Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Литературное чтение» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Климановой Л.Ф, Бойкиной М. В., утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС, 2011г. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Литературное чтение» разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО с ОВЗ при изучении учебного предмета «Литературное чтение»; определяет содержание, объём, порядок изучения учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей контингента учащихся класса; предполагает использование методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Изучение курса литературного чтения в начальной школе обучения направлено на достижение следующих целей: овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научнопознавательными текстами. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в организации коррекционной помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) обусловливают и необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа России». Повышение мотивации и интереса обучающихся к продуктивной деятельности планируется достигать за счет обеспечения обучающимися с задержкой психического развития и умственной 1 отсталостью (интеллектуальные нарушения) необходимой им ситуации успешности в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению. Реализация программного материала будет носить поэтапный и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в развивающейся среде ребенка. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение» Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: - обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); - внимание к личности писателя; - бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы; - наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). Основное содержание: Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений Чтение Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильно му чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуалыным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонацион но верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирова ние простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художест венного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. Практическое освоение умения отли чать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произ ведений); деление текста на смыс ловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста. Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту.Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста. 2 Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказ учебного и научно-популярного текстов. произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие; иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке Культура речевого общения Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произ-ведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему Культура письменной речи Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва Круг детского чтения Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы Х1Х-ХХ вв. (например, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский, С. А. Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др. Литературоведческая пропедевтика Средства выразительности. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия. Герой произведения. Композиционные формы речи. Прозаическая и стихотворная речь. Историко-литературные понятия. Разнообразие произведения для чтения. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция). Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики - произведения классиков отечественной и зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) В рабочей программе по учебной дисциплине «Литературное чтение» обеспечиваются условия для достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1) личностных, метапредметных и предметных результатов. В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету. 3