Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Растишка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
(комплексное развитие младшего школьника)
«Растишка»

Составитель: Адамбаева
Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
Высшая квалификационная
категория

г.Ирбит, 2024

Содержание:
1. Пояснительная записка… ................................................................................. 3
2. Основное содержание курса…......................................................................... 7
3. Организация коррекционно – развивающих занятий.................................. 17
4. Материально-техническое обеспечение ...................................................... 19
5. Планируемые результаты изучения курса…................................................ 19
6. Источники ......................................................................................................... 21

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка»
разработана для детей с задержкой психического развития и детей «группы
риска» на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированных в федеральной рабочей программе
воспитания.
Задержка психического развития - особый тип аномалии,
проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка, вызванный
различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими
заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы.
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем
активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг
представлений об окружающих предметах и явлениях. Данные особенности
детей с задержкой психического развития вызывают трудности в
адекватной
самореализации,
интеграции
в
образовательную
и
социокультурную среду.
Дети с легкой органической патологией, относящиеся к «группе
риска» (Кумарина Г.Ф.), в условиях школы тоже испытывают значительные
трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к
дезадаптации.
Любой ребенок, согласно Конвенции по правам ребенка (ст.2), (ст.23)
должен иметь возможность не только получить доступное ему образование,
но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации,
стать полноценным членом общества.
Получая образование в условиях коррекционных классов, дети с
отклонениями в развитии сталкиваются с разнообразными проблемами - от
трудностей в учении до личностных проблем - решить которые им должна
помочь система коррекционно-развивающей работы.
Поэтому данная программа разработана «в целях оказания помощи
детям, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ [1, ст. 42] с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам
учебных дисциплин и представлена в качестве рабочей, поскольку содержит
распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Реализация данной программы обеспечит выполнение общей цели
коррекционно – развивающей работы: содействие развитию ребенка, создание
условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении
и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
Программа включает три раздела: Пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место курса комплексного развития
младшего школьника в структуре учебного плана, цели его изучения,
основные содержательные линии; Основное содержание обучения с
3

примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые
результаты освоения программы комплексного развития.
Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка» в
начальной школе предполагает введение в структуру учебного плана
коррекционно - развивающих занятий, направленных на более успешное
продвижение в общем развитии отдельных обучающихся, коррекцию
недостатков их психического развития, а также ликвидацию имеющихся
или предупреждения возможных пробелов в знаниях.
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному
образовательному
процессу
деятельность,
способствующая
более
эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей
в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с
особыми образовательными потребностями, которое тоже носит
коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медикопедагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Коррекционно – развивающую работу по данной программе на
индивидуальных и групповых занятиях необходимо строить с учетом
дефектов обучающихся, возможностей компенсации этих дефектов и
предполагает содействие социальной абилитации и реабилитации этих
детей.
В структуре учебного плана школы третья часть имеет
коррекционную направленность, в которой предусмотрено распределение
часов на индивидуальные и групповые коррекционные занятия за пределами
максимальной нагрузки учащихся.
Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка»
реализуется через общеинтеллектуальное направление в форме
индивидуально - ориентированных занятий для детей с ограниченными
возможностями здоровья и «группы риска» [2, р.3 п.19.8]. Содержание
занятий направлено на успешное продвижение в общем развитии отдельных
учащихся, коррекции недостатков их психического развития, а также
ликвидацию имеющихся или предупреждению возможных пробелов в
знаниях [4] по предметным областям (филология, математика и
информатика, обществознание и естествознание). Данные часы обеспечат
учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, так как
развитие познавательной деятельности, профилактика и устранение
нарушений, препятствующих нормальному развитию, определяют условия,
наиболее благоприятствующие правильному формированию личности
младшего школьника.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия программы
комплексного развития младшего школьника «Растишка» организуются в
классах начального обучения (1-4) и оказываются за пределами
максимальной нагрузки обучающихся. На занятия в каждом классе
отводится 3 недельных часа. Индивидуальные и групповые коррекционные
занятия проводятся вне сетки обязательных учебных часов (после уроков по
утвержденному графику) и входят в нагрузку не каждого отдельно
4

обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого
обучающегося приходится в неделю от 15 до 20 минут, так как занятия
ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 3
обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых
недостатков.
Общий объем часов, отводимых на реализацию программы
комплексного развития младшего школьника «Растишка» в начальной
школе составляет 405 часов: 1 класс – 99 часов (33 учебные недели), 2-4
классы – 306 часов (по 102 часов – 34 учебные недели).
Основное содержание программы «Растишка» представлено крупными
блоками. Такое построение программы позволит учителю самостоятельно
проектировать тематику и содержание коррекционных занятий, основываясь на
выявленном запасе знаний обучащихся, их представлений, умений и
навыков, пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее
пройденным учебным разделам, распределять разными способами
корригирующий материал и время для его изучения, учитывая
индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по комплексной
программе развития младшего школьника «Растишка» проводит основной
учитель класса, узкие специалисты (психолог, дефектолог, логопед). Главное
внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по
основным учебным предметам. Продолжительность и частота занятий
определяется потребностями ребенка в коррекционно-развивающей помощи,
причем количество коррекционных занятий не может быть больше, чем 3
академических часа в неделю, при условии наличия заключения комиссии
ОПМПК и рекомендаций педагогической поддержки обучающегося.
Программа комплексного развития «Растишка» предполагает
коррекционно – развивающую работу по следующим направлениям:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков соотносительного анализа;

5

- развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения
основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной
инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и
событиями.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной
сферы (драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Реализация программы комплексного
развития
младшего
школьника «Растишка» направлена на –
• создание
условий
для
развития
необходимого
уровня
психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению,
обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,
которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного
материала;
• формирование
социально-нравственного
поведения,
обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям
(осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей,
диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение
правил поведения на уроке, правил общения и др.);
• возможность получения знаний, обогащающих содержание
обучения непосредственными наблюдениями детей;
• возможность развития умения наблюдать, анализировать,
сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать,
запоминать произвольно и опосредованно и др.

6

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
Обучение грамоте. Звуки речи. Различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и
глухих. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование
навыка слогового чтения, соответствующего индивидуальному темпу
ребёнка. Знакомство с орфоэпическим чтением. Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски.
Русский язык. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения.
Знакомство с правилами обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу
— щу, жи — ши); прописной (заглавной) буквы в начале предложения, в
именах собственных; знаков препинания в конце предложения.
Литературное чтение. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания
звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания. Участие в коллективном обсуждении: умение
отвечать на вопросы. Книга как источник необходимых знаний.
Математика. Счёт предметов. Чтение и запись чисел первого и второго
десятка. Сложение, вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие
отношения «больше (меньше) на». Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу,
ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок. Использование чертёжных
инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в
окружающем мире. Сбор и представление информации, связанной со счётом
(пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной
информации.
Окружающий мир. Природа — это то, что нас окружает, но не создано
человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая
и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры
и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Вода. Свойства воды. Растения, их
разнообразие. Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство
живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные). Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в
7

семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Значение труда в жизни человека и общества. Наша
Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика
России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании
гимна.
2 класс
Русский язык. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на
слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выбор
языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Определение
качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный;
согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Использование на
письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Имя существительное. Значение и употребление в
речи. Умение опознавать имена собственные. Имя прилагательное.
Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Различение
предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные. Формирование орфографической
зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости
от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Текст. Признаки
8

текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Литературное чтение. Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению. Установка на
нормальный
для
читающего
темп
беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте
необходимую информацию. Практическое освоение умения отличать текст от
набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и
оформлению.
Книга
как
особый
вид
искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и
начало
книгопечатания
(общее
представление).
Книга
учебная,
художественная, справочная. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с
помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали. Освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Осознание диалога как вида речи.
Особенности
диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому
произведению
(учебному,
научно­познавательному,
художественному тексту). Произведения устного народного творчества
разных народов России. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание,
различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом.
Математика. Классы и разряды. Представление многозначных чисел
в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел.
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер), вместимости (литр). Названия
компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие,
оценка достоверности, прикидки результата. Задачи, содержащие отношения
9

«больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Представление текста
задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Составление конечной
последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и
др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма,
плана поиска информации.
Окружающий мир. Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат,
ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты
и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности
(на основе наблюдений). Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений). Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на
основе наблюдений). Почва, её состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила
сбора грибов. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Условия, необходимые
для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные,
растительноядные, всеядные). Этическое и эстетическое значение природы в
жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Духовно ­ нравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества,
носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого его члена. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории
семьи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам,
одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Общественный
транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Россия на карте,
государственная граница России. Москва — столица России. Святыни
Москвы — святыни России. Россия — многонациональная страна. Народы,
населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
10

Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья.
3 класс
Русский язык. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Знание
алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение
за использованием в речи синонимов и антонимов. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса. Различение имён существительных мужского, женского и
среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение
прилагательных по родам, числам. Местоимение. Общее представление о
местоимении. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов
по временам. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и
сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Практическое
овладение
устными
монологическими
выска­
зываниями на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение). Комплексная работа над
структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
Создание собственных текстов по предложенным планам.
Литературное чтение. Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Понимание особенностей разных видов чтения:
11

