Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Русский язык» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. Федосовой Н.А. для 1-4 классов. Москва, «Просвещение», 2014. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной дисциплине «Русский язык» разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО ОВЗ при изучении учебного предмета «Русский язык»; определяет содержание, объём, порядок изучения учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей контингента учащихся класса; предполагает использование методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития. Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения (развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи и т.д.), в организации коррекционной помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) обусловливают и необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. 1 Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа России». Повышение мотивации и интереса обучающихся к продуктивной деятельности планируется достигать за счет обеспечения обучающимися с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) необходимой им ситуации успешности в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению. Реализация программного материала будет носить поэтапный и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в развивающейся среде ребенка. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется: -позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; -стремление к его грамотному использованию; -понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Основное содержание учебного предмета: Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (переход к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании Письмо Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса Слово и предложение Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка Орфография Знакомство с правилами правописания и их применение. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи 2 Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений Фонетика и орфоэпия Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и не парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и не парных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — не парный; согласный звонкий-глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова Графика Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словами, справочниками, каталогами Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов Состав слова Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение одно коренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу Морфология Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Наречие. Предлог. Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородны ми членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами Различение простых и сложных предложений Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания. Развитие речи Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. 3 Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умения ми ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текс та. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рас суждение; их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочи ненияповествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения В рабочей программе по учебной дисциплине «Русский язык» обеспечиваются условия для достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1) личностных, метапредметных и предметных результатов. В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету. 4