Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Окружающий мир» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.) «Окружающий мир» - предмет интегрированный. Основу начального курса составляют представления о тесных связях между познанием природы и социальной жизни, осознание необходимости выполнения правил поведения. Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Окружающий мир» разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Адаптированная рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ при изучении учебного предмета «Окружающий мир»; определяет содержание, объём, порядок изучения учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей контингента учащихся класса; предполагает использование методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Цель изучения курса «Окружающий мир» при получении начального общего образования – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально – целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения (развитие эмоциональноличностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи и т.д.), в организации коррекционной помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) обусловливают и необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа России». Повышение мотивации и интереса обучающихся к продуктивной деятельности планируется достигать за счет обеспечения обучающимися с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) необходимой им ситуации успешности в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению. Реализация программного материала будет носить поэтапный и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в развивающейся среде ребенка. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, Труд и творчество как отличительные черты духовно- и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе, окружающим людям. Основное содержание учебного предмета: Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Звёзды и планеты. Времена года, их особенности. Формы земной поверхности. Водоёмы, их разнообразие. Воздух – смесь газов. Вода. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных. Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы. Природные зоны России. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга природы, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Общее представление о строении тела человека. Системы органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. В рабочей программе по учебной дисциплине «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1) личностных, метапредметных и предметных результатов. В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету. 2