ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МАОУ «Школа № 5» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1, примерными программами по учебным предметам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА » Характерное для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика. Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика». Рабочая программа начального общего образования МАОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Речевая практика» разработана для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1), так как данные дети получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»: 1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся; 2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; 3) формировать выразительную сторону речи; 4) учить строить устные связные высказывания; 5) воспитывать культуру речевого общения. В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение образовательных дифференцированного программ обеспечивает подхода к разнообразие созданию содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности (интеллектуальными характером обучающихся нарушениями) организации с умственной школьного доступной им отсталостью возраста определяется деятельности (предметно- практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ―принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ―принцип коррекционно-развивающей образовательного процесса, обуславливающий направленности развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ―принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач; ―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ―онтогенетический принцип; ―принцип непрерывность преемственности, образования предполагающий обучающихся взаимосвязь с и умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ―принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ―принцип сотрудничества с семьей. АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных потребностей. Организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35), тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20). Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический психофизического процесс оказываются развития ребенка: вовлеченными все стороны мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСЬАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. Для обучающихся (интеллектуальными с легкой нарушениями) умственной отсталостью характерны следующие образовательные потребности: 1) общие: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. 2) специфические: - раннее получение специальной помощи средствами образования; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; - доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; - систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; - обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих занятий. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АДАПТИРОВАНА И ПРЕДПОЛОГАЕТ ВНЕСЁННЕ ИЗМЕНЕНИЯ - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса; - включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; - обозначения эффективных педагогических технологий. Основными формами работы при реализации данной программы являются урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Школа № 5» на изучение предмета «Речевая практика» отводится по 2 ч в неделю с 1 по 4 класс. Курс рассчитан на 270 ч: в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели), во 2— 4 классах — по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Речевое развитие Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т. д. Аудирование и понимание речи Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я –дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - восприятие на слух сказок и рассказов; - ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; - ответы на вопросы; - понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; - выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; - активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказывание своих просьб и желаний; - выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; - участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; - составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Школьная жизнь 1.1 Давайте знакомиться 4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Знакомство во дворе 4 0 0 1.3 Дорога домой 4 1 0 Итого по разделу 12 Раздел 2. Играем в сказку 2.1 «Теремок» Итого по разделу 4 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 3. У нас праздник 3.1 Знакомство в гостях Итого по разделу 3 3 Раздел 4. Игры и игрушки «Репка» 3 Итого по разделу 3 4.1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Раздел 5. В магазине 5.1 5.2 Покупка школьных принадлежностей В магазине игрушек Итого по разделу 4 4 8 Раздел 6. Мы стречаем новый год 6.1 6.2 Готовимся к празднику Новогодние чудеса того по разделу 3 3 6 Раздел 7. Зимняя прогулка 7.1 Зимняя прогулка Итого по разделу Раздел 8. Я и мои друзья 4 4 «Надо, надо умываться…» 8.1 3 Итого по разделу 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 Раздел 9. Мамины помощники 9.1 Помощники Итого по разделу 4 4 Раздел 10. Я дома 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 «Петушок и бобовое зернышко» 4 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Весенние праздники 3 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «Заячья избушка» 4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «Спокойной ночи!» 4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «Доброе утро!» 3 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 День Победы 4 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 22 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 6 0 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы Практические работы 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Всего Раздел 1. Школьная жизнь 1.1 Добро пожаловать! У нас новая ученица 1.2 1.3 Расскажу маме о празднике «День знаний» Истории о лете 1.4 1 0 Я расскажу вам, где отдыхал 1.5 1 0 Экскурсия по школе. 