факта, описания, дополнения высказывания. Самостоятельное определение
темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части,
их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов
(на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре
разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода
с использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика
героя произведения с использованием художественно ­ выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинно­следственных связей.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков
детской литературы.
Представление
многозначных
чисел
Математика.
в виде суммы разрядных слагаемых. Единицы массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Таблица
умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях
(перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в
произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование
хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица,
диаграмма и другие модели). Распознавание и называние: куб, шар,
параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Периметр. Вычисление
периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы
площади (см2, дм2, м2). Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация
данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей
информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Окружающий мир. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Земля — планета,
общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена
12

времён года в родном крае на основе наблюдений. Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.
Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в
природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и
домашние
животные.
Заповедники,
национальные
парки,
их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Общее представление о
строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно ­ нравственные ценности в семейной культуре
народов России и мира. Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей
между соотечественниками. Родной край — частица России. Родной город
(населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
4 класс
Русский язык. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста. Создание небольших собственных текстов. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Понимание
слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Представление о значении суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор
слова по составу. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение
принадлежности имён существительных к 1, 2, 3­му склонению. Изменение
прилагательных
по
родам,
числам
и
падежам,
кро­
ме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3­го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Отличие
предлогов от приставок. Нахождение и самостоятельное составление
13

предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Использование интонации перечисления в предложениях с
одно­
родными членами. Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря. Практическое овладение
устными монологическими высказываниями на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с
основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений).
Литературное чтение. Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно - познавательному и художественному произведению. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно­популярный — и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного
текста. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно ­
изобразительных
материалов.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Характеристика героя произведения. Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения
(отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление
эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной
окраске, характеру поступков героев. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Самостоятельное
построение
плана
собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического
высказывания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
14

Представление
многозначных
чисел
Математика.
в виде суммы разрядных слагаемых. Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая,
тысячная). Нахождение неизвестного компонента арифметического
действия. Деление с остатком. Алгоритмы письменного сложения,
вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки
правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка
достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Решение
текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами,
характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др.
Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда;
количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения
задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие
модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Периметр.
Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры.
Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение
площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Чтение
и
заполнение
таблицы.
Интерпретация
данных
таблицы. Чтение столбчатой
диаграммы. Создание
простейшей
информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Окружающий мир. Земля — планета, общее представление о форме и
размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Дикие и
домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений. Природные зоны России:
общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Гигиена систем органов.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них. История Отечества.
Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Картины быта, труда, духовно ­ нравственные и культурные традиции людей
в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего
края.
Личная
ответственность
каждого
человека
за
сохранность историко ­ культурного наследия своего края. Страны и народы
15

мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог,
обмораживание, перегрев).

16

3. Организация коррекционно – развивающих занятий
Коррекционно-развивающая
цель
реализации
программы
комплексного развития младшего школьника «Растишка» ориентирована на
развитие
психических
процессов,
эмоционально-волевой
сферы
обучающихся, исправление и компенсацию имеющихся недостатков
специальными педагогическими приемами.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере изучения
учителем их индивидуальных особенностей и выявления пробелов в
развитии, отставании в обучении. При диагностировании школьников
обращается внимание на состояние различных сторон их психической
деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес
ребенка к учению, другим видам деятельности, работоспособность,
усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении
поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и
предметно – практических действий для выполнения заданий. Отмечаются
учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности
или, наоборот, пассивности, заторможенности.
Индивидуальные и групповые обязательные коррекционные занятия
осуществляются педагогами, узкими специалистами школы после учебных
занятий через динамическую паузу. Каждое занятие необходимо
структурировать в несколько этапов, в ходе которых педагог решает
учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализации прошлого
опыта, введение в тему через определение личностных смыслов изучаемого
материала, закрепление умения на основе применения. Для обучающихся
важно выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий, способствующих развитию уверенности,
чувству успешности, которое должно стать сильнейшим мотивом,
вызывающим желание учиться. Для этого педагогу необходимо:
- диагностировать уровень развития ребенка на основе изучения
заключения ОПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских
работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня
знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей
общения со сверстниками и взрослыми и зафиксировать их в
Индивидуальной карте учета динамики развития ребенка (раздел 7) или в
виде таблицы «Диагностика сформированности программных знаний и
навыков» (Приложение 1);
- адаптировать содержание учебного материала, через очищение от
сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала,
подлежащего многократному закреплению, дифференцировать задания в
зависимости от коррекционных задач;
- отобрать, скомбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов
деятельности обучающихся, включая в работу большинство анализаторов
учащихся, использовать ориентировочные основы действий (опорные
сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания);
- ввести взаимообучение, диалогические методики;
17

