Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 1-4 классы, М., «Просвещение», 2015г. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для детей с (ЗПР) (вариант 7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки и нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Изобразительное искусство в начальной школе МБОУ «Школа № 5» является базовым предметом, которое направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО при изучении учебного предмета «Изобразительное искусство»; определяет содержание, объём, порядок изучения учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей контингента учащихся класса; предполагает использование методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Изучение курса в начальной школе обучения направлено на достижение следующих целей: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; - овладение элементарной художественной грамоты; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения (развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи и т.д.), в организации коррекционной помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) обусловливают и необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа России». Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Основное содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства – сходства и различия. Виды художественной деятельности: рису нок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Цвет – основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами. Образ человека в живописи. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, острые, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов. Объём – основа языка скульптуры. 2 Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж – и региональные музеи. В рабочей программе по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1) личностных, метапредметных и предметных результатов. В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету. 3