Аннотация к рабочей программе по литературному чтению для обучающихся с ЗПР вариант 7.1

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по
учебной дисциплине «Литературное чтение» разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с
задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа №
5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
авторской программы Климановой Л.Ф, Бойкиной М. В., утверждённой МО РФ в соответствии с
требованиями ФГОС, 2011г.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует
общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной
дисциплине «Литературное чтение» разработана для детей с задержкой психического развития
(ЗПР) (вариант 7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья и нуждающиеся в создании охранительного режима,
ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств
и технологий
коррекционно-педагогического воздействия, своевременной
реализации
возможностей
умственного развития.
Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО с ОВЗ при изучении
учебного предмета «Литературное чтение»; определяет содержание, объём, порядок изучения
учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей
контингента учащихся класса; предполагает использование методов, приемов, средств и технологий
коррекционно-педагогического воздействия, своевременной
реализации
возможностей
умственного развития.
Изучение курса литературного чтения в начальной школе обучения направлено на достижение
следующих целей:

овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым
навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к
искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научнопознавательными текстами.

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших
школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России.
Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных
путей», использовании специфических методов и средств обучения, в организации коррекционной
помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом»
обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые
образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) обусловливают и необходимость специального подбора
дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа
России». Повышение мотивации и интереса обучающихся к продуктивной деятельности планируется
достигать за счет обеспечения обучающимися с задержкой психического развития и умственной
1

отсталостью (интеллектуальные нарушения) необходимой им ситуации успешности в различных
видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению. Реализация программного
материала будет носить поэтапный и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие
перенос получаемых знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в
развивающейся среде ребенка.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на
дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые
позиции курса «Литературное чтение»:
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством
чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке
содержания и придании ему той или иной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации
полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Основное содержание:
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев
и описания их автором; определение жанра художественных произведений
Чтение
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильно му чтению целыми
словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуалыным темпом чтения; постепенное
увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонацион но верное прочтение предложений при
смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирова ние простого предложения на
основе знаков препинания. Чтение художест венного произведения с переходом на постепенное
выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.
Практическое освоение умения отли чать текст от набора предложений; выделение способов
организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и
оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части;
сборник произ ведений); деление текста на смыс ловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так
назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов.
Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям.
Высказывание своего отношения к художественному произведению.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств
(эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к
герою на основе имени, авторских помет.
Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.
Подробный пересказ текста. Самостоятельное свободное использование выборочного
пересказа по заданному фрагменту.Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текста:
художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста.
2

Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказ учебного и научно-популярного
текстов. произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с
опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Выходные данные;
структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие;
иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке
Культура речевого общения
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произ-ведению. Нормы и формы речевого общения.
Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания
собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе;
самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла;
передача основной мысли текста в высказывании.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему
Культура письменной речи
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия,
характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной
литературы Х1Х-ХХ вв. (например, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А.
Крылов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. Н. Толстой, В. В.
Маяковский, С. А. Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические
издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных,
добре и зле, юмористические и др.
Литературоведческая пропедевтика
Средства выразительности. Выделение их в тексте, определение значения в художественной
речи (с помощью учителя). Литературные понятия. Герой произведения. Композиционные формы
речи. Прозаическая и стихотворная речь. Историко-литературные понятия. Разнообразие произведения для чтения. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика,
структура (композиция). Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской
периодики - произведения классиков отечественной и зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям,
инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное
рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный,
творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии)
В рабочей программе по учебной дисциплине «Литературное чтение» обеспечиваются
условия для достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1)
личностных, метапредметных и предметных результатов.
В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению образовательной деятельности по предмету.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».