- оптимизировать темп деятельности обучающегося с позиции полного
усвоения;
- обогатить и систематизировать словарь и развитие речи средствами всех
учебных дисциплин;
- отслеживать и фиксировать динамику развития обучающихся с ЗПР в
диагностических документах (Карта учета освоения программных знаний,
умений и навыков, характеристика), в плане коррекционных занятий с
учётом усвоения учащимися образовательных программ.
При организации коррекционных занятий следует исходить из
возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности,
но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы
необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне
определенной затраты усилий. Цель задания и результаты его выполнения не
должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны
быть значимы для детей, поэтому при организации коррекционного
воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала
учителя, соревнование и др.).
Учителю целесообразно составить тематический план (не более чем на
1 месяц) по программе комплексного развития младшего школьника
«Растишка»: в колонке слева – рекомендуемые темы для углубленного
изучения, а справа – особенности изучения темы для учеников с ЗПР.
Содержание коррекционных занятий должно исключать «натаскивание»,
формальный, механический подход. Занятие должно быть максимально
направлено на развитие ученика.
Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале (при
отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному
предмету. На одной странице заполняется список всех учащихся класса,
фиксируются дата занятий, на другой – содержание (тема) занятия с каждым
учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового
номера по списку). Письменные занятия целесообразно выполнять в
специальных
тетрадях.
Результативность
занятий
отражается
в
диагностических документах и наряду с выявленными особенностями
ребенка служит материалом для характеристики ученика в конце учебного
года.
Главным объектом оценивания на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях становится процесс деятельности обучающихся.
Оценка результатов учебной работы дается учителем в форме
содержательных оценочных суждений. В отличие от общепринятого подхода
к оценке, который предусматривает сравнение достигаемых в учении
результатов с нормативными, на данных занятиях оценивается сегодняшнее
достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.
Оценочная деятельность педагога становится в этом случае глубоко
индивидуализированной. В ней учитываются реальные учебные возможности
ребенка, конкретный уровень его учебных достижений в каждой предметной
18

области и та мера самостоятельности, старательности, настойчивости, труда,
которые были вложены в достижение оцениваемого результата.
Обязанности по контролю и руководству за организацией и
проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей
директоров по учебно-воспитательной работе.
Коррекционно-развивающая работа по реализации программы
комплексного развития младшего школьника создает условия для
эффективного формирования тех психических функций, которые особенно
интенсивно развиваются в текущий период детства. Самооценка ученика, его
притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию
школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей
обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития
личности.
Эмоциональная окраска сообщения в школьном пространстве
воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство
улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение
взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими
детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения
«мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые
психогигиенического воздействия на ученика.
4. Планируемые результаты обучения в отношении опорного учебного
материала
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения программы
комплексного развития младшего школьника «Растишка» обеспечиваются
условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов в отношении опорного учебного
материала.
Личностные результаты
У выпускника начальной школы будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- адекватное восприятие оценки учителя;
- осознание необходимости изучения русского языка гражданами России
любой национальности;
-способность ставить и реализовывать учебные цели, проявлять желание
учиться;
- умение признания собственных ошибок;
- способность сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой
её товарищами, учителем;
- умение определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший
образовательный маршрут.
Предметные результаты
Выпускник начальной школы научится:
19

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, различных справочников;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения
учебных задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Метапредметные результаты
Выпускник начальной школы научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- адекватно использовать речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- использовать речь для регуляции своего действия.

20

5. Источники
1. Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ №
373 от 6.10. 2009 г.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб.
— М.: Просвещение, 2013.
4. Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с
задержкой психического развития Приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 23.03.2006 №
10-д.
5. Корнилова С.Б. Коррекционно-развивающая работа с детьми и
подростками.// http://www.yarchc.nordnet.ru/crew/psycho
6. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».
http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
7. Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении.
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 («Собрание
законодательства РФ», 26 марта 2001 г., N 13, с. 1252).
8. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического
развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы.
Методические рекомендации.: И.В.Банкрашкова. Возможности создания
благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения детей
с задержкой психического развития. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2006.
9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми:
учебное пособие. – М.: Издательский дом «Академия». 1998. 160 с.
10. Кащенко В.П. исправления недостатков характера у детей и подростков:
книга для учителя. – М.: просвещение. 1992. 223 с.
11. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно –
развивающие занятия. – Волгоград: Учитель.2007. 154 с.
12. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное
пособие. – М.: Владос. 2002. 352 с.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».