1.6 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.7 Расскажи мне о школе. Составление рассказа. 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.8 Расскажи мне о школе. Диалог школьника с младшим братом. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 8 Раздел 2. Игры и игрушки 2.1 «Игрушки» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «Моя любимая игрушка» 2.2 «Магазин игрушек» 2.3 «Уложим куклу спать» 2.4 «Мы уже не малыши» 2.5 Итого по разделу 5 Раздел 3. Вспоминаем любимые сказки Знакомство со сказкой «Три медведя» 3.1 3.2 Инсценировка эпизодов сказки «Три медведя» Знакомство со сказкой «Три поросенка» 3.3 3.4 Рассказывание сказки «Три поросенка» обучающимися. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.5 Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.6 Рассказывание сказки «Красная Шапочка» обучающимися. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.7 Инсценировка сказки «Красная Шапочка» 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 1 7 Раздел 4. Я дома 4.1 В воскресенье все дома Расскажи о себе 4.2 4.3 Алло! Алло! Правила общения по телефону Моделирование телефонных разговоров 4.4 4.5 Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи». Итого по разделу Раздел 5. Я и мои товарищи 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.1 5.2 5.3 5.4 Играем во дворе Не надо больше ссориться Дружат в нашем классе девочки и мальчики Наш товарищ заболел 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 4 Раздел 6. Новогодний карнавал 6.1 Готовимся к празднику Новогодние чудеса 6.2 Новогодние поздравления 6.3 Итого по разделу 4 Раздел 7. Зимняя прогулка 7.1 7.2 7.3 Зимняя одежда Зимние забавы Мы катаемся с горы 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 7.4 Мы лепим снеговика Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 8. Мойдодыр 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 8.11 Я умываюсь Режим дня школьника Я правильно одеваюсь Вещи в моем шкафу Я собираюсь на прогулку Содержу одежду в чистоте Экскурсия в прачечную. Опрятному человеку нужны помощники. Я обуваюсь Дежурство. Диалог между учениками. Пошли в столовую! Составление рассказа о дежурстве. Итого по разделу 11 Раздел 9. Я за порогом дома 9.1 9.2 Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) Мы не знаем, как пройти, Как быть? 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 9.3 Я записался в кружок! Моделирование диалогов. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 9.4 Беседа на тему «Я тоже занимаюсь в кружке». 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 9.5 Составление рассказа о занятии в кружке. 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 5 Раздел 10. Я дома Где я живу 10.1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 10.2 10.3 10.4 10.5 С днём рождения! Конструирование возможных поздравлений. Ролевая игра «День рождения» Составление рассказа о праздновании дня рождения. Накрываем на стол 10.6 Поздравляем маму Итого по разделу 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 6 Раздел 11. Мир природы 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 11.6 11.7 11.8 11.9 11.10 «К нам весна шагает…» Первоцветы Экскурсия. Весна в парке. У меня есть щенок! Подбор словосочетаний и подходящих картинок. Составление рассказа-описания щенка. У меня есть щенок! Составление рассказа по рисунку. Здравствуй лето! Экскурсия «Здравствуй, лето!» Впереди каникулы Итоговое занятие Итого по разделу 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 0 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Школьная жизнь Добро пожаловать! 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 Мы снова в школе У нас новые ученики. Успехи и неудачи бывают у каждого. Где же взять мне книгу почитать? В библиотеке. Экскурсия Истории о лете Я расскажу вам, где отдыхал Итого по разделу Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы Практические работы 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Всего 8 Раздел 2. Мы собрались поиграть 2.1 Мы хотели поиграть 1 2.2 2.3 2.4 Игра «Рыбаки» Наша любимая игра Играем в нашу любимую игру Итого по разделу Раздел 3. Играем в сказку. Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Инсценировка сказки «Маша и медведь» Вспоминаем сказку «Три медведя» Инсценировка сказки «Три медведя» Составление новой сказки про Машу. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 3.6 Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.7 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.8 3.9 Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди» Инсценировка сказки «Гуси - Лебеди» 3.10 3.11 Знакомство со сказкой «Морозко» Инсценировка сказки «Морозко» Итого по разделу Раздел 4. Я дома Мой дом и моя семья 4.1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 11 «Дома маме помогу…» 4.2 Обмениваемся бытовыми советами 4.3 Содержу одежду в чистоте 4.4 Вещи в моем шкафу 4.5 Я тебе позвоню 4.6 Телефонный разговор 4.7 1 0 Мы разговариваем по телефону 4.8 1 0 Мой мобильный телефон 4.9 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Я вызываю пожарных 4.10 Я вызываю полицию 4.11 Я вызываю скорую 4.12 1 0 Я звоню в экстренные службы 4.13 1 Итого по разделу Раздел 5. Мои друзья Узнай меня! 5.1 5.2 «Свет мой, зеркальце. Скажи…» 13 Узнай одноклассника! 5.3 «Знакомьтесь, на класс!» 5.4 Вместе после уроков 5.5 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Хочешь со мной дружить? 5.6 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Вместе нам не скучно 5.7 Привычки хорошие и не очень.. 