Аннотация к рабочей программе по музыке для обучающихся с ЗПР вариант 7.1

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по
учебной дисциплине «Музыка» разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с
задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа №
5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
авторской программы Е.Д.Критская, приведённой в соответствие с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.) и
авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина.
Предмет «Музыка» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих
освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия
музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами
музыкально - творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях
общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной
взаимосвязи музыки и жизни.
Основными целями изучения предмета «Музыка» в начальной школе являются:
- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной
культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с
музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение и импровизация).
Рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной
дисциплине «Музыка» разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант
7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья и нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной
нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического
воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития.
Следовательно, данная программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета у детей данной категории:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и
жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
1

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе
активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной
культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового
исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности.
Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных путей»,
использовании специфических методов и средств обучения (развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности
и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи и т.д.), в организации коррекционной
помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом»
обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые
образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) обусловливают и необходимость специального подбора
дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа
России». Повышение мотивации и интереса обучающихся к продуктивной деятельности планируется
достигать за счет обеспечения обучающимися с задержкой психического развития и умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) необходимой им ситуации успешности в различных
видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению. Реализация программного
материала будет носить поэтапный и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие
перенос получаемых знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в
развивающейся среде ребенка.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и
бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе
проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические
особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных
результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и
метапредметньгх результатов.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка
в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина
мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,
танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и
поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации.
Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное
состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
2

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы
нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных
интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и
контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие
представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы,
ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи,
видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические
традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и
плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта
эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными
действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,
обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственноэстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через
эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе
постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед
ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления,
развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать
в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему
овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурнопознавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное
формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка»,
развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
В рабочей программе по учебной дисциплине «Музыка» обеспечиваются условия для
достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1) личностных,
метапредметных и предметных результатов.
В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению образовательной деятельности по предмету.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».