.2
Правила поведения дома, в школе.
5.3
Правила дорожного движения.
5.4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•

Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для обзеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях С.В.КУДРИНА.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

• Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для обзеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях С.В.КУДРИНА.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для обзеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях С.В.КУДРИНА.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для обзеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях С.В.КУДРИНА.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 ч. /[Н.Б. Матвеева, И.А.
Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
• Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 ч. /[Н.Б. Матвеева, И.А.
Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
• Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные

общеобразовательные программы. В 2 ч. /[Н.Б. Матвеева, И.А.
Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
• Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 ч. /[Н.Б. Матвеева, И.А.
Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
• «Зеленые страницы» кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков. – М.:
Просвещение, 2015.
• «От земли до неба» атлас-определитель для учащихся нач. кл. /
А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2016

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
•
•

Библиотека ЦОК РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/12/
Открытый урок: https://prosv.ru/catalog/obuchayuschiesya-s-umstvennoi-otstalost-yuintellektual-nimi-narusheniyami-mir-prirodi-i-cheloveka-1-4-dlya-obuchayuschihsya-sintellektual-nimi-narusheniyami/

Открытая сеть работников образования: https://nsportal.ru/
• Мир природы и человека для детей с УО: https://infourok.ru/konspekturoka-mir-prirody-i-cheloveka-vo-2-klasse-dlya-detej-s-legkoj-umstvennojotstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami-po--6776148.html
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».