5.8 Итого по разделу Раздел 9. Я за порогом дома Я пешеход 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 Правила дорожного движения достойны уважения Я зритель Я иду в кино Мы в кинотеатре Отправляюсь в магазин Мы в продуктовом магазине Мы в канцелярском магазине 8 9.9 9.10 9.11 9.12 9.13 9.14 Мы пришли в магазин Веселый праздник Мы идем на день рождения Погода и мы Какая сегодня погода? Одеваемся по погоде Итого по разделу Раздел 10. Мир природы Сказка Одоевского «Снегурочка» 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 Инсценировка сказки «Снегурочка» Весенняя прогулка. Учимся понимать животных Я ухаживаю за своим домашним животным Мое домашнее животное 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 14 10.7 10.8 10.9 10.10 Промежуточная аттестация В зоопарке у зверей Мы друзья или враги природы? Здравствуй, лето! 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы Практические работы 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Всего Раздел 1. Делимся новостями 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Делимся новостями. Интересные летом. события, произошедшие И. Глазкова. Прошлым летом... Рисунки на тему «Прошлым летом ...» Игра «Вопрос за вопрос». Игра «Угадай мой рисунок». Итого по разделу 8 Раздел 2. Я выбираю книгу 2.1 2.2 Я выбираю книгу. Беседа на основе школьников. личного опыта 2.3 Индивидуальные принесённых книгах. рассказы о Итого по разделу 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 3 Раздел 3. Петушок - Золотой гребешок 3.1 «Петушок - Золотой гребешок». 1 Сказка «Петушок - Золотой гребешок». 3.2 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Актуализация содержания сказки. 3.3 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 0 0 1 0 0 Проигрывание эпизодов сказки. 3.4 Театрализованное представление сказки. 3.5 Конкурс на лучший рисунок. 3.6 Итого по разделу 9 Раздел 4. Сочиняем сказку 4.1 Сочиняем сказку. Иллюстрация к части сказки. 4.2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Актуализация замысла сказки. 4.3 4.4 Составление предложений части сказки. к 4.5 Целостное рассказывание последующим прослушиванием. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 каждой с Письменные высказывания. 4.6 2 Итого по разделу 9 Раздел 5. У телевизора У телевизора. 5.1 О каналах телевизионного вещания. 5.2 5.3 Демонстрация телевизионной программы передач. Практикум. 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 5.4 Составление собственных программных телепередач. 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Просмотр телепередач. 5.5 Итого по разделу 2 5 0 Раздел 6. Знаки – помощники Знаки – помощники. 6.1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Моделирование диалога. 6.2 6.3 Актуализация обсуждавшейся информации. Урок - экскурсия по школе. 6.4 Итого по разделу 4 Раздел 7. В гостях у леса В гостях у леса. 7.1 7.2 Выполнение работ на тему «Что может нанести вред лесу?». 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 7.3 Обсуждение работ «Что может нанести вред лесу?». 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Коллективное составление письма 7.4 7.5 леснику. Составление «Правил вежливого поведения в лесу». 1 1 0 1 Итого по разделу 7 Раздел 8. Задушевный разговор Задушевный разговор. 8.1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Интересные истории. 8.2 Мимические изображения и жесты. 8.3 Заслушивание рассказов обучающихся. 8.4 Бесконфликтный выход из ситуации. 8.5 В. Осеева «Волшебное слово». 8.6 В. Осеева «Что легче?». 8.7 В. Осеева «На катке». 8.8 Итого по разделу Раздел 9. Приглашение 8 Приглашение. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 10.3 Сходства письменного и устного поздравлений. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 10.4 Коллективное составление письменного поздравления. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 9.1 Составление устного приглашения. 9.2 Письменное приглашение. 9.3 Отказ от приглашения. 9.4 1 0 Составление приглашений на праздник. 9.5 1 0 Открытки для приглашения. 9.6 1 Итого по разделу 6 Раздел 10. Поздравляю! 10.1 10.2 Поздравляю Произнесение поздравлений. 10.5 10.6 10.7 10.8 10.9 Поздравительные открытки к прощанию с начальной школой. Вспоминаем пройденное. Лексическая тема: «Летние каникулы». Составление предложений по теме: «Лето». Итоговое занятие. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Итого по разделу 9 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Речевая практика. 1 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В.Комарова., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Речевая практика. 2 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В.Комарова., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Речевая практика. 3 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В.Комарова., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Речевая практика. класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В.Комарова., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • • • • • • Буслаева, В. И. Развитие фонематического восприятия умственно отсталых школьников младших классов М.: 2003 - с. 193 Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии / Л. И. Божович. - М. Педагогика, 2014. - 355с. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2017. - с.225 Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. //Язык и человек/ Е. Н. Винарская. - М.: Изд - во МГУ, 2022 - с 55-62 Волкова, Г. А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дефференциальной диагностики / Г. А. Волкова - СПб.: ДЕТСТВО - Пресс 2014 - с.416 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой - М.: Школа - Пресс 2014 - с.416 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Библиотека ЦОК РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/12/ • Открытый урок: https://urok.1sept.ru/ • Открытая сеть работников образования: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2023/05/16/organizatsiya-raboty-po-prepodavaniyuuchebnogo