Аннотация к рабочей программе по русскому языку для обучающихся с ЗПР вариант 7.1

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Адаптированная рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по
учебной дисциплине «Русский язык» разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с
задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа №
5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
авторской программы «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н.,
Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. Федосовой Н.А. для 1-4 классов. Москва, «Просвещение», 2014.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего
процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников
начальной школы к дальнейшему образованию.
Рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по учебной
дисциплине «Русский язык» разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
(вариант 7.1), так как данные дети получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья и нуждающиеся в создании охранительного режима, ограничении учебной
нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического
воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития.
Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО ОВЗ при изучении
учебного предмета «Русский язык»; определяет содержание, объём, порядок изучения учебного
предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей
контингента учащихся класса; предполагает использование методов, приемов, средств и технологий
коррекционно-педагогического воздействия, своевременной
реализации
возможностей
умственного развития.
Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Рабочая программа учебного предмета реализует потребность в построении «обходных путей»,
использовании специфических методов и средств обучения (развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности
и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи и т.д.), в организации коррекционной
помощи при овладении базовым содержанием обучения, в дифференцированном, «пошаговом»
обучении детей с ОВЗ, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. Особые
образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) обусловливают и необходимость специального подбора
дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
1

Реализация данной программы осуществляется по завершенной линии учебников «Школа
России». Повышение мотивации и интереса обучающихся к продуктивной деятельности планируется
достигать за счет обеспечения обучающимися с задержкой психического развития и умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) необходимой им ситуации успешности в различных
видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению. Реализация программного
материала будет носить поэтапный и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие
перенос получаемых знаний в другой контекст, создавая положительный эмоциональный настрой в
развивающейся среде ребенка.
Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,
что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком
русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется:
-позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
-стремление к его грамотному использованию;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей
культуры человека.
Основное содержание учебного предмета:
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков. Слог как
минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения
звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е,
ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с
орфоэпическим чтением (переход к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы
движения руки Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых
не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применение. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
2

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных
звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и не парных по
твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение
парных и не парных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной
характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твёрдый —
мягкий, парный — не парный; согласный звонкий-глухой, парный — непарный. Деление слов на
слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Фонетический разбор слова
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита
при работе со словами, справочниками, каталогами
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует
уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов
Состав слова
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение одно коренных слов и
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Разбор слова по составу
Морфология
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Имя
прилагательное. Местоимение. Глагол. Наречие. Предлог. Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица
не, её значение
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородны ми членами без союзов и с
союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами
Различение простых и сложных предложений
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от
места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
3

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умения ми ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текс та. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений
и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рас суждение; их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и
антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочи ненияповествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения
В рабочей программе по учебной дисциплине «Русский язык» обеспечиваются условия для
достижения обучающимися с задержкой психического развития (вариант 7.1) личностных,
метапредметных и предметных результатов.
В программу включены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению образовательной деятельности по предмету.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».